Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
21 октября 2016 года Дело № А56-9988/2016
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 21 октября 2016 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Воробьевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Алтуниным А.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис № 3 Центрального района" (адрес: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 60, ОГРН: 1089847185746, ИНН: 7842384671)
ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 117, литер. А, ОГРН: 1027804908966; ИНН: 7810641421)
об обязании совершить определенные действия
при участии
от истца: Грязнов Р.А. – доверенность от 11.01.2016,
от ответчика: не явился (уведомлен).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис № 3 Центрального района" (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее – Ответчик) об обязании привести нежилое помещение 16-Н в д. 91 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге в прежнее состояние согласно проектной документации и поэтажному плану в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Истец заявленные исковые требования поддержал, представил суду документы для приобщения к материалам дела.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился.
Согласно ч. 3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) спор рассмотрен по существу в отсутствие Ответчика.
Исследовав материалы настоящего дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, а также заслушав пояснения Истца, арбитражный суд установил следующее.
Истец управляет общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 91.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2016 Ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение 16Н площадью 302,7 кв.м. с кадастровым номером 78:31:0001497:3922, расположенное на цокольном этаже здания по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 91, литер. Б.
На основании комиссионной проверки от 27.01.2015 составлен акт осмотра спорного помещения, проведенного Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга 27.01.2015, согласно которому установлено, что в помещении произведена перепланировка, а именно: демонтирована часть несущей стены, заведены металлические швеллера; в несущей стене напротив входа с Невского проспекта прорублено сквозное отверстие диаметром 1 метр; по всей площади подвального помещения произведена выемка грунта на 40-50 см.; при выходе во двор складированы мешки с битым кирпичом; просверлено сквозное отверстие в стене между нежилым помещением 16-Н и помещением, где расположено кафе «Ели пили». В результате произведенных работ по перепланировке нежилого помещения 16-Н, в квартирах №20 и №28 данного дома произошел перекос входных дверей. На фасаде здания появились трещины между оконными проемами первого и второго этажей и далее.
Считая указанную перепланировку незаконной, Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно тексту искового заявления по существу заявленное Истцом требование направлено на восстановление прав собственников помещений в многоквартирном доме владения и пользования общим имуществом.
С учетом положений пункта 1 статьи 6, статьи 12, статьи 209 ГК РФ, п. пункта 6 статьи 13 АПК РФ, статей 7, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) условия и порядок перепланировки нежилых помещений законодательством не урегулированы, в связи с чем к отношениям сторон по аналогии закона подлежит применению жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения.
Перепланировка помещений в многоквартирных домах согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются строительством новых объектов, реконструкцией, капитальным ремонтом, не связаны с эксплуатацией зданий и сооружений (техническим обслуживанием), а представляют собой изменение конфигурации помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт такого помещения.
Поэтому перепланировка помещения в многоквартирных домах градостроительным законодательством не регулируется, а осуществляется в порядке, установленном главой 4 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, переоборудование (переустройство, перепланировка) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В данном случае, Администрация, являясь исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, действует в пределах предоставленных администрации полномочий.
Полномочия Администрации определены Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга".
В соответствии с пунктом 3.4.41 этого Положения администрация района уполномочена в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений.
Органом, осуществляющим согласование перепланировки и (или) переустройства, в том числе нежилых помещений без изменения их назначения, в Санкт-Петербурге согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2005 № 112 "О создании межведомственных комиссий" является районная межведомственная комиссия, создаваемая администрациями района. Данным постановлением утверждено Положение о районной межведомственной комиссии, пунктом 2.1.6.6 которого к полномочиям районной межведомственной комиссии отнесено согласование проектов на перепланировку нежилых помещений без изменения их назначения, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания, а также на устройство дополнительных входов в нежилые помещения многоквартирного дома без изменения назначения нежилого помещения (пункт 2.1.6.7).
Из пункта 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года также следует, что статья 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обращение в суд с иском к лицам, самовольно переустроившим и (или) перепланировавшим жилое помещение, специального субъекта - органа, осуществляющего согласование перепланировки и (или) переустройства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, является реконструкцией объектов капитального строительства
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
КА указано выше, поскольку в силу положений ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, п. 1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.09.2006 года № 1139 "О приведении в соответствие с действующим законодательством правовых актов Правительства Санкт-Петербурга" (с изменениями от 13.11.2007 года, от 26.08.2008 года, от 11.02.2009 года, от 30.05.2011 года) органом, уполномоченным осуществлять согласование переустройства (перепланировки) жилых помещений является администрация района, соответственно, она и обладает правом обращения в суд, в случае невыполнения требований предписания и нарушения ее прав и законных интересов в результате самовольной перепланировки.
Из вышеизложенного следует, что управляющая компания не относится к числу лиц, уполномоченных от своего имени предъявлять требования о приведении перепланированного (переустроенного) помещения в прежнее состояние, либо требовать выполнения какого-либо вида работ по приведению в прежнее состояние.
Следовательно, Истец согласно положениям статьи 4 АПК РФ не имеет материального права на иск. Из искового заявления следует, что правовым результатом рассмотрения заявленного иска является приведение помещения в первоначальное состояние, в которое оно находилось до проведения работ. При этом доводов о том, каким образом приведение помещения в первоначальное состояние восстановит нарушенные, по мнению Истца, права жителей дома, Истец в заявлении не приводит. Приведение помещение в первоначальное состояние не восстановит каких-либо прав заявителя. Таким образом, имеющиеся в деле доказательства подлежат оценке в рамках самостоятельного спора по требованию надлежащего истца.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Воробьева Ю.В.