АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
23 июня 2021 года
Дело № А57-10310/2021
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2021 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Подушкиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бенефит»
заинтересованные лица:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области
УФНС России по Саратовской области
о признании недействительным решения № 2948 от 24.08.2020 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»
при участии:
от Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области – ФИО1 по доверенности от 03.12.2018, диплом о ВЮО обозревался,
УФНС России по Саратовской области – ФИО1 по доверенности от 29.11.2018, диплом о ВЮО обозревался,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Бенефит» (далее - налогоплательщик, заявитель, Общество, ООО «Бенефит») с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области, Инспекция, налоговый орган) № 2948 от 24.08.2020 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
От директора ООО «Тройка-2005» поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела по имеющимся материалам в отсутствие представителя Общества. Заявленные требования подержал в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области заявленное требование оспорили по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, рассмотрев все вынесенные в предварительное судебное заседание вопросы, признав представленные доказательства достаточными для разрешения спора по существу, и считая завершенной подготовку дела к судебному разбирательству, руководствуясь статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, первичная налоговая декларация по транспортному налогу за 2019 год представлена Обществом 07.02.2020 (регистрационный номер 930919587) с суммой налога к уплате в бюджет – 8850,00 руб.
Камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по транспортному налогу за 2019 год ООО «Бенефит» проведена в период с 07.02.2020 по 07.05.2020, по результатам которой установлены нарушения налогового законодательства и составлен акт камеральной налоговой проверки № 2152 от 22.05.2020.
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленного налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В связи с фактом выявления ошибок в первичной налоговой декларации по транспортному налогу за 2019 год Инспекцией по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику направлено требование № 6118 от 15.05.2020 о представлении пояснений.
В срок, установленный п. 3 ст. 88 НК РФ, налогоплательщиком пояснения не представлены. Также не были представлены пояснения или уточненная налоговая декларация на даты составления акта камеральной налоговой проверки и вынесения оспариваемого решения от 24.08.2020 № 2948 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Акт камеральной налоговой проверки от 22.05.2020 № 2152, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 16.06.2020 № 5463 направлены в адрес Налогоплательщика по ТКС 19.06.2020.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Рассмотрение материалов налоговой проверки по акту от 22.05.2020 № 2152 состоялось 20.07.2020 в отсутствие представителя Общества.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 20.07.2020 № 4675 «Об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки» на 20.08.2020.
Извещение № 7212 от 20.07.2020 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также решение от 20.07.2020 № 4675 направлены в адрес налогоплательщика заказной почтовой корреспонденцией 03.08.2020.
Рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 20.08.2020, состоялось в отсутствие представителя Общества.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 24.08.2020 № 2948 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение направлено в адрес заявителя по ТКС 11.09.2020.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговым органом 24.08.2020 принято решение № 2948 о привлечении ООО «Бенефит» к налоговой ответственности.
Не согласившись с принятым решением № 2948 от 24.08.2020, Общество обратилось в УФНС России по Саратовской области с жалобой.
Решением от 12.05.2021 УФНС России по Саратовской области жалоба ООО «Бенефит» на решение Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области № 2948 от 24.08.2020 оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Саратовской области с заявленным требованием.
Изучив позиции лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностного лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемую действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 357 НК РФ ООО «Бенефит» ИНН <***> является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В ходе налоговой проверки установлено следующее, на основании сведений, полученных в электронном виде от ГИБДД, транспортное средство с государственным регистрационным знаком <***> было поставлено ООО «Бенефит» на учет 26.07.2017, с учета снято 29.08.2019 (коэффициент, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 362 НК равен 0.6667 (8/12)).
Согласно п. 2.1 ст. 362 НК РФ, Приказа ФНС от 05 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Суммы авансовых платежей по налогу исчисляется по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.
В представленной налоговой декларации, налогоплательщиком исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговой период в размере 8850, 00 руб., в т.ч. сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет за первый квартал 0,00 руб., за второй квартал 0.00 руб., за третий квартал 0.00 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 8850,00 руб.
В нарушение п. 7 ст. 80 НК РФ, ст. 361 ст. 362 НК РФ, Приказа ФНС от 05 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения", ст. 2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 109- ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога », - налогоплательщиком занижена исчисленная сумма транспортного налога на 1475.00 руб. в результате занижения коэффициента владения транспортным средством с регистрационным знаком <***>, налоговая база 177, количество полных месяцев владения ТС по данным налогоплательщика – 6, по данным налогового органа – 8.
Таким образом, по срокам уплаты налогоплательщик в налоговой декларации по транспортному налогу должен был указать: исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговой период в размере 10325, 00 руб., в т.ч. сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет за первый квартал 2212,00 руб., за второй квартал 2213.00 руб., за третий квартал 3687.00 руб.. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 2213,00 руб.
При анализе карточки расчетов с бюджетом установлено, что по сроку уплаты налога (на 02.03.2020) числилась переплата в размере 2162,00, которая сохранилась на момент составления акта, перекрывающая доначисленную сумму налога к уплате в размере 1475,00 руб.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по транспортному налогу в срок не позднее 01-го февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По результатам камеральной проверки в рамках ст. 88 НК РФ выявлено, что организация не исполнила свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган (при сроке представления декларации 03.02.2020, первичная налоговая декларация представлена по ТКС 07.02.2020, количество просроченных месяцев 1, в связи с чем возникает налоговая ответственность, предусмотренная п. 1 cт. 119 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
При вынесении решения о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, налоговым органом учтены такие смягчающие обстоятельства, как незначительность просрочки, а также признание вины и устранение ошибок, в связи с чем размер штрафа снижен в 4 раза.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 24.08.2020 № 2948 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение направлено в адрес заявителя по ТКС 11.09.2020.
В оспариваемом решении Инспекцией сделан вывод о занижении Обществом суммы транспортного налога за 2019 год в размере 1475,00 рублей. Данным решением к Обществу применены штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 Кодекса, а также в соответствии с положениями статьи 75 Кодекса начислены пени.
В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).
Таким образом, судом установлено, что Инспекцией соблюдены процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения материалов налоговых проверок и порядок принятия по результатам их рассмотрения решений, в том числе требования п. 2 ст. 101 НК РФ, обеспечивающие соблюдение прав лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Как указано в п. 1 ст. 81 НК РФ, при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке,установленном настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом 1 п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Если по результатам камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, момент ее окончания следует определять по дате, указанной в акте налоговой проверки. При представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки основания для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют, и, соответственно, налоговый орган обязан вынести предусмотренные Налоговым кодексом РФ решения.
При вынесении решения налоговый орган учитывает показатели уточненной декларации только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.
Абзацем 2 п. 4 ст. 31 НК РФ установлено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
На основании п. 5.1. ст. 23 НК РФ лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
На основании вышеизложенного, суд считает требования Общества с ограниченной ответственностью «Бенефит» не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области А.И. Михайлова