ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-10062/08 от 19.09.2008 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов

19 сентября 2008 г. Дело № А-57-10062/2008-135

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Самохваловой А.Ю.,

при ведении судьей протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области, Саратовская область, г. Маркс

Заинтересованное лицо: Государственная инспекция Марксовского района по пожарному надзору, Саратовская область, г. Маркс

об отмене постановления №49 от 07.06.2008г. по делу об административном правонарушении

при участии представителей сторон:

от заявителя – не явились, извещены

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности №16 от 01.09.2008г.

в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы: с 11 час. 10 мин. 15.09.2008 г. до 10 час.00 мин. 19.09.2008 г.; с 10 час. 10 мин. 19.09.2008г. до 10 час. 00 мин. 22.09.2008г.

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 49 от 07.06.2008 г., вынесенного Главным государственным инспектором Марксовского района по пожарному надзору ФИО2 в отношении заявителя.

Заинтересованное лицо заявленные требования оспорило по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 06 июня 2008 г. Государственным инспектором Марксовского района по пожарному надзору ФИО3 была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области, расположенном по адресу: Саратовская область, Марксовский район ул. К. Маркса, 3 «а».

В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами: ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (утвержден При­казом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный N4838); НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (утвержден При­казом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный N4836); НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений,   помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утвержден При­казом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный N4836),  а именно:

- отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 п.6, таб.2);

- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 п.9, таб.1).

По результатам проверки главным государственным инспектором Марксовского района по пожарному надзору 07 июня 2008 г. вынесено постановление №49 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МДОУ – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Оспаривая вышеуказанное постановление, заявитель ссылается на то, что указанное нарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, является малозначительным. Также административным органом не учтен тот факт, что заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, которое финансируется за счет средств бюджета города и не имеет собственных средств.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд пришел к следующим выводам.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

В силу пункта 10 указанных Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный, суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с п.7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Приказом МЧС РФ от 17.03.03г. № 132 утверждена Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора, в соответствии с которой, территориальные отделы государственного пожарного надзора главных управлений государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам РФ организуют и осуществляют проведение мероприятий по контролю на объектах контроля (надзора), расположенных на обслуживаемой территории.

В соответствии с ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление №49 от 07.06.2008г. о наложении административного наказания в отношении МДОУ – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области вынесено главным государственным инспектором Марксовского района по пожарному надзору в соответствии с процессуальными нормами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, заявитель считает, что указанные в постановлении нарушения не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, являются малозначительными.

Согласно с п.21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, при малозначительности совершенного правонарушения вправе освободить привлекаемое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом статья 2.9 КоАП РФ может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из данного Кодекса.

Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, доказан материалами дела. Однако, при принятии решения, суд исходит из следующего.

Согласно статье 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Одним из видов административных наказаний, предусмотренных статьей 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении и оценке события нарушения, его последствий, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, суд убедился, что данным правонарушением не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу. Главе администрации Марксовского муниципального района направлена заявка для проведения аукциона на выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, утверждена смета на приобретение оборудования и материальных ценностей, куда вошли и мероприятия по противопожарной безопасности на 2008г.

Учитывая изложенное, суд считает возможным в данном случае отменить постановление №49 от 07.06.2008 г. в части назначения административного наказания в виде штрафа на сумму 10000 руб., применив взамен административного штрафа такую меру административного наказания как предупреждение.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отменить постановление №49 от 07.06.2008 г., вынесенное Главным государственным инспектором Марксовского района по пожарному надзору ФИО2, в части назначения МДОУ – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области административного наказания в виде штрафа на сумму 10000 руб.

Назначить МДОУ – детский сад с. Приволжское Марксовского района Саратовской области административное наказание в виде предупреждения.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области А.Ю. Самохвалова