Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 февраля 2022 года Дело № А56-99688/2021
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Покровского С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Акционерное общество "Почта России"
заинтересованное лицо – Санкт-Петербургская таможня
об оспаривании постановления от 13.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4130/2021
при участии:
от заявителя - ФИО2, по доверенности от 01.10.2019,
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 21.09.2021,
установил:
Акционерное общество "Почта России" (далее – заявитель, Общество, АО «Почта России») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о снижении размера штрафа, назначенного заявителю постановлением Санкт-Петербургской таможни (далее – заинтересованное лицо, таможня) от 13.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4130/2021, о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 310 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 18.05.2021 в адрес Вологодского областного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни поступило уведомление отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста «Международный почтамт» Московской таможни № 10129056/030521/0005785СР от 03.05.2021, согласно которого, МПО № CY542778086DE, направленное в адрес получателя гражданки Российской Федерации ФИО4, проживающей по адресу: <...>, было направлено для проведения таможенного оформления по месту проживания адресата - на Вологодском областном таможенном посту.
Доставку международного почтового отправления № CY542778086DE осуществляло Общество.
Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений на официальном сайте Общества с почтовым идентификатором № CY542778086DE было установлено, что МПО № CY542778086DE поступило в отделение почтовой связи (далее - ОПС) г. Череповец, где и было выдано адресату ФИО4 08.05.2021 в 11 часов 11 минут. Разрешение на выдачу МПО № CY542778086DE уполномоченными лицами Вологодского областного таможенного поста не выдавалось.
С целью установления обстоятельств выдачи МПО № CY542778086DE получателю без разрешения таможенного органа, а также с целью установления местонахождения товара Вологодским областным таможенным постом 28.05.2021 г. был направлен запрос за № 44-11/01291 «О предоставлении информации» в адрес ОПС Череповецкий почтамт.
Согласно ответу Управления Федеральной почтовой связи (далее - УФПС) г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2021 МПО № CY542778086DE поступило 07.05.2021 в Череповец почтамт 162600. По вине Череповецкого почтамта посылка с таможенным уведомлением направлена 07.05.2021 в ОПС Череповец 162612. МПО № CY542778086DE поступило в ОПС Череповец 162612 - 07.05.2021 и было выдано 08.05.2021 адресату без разрешения таможенного органа.
Таким образом, в ОПС Череповец 162612 был нарушен порядок выдачи почтового отправления с таможенным уведомлением.
28.06.2021 получатель товара ФИО4 предоставила объяснения по факту получения МПО № CY542778086DE. В своем объяснении ФИО4 от 28.06.2021 сообщила, что 08.05.2021 получила почтовое отправление из Федеральной Республики Германия от своей дочери, содержащее массажёры, крем, витамины и сладости общей стоимостью 450 Евро, что составило 40277,70 рублей. Данная посылка с уведомлением № 10129056/030521/0005785СР по накладной № CY542778086DE была выдана ей в <...>. О том, что указанное почтовое отправление находится под таможенным контролем работники почты ее не проинформировали, при этом перемещенные в МПО товары она предъявить не смогла, пояснив, что товар были использованы по прямому назначению.
Таким образом, в результате проведенных проверочных мероприятий было установлено, что в нарушение требований таможенного законодательства должностными лицами ОПС Череповец АО «Почта России», являющегося обособленным структурным подразделением АО «Почта России», расположенного по адресу; <...>, 08.05.2021 в 11 часов 11 минут МПО № CY542778086DE было выдано получателю без разрешения таможенного органа и помимо таможенного контроля.
Усматривая в действиях АО «Почта России» достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ, должностным лицом Санкт-Петербургской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №10210000-4130/2021.
Постановлением Санкт-Петербургской таможни от 13.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4130/2021 АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 310 000 руб.
Не согласившись с размером назначенного постановлением штрафа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 40 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 285 ТК ЕАЭС МПО выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в МПО, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с ТК ЕАЭС.
Правила оказания услуг почтовой связи утверждены приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В соответствии с пунктом 29 Правил оказания услуг почтовой связи международные почтовые отправления принимаются и оформляются в соответствии с актами Всемирного почтового союза, международными договорами Российской Федерации в области международного почтового обмена и требованиями Правил оказания услуг почтовой связи.
Согласно пункту 36 Правил оказания услуг почтовой связи выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Разделом V Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в МПО, утверждённых приказом ГТК России от 03.12.2003 № 1381 (далее - Правила таможенного оформления), определены особенности проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, таможенным органом, расположенным по месту нахождения адресата.
Пунктом 53 Правил таможенного оформления установлено, что на каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата.
В соответствии с пунктом 59 Правил таможенного оформления выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки, либо выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем.
Наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения подтверждается материалами дела, и Обществом не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению АО «Почта России» таможенных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, не установлено.
У АО «Почта России» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины в действиях АО «Почта России» при совершении данного административного правонарушения.
Таким образом, собранными в ходе производства по делу об административном правонарушении материалами доказано, что действия АО «Почта России» образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Судом установлено, что при вынесении постановления таможней не было допущено процессуальных нарушений. Требования статьи 29.10 КоАП РФ соблюдены в полной мере, были учтены все обстоятельства по делу, которым дана надлежащая оценка, в том числе, дана оценка вины Общества в совершенном нарушении.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 №4-П (далее - Постановление №4-П) указал, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
Исходя из позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №4-П, при назначении административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, следует учитывать: - характер и последствия совершённого административного правонарушения; - степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица; - его имущественное и финансовое положение; - иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.
Суд считает, что в рассматриваемом случае, наложение на заявителя административного штрафа в размере 310 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем, считает возможным снизить размер штрафа до 150 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
изменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 13.10.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10210000-4130/2021, в части размера административного штрафа, уменьшив его размер до 150 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Покровский С.С.