ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-11296/2022 от 06.07.2022 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

13 июля 2022 года

Дело №А57-11296/2022

Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2022 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бурганова Б.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудиной К.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела

по исковому заявлению искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ОБЛСТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности,

третьи лица: Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии в судебном заседании:

от истца – представителя ФИО1, паспорт обозревался,

от ответчика – представителя ФИО2, по доверенности № 192 от 11.04.2022

иные лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «ОБЛСТРОЙ» с исковым заявлением, согласно которому заявитель просит взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области сумму задолженности по Договору № РТС264А202809 о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 14.08.2020 в размере 2 750 388 руб.

Определением суда от 20.05.2022 исковое заявление принято к производству, назначено проведение предварительного судебного заседания; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение денного дела.

Учитывая отсутствие возражений относительно перехода к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и наличие в материалах дела достаточных доказательств, для рассмотрения дела по существу, суд в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика, извещенных о надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Дело рассматривается в порядке статей 153-167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 30.06.2022 по 06.07.2022.

Лица, участвующие в деле,  извещены надлежащим образом.

Представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Кроме того, информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседание, об объявленных перерывах в судебном заседании была так же размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.

Исследовав представленные доказательства, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между ООО «ОБЛСТРОЙ» (Подрядчик) и Администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (Технический заказчик) заключен Договор № РТС264А202809 о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 14.08.2020, расположенном по адресу: <...> д.З.

Согласно условиям данного договора подрядчик обязался выполнить работы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> д. З, в соответствии с техническим заданием (Приложение №1 к договору о выполнении работ) и сдать ее результат Техническому заказчику, а Технический заказчик обязуется принять результат работ.

Согласно пункту 3.1 договора подрядчик обязался выполнить и сдать Заказчику работы в сроки определенные договором о выполнении работ и Графиком выполнения работ (Приложение № 3 к договору о выполнении работ).

В соответствии с пунктом 3.2 договора подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с даты подписания акта передачи строительной площадки (Приложение № 4 к договору о выполнении работ). Фактической датой завершения работ на объекте является дата подписания Акта (актов) о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

На основании пукнтом 4.1 Договора (с учетом дополнительного соглашения от 18.10.2021) цена договора о выполнении работ составляет 2 750 388 руб.

В соответствии с условиями договора работы были выполнены подрядчиком и приняты техническим заказчиком 18.10.2021, в результате чего подписан акт сдачи-приемки выполненных работ.

Согласно пункту 4.2 договора оплата выполненных работ производится за счет собственников помещений многоквартирных домов, формируемых на счете Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее по тексту - Региональный оператор).

В соответствии с пунктом 4.3 договора оплату выполненных работ осуществляет региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня подписания подрядчиком и техническим заказчиком акта о приемке оказанных работ и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

11.04.2022 Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия Исх. № 1104/2022 от 11.04.2022 с требованием произвести оплату выполненных работ по Договору в сумме 2 750 388 руб.

На указанную претензию от Ответчика поступил ответ, в котором Региональный оператор поясняет, что оплата за выполненные работы не была им произведена в связи с недостаточностью средств на общем счете Регионального оператора. Кроме того, Ответчик сообщает, что примерный срок погашения задолженности по Договору № РТС264А202809 от 14.08.2020 не ранее сентября 2022 года.

С таким продолжительным сроком исполнения встречных обязательств Региональным оператором по Договору Истец не согласен, что послужило основанием для обращения истцом с требованиями в арбитражный суд.

Ответчик в отзыве на исковое заявление указывает, что имущество Фонда капитального ремонта формируется за счет взносов учредителя и платежей собственников в домах формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также других  «не запрещенных законом источников». Взыскание судом денежных средств по  договору № РТС264А202809 от 14.08.2020 возможно лишь в рамках собранных взносов на капитальный ремонт собственниками многоквартирного дома по адресу: <...> д.З. В соответствии с оборотной ведомостью  за период с 01.10.2014 по 30.06.2022 собственниками вышеуказанного дома оплачены взносы на капитальный ремонт в размере 408 339,41 руб. На основании изложенного просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103- ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области – регионального оператора.

Одной из функций регионального оператора, определенных статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора либо на специальных счетах, открытых у регионального оператора.

Частью 1 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что именно региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

При этом частью 4 статьи 182 ЖК РФ регламентировано, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

Закон Саратовской области от 27.06.2013 № 103-ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» в пункте 3.1. статьи 4 предусматривает, что функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов области и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного ими с региональным оператором.

Как следует из материалов дела, 10.02.2020 между Фондом капитально ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (региональный оператор) и Администрацией Волжского района муниципального образования «Город Саратов» (технический заказчик) был заключен Договор № 5-2020 о передачи функций технического заказчика.

Согласно условиям данного договора региональный оператор передает, а технический заказчик обязуется принять и осуществлять функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (в соответствии с Перечнем согласно приложению № 1 к настоящему договору), собственники помещений, в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора в целях исполнения краткосрочных планов 2015-2020 годов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П (далее по тексту - Региональная программа), в соответствии с пунктами 2-5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области «О региональном операторе в Саратовской области».

В соответствии с пунктом 1.2 договора № 5-2020 от 10.02.2020 в рамках настоящего договора технический заказчик осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - услуги и (или) работы по капитальному ремонту) и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта;

2) привлекает для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные   организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры;

3) контролирует качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

4) осуществляет приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту  путем подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных (или) работ (далее - акт приемки).

Согласно пункту 1.3 договора № 5-2020 от 10.02.2020 договоры оказания услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, заключаемые Техническим заказчиком, должны устанавливать порядок расчетов,  предусматривающий оплату по договору Региональным оператором.

В соответствии с пунктом 1.4 договора региональный оператор осуществляет оплату оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с условиями договоров, заключенных техническим заказчиком в порядке и соки, установленные разделом 4 настоящего договора.

Согласно разделу 4 договора перечисление денежных средств Региональным оператором осуществляется на основании заявки на оплату с приложением документов, по форме определяемой Региональным оператором согласно Приложению № 2 к настоящему договору (далее по тексту - заявка на оплату). Заявка подписывается руководителем Технического заказчика или лицом, имеющим право подписи финансовых документов, и заверяется печатью.

Во исполнение своих обязательств по договору № 5-2020 от 10.02.2020 Администрацией Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» и ООО «ОБЛСТРОЙ» был заключен договор о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме № РТС264А202809 от 14.08.2020.

В подтверждение выполненных работ по договору истец представил акт о приемке выполненных работ от 18.10.2021 на сумму 2 750 388 руб.,  справку о стоимости работ и затрат  от 18.10.2021 на сумму 2 750 388 руб. и акт сдачи-приемки законченного капитального ремонта общего имущества в МКД от 18.10.2021.

Вышеуказанные документы подписаны подрядчиком и техническим заказчиком без замечаний и возражений.

Подписанные акт о приемке выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат свидетельствуют о выполнении истцом предусмотренных условиями договора работ и принятии последним результата без замечаний и возражений. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

В силу пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ (оказанных услуг) является сдача результата работ заказчику.

Таким образом, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику и принятие его последним.

Согласно пункту 4.2 договора № РТС264А202809 от 14.08.2020 оплата выполненных работ производится за счет собственников помещений многоквартирных домов, формируемых на счете Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее по тексту - Региональный оператор).

В соответствии с пунктом 4.3 договора № РТС264А202809 от 14.08.2020 оплату выполненных работ осуществляет региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня подписания подрядчиком и техническим заказчиком акта о приемке оказанных работ и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно пункту 5.1.5 договора № РТС264А202809 от 14.08.2020 технический заказчик обязан направить в адрес Регионального оператора документы, предусмотренные пунктом 4.2. Договора, для оплаты выполненных работ в течение 1 рабочего дня после подписания подрядчиком  и техническим заказчиком акта о приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Буквальное толкование условий договора № РТС264А202809 от 14.08.2020 позволяет сделать вывод о том, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором подряда. Взаимоотношения сторон по договору подряда регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены договором строительного подряда.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с пукнтом 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ, функцией регионального оператора является также финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Ответчик доказательств оплаты задолженности по договору № РТС264А202809 от 14.08.2020 в размере 2 750 388 руб. суду не представил.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что заявленные истцом требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 112, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ОБЛСТРОЙ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) задолженность по Договору № РТС264А202809 о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 14.08.2020 в размере 2 750 388 руб.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                         Б.Р. Бурганов