Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-10404/2011
Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи – С.М.Степура,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Ишановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий», г. Саратов
к Управлению налоговой службы России по Саратовской области, г. Саратов;
заинтересованное лицо – Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области;
о признании незаконным действия УФНС России по Саратовской области по исключению из ЕГРЮЛ, обязании УФНС России по Саратовской области совершить действия по восстановлению в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1, председатель правления, личность установлена; от УФНС – ФИО2, гл. спец.-эксперт, доверенность от 28.02.11 г. № 05-17/18; от ИФНС №8 – ФИО3, спец.-эксперт, доверенность от 22.12.2011г. №04-06/046040;
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» с заявлением о признании незаконным действия УФНС России по Саратовской области по исключению из ЕГРЮЛ, обязании УФНС России по Саратовской области совершить действия по восстановлению в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица (с учетом заявления в порядке ст. 49 АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме и просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к заявлению.
Представители заинтересованных лиц просят в удовлетворении заявленных требований обществу отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Как видно из материалов дела, 02.04.1992 года Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» была зарегистрирована Главным управлением Министерства Юстиции РФ по Саратовской области за № 024.
11.07.2006 года ИМНС по Волжскому району г. Саратова была внесена запись в ЕРГЮЛ за основным государственным регистрационным номером <***>.
11.09.2009 года в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Управлением федеральной налоговой службы по Саратовской области принято решение № 169 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с отсутствием сведений об открытых банковских счетах и непредставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.
В связи с непредставлением налоговой отчётности, отсутствием расчётных счётов Организации, руководствуясь ст. 21.1 Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», налоговым органом после опубликования в органах печати решения о предстоящем исключении Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» из ЕГРЮЛ, 14.01.2010 года была внесена запись об исключении юридического лица - Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий», фактически прекратившей свою деятельность, из ЕГРЮЛ.
Считая действия налогового органа незаконными и необоснованными, председатель Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» является действующим юридическим лицом, и исключение последнего из ЕГРЮЛ произведено налоговым органом в нарушение положений действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Из абзаца 3 пункта 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Вместе с тем, данные разъяснения были даны до внесения изменений в Закон № 129-ФЗ.
В свою очередь, Федеральным законом от 02.07.2005г. № 83-ФЗ были внесены дополнения в Закон № 129-ФЗ, касающиеся юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность. Данные положения предусматривают административный (внесудебный) порядок их исключения из ЕГРЮЛ, которые были введены как альтернатива применению к недействующим компаниям судебных процедур банкротства должника.
В силу разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Таким образом, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ - это специальная процедура его прекращения, а не ликвидация юридического лица.
Пунктом 9 статьи 22 Закона № 129-ФЗ прямо предусмотрено, что споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При этом, пункт 2 статьи 21.1 Федерального Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Таким образом, только при наличии всех, перечисленных в п. 1 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» условий, регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такими условиями являются:
- не представление юридическим лицом, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- не осуществление юридическим лицом, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, операций хотя бы по одному банковскому счету.
Однако из положений статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ не следует, что наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы вышеуказанной статьи направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.
Как следует из материалов дела, налоговым органом решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц принято 11.09.2009 года.
Таким образом, следовательно, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» должна была не представлять налоговую отчётность в налоговый орган и не осуществлять операций хотя бы по одному банковскому счёту.
Налоговым органом в материалы дела представлены справки Межрайонной ИФНС № 8 по Саратовской области № 716-С и 716-О, из которых следует, что Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» обладает признаками недействующего юридического лица, поскольку отсутствуют сведения об открытых банковских счетах Организации.
Из Устава Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» является добровольным общественным формированием, созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общности интересов, и действующая на территории г. Саратова. Финансовые средства Ассоциации образуются: из добровольных пожертвований, дарений, завещаний и иных взносов граждан, религиозных общин и иных организаций; поступлений от концертов, вечеров, выставок, других мероприятий в пользу Ассоциации; отчислений от организованных Ассоциацией предприятий и т.п.
В этой связи, отсутствие у юридического лица банковского счета не является равнозначным понятию "отсутствия операций хотя бы по одному банковскому счету", а соответственно, не означает наличия условия, предусмотренного пунктом 1 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Следовательно, один из признаков недействующего юридического лица, указанных в качестве основания, предусмотренного для исключения юридического лица из реестра, отсутствует. Отсутствие операций по счету, не может быть вменено Ассоциации, так как последний у него отсутствует. Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий», исходя из его уставной деятельности, не осуществляет предпринимательскую деятельность и не извлекает доходов от указанной деятельности.
Уставная деятельность может осуществляться Саратовской городской общественной организацией «Ассоциация жертв политических репрессий» за счет добровольных пожертвований, дарений, завещаний и иных взносов граждан, религиозных общин и иных организаций; поступлений от концертов, вечеров, выставок, других мероприятий в пользу Ассоциации; отчислений от организованных Ассоциацией предприятий и т.п.
Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что отчетность за последние 12 месяцев действительно в налоговый орган не представлялась.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие одновременно двух признаков недействующего юридического лица, указанных в пункте 1 статьи 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
При отсутствии хотя бы одного из них юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Отсутствие открытых в банках счетов у Ассоциации, как общественной организации, не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица.
При решении вопроса об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, налоговый орган по месту регистрации юридического лица имел возможность провести выездную налоговую проверку в отношении такого юридического лица по месту нахождения Ассоциации, либо направить уведомление в адрес председателя организации. Однако налоговый орган своим правом не воспользовался.
Кроме того, суд исходит из следующего:
Согласно п. 3 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не направлены заявления заинтересованных лиц, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как видно из материалов дела, решение налоговой инспекции № 169 от 11.09.2009 г. о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц опубликовано 16.09.2009 года в журнале «Вестник Государственной Регистрации» № 36 (241). При этом, сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, были опубликованы.
Таким образом, налоговым органом не был нарушен порядок исключения Саратовской городской общественной организацией «Ассоциация жертв политических репрессий» из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
В тоже время, судом установлено, что, несмотря на принятое решение о предстоящем исключении, Ассоциация вела активную деятельность в соответствии с положениями устава.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» на момент исключения из ЕГРЮЛ являлась действующим юридическим лицом, что подтверждается проведением работы по восстановлению прав на реабилитацию репрессированных лиц, по сохранению льгот, установленных репрессированным лицам законом по реабилитации, участие в процессе монетизации льгот, организация посещение театров членами организации, работа с депутатами городской Думы по оказанию материальной помощи.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что Саратовская городская общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» на момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц, являлась фактически действующим юридическим лицом, в связи с чем, исключение Управлением налоговой службы России по Саратовской области Ассоциации из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, является незаконным, поскольку принято налоговым органом при отсутствии у заявителя признаков недействующего юридического лица.
Поскольку нормы статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически, суд приходит к выводу о незаконности действий налогового органа по исключению Саратовской городской общественной организацией «Ассоциация жертв политических репрессий» из единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, в силу подпункта 4 пункта 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
По смыслу изложенного, налоговая инспекция обязана контролировать деятельность налогоплательщиков в отведенных законом рамках.
Что касается требования заявителя об обязании налоговый орган совершить действия по восстановлению Саратовской городской общественной организацией «Ассоциация жертв политических репрессий» в ЕГРЮЛ в качестве действующего юридического лица, то суд основывается на следующем.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Заявитель указывает о том, что о нарушении своего права узнал после получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.06.2011г. С заявлением о нарушении права Ассоциация обратилась в суд 18.07.2011г., арбитражный суд считает, что трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд Саратовской городской общественной организацией «Ассоциация жертв политических репрессий» пропущен не был.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков (введен Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ).
Однако данная правовая норма регулирует вопросы освобождения указанных в ней лиц от уплаты государственной пошлины за подачу заявлений в арбитражные суды (исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб), поскольку устанавливает налоговую льготу только при обращении в арбитражные суды с соответствующими заявлениями, что следует из названия статьи закона.
Данная норма не применима к отношениям по возврату государственной пошлины из федерального бюджета, условия и порядок которого регулируется иными нормами Федерального закона.
Как установлено судом, основаниям и порядок возврата государственной пошлины из федерального бюджета установлены ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, в которой не предусмотрен возврат истцу из бюджета, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что поскольку с 01.01.2007 г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу указанных органов, возврат государственной пошлины производился из бюджета, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Поэтому уплаченная государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ взыскивается в пользу истца непосредственно с соответствующего органа власти как стороны по делу.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2009 года по делу №А57-1360/2009 и учитывается арбитражным судом, исходя из принципа единообразия правоприменительной практики, сформулированного в статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, при подаче заявления в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб.
При таких обстоятельствах с Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в пользу Саратовской городской общественной организацией «Ассоциация жертв политических репрессий» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области по исключению 14.01.2010г. Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Управление налоговой службы по Саратовской области восстановить в Единый государственный реестр юридических лиц запись о регистрации Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в пользу Саратовской городской общественной организации «Ассоциация жертв политических репрессий» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления судебного акта в законную силу.
Решение арбитражного суда первой инстанции в силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда в соответствии со статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - С.М. Степура