ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1022/08 от 13.08.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410000 г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Саратов Дело № А57-1022\08-28

резолютивная часть - 13.08.2008г.

полный текст решения - 20.08.2008г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе

судьи – Лескиной Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Кайназой» г. Саратов

к Инспекции ФНС России по Заводскому району города Саратова

о признании недействительным решения налогового органа № 712\1 от 23.08.2007г., решения № 60/11 от 17.12.2007г.

при участии в заседании:

от заявителя: Народович О.С., доверенность от 23.04.08г.

от ИФНС: Конюхова Н.В., доверенность от 03.03.08г. № 04-09 юр, Великая Е.А., доверенность от 06.02.08г. № 04-09

У С Т А Н О В ИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кайназой» обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Заводскому району города Саратова о приостановлении проведения налоговой проверки ООО «Кайназой» от 23.08.2007г., признании незаконными действий Инспекции ФНС России по Заводскому району города Саратова, выраженные в привлечении эксперта для проведения повторной оценки одной акции в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Заводскому району города Саратова Инспекции ФНС России по Заводскому району города Саратова № 60 от 17.12.2007г., признании недействительным отчета ПО «Областная коллегия оценщиков» об определении рыночной стоимости 15,333% пакета акций ЗАО «Назымская НГРЭО».

Определением суда от 26.03.2008г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПО «Областная коллегия оценщиков».

Определением суда от 24.04.2008г. требование о признании недействительным отчета об определении рыночной 15.333% пакета акций ЗАО «Назымская НГРЭО» выделено в отдельное производство.

Инспекция ФНС России по Заводскому району города Саратова заявленные требования оспорила по основаниям, изложенным в отзыве.

Материалами дела установлено, что Инспекцией ФНС России по Заводскому району города Саратова на основании решения заместителя начальника налоговой органа от 29.06.2007г. № 712 проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «Кайназой» в связи с ликвидацией организации за период с 01.01.2004г. по 31.03.2007г.

В проведения выездной налоговой проверки налоговым органом был выявлен факт совершения разовой сделки, заключенной между ООО «Арктел» и ООО «Кайнозой», по купле–продажи от 26.08.2005г. акций ЗАО «Назымская НГРЭ» в количестве 15333 штук, номинальной стоимостью 1 руб. Сумма сделки составила 494620 руб. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком был привлечен независимый оценщик в лице ООО «Центр консалтинга и оценки собственности», что следует из договора на выполнение работ по оценке от 27.07.2005г. № 061/1-05 и акта сдачи-приемки работ по договору № 061\1-05 на выполнение работ по оценке от 27.07.2005г., составленного 15.08.2005г.

Однако в ходе проверки отчет независимого оценщика об оценке стоимости данного имущества, который бы свидетельствовал о том, что специалистом дана оценка стоимости 15333 штуки акций для целей их продажи, налоговому органу не был представлен. Кроме того, налогоплательщиком не представлены приказы руководителя об учетной политике за 2004, 2006г., 2007г.

В связи с отсутствием достоверных сведений о рыночной стоимости акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» и невозможности определения правильности исчисления и уплаты организацией налога на прибыль, Инспекций было принято решение от 23.08.2007г. о привлечении специалиста для определения им рыночной стоимости одной акции, являющейся предметом сделки купли-продажи.

Решением от 23.08.2007г. № 712/1 выездная налоговая проверка в отношении ООО «Кайназой» приостановлена в связи с необходимостью истребования документов у ОАО «Центральный Московский Депозитарий», НП «Московская Фондовая Биржа».

На основании Постановления от 20.08.2007г. № 4 Инспекцией ФНС России по Заводскому району был привлечен независимый оценщик для проведения повторной оценки обыкновенных именных акций в бездокументарной форме ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», которым и составлен отчет № 1218/10 по оценке стоимости одной акций в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном каптале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» номинальной стоимостью 1 руб. за акцию на 25.08.2005г.

Из отчета по оценке стоимости одной акции в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» следует, что объектом оценки является обыкновенная именная бездокументарная акция в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», состоящем из 100 000 акций номинальной стоимостью 1 рубль за акцию. Общий размер акционерного капитала составляет 100 000 рублей. Сумма отклонения фактической цены реализации от расчетной цены обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», не обращающихся на организационном рынке ценных бумаг составила отрицательную величину и равна – 1527,75 руб., и фактическая цена сделки отличается от расчетной цены более чем на 20%.

На основании указанного Отчета налоговый орган сделал вывод о неверном исчислении (занижении) суммы дохода, полученной от реализации акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» по договору от 26.08.2005г., поскольку фактическая цена реализации неприменима и подлежит корректировке в целях налогообложения дохода по результату сделки. Занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль составило 23424860 руб.

В результате выявленного нарушения с учетом ставки, действующей в проверяемом периоде, налог на прибыль, по, мнению налогового органа, занижен на сумму 5621966 руб.

Кроме того, в ходе проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 23, статьи 289 НК РФ не представлены налоговые расчеты по налогу на прибыль за 3 месяца, 6 месяцев. 9 месяцев 2006г., за 3 месяца 2007г., а также в нарушение пункта 1 статьи 93 НК РФ не представил в налоговый орган по требованию документы в количестве 8 штук, в нарушение статьи 23 НК РФ, статьи 15 Закона РФ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не представил квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность за 2005г., 3 месяца. 6 месяцев, 9 месяцев 2006г. за 2006г., 3 месяца 2007г.

По результатам проверки составлен акт № 60\11 от 25.10.2007г., на основании которого налоговым органом принято решение № 60.11 от 17.12.2007г. о привлечении ООО «Кайназой» к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 1124393.20 руб. в соответствии со статьей 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов в виде взыскания штрафа в сумме 1400 руб., в соответствии с пунктами 1.2 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций в виде взыскания штрафа в общей сумме 14653,6 руб.

Налогоплательщик считает, что решение о приостановлении выездной налоговой проверки от 23.08.2007г., действия налогового органа по привлечению специалиста для проведения повторной оценки одной акции в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», решение № 60/11 от 17.12.2007г. о привлечении ООО «Кайназой» к налоговой ответственности являются незаконными и необоснованными. При этом заявитель полагает, что налоговый орган превысил свои полномочия, предоставленные ему статьями 81 и 87 НК РФ. Налогоплательщик полагает, что у налогового органа не было оснований для привлечения специалиста для проведения повторной оценки цены сделки, поскольку отсутствуют какие-либо обстоятельства, определенные статьей 40 НК РФ. Кроме того, заявитель полагает, что налоговым органом был привлечен специалист, который фактически выполнил обязанности эксперта. При этом нарушена процедура назначения и проведения экспертизы. Помимо этого заявитель указывает на необоснованность и недостоверность выводов, сделанных в Отчете № 1218/10 по оценке рыночной стоимости одной акции в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция».

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговым органом были истребованы у налогоплательщика первичные документы. В нарушение статьи 93 НК РФ заявитель не представил следующие документы: Отчет независимого оценщика об оценке стоимости имущества, приказы руководителя об учетной политике за 2004г, 2006г., 2007г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждается порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В связи с отсутствием документов об учетной политики Общества и непредставлением Отчета независимого оценщика в ходе проверки проверяющим невозможно было определить расчетную цену продаваемых акций для целей налогообложения. В связи с эти налоговым органом в соответствии с пунктом 7, 12 статьи 31, статей 89, 96 НК РФ была проведена оценка стоимости одной акции ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» путем привлечения специалиста, которым составлен Отчет № 1218/10.

Пунктом 1 статьи 82 и пунктом 2 статьи 87 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится посредством получения объяснений налогоплательщиков, посредством получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности.

Налогоплательщик же обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. У налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке статьи 93 НК РФ.

В связи с тем, что заявителем не были представлены налоговому органу необходимые документы, подтверждающие допустимость принятия в целях налогообложения расчетной цены, инспекцией в соответствии с пунктом 7, 12 статьи 31, статьями 89, 96 НК РФ правомерно была проведена оценка стоимости одной акции ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» путем привлечения специалиста.

Правомерность действий налогового органа по привлечению специалиста для проведения повторной оценки одной акции в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» была предметом рассмотрения по делу № А57-365\08-33. решением от 14.04.2008г., вступившим в законную силу, указанные действия были признаны законными.

В рамках рассматриваемого дела заявитель просит признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в привлечении эксперта для проведения повторной оценки акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция». В решении по делу № А57-365/08-33 от 14.03.2008г. суд не согласился с доводом заявителя о том, что в данном случае налоговый орган с нарушением норм налогового законодательства привлек к участию в налоговой проверке эксперта. Фактически независимый оценщик, по существу, привлечен к участию в налоговой проверке в качестве специалиста для оказания услуг по оценке имущества на основании пункта 1 статьи 96 НК РФ.

Поскольку спор в данному случае касается одного и того же действия налогового органа на предмет его правомерности и законности, который был уже разрешен судами первой и апелляционной инстанций, следовательно, производство по указанному требованию подлежит прекращению на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 150 АПК РФ.

Специалист, привлеченный в соответствии со статьей 96 НК РФ для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, дает заключение, излагает в своем заключении суть произведенных исследований, сделанные выводы и обосновывает ответы на поставленные вопросы.

В рассматриваемом случае со специалистом заключен договор от 16.08.2007г.

Специалист Галактионов Александр Николаевич, составивший отчет № 1218\10. является членом Некоммерческого Партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков», что подтверждается выпиской № 11 из реестра организации оценщиков от 04.07.2007г., имеет страховой полис добровольного страхования гражданской ответственности № Г 10-554228706-В 16/52-11 Филиала ОАО «РОСНО» - Южно-Волжская дирекция ОАО «РОСНО».

Довод заявителя относительно того, что в Отчете на страницах 20 и 22 указано, что финансовая устойчивость компании недостаточная, а на странице 28 оценщик делает вывод о финансовой устойчивости предприятия, не может быть принят судом во внимание как не влияющий на результат рассмотрения дела. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998г. итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Следовательно, у суда отсутствуют основания для переоценки выводов специалиста в Отчете.

Согласно проведенной специалистом оценке стоимости акций, установлено, что указанная величина составляет 1560 руб. за акцию. Сумма отклонения фактической цены реализации от расчетной цены обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», не обращающихся на организационной рынке ценных бумаг, составила отрицательную величину и равна – 1527.75 руб. (32,25-1550 руб.) и, фактически, цена сделки отличается от расчетной цены более чем на 20% (1527.75 руб./32,25 руб. = 47,37%).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно статье 8 указанного Закона проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объектов оценки при проведении оценки объекта оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Согласно статье 13 Закона № 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом, в соответствии с подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Отчет об оценке содержит профессиональное мнение оценщиков относительно стоимости акций.

Заявителем не доказано, что у оценщика, участвующего в работе по оценке, была заинтересованность в искажении реальной рыночной стоимости акций, оценка произведена независимым оценщиком и содержит достоверное мнение о величине рыночной стоимости акций.

К участию в деле в качестве свидетеля судом привлечен Галактионов Александр Николаевич, проводивший оценку и составивший Отчет № 1218\10.

Из пояснений Галактионова А.Н. следует, что оценка произведена на основании данных, отраженных в балансе предприятия, отчете о прибылях и убытках, а также информации, представленной налоговым органом. При оценке были использованы методы и подходы в соответствии с существующими стандартами оценки. В Отчете № 1218\10 указана минимальная стоимость акций.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для сомнений в достоверности содержащихся в Отчете 1218\10 выводов.

Необоснованным является и довод заявителя об отсутствии необходимости истребования документов при проведении налогового контроля у ОАО «Центральный Московский Депозитарий» и НП «Московская Фондовая Биржа» и продление сроков проверки.

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов, информации в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

3) проведение экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

На основании пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документов (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В рассматриваемом случае в порядке статьи 93 НК РФ налоговым органом в рамках осуществления дополнительных мероприятий были проведены встречные проверки, направлены запросы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, специализированным регистратором в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг является ОАО «Центральный Московский Депозитарий».

Налоговым органом в ходе контрольных мероприятий было установлено отсутствие информации организатора торговли на рынке ценных бумаг о сфере обращения и о результатах торгов обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» или о результатах торгов по аналогичным ценным бумагам, что подтверждается сведениями от регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе, Федеральной службой по финансовым рынкам, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе.

В отношении НП «Московская Фондовая биржа» также сделан запрос в МРИ России № 50 по г. Москве, которая сообщила, что осуществляемый вид деятельности: управление финансовыми рынками, и сведения по взаимоотношениям с ОО «Кайназой» и с последующими владельцем ценных бумаг (ООО «Арктел) отсутствуют, так как данные организации не проходили процедуру аккредитации на НП МФБ, ценные бумаги, выпущенные организацией-эмитентом ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», не проходили процедуру листинга и в торгах не участвовали.

Таким образом, исходя из полученных сведений в ходе выездной налоговой проверки, следует, что обыкновенные именные бездокументарные акции ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» не допускались к обращению ни одним организатором торгов (ведущими биржами страны), по ним не рассчитывалась рыночная котировка, информация об их ценах (котировка) не опубликовывалась в средствах массовой информации и не представлена самими организаторами торгов, следовательно, данные ценные бумаги относятся к категории не обращающихся на организованном рынке (пункт 3 статьи 280 НК РФ).

Вместе с тем материалами дела установлено, что ООО «Кайназой» лишь при представлении возражений по акту проверки была представлена копия Отчета об определении рыночной стоимости 15,333% пакета акций ЗАО «Назымская НГРЭ» от 01.08.2005 № 15-07\05. Подлинный экземпляр Отчета налоговому органу представлен не был. При этом налоговым органом установлено, что цена акций отличались от цены акций по имеющейся у Инспекции информации.

Данное обстоятельство послужило основанием для назначения дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем суд находит действия ИФНС России по Заводскому району г. Саратова правомерными.

В соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка была приостановлена на основании решения от 23.08.2007г. № 711/1 с 23.08.2007г. и возобновлена с 15.10.2007г. Следовательно, общий срок приостановления проведения налоговой проверки не превысил установленного законодательством шестимесячного срока.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ доход формируется на основе договорной цены, которая определяется соглашением сторон. Указанная в договоре цена является существенным условием для определения дохода, формирующего налоговую базу. Условие о цене изменяется соглашением сторон. Предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен и принимается для целей налогообложения, если законом не установлено иное.

Сравнение фактической (договорной) цены с минимальной ценой, зарегистрированной на организованном рынке ценных бумаг, или с расчетной ценой, определенной независимым оценщиком, следует производить на дату заключения договора, то есть совершения действий, направленных на установление гражданских прав и обязанностей (статья 153 ГК РФ), поскольку для участников договора (продавца и покупателя) рыночной ценой является цена, сложившаяся для участников договора (продавца и покупателя) рыночной ценой является цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке товара в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Сопоставимыми могут быть признаны условия, которые существенно не влияют на цену товара (ценной бумаги).

Сопоставимые экономические условия образуются на дату определения ими всех существенных условий, связанных с продажей ценной бумаги, а не на дату ее передачи (исполнения договора), поскольку на дату заключения договора стороны принимают на себя взаимные обязательства, связанные с последующим их исполнением.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (статьи 425, 432 ГК РФ).

Момент перехода прав на ценную бумагу, установленный в статье 29 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» не оказывает влияния на рыночную цену. Принимаемая для целей налогообложения цена не зависит от даты перехода прав на ценную бумагу, то есть от момента внесения приходной записи лицевому счету приобретателя.

Налоговым органом ходе проведения дополнительных мероприятий по вопросу учета, удостоверения и перехода на акции организации-эмитента ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» установлено проведение бухгалтерской операции 09.09.2005г. на счетах депо, зарегистрированных за ООО «Кайназой», являющегося собственником, и ООО «Арктел», являющегося новым собственником акций обыкновенных. Оплата акций произведена платежным поручением от 14.10.2005г. № 5. Сумма выручки, зачисленной на расчетный счет ООО «Кайназой», составила 494620 руб.

Используя информацию из списка владельцев обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», содержащего перечень акционеров акционерного общества – эмитента на 01.09.2005г. и на 01.01.2006г., можно сделать вывод о сделках, совершенных в кратчайшие сроки, по результатам которых конечным покупателем является одно юридическое лицо – ООО «Арктел», обладающее контрольным пакетом обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» (92,0% акций в уставном каптале Общества).

Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той же мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении по рыночной или иной стоимости.

В силу статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» для определения рыночной или иной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик.

В случае определения цены размещения ценных бумаг, цена покупки или спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати, привлечение независимого оценщика не обязательно. Цена спроса и предложения акций, не обращающимися на организационном рынке ценных бумаг, не публикуется в печати, не определятся рыночные котировки, в связи с чем, стоимость таких акций должна определяться расчетным методом (пункт 6 статьи 280 НК РФ).

В силу статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» для определения рыночной или иной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик.

Независимый оценщик осуществляет оценку акций в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также руководствуется обязательными к применению Стандартами оценки, утвержденными Постановлением правительства РФ от 06.07.2001г. № 2519, согласно которым под методом оценки понимается способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из установленных подходов к оценке. В пункте 5 Стандартов оценки выделяются такие подходы к оценке, как затратный, сравнительный и доходный.

Из договора купли-продажи ценных бумаг от 26.08.2005г. следует, что для оценки стоимости акций был привлечен независимый оценщик в лице ООО «Центр консалтинга и оценки собственности».

Однако Отчет независимого оценщика об оценке стоимости акций для их продажи в ходе проведения проверки налогоплательщиком представлен не был, из чего налоговый орган сделал вывод о том, что налогоплательщиком не проводилась оценка акций.

В связи с этим, руководствуясь пунктом 7 статьи 31 НК РФ, налоговый орган воспользовался правом определить суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся у него информации о налогоплательщике с привлечением специалиста.

Для получения итоговой величины стоимости акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» оценщик проанализировал достоинства и недостатки данных методов и принял решение, что итоговая стоимость 100% пакета акций ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» по состоянию на дату оценки составляет 156000 тыс. руб., что определено в Отчете 1218/10.

Соответственно, расчетная стоимость акции в контрольном пакете обыкновенных именных бездокументарных акций в акционерном каптале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция», состоящим из 100 000 штук акций по состоянию на дату оценки может составить 1560 руб.

Метод цены последующей реализации не может быть применен в данном случае, поскольку в материалах дела отсутствует информация о то, каким образом покупатель акций в лице ООО «Арктел» распорядился ими в дальнейшем.

Таким образом, в связи с непредставлением налогоплательщиком истребованного отчета оценщика в лице «Центр консалтинга и оценки собственности» для подтверждения итоговой величины стоимости 15334 штуки обыкновенных именных бездокументарных акций ООО «Назымская нефтегазоразведочная станция», в целях их продажи по договору от 26.08.2005г., величина, указанная в Отчете № 1218/10, содержащего сведения доказательственного значения, считается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки по купли-продажи ценных бумаг, то есть 1560 руб. за акцию, и поэтому цена продажи по сделке подлежала корректировке в целях налогообложения с учетом данной величины.

Заявитель представил в материалы дела копию Отчета об определении рыночной стоимости 15.333% пакета акций ЗАО «Назымская НГРЭ» № 15-07/05-РС.

Как установлено материалами дела, налоговый орган в рамках налогового контроля проведена экспертиза данного Отчета. Цель экспертизы – соответствие формы и содержания Отчета требования Федерального закона «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г. и «Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 519 от 06.06.2001г. Экспертиза проведена Консалтинговой фирмой «Поволжское Агентство Оценки». Из заключения эксперта следует, что выводы, оценщиком в Отчете при определении рыночной стоимости объекта оценки ввиду имеющихся нарушений существенных методик оценки не обоснованны.

В ходе судебного разбирательства заявителем представлено в материалы дела заключение экспертного Совета Свердловского областного отделения Российской общества оценщиков от 02.06.2008г. по отчету № 1218/10.

В соответствии со статьями 67, 68 АПК РФ доказательства, представляемые сторонами арбитражного процесса, должны отвечать принципам относимости и допустимости.

Как следует из заключения Экспертного совета Свердловского областного отделения Российского общества оценщиков, представленного ООО «Кайназой», основанием проведения экспертизы явилось обращение ликвидатора ООО «Мезозой». Данная организация не имеет никакого отношения к ООО «Кайназой». Документ, выполненный на основании договора третьих лиц, не может служить доказательством по настоящему делу.

ООО «Кайназой» нарушена процедура назначения и проведения экспертизы, так как ни суд, ни ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова не были поставлены в известность о проведении экспертизы, чем нарушена статья 82 АПК РФ.

В соответствии со статьей 82 АПК РФ, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

При этом участники процесса обладают согласно пункту 3 указанной статьи определенными правами при назначении экспертизы, в том числе, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном учреждении, заявлять отвод эксперту, ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов, поставленных перед экспертом; давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение; ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

Кроме того, статьей 83 АПК РФ предусмотрено, что экспертиза при рассмотрении арбитражного дела проводится исключительно государственными судебными экспертами.

В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 30.05.2005г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимыми оценщиком», что указывается, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82-87 АПК РФ). При этом оценщик, осуществляющий оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ).

В соответствии с изложенным представленное заключение Экспертного Совета Свердловского областного отделения Российского общества оценщиков не обладает признаками относимости и допустимости и не может быть доказательствами по рассматриваемому делу.

При этом суд не принимает аналогичные доводы заявителя относительно заключения № 105 по экспертизе отчета № 15-07/05, так как данная экспертиза проводилась налоговым органом не в рамках рассмотрения арбитражного дела, а в рамках проведения мероприятий налогового контроля.

В ходе судебного разбирательства судом предложено сторонам провести экспертизу с целью определения рыночной стоимости 15.333% пакета акций ЗАО «Назымская Нефтегазоразведочная экспедиция» (протокол судебного заседания от 18.06.2008г.) Однако заявитель отказался от проведения экспертизы.

В соответствии со статьями 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 66 от 20.12.2006г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» дал разъяснения о том, что если экспертиза в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако, такое ходатайство не поступило или согласия не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующих в деле.

В связи с тем, что заявитель отказался от назначения по делу судебной экспертизы, суд рассмотрел требования заявителя в соответствии с имеющимися в деле доказательствами.

Отсутствие вины в совершении налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ заявитель не доказал, напротив, налоговый орган представил доказательства, подтверждающие правомерность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату сумм налога. В связи с эти ссылка заявителя на статью 109 НК РФ является необоснованной.

При рассмотрении требования заявителя о признании недействительным о приостановлении проведения выездной налоговой проверки № 712/1 учтены положения статьи 198 АПК РФ.

В соответствии с указанной статьей заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в порядке главы 10 АПК РФ.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, при признании судом причин пропуска уважительными.

В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что заявителю стало известно о вынесенном налоговым органом решении № 712/1 от 23.08.2007г. 24.08.2007г., с заявлением в арбитражный суд он обратился лишь в январе 2008г., то есть спустя 5 месяцев. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в арбитражный суд с данным требованием с указанием уважительных причин пропуска срока для такого обращения ООО «Кайназой» не заявлялось.

Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Заявитель не представил обоснований для признания недействительным решения налогового органа № 60/11 от 12.11.2007г. в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, фактически решение в указанной части не оспорил. Доказательств представления в налоговый орган соответствующих налоговых деклараций и документов в материалах дела нет.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 27, 110, 169, 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по Заводскому району г. Саратова № 712\1 от 23.08.2007г. о приостановлении проведения выездной налоговой проверки ООО «Кайназой» и №60/11 от 17.12.2007г. о привлечении ООО «Кайназой» к налоговой ответственности - отказать.

В части требования о признании незаконными действий Инспекции ФНС России по заводскому району г. Саратова, выраженных в привлечении эксперта для проведения повторной оценки одной акции в контрольном пакете акций в акционерном капитале ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» в ходе проведения проверки ООО «Кайназой» производство по делу прекратить.

Взыскать с ООО «Кайназой» в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 5000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке и в срок, установленные статьями 252-272, 273-291 Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья Т.А. Лескина