АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
2 ноября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 2 ноября 2010 года
Дело № А57-11277/2010
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (г.Саратов)
о признании незаконными действий налоговой инспекции
Заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саратова (г.Саратов)
при участив судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО2 по доверенности от 31.03.2010 г. № д-394;
заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 20.01.2010 г. № 04-15/27579
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась ИП ФИО1 с уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) заявлением о признании незаконным бездействие Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саратова, выразившееся в непредставлении ФИО1 на основании ее письменных заявлений от 20.08.2010 г., запрошенных документов, содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей или мотивированного отказа в предоставлении указанных документов в срок, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
В части требований об обязании налоговый орган предоставить ИП ФИО1 копии решений по форме № Р24001 от 19 мая 2010 г., № Р26001 от 20 мая 2010 г. заявитель просит суд принять отказ по правилам ст.49 АПК РФ.
Отказ от заявленных требований подлежит принятию судом.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саратова (далее – Инспекция, налоговый орган) считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит суд оставить заявление без удовлетворения.
Дело рассмотрено по существу согласно представленных доказательств по правилам главы 24 АПК РФ.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 26.10.2010 г., о чем суд вынес протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено.
Как видно из материалов дела, 20.05.2010 г. ИП ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности (форма № Р26001).
Поскольку ответ на вышеуказанное заявление не поступил, Предприниматель 20.08.2010 г. обратилась в Инспекцию с заявлениями о предоставлении ей копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения налоговым органом ранее поданных ею заявлений.
26.08.2010 г. Предпринимателю было вручено письмо от 25.08.2010 г. № 05-11/012820 «О направлении информации» которым Инспекция предложила предпринимателю уплатить государственную пошлину в размере 200 руб. за каждый запрошенный ею документ или 400 руб. за каждый документ при необходимости их срочного изготовления.
Посчитав указанные действиями Инспекция незаконными, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению заявителя, указанные действия налогового органа нарушают ее права, поскольку она была лишена права на получение своевременной информации по ее ранее поданным заявлениям в налоговый орган.
Заявитель считает, что у Инспекции не имелось правовых оснований требовать от Предпринимателя уплаты государственной пошлины, поскольку истребуемые решения налогового органа по заявлению от 19.05.2010 г. ранее получены Предпринимателем не были и не являются повторными копиями.
Из объяснений Инспекции усматривается, что поскольку в комплекте документов, представленных Предпринимателем по почте с заявлением по форме Р24001, согласно описи вложения, отсутствовала копия паспорта на имя ФИО1, в связи с чем регистрирующим органом было вынесено решение об отказе в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.23 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
Во втором комплекте документов было предоставлено заявление по форме Р26001, документ об уплате госпошлины и справка из ПФ РФ. При этом в заявлении были указаны данные, отличные от содержащихся в ЕГРИП, в связи с чем регистрирующий орган также вынес решение об отказе в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ.
Из показаний Инспекции следует, что вынесенные на основании вышеуказанных заявлений предпринимателя решения об отказе были направлены в адрес заявителя заказной корреспонденцией от 28.05.2010 г. исх. № 05-11/009269, но не были получены им ввиду неявки адресата за их получением до истечения срока хранения.
01.09.2010 г. Инспекцией было направлено письмо начальнику ОСП Саратовский Почтамт с просьбой снять с хранения заказное письмо № 41000026187416, отправленное на имя ФИО1, после чего данное письмо было возвращено органом почтовой связи в Инспекцию.
03.09.2010 г. Предприниматель был извещен о возможности получения интересующих ее документов в отделе регистрации путем направления письма за № 05-11/013147.
На основании изложенного налоговый орган считает, что в рассматриваемом случае права налогоплательщика не были нарушены.
Довод заявителя об отсутствии у него возможности оспорить отказ Инспекции в госрегистрации прекращения деятельности в установленном порядке, по мнению налогового органа, является несостоятельным, поскольку отсутствие оспариваемого решения не является основанием для отказа в принятии судом заявления к производству, достаточно выписки из ЕГРИП, которая содержит сведения о предпринимателе.
Оценив в совокупности материалы дела и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
По правилам ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра, регулируются Законом о регистрации №129-ФЗ.
Статья 22.2 Закона № 129-ФЗ регулирует порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП.
Для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляются (ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ):
а) подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.
Представление документов для внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Закона № 129-ФЗ. При этом верность копии документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности указанной копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной п.3 ст.9 настоящего Федерального закона расписки.
Согласно ст.22.3 Закона № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (п.п."в" введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 140-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ).
В соответствии со ст.8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Случаи отказа в государственной регистрации регламентированы ст.23 Закона № 129-ФЗ.
Материалами дела установлено, что по итогам рассмотрения заявлений Предпринимателя, полученных 24.05.2010 г., Инспекция вынесла решения об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов в соответствии с п.п. «а» п. «д» ст.23 Закона № 129-ФЗ. - 28.05.2010 г.
Следовательно, названные записи в ЕГРП (сведения) и документы (решения) содержались в Едином государственном реестре предпринимателей.
В соответствии со ст.6 Федерального закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:
выписки из соответствующего государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается.
Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи информации и справки устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса.
В соответствии с п.25 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 и 439", сведения об индивидуальном предпринимателе, предусмотренные Приложением N 2 к Правилам, за исключением пп."в", "е", "ж", "з", "и" п.1 указанного Приложения, предоставляются по запросу любого юридического или физического лица, составленному в произвольной форме и содержащему запрашиваемые сведения, в виде документов, поименованных в п.25 названных Правил.
Согласно п.29 указанных Правил срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений об индивидуальном предпринимателе, а также приведенных в п.25 Правил документов не может составлять более 5 дней с даты получения соответствующего запроса. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.
Пунктом 31 указанных Правил установлено, что информация, приведенная в п.25 Правил, предоставляется за плату (при представлении одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату): индивидуальному предпринимателю - при повторной выдаче документа, подтверждающего внесение записи о нем в государственный реестр; физическим и юридическим лицам - сведения об индивидуальном предпринимателе, за исключением его паспортных и иных персональных данных; физическим лицам - о соответствии содержащихся в запросе персональных данных индивидуального предпринимателя сведениям, содержащимся в государственном реестре; физическим лицам - сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя.
Таким образом, сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре, предоставляются физическому лицу за плату на основании запроса при повторном его обращении.
Из изложенных выше объяснений Инспекции усматривается и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании ее письменных заявлений от 20.08.2010 г., запрошенные документы, содержащиеся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей или мотивированный отказ в предоставлении указанных документов в пятидневный срок с момента такого обращения, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не были предоставлены.
Ссылка налоговой инспекции на отправленные почтовой связью копии таких документов (решений налогового органа) не принимается судом во внимание, поскольку в данном случае налоговый орган проявил бездействие по непредставлению в установленный законом срок истребованной предпринимателем информации по ее заявлениям от 20 августа 2010 г.
Кроме того, следует отменить нормы Закона требуют именно предоставления информации, а не ее направление. Кроме того, в настоящем случае никаких почтовых корреспонденций со стороны налоговой инспекции предприниматель не получала, о чем свидетельствуют ответы органа почтовой связи, имеющиеся в материалах дела.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку права и законные интересы предпринимателя оспариваемым бездействием нарушены, так как истребуемая информация была необходима последней для представления в иные компетентные органы (ПФР и т.д.), кроме того, у предпринимателя были продлены таким бездействием иные обязательства перед иными контролирующими органами, в том числе, Пенсионным фондом РФ.
Кроме того, в данной ситуации Инспекция, не предоставив своевременно истребуемые документы, нарушила право предпринимателя на судебную защиту в форме оспаривания решений налогового органа.
Ссылка Инспекции на возможность обращения в суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа не имея на руках такового, судом отклоняется как основанная на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии с ч.2 ст.199 АПК РФ к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным прилагаются документы, указанные в ст.126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта (решения).
На основании изложенного суд считает, что требования заявителя в части признания незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саратова, выразившегося в непредставлении ФИО1 на основании ее письменных заявлений от 20.08.2010 г., запрошенных документов, содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей или мотивированного отказа в предоставлении указанных документов в срок, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подлежат удовлетворению.
В части требований об обязании налоговый орган предоставить ИП ФИО1 копии решений по форме № Р24001 от 19 мая 2010 г., № Р26001 от 20 мая 2010 г. заявитель просит суд принять отказ по правилам ст.49 АПК РФ и отказ принимается судом, производство в этой части подлежит прекращению.
В силу ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина в размере 200 руб., уплаченная заявителем при подаче настоящего заявления по чеку-ордеру от 30.08.2010 г. подлежит взысканию с Инспекции.
Руководствуясь ст.ст.97, 101, 102, 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования – удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова после получения заявлений ИП ФИО1 от 20 августа 20]0 года, выразившееся в непредставлении запрошенных документов (решений об отказе в госрегистрации либо решений о госрегистрации), содержащихся в Государственном реестре индивидуальных предпринимателей или мотивированного отказа в предоставлении указанных документов в срок, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В части требований об обязании налоговый орган предоставить ИП ФИО1 копии решений по форме № Р24001 от 19 мая 2010 г., № Р26001 от 20 мая 2010 г. – принять отказ, производство в указанной части – прекратить.
Взыскать с ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в пользу ИП ФИО1 расходы по госпошлине в сумме 200 руб.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст. ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко