Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
26 января 2022 года Дело № А56-99618/2021
Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2022 года. Полный текст решения изготовлен 26 января 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга»
о признании недействительным решения от 04.10.2021 № 78/28161/21
о признании недействительными предписания от 04.10.2021 № 78/28158/21
при участии
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1 (по доверенности от 23.05.2021)
от третьего лица: ФИО2 (по доверенности от 17.01.2021)
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения от 04.10.2021 № 78/28161/21; о признании недействительными предписания от 04.10.2021 № 78/28158/21.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга».
Заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.
Третье лицо поддержало позицию, изложенную в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет, КИО) от 14.10.2020 № 2072-рз принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г.Красное село, Красногородская ул., уч.48, с кадастровым номером 78:40:0906403:1101 сроком на 20 лет.
Во исполнение п.6 указанного распоряжения 27.05.2021 Санкт-Петербургское государственное учреждение «Имущество Санкт-Петербурга» (далее - Учреждение) на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов размещено извещение № 310521/35023387/05 о проведении торгов.
Прием заявок установлен с 01.06.2021 до 17 час. 20.09.2021.
На основании поручения КИО, оформленного письмом от 23.08.2021 № УРИ--1694/21, в связи с решением вопроса по доработке аукционной документации приказом Учреждения от 24.08.2021 № 146-Д вышеуказанный аукцион, назначенный на 23.09.2021, отменен.
24.08.2021 опубликована информация об отмене торгов в связи с технической ошибкой.
Распоряжением Комитета от 17.09.2021 № 2199-рз в распоряжение Комитета от 14.10.2020 № 2072-рз внесены изменения в части определения срока проведения аукциона, а именно срок проведения аукциона перенесен на 3-4 квартал 2022 года.
ФИО3 обратился в УФАС с жалобой (вх. 28681/21 от 10.09.2021) на действия Организатора торгов - ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» и Комитета имущественных отношений при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной собственности (извещение размещено на сайте http://torgi.gov.ru)
В жалобе ФИО3 указал на то, что Организатор торгов неправомерно отменил проведение торгов, что противоречит требованиям пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса, и лишает его права на участие в торгах.
По результатам рассмотрения жалобы Антимонопольным органом было вынесено решение от 04.10.2021 № 78/28161/21, в рамках которого УФАС решило:
1.Признать жалобу ФИО3 обоснованной.
2.Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 24 статьи 39.11 Земельного кодекса.
3.Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно оспариваемому предписанию в срок до 22.10.2021 Комитет обязан отменить письмо от 23.08.2021 № УРИ—1694/21, Учреждение - отменить приказ от 24.08.2021 № 146-Д; до 29.10.2021 Комитету и Учреждению предписано:
-отменить сообщение об отмене/аннулировании торгов, опубликованное на сайте http://torgi.gov.ru по извещению № 310521/35023387/05.
-совершить дальнейшие действия по проведению и завершению процедуры торгов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
-заблаговременно уведомить участников торгов о необходимости внесения задатка (с указанием сроков и порядка внесения задатка).
-представить доказательства исполнения предписаний не позднее 5 дней со дня его исполнения.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц (пункт 1 статьи 39.11 ЗКРФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.
Согласно пункту 24 статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 указанной статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
Пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ содержит 19 оснований, при наличии которых земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Учреждения от 24.08.2021 № 146-Д аукцион отменен Учреждением в связи с допущенной в извещении технической ошибкой.
УФАС, полагая, что п.4 ст.448 ГК РФ и п.24 ст.39.11 ЗК РФ соотносятся как общая и специальная норма, сделало вывод о том, что отказ от проведения аукциона не соответствует закону, поскольку п.8 ст.39.11 ЗК РФ не предусмотрено, что необходимость доработки аукционной документации препятствует выставлению земельного участка на торги, пришло к выводу о наличии в действиях организатора торгов нарушение пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
В пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований (обстоятельств), наличие (выявление) которых в отношении каких-либо земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, делает невозможным вовлечение этих участков в гражданский оборот посредством аукциона.
Последствием выявления указанных обстоятельств согласно буквальному указанию пункта 24 указанной статьи является необходимость принятия уполномоченным органом решения об отказе от проведения аукциона.
В отношении участка Комитетом, как уполномоченным органом, было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды для индивидуального жилищного строительства, оформленное распоряжением от 14.10.2020 № 2072-рз (с изменениями в части сроков проведения аукциона, внесенными распоряжением Комитета № 2199-рз от 17.09.2021), в котором выражено соответствующее волеизъявление Санкт-Петербурга, как собственника участка.
Обстоятельств, подпадающих под пункт 8 статьи 39.11 ЗК РФ, в отношении участка на тот момент установлено не было, соответственно, при отсутствии к тому оснований решение об отказе от проведения аукциона в отношении участка Комитетом не принималось и не могло быть принято.
Вместе с тем в связи с необходимостью внесения изменений в условия договора аренды, заключаемого по результатам аукциона, и порядка внесения арендной платы в условиях, когда аукцион в отношении участка был уже объявлен, Учреждение отменило открытый аукцион. Решение об отказе в проведении аукциона в отношении участка Комитетом на тот момент не принималось.
Приказом об отмене открытого аукциона от 24.08.2021 № 146-Д Учреждение фактически указало на перенос аукциона на 3-4 квартал 2022 г., но не на его отказ в проведении на основании пункта 24 статьи 39.11 ЗК РФ.
Отказ от проведения аукциона в конкретную дату не нарушает конкуренцию и не исключает возможности проведения такого аукциона в будущем.
Как указано выше, Комитетом перенесены сроки проведения аукциона до 2022 года.
Распоряжение КИО от 14.10.2020 № 2072-рз о проведении аукциона не отменено и является действующим (с учетом изменения сроков проведения такого аукциона).
Таким образом, УФАС сделан неверный вывод о том, что отмена и отказ от проведения торгов несут для участников торгов одинаковые правовые последствия -невозможность приобретения права аренды земельного участка.
Как пояснил заявитель, перенос срока аукциона обусловлен в том числе необходимостью определения новой рыночной стоимости земельного участка и заключения нового государственного контракта на определение оценочной организации.
Отчет об оценке, на основании которого определена начальная цена аукциона, подготовлен по состоянию на 01.12.2020, и в силу ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является рекомендуемым для целей определения начальной цены предмета аукциона в течение шести месяцев с даты составления отчета.
Кроме того, истек срок ряда технических условий, выданных в рамках подготовки земельного участка к аукциону.
Вышеизложенные обстоятельства делают невозможным исполнение выданного предписания, в соответствии с которым необходимо совершить действия по проведению и завершению процедуры торгов в срок до 29.10.2021.
При таких обстоятельствах оспариваемые решение и предписание не могут быть признаны правомерными и подлежат признанию незаконными, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 04.10.2021 № 78/28161/21 и предписание от 04.10.2021 № 78/28158/21.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.