ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-11558/07 от 15.04.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

22 апреля 2008 года                                                                       Дело № А57-11558/07-33

г. Саратов

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Саратовской области, в составе судьи Викленко Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кобзевой Г.Н.,

рассмотрев материалы дела по заявлению Закрытого акционерного общества Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ, город Москва,

к Управлению по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, г.Саратов;

о признании недействительными решения и действий,

заинтересованные лица: ООО «Находка-АИС», г. Киров,

ООО «Интар ком», г. Подольск,

Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, г.Саратов,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 02.10.2007 г., ордер № 382 от 02.10.2007 г.,

от Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области – ФИО2, доверенность № 47 от 28.12.2007г.,  ФИО3, доверенность № 49 от 30.01.2008 г.,

от Единой комиссии – ФИО2, доверенность б/н от 03.03.2008г.,

от  ООО «Интар ком» - ФИО1, доверенность от 15.01.2008 г.,

ООО «Находка-АИС» - не явился, извещены,

установил:  в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Закрытое акционерное общество Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ (далее - ЗАО ИВЦ ИНСОФТ) с заявлением о признании недействительными решения Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в части пунктов 2, 4, 5, изложенных в протоколе от 25.06.2007 г. № 32,  действий, выразившихся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче  ООО «Находка-АИС» права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенных при рассмотрении вопроса о допущении заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 г., обязании Управления по делам ЗАГС  Правительства Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления заявителю возможности участвовать в конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, рассмотрения заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ на участие в конкурсе «Заказ на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области», запрета по заключению договора на размещение заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области с ООО «Находка - АИС»; признании недействительным размещения заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, осуществленное ответчиком                     25.06.2007 года. 

Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Определением суда от 10.10.2007 г. к участию в рассмотрении дела в порядке                ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены ООО «Находка-АИС» (г. Киров) и ООО «Интар-ком» (г. Подольск).

ООО «Интар ком» поддержало заявленные ЗАО ИВЦ ИНСОФТ требования (т. 6 л.д.  10-11) и ходатайствовало о принятии судом самостоятельных требований ООО «Интар-ком» в порядке ст. 50 АПК РФ на предмет спора. Определением суда от 07.02.2008 г. в удовлетворении данного ходатайства отказано, так как предмет заявленных ООО «Интар ком» требований выходит за рамки требований настоящего спора.

По заявленному заявителем ходатайству о рассмотрении дела исключительно в порядке искового производства и отказа от рассмотрения дела в порядке производства, предусмотренного главой 24 АПК РФ судом в его удовлетворении отказано,  поскольку  в рамках заявленных ЗАО ИВЦ ИНСОФТ требований по настоящему спору оспариваются решение Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в части пунктов 2, 4, 5, изложенных в протоколе от 25.06.2007 г. № 32, и действия, выразившиеся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче  ООО «Находка-АИС» права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенные при рассмотрении вопроса о допущении заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 г., которые вытекают из публичных правоотношений, связанных  с реализацией права на размещение заказа для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, рассмотрение данных требований подпадает под правила главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования же заявителя относительно признания недействительным размещения заказа в порядке искового производства реализованы последним в рамках дела № А57-1393/08-132, находящегося в настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Саратовской области.

Требования заявителя мотивированы нарушением п. 6 ст. 7, п. 5 ст. 10, п.п. 2, 6 ст. 12, п. 2, пп. 2 п. 4 ст. 22 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», ст.ст. 153, 158 ГК РФ, допущенными, по его мнению, со стороны Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, в соответствии с решением которой, выраженном в протоколе № 32 от 25.06.2007 г. заседания Единой комиссии по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, ЗАО ИВЦ ИНСОФТ и ООО «Интар ком» отказано в допуске к  участию в конкурсе (п. 2 протокола), конкурс признан несостоявшимся (п. 4 протокола), участнику размещения заказа ООО «Находка-АИС», как единственному участнику размещения заказа, предписано в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки  передать проект государственного контракта, составленного путем включения условий исполнения государственного контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект государственного контракта, прилагаемого к конкурсной документации (п. 5 протокола). По мнению заявителя содержащиеся в протоколе выводы Единой комиссии о несоответствии заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ требованиям технического задания необоснованны, ничем не подтверждаются и полностью не соответствуют действительности, поскольку представленная им на конкурс заявка полностью соответствовала установленным  условиям конкурсной документации, информационной карте конкурса. Действиями конкурсной комиссии заказчика при проведении конкурса были нарушены требования Федерального закона от                 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» об условиях допуска участников размещения заказа к участию в конкурсе, что, по мнению заявителя, повлекло недопущение заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе и предоставление необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа - ООО «Находка-АИС» - перед остальными, передаче данному лицу права на заключение контракта без проведения конкурса.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

          Как видно из материалов дела и установлено судом, Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, являясь органом исполнительной власти Саратовской области, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд управления за счет бюджетных средств. В соответствии со статьей 7 вышеуказанного федерального закона в Управлении по делам ЗАГС Правительства Саратовской области приказом от 10 января 2006 года № 1-П создана Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области (далее – Единая комиссия).

            17 апреля 2007 года Управлением по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было принято решение о проведении открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области.

            Извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано на сайте Правительства Саратовской области.                   

             В указанный в извещении о проведении открытого конкурса срок в Управление по делам ЗАГС поступило три конверта от участников размещения заказа  с заявками на участие в конкурсе: 1)ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, 2) ООО «Находка - АИС» и 3) ООО «Интар ком».

    14 июня 2007 года Единой комиссией было проведено заседание по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытию доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (протокол от 14 июня 2007 года № 30). 25 июня 2007 года Единая комиссия приступила в соответствии со ст. 27 Закона № 94-ФЗ к рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе по размещению заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным статьёй 11 этого же федерального закона.

Согласно протоколу по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по размещению заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области от 25.06.2007г. № 32 конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске заявителя и ООО «Интар ком» к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявок на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

          Судом установлено, что в рамках настоящего дела ЗАО ИВЦ ИНСОФТ оспариваются как размещение заказа на приобретение  специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, протокол Единой комиссии № 32 от 25.06.2007 г. в части пунктов 2, 4, 5, с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения путем предоставления заявителю возможности участвовать в конкурсе, рассмотреть заявку ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, запретить ответчику заключать договор на размещение заказа  на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области с ООО «Находка-АИС», так и действия Единой комиссии, выразившиеся в недопущении заявки заявителя к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенные при рассмотрении вопроса о допуске заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 г.

Вместе с тем, заявитель также реализовал свое право на судебную защиту путем предъявления исковых требований в рамках дела № А57-1393/08-132, рассматриваемого Арбитражным судом Саратовской области,  о признании недействительным размещения заказа на приобретение специализированного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области; о признании недействительным протокола заседания единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области  по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области № 32 от 25.06.2007 г. (в полном объеме); о признании ЗАО «ИВЦ ИНСОФТ» участником открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области; о признании недействительным государственного контракта, заключенного между Управлением ЗАГС Саратовской области  и ООО «Находка» на основании протокола № 32 от 25.06.2007 г., и обязании Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области  провести конкурс на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области в соответствии с действующим законодательством по правилам искового производства, которые приняты судом к производству определением от 21.01.2008 г. в рамках дела № А57-1393/08-132 и на момент вынесения решения по настоящему делу не рассмотрены.

           В соответствии с п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве арбитражного суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

            В рассматриваемом случае требования заявителя о признании недействительным размещения заказа на приобретение  специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, протокола Единой комиссии № 32 от 25.06.2007 г. в части пунктов 2, 4, 5, с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения путем предоставления заявителю возможности участвовать в конкурсе, рассмотреть заявку ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, запретить ответчику заключать договор на размещение заказа  на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области с ООО «Находка-АИС» по предмету и основанию являются идентичными требованиям заявителя, рассматриваемому в рамках дела № А57-1393/08-132, в связи с чем, данные требования заявителя подлежат оставлению без рассмотрения по правилам п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

             В рамках настоящего спора суд рассматривает требования заявителя о признании незаконными действий Единой комиссии, выразившихся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенных при рассмотрении вопроса о допуске заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 г.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

  Как следует из материалов дела, основанием для принятия Единой комиссией решения об отказе ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Интар ком» в допуске к участию в конкурсе на приобретение  специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области послужило  нарушение данными участниками размещения заказа пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 94-ФЗ в связи с тем, что представленные участниками заявки на участие в конкурсе не соответствуют требованиям конкурсной документации.

При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе (подпункт 4 пункта 1 статьи 12 Закона № 94-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 27 названного Закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения.

            В соответствии со статьей 22 вышеуказанного Закона конкурсная документация разрабатывается заказчиком и должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным  характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Техническое задание к конкурсной документации было подготовлено специалистами управления по делам ЗАГС. В нём установлены необходимые управлению по делам ЗАГС требования к  программному обеспечению для качественной, эффективной и оперативной работы органов ЗАГС Саратовской области. Техническое задание к конкурсной документации было составлено так, чтобы на программном обеспечении могли работать специалисты органов ЗАГС, не имеющие специальных познаний, чтобы как можно меньше ввод данных, необходимых для государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществлось  вручную и программное обеспечение само передавало всю имеющуюся информацию в электронном виде в Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, а также, чтобы программное обеспечение было доступно, просто и удобно в эксплуатации.              

             Учитывая специфику предмета размещения данного заказа, в конкурсной документации открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области было предусмотрено обязательное условие для участников размещения заказа предоставить в составе своей конкурсной заявки демонстрационную версию предлагаемого специализированного программного обеспечения на CD – диске (подпункт 3.5.2. раздела 1.2., пункт 11 Информационной карты раздела 1.3.). В подпункте 5.3.2. пункта 5.3. конкурсной документации, предусматривающего процедуру этапа рассмотрения заявок на участие в конкурсе и допуска к участию в конкурсе, специальнобылооговорено, что «на этапе рассмотрения конкурсных заявок, конкурсной комиссией будет проводиться анализ демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения, которую участник размещения заказа обязан  предоставить» на   CD – диске  «на предмет соответствия  функциональных характеристик и работы предлагаемого им специализированного программного обеспечения техническому заданию и требованиям конкурсной документации. Отказ  предоставить демонстрационную версию на   CD – диске, либо её несоответствие техническому заданию и требованиям  конкурсной документации являлся риском для участника размещения заказа быть не допущенным к участию в конкурсе».

                 Из этого положения следует, что демонстрационная версия, предоставляемая участником размещения заказа на CD – диске должна содержать те функции предлагаемого программного обеспечения, которые предусмотрены  Техническим заданием конкурсной документации. Демонстрационная версия является составной частью заявки на участие в конкурсе.

 Согласно подпункту 5.3.4. конкурсной документации «в основном отвечающей формальным требованиям заявкой  считается та, которая соответствует всем положениям, условиям и спецификациям конкурсной документации и не содержит существенных отклонений или оговорок. Существенным отклонением или оговоркой являются те: а) которые любым существенным образом оказывают влияние на объём, качество или функциональные показатели поставляемого программного продукта…».

  Именно из подпункта 5.3.2.конкурсной документацииследует, чтодемонстрационная версия предлагаемого участником размещения заказа программного обеспечения должна соответствовать Техническому заданию и требованиям конкурсной документации заказчика. Демонстрационная версия является показательным изложением специализированного программного обеспечения и должна продемонстрировать возможности предлагаемого программного обеспечения. Демонстрационная версия демонстрирует функции и возможности программного обеспечения, но не допускает настроек на конкретного заинтересованного пользователя. С этой целью и было предусмотрено в конкурсной документации предоставление в составе конкурсной заявки демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения на CD – диске, а требование к демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения указано в подпункте 5.3.2. конкурсной документации.

          Вывод о несоответствии предлагаемого ЗАО ИВЦ ИНСОФТ программного обеспечения  требованиям Технического задания конкурсной документации сделан Единой комиссией на основании анализа демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения на CD – диске, а также сопоставления и проверки соответствующих требований Технического задания конкурсной документации сведениям, указанным в Предложении о функциональных и качественных характеристиках специализированного программного обеспечения к конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, с учётом комментариев и ссылок на Техническую документацию (Руководство пользователя), приложенных к конкурсной заявке.

Согласно материалам дела предложенное ЗАО ИВЦ ИНСОФТ в заявке на участие в конкурсе программное обеспечение не соответствует техническому заданию заказчика по следующим функциональным характеристикам:

           1. Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не обладает возможностью выбора между одной из двух форм, как в виде актовой записи, так и в виде карточек регистрации (требование пункта 2.1. Технического задания).

Пунктом 2.1 Технического задания конкурсной документации предусмотрено документирование и учёт записей актов гражданского состояния с возможностью выбора одной из двух форм: в виде актовых записей (полная информация, содержащаяся в актовой записи в соответствии с формами бланков, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.07.1998 г. № 709 с учётом изменений и дополнений, внесённых в законодательство РФ) и в виде карточек регистрации (минимум информации, достаточный для ведения алфавитных книг); экранные формы для заполнения актовых записей визуально должны быть максимально приближены к бумажным бланкам актовых записей.

Из заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ (пункт 1.1 Приложения 2 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках специализированного программного обеспечения) усматривается, что в  предлагаемом им программном обеспечении для документирования и учёта записей актов гражданского состояния предоставляется возможность выбрать одну из двух форм:

1)Форму в виде актовой записи (в которой указывается полная информация, содержащаяся в актовой записи в соответствии с формами бланков, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.07.1998 г. № 709 с учётом изменений и дополнений, внесённых в законодательство РФ).

2)Форму в виде карточки регистрации (в которой указывается минимум информации, достаточный для ведения алфавитных книг).

Однако, исходя из демонстрационной версии программного обеспечения, с учетом положения разделов Руководства пользователя по данному вопросу, программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ для документирования и учёта записей актов гражданского состояния (документирование - ввод информации в базу данных для её дальнейшей обработки; учёт – работа с введенной информацией – исправление, дополнение, просмотр, вывод на печать) не предоставляет возможности выбора одной из двух вышеуказанных форм, а использует только одну форму в виде актовой записи, в которой указывается полная информация, содержащаяся в актовой записи. Карточку регистрации возможно вывести только на печать. В неё нельзя внести изменения. Этот факт подтверждается пунктом 2.10. Руководства пользователя, представленного ЗАО ИВЦ ИНСОФТ. Между тем, смысл требования конкурсной документации: выбор одной из двух форм для документирования и учёта, т.е. для ввода информации в программу, а не для вывода на печать. Таким образом, в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ искажен истинный смысл требования Технического задания конкурсной документации, следовательно, данный пункт заявки не соответствует требованиям Технического задания.

 Указанное несоответствие дополнительно подтверждается в  Пояснениях по вопросу о соответствии заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ требованиям конкурсной документации (Приложение 11 к заявлению на 5 листах) по данному пункту. Комментируя данную ситуацию, ЗАО ИВЦ ИНСОФТ подтверждает: «В программном обеспечении используется универсальная экранная форма для работы с записями актов и карточками регистрации, которая позволяет осуществлять печать записей актов и карточек».

Так же, в Техническом задании для программного обеспечения содержится требование, чтобы «экранные формы для заполнения актовых записей визуально должны быть максимально приближены к бумажным бланкам актовых записей», т.е. к бланкам актовых записей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года № 709. Между тем, экранные формы  бланков актовых записей в программном обеспечении  ЗАО ИВЦ ИНСОФТ частично приближены к утверждённым бланкам актовых записей.

 Представленные ЗАО ИВЦ ИНСОФТ для участия в конкурсе демонстрационная версия и Руководство пользователя, имеют расхождения. В пункте 2.10. Руководства пользователя (том 1, страница 83) содержится указание на  то, что «печать карточек о регистрации записи акта предусмотрена в подсистемах «Рождение», «Брак», «Расторжение брака» и «Смерть», и доступна для записей актов, зарегистрированных до 1992 года включительно», а демонстрационная версия выполняет печать карточек за более поздние периоды и по всем 7 (семи) видам актов гражданского состояния. Тем самым Руководство пользователя не соответствует тому, что выполняет демонстрационная версия программного обеспечения на CD – диске.

            2. Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не предусматривает экспорт данных в электронном виде в управление по делам ЗАГС, предусмотренном специализированным программным обеспечением Управления по делам ЗАГС Правительства  Саратовской области и отдела обработки и хранения документов с полной информацией: о произведённых записях актов гражданского состояния, о внесённых изменениях, исправлениях и дополнениях в актовые записи, о составленных делах о перемене имени и делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в актовые записи, о восстановлении и аннулировании актовых записей, о получении и расходовании бланков свидетельств, о выданных первичных и повторных документах, о сумме госпошлины, о составленных отчётах о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе (требование пункта 2.8. Технического задания).

Пункт 2.8 Технического задания содержит требование к экспорту данных в электронном виде в Управление по делам ЗАГС, предусмотренном специализированным программным обеспечением Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов с полной информацией: о произведённых записях актов гражданского состояния, о внесённых изменениях, исправлениях и дополнениях в актовые записи, о составленных делах о перемене имени и делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в актовые записи, о восстановлении и аннулировании актовых записей, о получении и расходовании бланков свидетельств, о выданных первичных и повторных документов, о сумме госпошлины, о составленных отчётах о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе.

В своей заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ указывает, что предлагаемое им программное обеспечение предусматривает экспорт данных в электронном виде в управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, удовлетворяющем следующим требованиям Технического задания конкурсной документации:

          1). Электронный вид передаваемой информации предусмотрен специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов.

2). Передается полная информация о произведённых записях актов гражданского состояния.

3). Передается полная информация о внесённых изменениях, исправлениях и дополнениях в актовые записи.

4).  Передается полная информация о составленных делах о перемене имени.

5). Передается полная информация о составленных делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния.

6). Передается полная информация о восстановлении и аннулировании актовых записей.

7). Передается полная информация о получении и расходовании бланков свидетельств.

           8). Передается полная информация о выданных первичных и повторных документах.

           9).   Передается полная информация о сумме учтённой госпошлины.

          10). Передается полная информация о составленных отчётах о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе.

Проверкой данного утверждения на демонстрационной версии предлагаемого программного обеспечения,  с учетом положений разделов Руководства пользователя по данному вопросу, Единой комиссией установлено, что  в действительности экспорт данных, предусмотренный в программном обеспечении ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, представляет собой выборку из базы данных записей актов гражданского состояния и базы данных особых отметок (содержание графы «Иные сведения и служебные отметки» в актовых записях), о чем указано в Руководстве пользователя – раздел 3.9.5, и подтверждается при проверке на демонстрационной версии. Таким образом, по данному пункту конкурсной заявки программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не соответствует требованиям Технического задания конкурсной документации, указанным в пункте 2.8, а именно в программном обеспечении ЗАО ИВЦ ИНСОФТ:

- не передается структурированная информация об актовых записях, подлежащих изменению на основании перемены имени;

-  отсутствует возможность передавать информацию о составленных делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния. Кроме того, программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ вообще не предусматривает возможность ведения дел о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния. Само внесение исправлений, изменений и дополнений в записи актов гражданского состояния возможно, но невозможно создавать структурированные дела о внесении исправлений, изменений и дополнений (с сохранением в базе данных структурированной информации об актовых записях, подлежащих изменению, исправлению или дополнению на основании составленного дела);

- возможно лишь передавать информацию о выданных первичных свидетельствах. Номера свидетельств, выданных повторно, или испорченных в файл передачи данных не включаются;

-  невозможно передать полную информацию о выданных документах (только если она будет указана в графе «Иные сведения и служебные отметки», что не является обязательным для заполнения в случае выдачи какого-либо документа).

-  возможно лишь передать информацию о суммах учтённой госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния. Однако по другим юридически значимым действиям (например, за выдачу повторных свидетельств, за выдачу справок, за внесение изменений и исправлений) включить суммы госпошлин в экспортный файл не представляется возможным;

-  экспорт данных базируется только на основании баз данных актовых записей и баз иных отметок и не представляется возможным включить в экспортный файл, иными словами передать, созданные в отделе ЗАГС отчёты о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе;

- электронный вид экспортируемых данныхне предусмотрен и не может быть предусмотрен специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов, так как специализированное программное обеспечение, функционирующее в управлении по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, основывается на данных, характеризующих всю работу органов ЗАГС региона. То есть, кроме данных об актовых записях (составляющих актовые записи), внесённых изменениях и исправлениях в актовые записи, необходимо, как минимум, дополнительно получать вышеуказанную в предыдущих шести пунктах информацию, которая не может быть передана при помощи программного обеспечения ЗАО ИВЦ ИНСОФТ.

Таким образом, в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ данный пункт (экспорт данных в электронном виде) не соответствует требованиям Технического задания.

3.  Программное   обеспечение   ЗАО   ИВЦ   ИНСОФТ   частично  выполняет функцию автоматической регистрации действий пользователя по созданию, изменению, удалению записей и отчётов таким образом, чтобы в случае необходимости предоставлялась возможность установить пользователя и точное время совершения им любого из вышеуказанных действий (требование подпункта «г» пункта 2.10. Технического задания).

Требованием технического задания конкурсной документации по данному пункту установлено, что специализированное программное обеспечение должно предусматривать автоматическую регистрацию действий пользователя по созданию, изменению, удалению записей, а также по выводу на печать документов и отчётов таким образом, чтобы в случае необходимости предоставлялась возможность установить пользователя и точное время совершения им любого из вышеуказанных действий; не допустима возможность формирования и вывода на печать какого-либо документа, подтверждающего факт регистрации акта гражданского состояния, без предварительного сохранения в базе данных соответствующей записи акта, документы должны формироваться автоматически только на основании записей актов гражданского состояния, не допустимо произвольное изменение пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта.

В конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ (пункт 1.10-«г»  Приложения 2 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках специализированного программного обеспечения) указано, что «программный модуль МАИС «ЗАГС» на средствах Microsoft версии 8.3.Х предусматривает сохранение имени пользователя, который создавал, изменял или удалял запись,  а также  дату выполнения вышеуказанных действий. Документы формируются автоматически только на основании записей актов гражданского состояния, сохраненных в базе данных ЗАГС».

По данному пункту Конкурсной документации в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ отсутствуют предложения:

-  функции автоматической регистрации действий пользователя по выводу

на печать документов и отчётов (отсутствие данной функции у ЗАО ИВЦ ИНСОФТ также подтверждается на демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения, приложенного на CD-диске к конкурсной заявке);

-  сохранения точного времени совершения пользователем любого из вышеуказанных действий (согласно заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ фиксируется только дата, а не время выполнения, что также подтверждается демонстрационной версией предлагаемого специализированного программного обеспечения, приложенного на CD-диске к конкурсной заявке);

-  недопустимости произвольного изменения пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта (согласно заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, документы формируются автоматически на основании записей актов гражданского состояния, сохраненных в базе данных ЗАГС. Однако не указано о недопустимости произвольного изменения пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта. Кроме того, на демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения, приложенного на CD-диске к конкурсной заявке, подтверждается возможность произвольного изменения пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта (например, при печати свидетельств или справок о регистрации акта гражданского состояния отображается окно, позволяющее произвольно корректировать реквизиты документа, при этом изменения не сохранятся в актовой записи), что противоречит требованиям Конкурсной документации).

Следовательно, в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ данный пункт заявки не соответствует требованиям Технического задания.

                 4. Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ  не совместимо  со специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, отдела обработки и хранения документов и отдела регистрации смерти по городу Саратову (требование пункта 3.5 Технического задания)

В составе конкурсной заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не содержится сведений, подтверждающих совместимость со специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, отдела обработки и хранения документов и отдела регистрации смерти по городу Саратову.

            При проверке демонстрационной версии программного обеспечения установлено, что данные, которые возможно экспортировать из программного обеспечения ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не распознаются специализированным программным обеспечением Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, отдела обработки и хранения документов и отдела регистрации смерти по городу Саратову. Объём передаваемых данных недостаточен, формат и регламент предоставления информации настраивается пользователем и несёт смысловую нагрузку лишь для программного обеспечения ЗАО ИВЦ ИНСОФТ.

         Кроме того, по ходатайству заявителя в судебном заседании 29.02.2007 г. был опрошен ведущий специалист проекта ФИО4, из пояснений которого следует, что с заявкой ЗАО ИВЦ ИНСОФТ была представлена среднестатистическая демо-версия, где могли быть и были отключены некоторые настройки и при направлении данной демо-версии не был рассмотрен вопрос о том, чтобы демо-версия учитывала все требования Технического задания Заказчика.        

В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия правомерно отказала ЗАО ИВЦ ИНСОФТ в допуске к участию в конкурсе, так как предлагаемая им демонстрационная версия, являющаяся показательным изложением специализированного программного обеспечения, не  продемонстрировала возможности предлагаемого ЗАО ИВЦ ИНСОФТ программного обеспечения, четко обозначенные в требованиях конкурсной документации, а заявка, поданная заявителем, по вышеназванным пунктам не соответствует требованиям Технического задания конкурсной документации.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, с учетом вышеназванных положений Закона № 94-ФЗ, предусматривающих основания для отказа в допуске на участие в конкурсе, суд приходит к выводу об отсутствии для признания незаконными действий Управления, выразившиеся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, поскольку данные действия были проведены в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ, а именно размещение заказа, рассмотрение заявок и оформление протоколом процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который велся конкурсной комиссией и подписан всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе, соответствует требованиям действующего законодательства. В протоколе отражены сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа – ООО «Находка-АИС»  к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса и об отказе в допуске участников размещения заказа – ЗАО ИВЦ ИНСОФТ  и ООО «Интар-ком» к участию в конкурсе с обоснованием такого решения.

Что касается доводов заявителя в отношении незаконных действий ответчика, выразившихся в предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа – ООО «Находка-АИС» перед остальными, которому, по мнению заявителя, были известны дополнительные требования о совместимости программного обеспечения, и ограничении в связи с этим права ЗАО ИВЦ ИНСОФТ на участие в конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области и о передаче данному лицу права на заключение контракта без проведения конкурса, то суд также не усматривает оснований для признания названных действий незаконными исходя из следующего.

 В соответствии с частью 1 статьи 8  Закона № 94-ФЗ ЗАО ИВЦ ИНСОФТ признаётся участником размещения заказа с того момента, как  подало заявку на участие в конкурсе. Об этом свидетельствует протокол заседания Единой комиссии от 14 июня 2007 года № 30. Тем самым  свое право на участие в конкурсе в качестве участника размещения заказа истец реализовал. Что же касается ограничения  на участие в конкурсе, то в силу положений статьи 28 Закона № 98-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса, происходит на этапе рассмотрения заявок по существу. В данном случае процедура данного конкурса не дошла до стадии рассмотрения заявок по существу в отношении заявителя.

           Согласно части 5 статьи 27 Закона № 94-ФЗ в случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трёх рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе обязан передать такому участнику конкурса проект государственного контракта. Государственный контракт может быть заключён не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

          Таким образом, именно в силу требований Закона № 94-ФЗ у заказчика возникает обязанность по передаче проекта государственного контракта в предусмотренный данным законом срок участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и признанному участником конкурса, исключая переход к дальнейшим процедурам рассмотрения заявок.

          Кроме того, доводы заявителя о получении ООО «Находка-АИС» дополнительной информации о совместимости программного обеспечения суд не может признать  в качестве обоснованных, поскольку получение вышеназванным участником размещения заказа какой-либо дополнительной информации, кроме как в размещенном на сайте Правительства области ответе на запрос ООО «Находка-АИС» и который не содержал дополнительных требований к конкурсной документации, материалами дела не подтверждается и доказательств обратного суду не представлено.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Однако, ЗАО ИВЦ ИНСОФТ своим правом, как участник размещения заказа, на подачу в письменной форме организатору конкурса запроса о разъяснении положений конкурсной документации в случае возникновения у него вопросов относительно содержания и смысла отдельных положений конкурсной документации не воспользовалось.

          Как установлено судом, Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области  25 июня 2007 года разместило протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе на официальном сайте Правительства Саратовской области  www.saratov.gov.ruи в течение трёх рабочих дней со дня подписания протокола  рассмотрения заявок на участие в конкурсе передало ООО «Находка - АИС» - участнику размещения заказа, одному участнику размещения заказа, допущенному к участию в конкурсе и признанному участником конкурса, проект государственного контракта.

Частью 4 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.

  Государственный контракт с ООО «Находка-АИС» заключен 13 июля 2007 года, т.е. до обращения заявителя в суд, и в  настоящее время государственный контракт исполнен в полном объёме. ООО «Находка-АИС» осуществило передачу заказчику программного продукта и оказало помощь в его установке, а  государственный заказчик перечислил оплату за выполненную работу, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ и платежными поручениями об оплате программного продукта № 3302 от 27.07.2007 г.на сумму 317400 и № 3542 от 06.08.2007 г. на сумму 740600 руб.

С учетом всего вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконными действий Управления по делам ЗАГС Саратовской области, Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, выразившихся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче  ООО «Находка-АИС» права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенные при рассмотрении вопроса о допущении заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 г.

Более того, приведение сторон в первоначальное положение в связи с реальным исполнением государственного заказа невозможно, и, следовательно, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.

Руководствуясь статьями 110, 148, 167-170, 201 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд      

Р Е Ш И Л:

   В удовлетворении требований ЗАО ИВЦ ИНСОФТ в части признания незаконными действий Управления по делам ЗАГС Саратовской области, Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, выразившихся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче  ООО «Находка-АИС» права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенные при рассмотрении вопроса о допущении заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 г. – отказать.

Требования ЗАО ИВЦ ИНСОФТ в части признания недействительным размещения заказа на приобретение  специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, протокола Единой комиссии № 32 от 25.06.2007 г. в части пунктов 2, 4, 5, с обязанием ответчика устранить допущенные нарушения путем предоставления заявителю возможности участвовать в конкурсе, рассмотреть заявку ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, запретить ответчику заключать договор на размещение заказа  на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области с ООО «Находка-АИС» - оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                   Т.И. Викленко