ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-11468/18 от 31.05.2019 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

07 июня 2019 года

 Дело №А57- 11468/2018

 Резолютивная часть решения оглашена  31 мая  2019 года

Полный текст решения изготовлен  07 июня 2019 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Сидоровой Ю.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, материалы дела по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Московская область, Красногорский район

к обществу с ограниченной ответственностью «Добрый» (ОГРН <***>               ИНН <***>), город Саратов

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов,

Администрация муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов,

Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>, адрес: 410012, <...>),

Комитет  по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***> ИНН <***>,

при участии: от истца – ФИО1 по доверенности от 30.05.2018 г.; ФИО2 по доверенности № 12н от 17.12.2018; от ответчика – ФИО3 по доверенности от 30.07.2018 г., от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее ПАО «Т Плюс», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Добрый» (далее ООО «Добрый») о взыскании  неосновательного обогащения, возникшего в связи  с неоплатой   поставленной тепловой энергии для нужд отопления и  горячего водоснабжения за октябрь 2016 в размере 270 197,07 руб.

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, Администрация муниципального образования «Город Саратов», Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Комитет  по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов».

Истец основывает свои требования на следующих обстоятельствах.

Истцом в адрес ответчика был направлен проект договора № 53473т, который ответчиком не подписан и не заключен. В октябре 20016 года истец поставил ответчику тепловую энергию для нужд отопления и теплоноситель на общую сумму 3084308,15 руб., поставленная тепловая энергия оплачена ответчиком частично в размере 2814111,08 руб.  По мнению истца, неоплаченная часть  тепловой энергии, поставленной ответчику, является неосновательным обогащением, что послужило основанием для  обращения в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

Расчет поставленной тепловой энергии и теплоносителя произведен истцом на основании приборов учета в отношении домов, в которых установлены общедомовые приборы учета,  в отношении домов, в которых не установлены приборы учета  расчет произведен   на основании норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного Решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 № 69-664 и составляющего 0,03 Гкал на 1 кв.м общей отапливаемой площади в месяц при оплате в период отопительного сезона.   Данный норматив применен истцом за полным месяц, начиная с 01.10.2016 оп 31.10.2016.

 По мнению истца, изложенному в возражениях на отзыв от 15.10.2018, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.  В связи с тем, что отопительный период в 2016-2017 составлял 196 дней согласно Постановлению Администрации муниципального образования г. Саратов,  истец полагает, что оплата коммунальной услуги по отоплению должна быть произведена также за 196 дней,   независимо от того, что фактически коммунальная услуга по отоплению была предоставлена  от 180 до 186 дней.

Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

 После поступления в суд заключения судебной экспертизы в  судебном заседании от 31.05.2019  ПАО «Т Плюс» в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  уменьшил исковые требования.  Истцом произведен перерасчет в сторону уменьшения стоимости поставленной тепловой энергии  на  общую сумму  220764,38 руб. с учетом даты начала фактической поставки тепловой энергии  на объекты теплоснабжения

по адресу Б.Казачья, д.39 с 07.10.2016

по адресу ФИО4, д.42 с 12.10.2016

по адресу Дзержинского, д.20 с 20.10.2016

по адресу   ФИО5, 12 с 12.10.2016

по адресу Б.Казачья, д.17 с 07.10.2016

по адресу Дзержинского, д.29 с 14.10.2016

по адресу ФИО5, д. 16 с 17.10.2016

по адресу  Горького, д.37 с 07.10.2016

по адресу ФИО5, 1/35 с 12.10.2016.

В отношении объектов теплоснабжения по адресам Театральная площадь, д.9; Сакко и Ванцетти, д.48/50; ФИО4, д.87; Дзержинского, д.6; Дзержинского, д.8; ФИО6 д.11А; ФИО6, д.7 истец настаивает на взыскании стоимости потребленной тепловой энергии за период с 01.10.2016 по 31.10.2016, поскольку полагает, что поставил тепловую энергию в указанный период.  Истец подтверждает факт поставки тепловой энергии по указанным адресам ведомостями учета тепловой энергии, зафиксировавшими факт поставки тепловой энергии в соседние дома.  

С учетом последнего  уменьшения истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение за поставленную тепловую  в размере  131666,95 руб. энергии за период с 01.10.2016 по 31.10.2016.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что  поставленная тепловая энергия в соседние дома, не доказывает факт поставки тепловой энергии в дома, находящиеся  под управлением ответчика.  Основываясь на нормах права, полагает, что включение отопления без  контроля теплоснабжающей организации не представляется возможным, поскольку необходимо соблюсти достаточные параметры давления и температуры тепловой энергии в сетях, ответственность за соблюдение указанных параметров возложена на теплоснабжающую организацию.  В случае, если  данные параметры не соответствуют нормативам, то включение отопления на объекте теплоснабжения не возможно, даже если в соседние с ответчиком дома поступает тепловая энергия.  На основании распечатки с официального сайта ПАО «Т плюс» для  поступления тепловой энергии на отопление в отопительном периоде 2016-2017 потребитель должен подать заявку, такая заявка ООО «Добрый» подана заблаговременно, однако отопление в срок подано не было, согласно имеющемуся  акту отопление на спорных объектах было подано в период с 07.10.2016  по 20.10.2016. 

Ответчик представил контррасчет исковых требований, согласно которому объем тепловой энергии на отопление рассчитан исходя из фактических дней поставки.  С учетом произведенных оплат, по мнению ответчика задолженность отсутствует, на стороне истца образовалась переплата в размере 35241,84 рублей.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат   по следующим основаниям.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определяется как произведение площади нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и соответствующего тарифа.

Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Истцом представлен расчет исковых требований за услугу отопление исходя из оплаты в течение отопительного периода.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в пункте 18 Приложения 1 Правил N 306, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.

Порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден Правилами N 306.

На территории города Саратова норматив потребления тепловой энергии в соответствии с вышеприведенными нормами не разрабатывался и применяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 N 69-664 "О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения".

Согласно данному решению норматив потребления тепловой энергии при оплате равными долями в течение года составляет 0,0161 Гкал на 1 кв. м общей отапливаемой площади в месяц, при оплате в отопительный сезон - 0,030 Гкал на 1 кв. м общей отапливаемой площади в месяц.

  В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306
  "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"  (далее Правила № 306) норматив   потребления коммунальной услуги -  количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении.

Методы и способы установления нормативов потребления   установлены Правилами № 306.

В соответствии с п.13 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с Приложением № 1  на первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по следующей формуле:

,

где:

n' - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов;

 - месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах;

 - среднее арифметическое предварительной выборки;

 В соответствии с п. 26 Правил № 306  в  норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 35 Правил № 306  для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета нормативов потребления коммунальных услуг, в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, норматив  потребления коммунальной услуги на отопление  должен приниматься на основании данных фактического  потребления, полученных  с использованием показаний приборов учета с непрерывным периодом работы при условии обеспечения температурного режима жилых помещений.

Следовательно, для применения соответствующего норматива необходимо также непрерывно подавать тепловую энергию в течение отопительного периода. Поскольку отопительный период, как правило, включает в себя неполные месяцы, пунктом 18 Правил № 306  предусмотрено деление суммарного расхода тепловой энергии в течение отопительного периода на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.  Однако, такое деление  предполагает  непрерывную поставку тепловой энергии в течение отопительного периода, установленного органами местного самоуправления, что прямо следует из текста пункта 18 Правил № 306. 

Решение Саратовской городской Думы от  26.12.2005 N 69-664 было принято на основании экспертного заключения уточненных значений затрат по тарифам на отопление и горячее водоснабжение для населения г. Саратова с учетом прогноза показателей Минэкономразвития РФ на 2006 год.

Определением суда от 26.11.2018 от Администрации муниципального образования город Саратов были истребованы материалы и показатели, использованные при установлении норматива на отопление Саратовской городской Думой.

Администрацией МО города Саратова в суд для приобщения в качестве доказательства было представлено экспертное заключение уточненных значений затрат с приложениями соответствующих показателей.

В соответствии с вышеуказанным экспертным заключением при расчете потребности в теплоэнергии на отопление учтены климатические параметры холодного периода по г. Саратову, отраженные в  строительных нормах и правилах СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», в частности учтена температура воздуха наиболее холодной пятидневки – минус 27 градусов, средняя температура в периоде со среднесуточной температурой воздуха менее плюс 8 градусов учтена как минус 4,3 градуса, продолжительность отопительного сезона составляет 196 дней.

Также основанием для исследовательской части экспертного заключения послужили данные по фактической непрерывной передаче тепловой энергии на основании показаний приборов учета и данные по ее оплате  за 2004 год.

Таким образом, норматив, установленный Решением Саратовской городской Думы от  26.12.2005 N 69-664, также был принят на основании данных о фактическом отпуске тепловой энергии на основании данных приборов учета непрерывно в течение отопительного периода.

Постановлением администрации МО города Саратова от 26.09.2016 N 2850 "О начале отопительного периода 2016 - 2017 годов в городе Саратов" с изменениями, внесенными постановлением от 27.09.2016 N 2871, срок отопительного периода 2016 - 2017 годов установлен с 28.09.2016 по 12.04.2017, что составляет 196 дней.

Однако ПАО «Т плюс» в нарушение вышеуказанного Постановления в   отопительный период 2016-2017 годов не поставляло тепловую энергию на объекты ответчика в течение 196 дней,   что подтверждается актами о начале поставки  тепловой энергии от 24.10.2016 и об окончании поставки тепловой энергии на объекты  теплоснабжения от 14.10.2017.  Так согласно вышеуказанным актам  тепловая энергия поставлена в следующие промежутки времени: 

по адресу Театральная площадь, д.9  период поставки  тепловой энергии с 06.10.2016 по 12.04.2017, всего 186 дней;

по адресу  Сакко и Ванцетти, д.48/50  период поставки  тепловой энергии с 11.10.2016 по 12.04.2017, всего 184 дня;

 по адресу  ФИО4, д.87  период поставки  тепловой энергии с 07.10.2016 по 12.04.2017, всего 184 дня (с учетом отключения с 13.10.2016 по 16.10.2016)

по адресу  Дзержинского, д.6   период поставки  тепловой энергии с 20.10.2016 по 12.04.2017, всего 175 дней;

по адресу  Дзержинского, д.8      период поставки  тепловой энергии с 20.10.2016 по 12.04.2017, всего 175 дней;

по адресу  ФИО6 д.11А   период поставки  тепловой энергии с 12.10.2016 по 12.04.2017, всего 183 дней

по адресу ФИО6, д.7  период поставки  тепловой энергии с 12.10.2016 по 12.04.2017, всего 183 дня;

Поставленная тепловая энергия в апреле 2017 года оплачена ответчиком в полном объеме на основании счетов-фактур, расчет за апрель 2017  произведен исходя из фактических дней поставки в апреле 2017.

 В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Из анализа  вышеуказанных норм права следует, что обязанность по оплате поставленной тепловой энергии возникает у потребителя с момента ее фактической передачи, различные способы определения объема поставленной тепловой энергии (норматив, прибор учета)   не должны изменять  императивно установленную статьей 544 Гражданского кодекса РФ  обязанность  потребителя оплачивать только принятую тепловую энергию.

Поскольку объем потребления  коммунальной услуги по отоплению,  установленный Решением N 69-664  в размере  0,030 Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади   в течение 196 дней, предоставлен ответчику не был, оснований для  взыскания  стоимости непоставленного  коммунального ресурса не имеется.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354  предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

 Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила № 354) не предусмотрена оплата коммунальных услуг без их фактического предоставления в случае установления норматива потребления.

Ответчик представил контррасчет размера платы за отопление за исковой период,  исходя из фактических дней поставки в октябре 2016, на основании установленного норматива.  Данный контррассчет проверен судом и признан верным.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области  № 64/69 от 16.12.2015 для ПАО «Т плюс» установлен тариф  на тепловую энергию поставляемую потребителям в г. Саратове равный 1737,08 рублей.  Данный тариф является единым   как для оплаты услуг горячего водоснабжения, так и для оплаты услуг отопления и по нормативу и по прибору учета.

Для выяснения вопросов о соотношении оплаты фактически поставленной (непоставленной) тепловой энергии и экономических составляющих тарифа на тепловую энергию, судом по ходатайству ответчика была назначена  экспертиза.

Перед экспертом был поставлен следующий вопрос: «В случае получения ПАО «Т Плюс» оплаты за тепловую энергию по установленному тарифу, которая не была фактически поставлена, возникает ли на стороне ПАО «Т Плюс» безосновательно возникшая прибыль?»

Согласно заключению эксперта № 127/2019 от 22.05.2019  в случае признания в составе выручки от продаж оплаты, полученной за тепловую энергию, которая фактически не была поставлена покупателю, будет нарушен принцип соотнесения доходов и расходов и искажен (завышен) показатель «прибыль от продаж» Общества. Требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующие формирование финансового результата от основной деятельности, соблюдены не будут, вследствие чего, у ПАО «Т Плюс» возникнет безосновательно возникшая прибыль.

Кроме того, тарифы на тепловую энергию устанавливаются региональным органом государственной власти. В структуре тарифа отдельной позицией утверждена сумма расходов на топливную составляющую. Если тепловая энергия фактически не была поставлена потребителю, а оплата за нее произведена за полный месяц, то структура тарифа меняется: доля топливной составляющей снижается, доля расчетной предпринимательской прибыли увеличивается, что не предусмотрено методологическими положениями по формированию тарифов. Экономию, полученную в связи с неполной передачей теплоносителя потребителю тепловой энергии, возможно считать безосновательно возникшей прибылью.

Данные выводы экспертов основаны на Постановлении Правительства от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Приказе ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 18.07.2018) "Об утверждении  Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также анализе экономических составляющих тарифа, имеющихся в тарифном деле.

Возражая против выводов экспертов, ответчик указал, что тариф и топливная составляющая утверждены с полугодовой разбивкой, а выводы экспертов по мнению истца основаны на 30 днях; учитывая сезонность потребления тепловой энергии на отопление, некорректно сравнивать топливную составляющую, определенную на основании объемов потребления тепла за 6 месяцев.

На данное возражение эксперт представил письменные пояснения к экспертному заключению, согласно которым выводы эксперта основаны не на конкретном временном периоде, а на фактическом расчете затрат для производства 1 Гкл включающих в себя обязательную передачу тепловой энергии потребителю.  Период в течение 30 дней взят экспертами в качестве примера, выводы эксперта не изменятся в зависимости от сезона, либо иного временного промежутка.

Также эксперт указал, что методика определения долгосрочных тарифов предполагает расчет необходимой валовой выручки на основе данных базового периода (года, предшествующего году утверждения долгосрочных тарифов) с последующей индексацией данного показателя с учетом прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, нормативно-правовых документов РФ.

Таким образом, при установлении долгосрочного тарифа, предусмотрена его последующая  индексация, что не может повлиять на выводы эксперта, поскольку базовая составляющая тарифа не меняется, а лишь умножается на определенный коэффициент.

Экспертное заключение соответствуют требованиям статей 82, 83, 86, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют.

Надлежащими доказательствами выводы, сделанные в судебной экспертизе,  истцом не опровергнуты.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Исходя из положений статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд  в отсутствие сомнений в обоснованности заключения эксперта и при отсутствии противоречий в выводах эксперта считает возможным руководствоваться данным заключением при вынесении решения.

Заключение экспертов соответствует нормам действующего законодательства в области регулирования тарифов.

В соответствии с п.31 Постановления Правительства от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее Постановление № 1075) при определении тарифа на тепловую энергию в расчет принимаются нормы и нормативы расходов, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 7 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (ред. от 18.07.2018) "Об утверждении  Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Приказ ФСТ России № 760-э) тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В соответствии с п.12 Постановления № 1075 необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа.

В соответствии с п.10 Постановления № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих   видов деятельности в сфере теплоснабжения: производство тепловой энергии (мощности), производство теплоносителя, передача тепловой энергии, сбыт тепловой энергии, поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 9.1 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э    расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года. (пункт 9.1 Приказа ФСТ России № 760-э).

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

В соответствии с пунктом 10 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 N 760-эрегулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения регулируемыми организациями раздельного учета объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

- производство тепловой энергии

- производство теплоносителя

         - передача тепловой энергии и теплоносителя

         - сбыт тепловой энергии и теплоносителя

         - подключение к системе теплоснабжения

         - поддержание резервной мощности при отсутствии потребления тепловой энергии

         Аналогичные нормы о фактических составляющих объема отпуска тепловой энергии в составе тарифа содержатся в разделе III   Приказа  ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э«Расчетные объемы отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов» пунктах 21 и 22 согласно которым, объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов определяется с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии,   заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии,  а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

В соответствии с п. 38. Постановления № 1075 расходы регулируемой   организации   на   приобретаемые   энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель оределяются  как сумма произведений расчетных  объемов  приобретаемых  энергетических ресурсов,  холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой   энергии   и   теплоносителя,    на   соответствующие   плановые (расчетные) цены.

 Топливная составляющая тарифа на тепловую энергию рассчитана, исходя из объема тепловой энергии, отпущенной с коллекторов или отпущенной в тепловые сети потребителя  и включает потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя.

Объем отпуска   тепловой энергии из тепловых сетей определяется путем сложения объемов тепловой энергии, отпуск которой подтвержден показаниями приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности, и расчетных объемов отпущенной тепловой энергии в условиях отсутствия приборов учета тепловой энергии, определенных в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.90 Постановление №1075).

Также на основании Приложения № 3 (Приложения 4.1, 4.2,4.3) Методических указаний  по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э  установлен обязательный перечень материалов, включаемых в предложение по установлению цен в сфере теплоснабжения, согласно которому для расчета   полезного отпуска необходимо представлять данные о суммарном полезном отпуске потребителям, в том числе населению, данные по расходам на хозяйственные нужды, о нормативных потерях и т.п.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм права в расчет полезного отпуска тепловой энергии, входящего в структуру тарифа включается объем фактической передачи потребителю тепловой энергии (сбыт тепловой энергии).

Кроме данных об объемах фактически переданной потребителю тепловой энергии в  расчет  тарифа также входят  расходы на производство тепловой энергии,  потери в сетях,   поддержание резервной мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку единая   цена (тариф)  1  Гкл тепловой энергии для нужд отопления и ГВС  рассчитана с учетом фактического отпуска в сети потребителя, при получении ПАО «Т плюс» оплаты не принятой потребителями тепловой энергии на стороне истца возникает неосновательное обогащение.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии счастью 2 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Как указано выше, после поступления в суд заключения экспертов, истец  уменьшил исковые требования и произвел перерасчет на сумму 220764,38 руб. в отношении многоквартирных жилых домов по адресам   Б.Казачья, д.39, ФИО4, д.42, Дзержинского, д.20, ФИО5, 12, Б.Казачья, д.17,  Дзержинского, д.29,  ФИО5, <...>, ФИО5, 1/35 исходя из даты  фактического отпуска  тепловой энергии в сети потребителей, указанной в акте от 24.10.2016. 

Таким образом, истец фактически признал необходимость расчета платы за  поставленную тепловую энергию исходя из  фактического отпуска  тепловой энергии в сети потребителей на основании дат, указанных в акте о включении от 24.10.2016.

 Однако, истец утверждает, что поставлял тепловую энергию на объекты теплоснабжения по адресам Театральная площадь, д.9; Сакко и Ванцетти, д.48/50; ФИО4, д.87; Дзержинского, д.6; Дзержинского, д.8; ФИО6 д.11А; ФИО6, д.7 с 01.10.2016. 

  Истец подтверждает факт поставки тепловой энергии по указанным адресам ведомостями учета тепловой энергии, зафиксировавшими факт поставки тепловой энергии в соседние дома, полагая, что тепловая энергия на спорные объекты не была поставлена по вине ответчика.

Однако, актом о включении тепловой энергии от 24.10.2016   также  зафиксированы даты  начала поставки тепловой энергии и  на спорные объекты.

В соответствии с п. 9.1.58 Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила N 115), включение и выключение тепловых пунктов, систем теплопотребления и установление расхода теплоносителя производится персоналом потребителей тепловой энергии с разрешения диспетчера и под контролем персонала энергоснабжающей организации.

Включение систем отопления потребителей должно осуществляться по графику составленному теплоснабжающей организацией и утвержденному органом местного самоуправления. Суммарное время, необходимое для начала подачи теплоты всем подготовленным потребителям, не должно превышать пяти суток.

Согласно распечатке с официального сайта ПАО «Т плюс»  (филиал Саратовский), представленной ответчиком в материалы дела, для включения отопления  в отопительный сезон 2016-2017 необходимо подать заявку, форма которой также размещена на официальном сайте.

Ответчиком такая заявка была подана своевременно 29.09.2016, копия заявки представлена ответчиком в материалы дела.  Доказательств подачи иной заявки в иное время истцом не представлено.

 Также ответчиком в материалы дела представлены акты проверки готовности спорных домов к отопительному сезону. 

Данные акты составлены в период с июня по июль 2016 года с участием представителя Администрации  Фрунзенского района муниципального образования г. Саратов, начальника отдела жилищного хозяйства Администрации  Фрунзенского района муниципального образования г. Саратов,  представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования г. Саратов,  представителя истца и ответчика.   Все акты содержат вывод комиссии о готовности жилых домов к отопительному сезону.  Наличие в  отдельных  актах замечаний представителя теплоснабжающей организации не повлияло на вывод комиссии о готовности домов к отопительному сезону.  Данные акты не были оспорены  представителями теплоснабжающей организации в установленном законом порядке.

Таким образом,  с учетом требований   Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок"  включение отопления без контроля и разрешения теплоснабжающей организации является неправомерным.  

Истцом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о технической возможности     поставить  тепловую энергию к началу отопительного сезона, а также доказательств,  подтверждающих отпуск тепловой энергии в сети потребителя 01.10.2016.

 Акт о поставке тепловой энергии от 24.10.2016, подписан  диспетчером без замечаний, без указания на иные даты начала отопительного сезона, что свидетельствует о  поставке  тепловой энергии  на спорные объекты   в сроки указанные в акте.

Поставка тепловой энергии в соседние здания не может являться доказательством поставки тепловой энергии на объекты ответчика, поскольку включение отопления возможно при наличии  необходимых параметров теплоносителя, в частности давления и температуры в трубопроводе.

Подача тепловой энергии в соседние дома не  исключает нарушений температурного   режима и давления  в тепловых сетях, соединенных с тепловым пунктом ответчика, что могло послужить причиной отсутствия технической возможности для  подключения отопления на спорные объекты.

 Уточняя исковые требования, а также в дополнительных пояснениях истец указал  в качестве оснований  для взыскания стоимости поставленной  тепловой энергии,  вину ответчика в непринятии тепловой энергии.

Предметом доказывания по делам о взыскании стоимости поставленной тепловой энергии является  установление факта поставки, объема и стоимости тепловой энергии, а также наличие произведенных ответчиком оплат.

Установление виновных действий стороны обязательства является предметом доказывания по делам о взыскании убытков.

  В соответствии со статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,  требующее, взыскания убытков, должно доказать наличие четырех квалифицирующих признаков, позволяющих суду принять решение о возмещении ему убытков: факт нарушения прав заявителя; наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками; факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей; размер требуемых убытков. Только совокупность всех данных признаков позволяет принять решение о взыскании убытков.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, истец не представил доказательств нарушения ответчиком  каких-либо   обязательств, а также доказательств, подтверждающих  наличие убытков, их размер, причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими убытками.

На основании вышеизложенного арбитражный суд считает, что исковые требования    удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Взыскать с публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Добрый» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Саратов, судебные расходы, понесенные в связи с оплатой  судебной экспертизы в размере 10000 рублей.

Взыскать с публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Федерация Экспертов Саратовской области» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 15000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Судья                                                                                                                      Ю.И. Сидорова