Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А57-11393/2010
Резолютивная часть решения оглашена – 14.04.2011 года
Полный текст решения изготовлен – 21.04.2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вольфман О.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Саратовской области, г.Пугачев Саратовской области
к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония №17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области», г. Пугачев Саратовской области
о взыскании 561657,81руб.
при участии в заседании: заявителя – ФИО1 – по дов. от 01.01.2010г.; заинтересованного лица - ФИО2 – по дов. №7 от 19.07.2010г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области с заявлением о взыскании с Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» задолженности по требованиям №76024 от 10.01.10г. сумму налога – 191083руб., пени – 61551,67руб.; №90293 от 20.03.2010г. сумму налога – 214012руб., пени – 22709,07руб.; №6296 от 12.04.2010г. сумму налога – 69784руб., пени – 2518,07руб.
В судебное заседание явилась представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области, которая поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица оспорил заявленные требования налогового органа, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании налоговый орган уточнил наименовании налогоплательщика, просит установить процессуальное правопреемство в рамках данного дела на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит изменить наименование ответчика на Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области», о чем приложено решение о государственной регистрации №162 от 07.04.2010г., выписка из Единого государственного реестра юридических лиц на Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области».
Заявленное ходатайство рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв на 14 апреля 2011г. на 10 час.15 мин.
После перерыва 14 апреля 2011года в 10час.15мин. судебное заседание продолжено.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС №6 по Саратовской области в адрес налогоплательщика за период 10.02.2010г. по 12.04.2010г. выставлены:
- требование №76024 об уплате налога в сумме 247964руб., пени в суме 61571,42руб. по состоянию на 10.02.2010г., на основании которого предложено уплатить в срок до 01.03.2010г. налог на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.04.2009 в размере 3870руб., по сроку уплаты 21.12.2009 в размере 157722руб., по сроку уплаты 20.01.2010г. в размере 82490руб.; водный налог и прочие начисления по сроку уплаты 20.01.2010г. в размере 1882руб. и пени в размере 61571,42руб. Указанное требование выставлено на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1,3,4 кварталы 2009года;
- требование №90293 об уплате налога в сумме 214012руб., пени в сумме 22709,07руб. по состоянию 30.03.2010г., на основании которого предложено уплатить в срок до 17.04.2010г. налог на добавленную стоимость по сроку уплаты 24.02.2010г. в размере 107005руб., по сроку 22.03.2010г. в размере 107007руб., пени в размере 22709,07руб. Указанное требование выставлено на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009года;
- требование №6296 об уплате налога в сумме 69784,49руб., пени в сумме 2518,07руб. по состоянию на 12.04.2010г., на основании которого предложено уплатить в срок до 30.04.2010г. единый социальный налог со сроком уплаты 11.11.2009 в сумме 69784,49руб., пени в сумме 2518,07руб. Указанное требование выставлено на основании решения налогового органа №1802 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.03.2010г. по результатам камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
В связи с неисполнением в части названных требований в установленный срок МРИ ФНС России №6 по Саратовской области обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
Согласно статье 57 Конституции РФ, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы в срок, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, имеет публично-правовой характер. Реализуя эту обязанность, налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объёме уплатить налоги, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежат полномочия по обеспечению её исполнения налогоплательщиком.
В подпунктах 9 и 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
По общему правилу, закрепленному в статье 45 НК РФ, взыскание налога с организации производится в бесспорном (внесудебном) порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Исключения из общего правила о бесспорном (внесудебном) порядке взыскания налоговыми органами с налогоплательщиков-организаций налога приведены в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 45 НК РФ, а также пункте 3 статьи 46 НК РФ.
Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов. Следовательно, исходя из пунктов 2 и 8 статьи 45 НК РФ с учреждения взыскание пеней может производиться только в судебном порядке.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Указанные выводы подтверждаются положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации "Иммунитет бюджетов", в которой указано, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 46 Кодекса налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
Как установлено судом, требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области №76024 выставлено по состоянию на 10.02.2010года.
Указанным требованием установлен срок для добровольного исполнения до 01.03.2010 года.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании налогов и пени с налогоплательщика 31.08.2010 года. Соответственно, шестимесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Требование №90293 выставлено по состоянию на 30.03.2010г., срок для добровольного исполнения – до 17.04.2010г. Налоговый орган обратился в суд 31.08.2010 года. Соответственно, шестимесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Требование №6296 выставлено по состоянию на 12.04.2010г., срок для добровольного исполнения – 30.04.2010г. Налоговый орган обратился в суд 31.08.2010 года. Соответственно, шестимесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен.
Требования №76024 по состоянию на 10.02.2010года, требование №90293 по состоянию на 30.03.2010г., требование №6296 по состоянию на 12.04.2010г. направлены в адрес налогоплательщика заказной почтой с уведомлением и получены им, что не отрицалось представителем налогоплательщика в судебном заседании.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что налоговый орган доказал обстоятельства, послужившие основанием для взыскания сумм налога на добавленную стоимость в судебном порядке.
В силу положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При этом, недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и борах срок (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, ели иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (пункт 1,3 статьи 70 НК РФ).
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается способами, перечисленными в главе 11 НК РФ. Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов являются пени (п.1 ст.72 НК РФ).
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес налогоплательщика указанные выше требования об уплате налогов, пени выставлены в связи с выявлением недоимки.
В рамках настоящего дела инспекция взыскивает с заинтересованного лица недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1,3,4 кварталы 2009года (требование №76024 от 10.02.2010г.) и пени за несвоевременную уплату, недоимку по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009года (требование №90293 от 30.03.2010г.) и пени за несвоевременную уплату, недоимку по Единому социальному налогу за 3 квартал 2009года (требование №6296 от 12.04.2010г.) и пени за несвоевременную уплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как квартал.
Таким образом, сроки уплаты налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2009года – 20.04.2009, 20.05.2009, 20.06.2009; за 3 квартал 3009года – 20.10.2009, 20.11.2009, 20.12.2009; за 4 квартал 2009года – 20.01.2010г., 20.02.2010г., 20.03.2010г.; за 4 квартал 2009г. – 20.01.2010г., 20.02.2010г., 20.03.2010г.
В обоснование правомерности выставления названных выше требований об уплате налога, пени инспекцией представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009года, на основании которой подлежит уплате НДС в размере 3870руб., за 3 квартал 2009года, в соответствии с которой подлежит уплате НДС в размере 159722руб., за 4 квартал 2009года, согласно которой подлежит уплате НДС в размере 107007руб.
На основании требования №90293 по состоянию на 30.03.2010г. заявитель просит взыскать недоимку по НДС за 4 квартал 2009года по сроку уплаты 24.02.2010 в сумме 107005руб., НДС за 4 квартал 2009года по сроку уплаты 22.03.2010г. в сумме 107007руб.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление поясняет, что на момент выявления недоимки частично налог был оплачен платежными поручениями №15721 от 27.11.2009, №17155 от 18.12.2009, после выставления требования были произведены оплаты налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.01.2010г. в полном объеме платежными поручениями №495871 от 21.05.2010г., №121872 от 12.02.2010г., №183573 от 02.03.2010г. Считает, что задолженность составляет 129514руб. по требованию №76024 от 10.02.2010г.
Кроме того, налогоплательщик пояснил, что налоговым органом платеж, оплаченный платежным поручением №495871 от 21.05.2010г. неправомерно отнес его за 3 квартал 2009года; платеж, оплаченный платежным поручением №15721 от 27.11.2009 неправомерно отнесен за 3 квартал 2009года. Общая сумма задолженности, которую признает налогоплательщик, составляет 305095руб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством Финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минфина РФ от 24.11.2004 №106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ». Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы, а также территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях 104-110 и «назначение платежа» (24) в соответствии с настоящими Правилами. Указанные поля установлены Положением ЦБР от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ».
Названным Приказом установлены следующие правила, идентифицирующие платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и иных платежей в бюджетную систему. В поле 107 платежного поручения указывается показатель налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками (".").
Показатель используется для указания периодичности уплаты налога (сбора) или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, - "число.месяц.год".
Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом:
"МС" - месячные платежи;
"КВ" - квартальные платежи;
"ПЛ" - полугодовые платежи;
"ГД" - годовые платежи.
В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия.
Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02.
В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляются точки (".").
В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.
При уплате налога один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями. Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налога (сбора) и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты.
Образцы заполнения показателя налогового периода:
"МС.02.2003"; "КВ.01.2003"; "ПЛ.02.2003"; "ГД.00.2003".
Поскольку в данном случае налог подлежал оплате за 3 квартал 2009 года, в поле «107» должно быть указано: "КВ.03.2008"
Как следует из представленного налогоплательщиком платежного поручения №15721 от 27.11.2009 года, в поле «107» указано: «КВ.03.2009».
Из пояснений налогового органа следует, что указанный платеж зачтен в уплату за 3 квартал 2009 года по сроку уплаты 20.10.2009 года. Доказательства обратного налогоплательщиком в процессе рассмотрения дела не представлены.
Платежное поручение №495871 от 21.05.2010г. в поле «106» согласно «Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему, администрируемых налоговыми органами» указывается показатель основания платежа, который имеет два знака и может принимать установленные значения. В поле «106» данного платежного поручения налогоплательщиком указан показатель «ЗД», согласно которому это означает добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требований об уплате налогов от налогового органа, в поле «107» указано значение «КВ.04.2009».
Из пояснений налогового органа следует, что на дату оплаты сумм задолженности по НДС платежным поручением №495871 от 21.05.2010г. уже было выставлено требование №76024 от 10.02.2009г., в связи с чем на сумму задолженности в размере 50000руб. была уменьшена задолженность за 3 квартал 2009года по сроку уплаты 20.10.2010г.
Суд считает, что налоговый орган правомерно отнес сумм 50000руб., уплаченную платежным поручением №495871 от 21.05.2010г. в счет уплаты задолженности по НДС за 3 квартал 2009года в соответствии с содержащейся в нем информацией.
На основании требования №6296 об уплате налога, сбора, пени по состоянию на 12.04.2010г. заявитель просит взыскать задолженность по единому социальному налогу по сроку уплаты 11.11.2009 в сумме 69784руб.49коп. и пени в сумме 2518,07руб.
Основанием для взыскания задолженности по требованию №6296 служит решение налогового органа от 11.03.2010г. «об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому налогоплательщику начислена пеня в размере 2518,07руб. и предложено уплатить недоимку в сумме 96974,49руб.
Порядок уплаты единого социального налога в 2009 году был установлен статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей в спорный период).
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Пунктом 3 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК РФ.
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, требование Инспекции №6296 от 12.04.2010г. выставлено в адрес налогоплательщика в связи с неоплатой суммы налога и пени по решению налогового органа от 11.03.2010г.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.03.2010г. по делу №А57-1273/2010, вступившим в законную силу, с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №17 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области взыскана задолженность по страховым взносам за 3 квартал 2009года в сумме 52681руб.90коп., в том числе на страховую часть пенсии 45844руб.46коп., на накопительную часть пенсии 6837руб.44коп. и пени на несвоевременную уплату страховых взносов за 3 квартал 2009года за период с 11.11.2009 по 26.11.2009 в сумме 34руб.44коп. по накопительной части пенсии, всего 52716руб.34коп.
Налогоплательщик заявил возражения относительно взыскания задолженности по требованию налогового органа в связи с тем, что по решению арбитражного суда от 12.03.2010г. сумма доначисленного налога по ЕСН уже взыскана.
Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, имеющие общий объект и базу для исчисления, имеют разное предназначение и различную социально-правовую природу, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановление от 23.12.2004 №19-П, определения от 05.02.2004 №28-О, от 04.10.2005 №436-О, от 08.11.2005 №440-О, №457-О, от 01.12.2005 №528-О, №529-О).
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями установлены статьей 24 Закона №167-ФЗ.
Обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной налогоплательщиком при зачислении их суммы на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть не с момента осуществления им налогового вычета, а при фактической уплате страховых взносов в установленные сроки. Отражение налогового вычета при фактической неуплате или неполной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отчетном (налоговом) периоде означает ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате как единого социального налога, так и названных страховых взносов, поскольку ни бюджет, ни органы Пенсионного фонда Российской Федерации не получили причитавшиеся им суммы платежей.
Как установлено судом, решением арбитражного суда от 12.03.2010г., вступившим в законную силу, с общества взыскана недоимка по страховым взносам за спорный период и пени за их несвоевременную уплату.
Учитывая, что при наличии вступившего в законную силу решения о взыскании страховых взносов может произойти двойное взыскание одной и той же суммы в виде доначисленного налоговым органом налога и в виде взыскиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации страховых взносов, что приведет к нарушению конституционного принципа однократности налогообложения.
В судебное заседание налогоплательщикам к материалам дела приобщена справка ГУ – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе от 15.03.2011г. за №09-1534, согласно которой задолженность за ФБУ ИК – 17 УФСИН России по уплате страховых взносов за 3 квартал 2009года составляет 52681,90руб., также приложены платежные поручения №1614756 от 04.03.2011г. на сумму 6837,44руб. с назначением платежа «страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за 3 квартал 2009г.»; платежное поручение №1607498 от 03.03.2011г. на сумму 45844,46руб. с назначением платежа «страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за 3 квартал 2009года» на общую сумму 52681руб.90коп.
Представитель налогового органа в судебном заседании подтвердил поступление денежных средств по указанным платежным поручениям.
При этом следует иметь в виду, что предназначением единого социального налога является в том числе формирование финансовой основы социального страхования.
До вступления в законную силу Закона N 167-ФЗ единый социальный налог, начисленный по ставке 28 процентов, в полном размере поступал в Пенсионный фонд Российской Федерации и предназначался для выплаты пенсий.
С принятием Закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы единого социального налога, поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации, были разграничены: одна часть, исчисляемая по ставкам, установленным статьей 22 Закона N 167-ФЗ, стала зачисляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, другая часть, исчисляемая по ставке, предусмотренной статьей 241 Налогового кодекса, за вычетом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в федеральный бюджет на финансирование выплат базовой части трудовой пенсии.
При этом законодатель предусмотрел возможность уменьшения суммы единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на указанную сумму налога (авансового платежа по налогу).
Следовательно, взыскание Пенсионным фондом Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без учета единого социального налога, взысканного налоговым органом во внесудебном порядке в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов, влечет нарушение принципа однократности налогообложения.
Между тем, в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что главный администратор доходов бюджета - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом. Администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Согласно указанной статье бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором доходов федерального бюджета в части единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, является Федеральная налоговая служба.
На основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Правительством Российской Федерации постановлением от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утверждены Правила осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил федеральные органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, а также Центральный банк Российской Федерации (далее - главные администраторы доходов бюджетов) в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, формируют и утверждают перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной налоговой службы возлагаются полномочия по администрированию доходов в виде сумм единого социального налога, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, также является Федеральная налоговая служба.
Исходя из пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Поэтому территориальные органы Федеральной налоговой службы являются также администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса администратор доходов бюджета в том числе осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
При этом абзац второй пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса предусматривает, что органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом этого же пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
В соответствии с пунктом 40 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет осуществляется путем предоставления органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет документов, установленных для проведения операций по учету поступлений в бюджет, в пределах возложенных на них полномочий.
Учитывая изложенное, суд считает подлежащей взысканию суммы единого социального налога с учетом взысканной суммы страховых взносов за 3 квартал 2009года сумму 17102,10руб. – недоимка, 2483,63руб. – пени.
Что касается взыскания сумм пени по требованию №76024 от 10.02.2010г. в сумме 61551руб.67коп., по требованию №90293 от 300.03.2010г., суд основывается на следующем.
На основании части 6 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Положения вышеуказанных норм действующего законодательства применяются также в отношении пени за несвоевременную уплату налога.
Согласно статье 75 Налогового Кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из приведенных норм следует, что в данном случае налоговый орган должен доказать не только правомерность начисления налогоплательщику пени, но и подтвердить наличие недоимки и размер пеней соответствующими документами и расчетами.
В судебном заседании установлено, что требование № 76024 от 10.02.2010г. не имеет сведений об основаниях взимания пеней в сумме 61551,67, начисленных на момент направления требования; в требовании не указан период начисления пени.
В целях проверки правомерности взыскания данных сумм пени, арбитражный суд обязал налоговый орган представить основания возникновения недоимки, на которую налоговым органом в требовании №76024 от 10.02.2010года были начислены пени в размере 61551,67руб.
Как установлено материалами дела, в обоснование начисления налогоплательщику пени в сумме 61551,67руб., заявленных к взысканию на основании требования №76024 от 10.02.2010года, Инспекция ссылается на предыдущую задолженность в сумме 1088570,40руб.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 5 от 28.02.2001 года «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате пени, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи (пени).
При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно представленного Инспекцией в материалы дела расчета пени, сумма пени в размере 61551,67руб. начислена налогоплательщику за предыдущие налоговые периоды, следовательно, сумма пени рассчитана за иной, чем указан в требовании Инспекции налоговый период, на другую сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость, не указанную в требовании №76024 от 10.02.2010г.
При этом, в нарушение вышеприведенных положений Закона, в требовании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области № 76024 от 10.02.2010г. не указаны сведения о размере недоимки, на которую начислены пени в сумме 61551,67руб., подробные данные об основаниях взимания пени, а также не указан период, за который начисляются пени.
Соответственно, налогоплательщик при получении требования №76024 от 10.02.2010 года не имел возможности проверить правильность начисления пеней и обоснованность их размера.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В требовании №90293 от 30.03.2010г. налоговым органом также не указаны сведения об основаниях взимания пеней в сумме 22709,07руб., начисленных на момент направления требования; в требовании не указан период начисления пени.
В обоснование начисления налогоплательщику пени в сумме 22709,07руб., заявленных к взысканию на основании требования №90293 от 30.03.2010г., Инспекция ссылается на предыдущую задолженность в сумме 160860921руб., указанной в справке о подтверждении пени, начисленной с 11.02.2010 по 30.03.2010г.
Налоговым органом не представлено доказательств правомерности начисления пеней в сумме 622709,07руб., а именно: не представлено оснований возникновения и размеров недоимки по налогам (налоговые декларации, решения о доначислении налога, принятые по результатам налоговых проверок); не представлено доказательств того, что суммы налогов были уплачены в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требований налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Кроме того, оспариваемые требования не содержат надлежащего расчета пеней и не содержит ссылок на наличие каких-либо приложений к нему.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении требований в части взыскания пени по требованию №76024 от 10.02.2010г. в сумме 61571,42руб., по требованию № 90293 от 30.03.2010г. в сумме 22709,07руб. – отказать.
В судебном заседании представитель налогоплательщика заявил об освобождении от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, так как защищает государственные интересы.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
В соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба исполнения наказаний, которой переданы функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 утверждено Положение "О Федеральной службе исполнения наказаний", в соответствии с которым Федеральная служба исполнения наказаний:
- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
- осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 18.01.2005 N 2 "Об организационных вопросах по территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний" Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области преобразовано в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, в структуру которого входит учреждение (ответчик).
Таким образом, учреждение является федеральным бюджетным учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему и выполняет функции государственного органа по исполнению уголовного наказания.
В данном случае рассматриваемые правоотношения связаны с осуществлением учреждением функции государственного органа по исполнению уголовного наказания, в силу чего оно на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Саратовской области удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области», находящегося по адресу: г.Пугачев Саратовской области, Камышинский переулок, 9, ОГРН <***>, в бюджет задолженность по требованию №76024 от 10.02.2010г. (налог на добавленную стоимость) в сумме 191083руб., по требованию №90293 от 30.03.2010г. (налог на добавленную стоимость) в сумме 214012руб., по требованию №6296 от 12.04.2010г. (единый социальный налог) в сумме 17102руб.10коп. – недоимка, 2483,63руб. – пени по единому социальному налогу.
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.ФИО3