ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-10867/12 от 21.06.2012 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, дом 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-10867/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2012г.

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2012г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бекетовой О.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Благоустройство» (сокращенное наименование – МУП «Благоустройство»), г.Петровск Саратовской области

к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, г.Саратов;

Администрации муниципального образования г.Петровска Саратовской области, г.Петровск Саратовской области

о признании незаконным и отмене постановления от 10 апреля 2012года №26 о привлечении МУП «Благоустройство» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях, вынесенное Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области

при участии в заседании представителей: заявителя – не явился, извещен, уведомление №77143; заинтересованного лица Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области – Степановой Д.А. - по дов. от 13.04.2012г. №1-01/02-28; заинтересованного лица Администрации муниципального образования г.Петровска Саратовской области – не явились, извещены, уведомление №77145.

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось МУП «Благоустройство» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 10 апреля 2012года № 26 о привлечении МУП «Благоустройство» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях, вынесенное Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, 19.06.2012г. направил в суд заявление посредствам факсимильной связи с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования г.Петровска Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 77145, отзыв не представил, правами, предусмотренными статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не воспользовался.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда заявителя или заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования г.Петровска Саратовской области при надлежащем извещении.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв на 21.06.2012г. на 12час. 20мин.

После перерыва 21.06.2012г. в 12час. 20мин. в судебное заседание явились стороны, участвующие в деле. Судебное заседание продолжено.

Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке статей 152-166, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП «Благоустройство» 05.10.2009г. зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Саратовской области в Едином государственным реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1096444000400.

19.03.2012г. Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области по согласованию с прокуратурой Саратовской области была проведена внеплановая проверка соблюдения МУП «Благоустройство» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами.

В ходе проверки установлено, что МУП «Благоустройство» осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов 4 и 5 классов опасности от физических и юридических лиц на территории Петровского муниципального района Саратовской области на свалку, расположенную в 6 км. западнее г. Петровска.

Указанная деятельность осуществляется без лицензии на обращение с отходами 4 класса опасности, кроме того, Предприятием не ведется производственный контроль в области обращения с отходами производства 4 и 5 классов опасности и потребления.

19.03.2012г. государственным инспектором комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Решетовым В.Н. в присутствии директора МУП «Благоустройство» Иванова А.М. составлен протокол № 2-П/26 об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении МУП «Благоустройство», которым Предприятию вменяется правонарушение предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия протокола вручена директору МУП «Благоустройство» Иванову А.М. 19.03.2012г. под роспись.

В протоколе об административном правонарушении административным органом указано, что в нарушение статей 24, 34, 39, 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 11, 14, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на предприятии отсутствуют: проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение; лимиты на размещение отходов на 2012г.; лицензия на деятельность по обращению с отходами; паспорта отходов I-IV класса опасности; не организован и не осуществляется производственный контроль в области обращения с отходами.

05.04.2012г. заместителем начальника управления охраны окружающей среды – начальником отдела охраны окружающей среды и работы служб инспекционных отделов комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, государственным инспектором Саратовской области по охране природы Крыловой Т.Н. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП «Благоустройство» на 10.04.2012г. на 14час. 30мин. по адресу: г. Саратов, ул. 1-я Садовая, д. 131 «А», копия определения получена директором МУП «Благоустройство» Ивановым А.М. 06.04.2012г. посредствам факсимильной связи (л.д. 38).

10.04.2012г. заместителем начальника управления охраны окружающей – начальником отдела охраны окружающей среды и работы служб инспекционных отделов комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, государственным инспектором Саратовской области по охране природы Крыловой Т.Н. вынесено постановление № 26 по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Благоустройство», в соответствии с которым юридическое лицо МУП «Благоустройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000руб.

Представитель заявителя в заявлении указал, что МУП «Благоустройство» осуществляет деятельность по сбору и транспортировке ТБО и мусора 5 класса опасности для дальнейшей утилизации его на полигоне ТБО ООО «РоСТ» на основании договора от 29.07.2010г. № 23/07. Транспортировка отходов I-IV класса опасности с 03.11.2011г. не является лицензируемым видом деятельности. Отходы 5 класса опасности фактически признаются неопасными. Лицензия на деятельность по обращению с отходами 5 класса не требуется. Паспорт отходов необходим только для отходов с 1 по 4 класс. Не соблюден порядок сбора доказательств при отборе проб отходов для проведения экспертизы. Просит суд признать незаконным и отменить постановление № 26 от 10.04.2012г.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что заявленные требования не признает, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, обжалуемое постановление вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства. В ходе составления протокола об административном правонарушении и в ходе рассмотрения дела директор МУП «Благоустройство» Иванов А.М. признал факт осуществления деятельности с нарушениями действующего законодательства, что в силу статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации было учтено в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства при наложении административного штрафа. Просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, участвующего в деле, суд основывается на следующем.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяется, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды в силу статьи 3 названного Федерального закона является презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещением отходов - хранение и захоронение отходов; использованием отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживанием отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбором отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортированием отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 20.07.2010 N 4433/10 по делу N А12-16737/2009 разъяснил, что в соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Таким образом объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 20.07.2010 N 4433/10, указал, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Под лимитом на размещение отходов понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории, а под нормативом образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Закона об отходах).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы 1 - 4 классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 - 4 классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Деятельность юридических лиц, в процессе которой образуются отходы 1 - 4 классов опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1 - 4 классов опасности.

Лица, которые допущены к обращению с отходами 1 - 4 класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности (статья 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Статьей 18 Закона об отходах предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1). Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно части 3 статьи 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пунктам 1 и 2 данного Порядка - порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Таким образом, субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться не только лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами и нарушившие экологические и санитарно-эпидемиологические требования в этой области, но и лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и нарушившие требования, установленные статьями 14 и 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).

Согласно статье 9 Закона N 89-ФЗ, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Материалами дела установлено, между ОАО «Петровский элеватор» и МУП «Благоустройство» 01.01.2011г. № 056/2011 заключен договор, по условиям которого МУП «Благоустройство» осуществляет сбор и транспортировку мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный), являющегося согласно Федеральному классификатору отходов (ФККО) отходом 4 класса опасности (л.д. 46). Кроме того, МУП «Благоустройство» осуществляет сбор и транспортировку у Общества отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, электрических ламп накаливания отработанных, относящихся согласно ФККО к отходам 5 класса опасности, что подтверждается техническим отчетом о неизменности производственного процесса, используемого сырья и обращения с отходами за 2011г. (л.д. 53-56).

Кроме того, МУП «Благоустройство» осуществляет сбор и транспортировку отходов от других физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сбор и транспортировку твердых бытовых отходов с общественных контейнерных площадок МО г. Петровска, что подтверждается договорами, а именно: с ООО «Дорожник» № 104а от 01.04.2010г. (л.д. 44), с ИП Еприкян Р.ОЛ. № 143 от 24.04.2010г. (л.д. 45), а также муниципальными контрактами № 20 от 17.10.2011г. и № 3 от 18.01.2012г., заключенными с управлением по имуществу и земельному контролю администрации муниципального образования г. Петровск Петровского муниципального района Саратовской области (л.д. 47-48, 50-51).

В материалах дела имеется список абонентов по состоянию на 23.03.2012г., с которыми в настоящее время МУП «Благоустройство» также заключены договоры на вывоз твердых и бытовых отходов (л.д. 40-43).

Судом установлено, что деятельность по сбору отходов 4 класса опасности в период с 01.01.2011г. по настоящее время осуществляется МУП «Благоустройство» без соответствующей лицензии на деятельность по обращению с отходами 4 класса.

Кроме того, Предприятием не осуществляется производственный контроль в области обращения с отходами 4 и 5 классов опасности. Порядок проведения производственного контроля согласован с комитетом охраны окружающей среды в соответствии с приказом комитета от 19.03.2009г. № 588.

Таких документов заявителем ни административному органу, ни суду не представлено.

Факт осуществления МУП «Благоустройство» деятельности по сбору и транспортировке отходов на существующую городскую свалку, факт осуществления данной деятельности с вменяемыми Предприятию нарушениями экологических требований также подтверждается объяснениями директора МУП «Благоустройство» Иванова А.М., имеющимися в материалах дела.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что факт совершения МУП «Благоустройство» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным, вина предприятия в его совершении подтверждена материалами дела.

Довод заявителя о том, что представленный в материалы дела административным органом протокол результатов количественного токсикологического анализа отхода № 15/27 не является доказательством по настоящему делу, принимается судом, поскольку был нарушен порядок отбора проб отходов, а также из указанного протокола не следует кем именно осуществлялся вывоз отходов, поскольку на полигоне ТБО ООО «РоСТ» осуществляется вывоз отходов всеми физическими и юридическими лицами.

Кроме того, протокол результатов количественного токсикологического анализа отхода № 15/27 ни в протоколе об административном правонарушении № 2-П/26, ни в постановлении № 26 по делу об административном правонарушении административным органом не взят за основу доказательственной базы по настоящему делу, и не принимается судом.

Довод заявителя о том, что транспортировка отходов I-IV класса опасности с 03.11.2011г. не является лицензируемым видом деятельности судом отклоняется, поскольку на основании статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Из представленных в материалы дела договоров следует, что МУП «Благоустройство» кроме транспортировки отходов I-IV класса опасности также осуществляло сбор отходов I-IV класса опасности, что в соответствии с действующим законодательством подлежит лицензированию.

Кроме того, заявитель в своем заявлении указывает, что МУП «Благоустройство» осуществляет деятельность по сбору и транспортировке ТБО и мусора 5 класса опасности для дальнейшей утилизации.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области осуществлен контроль за соблюдением правил по обращению с отходами на территории г. Петровска Саратовской области, в связи с чем выявлено нарушение природоохранного законодательства.

По результатам проверки заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы нарушения, выявленные со стороны МУП «Благоустройство».

В силу части 2 статьи 26.2, статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу об административном правонарушении.

Нарушений прав лица, привлекаемого к ответственности в части процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа, то есть требований статей 23.60 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В результате рассмотрения дела судом установлено, что МУП «Благоустройство» имело возможность не осуществлять деятельность по сбору и транспортировке отходов от физических и юридических лиц на территории г. Петровска на свалку, расположенную в 6 км. западнее г. Петровска в отсутствие лицензии на сбор отходов 4 класса опасности, а также в отсутствие Порядка производственного контроля в области обращения с отходами 4 и 5 классов опасности, однако, в нарушение экологических требований осуществляло данную деятельность.

Таким образом, МУП «Благоустройство» имело возможность по соблюдению установленных норм и правил в сфере природоохранного законодательства, однако, не предприняло все зависящие меры по их соблюдению, в связи, с чем допустило правонарушение.

В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рассматриваемом случае наказание заявителю назначено в пределах санкции статьи в виде минимального размера штрафа с учетом смягчающих и отсутствием отягчающих вину обстоятельств.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Обстоятельства совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя исследованы арбитражным судом в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления от 10 апреля 2012года №26 о привлечении МУП «Благоустройство» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях, вынесенное Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170,207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство» (сокращенное наименование – МУП «Благоустройство»), г.Петровск Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления от 10 апреля 2012года №26 о привлечении МУП «Благоустройство» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях, вынесенное Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в соответствии со статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить копию решения лицам, участвующим в деле.

Судья Арбитражного

суда Саратовской области Е.В. Бобунова