ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-11830/16 от 21.09.2016 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

28 сентября 2016 года

Дело №А57-11830/2016

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2016 года.                                                                                   

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной И.Ю., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению ООО «Дергачевское АТП», ИНН 6410003503

к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, ИНН 6452914177,

Третье лицо:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ИНН 6452111028;

Заинтересованное лицо:

ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области»

о признании незаконными действий (бездействия) комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (перенос срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года);

об обязании комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области рассчитать экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородных сообщениях на 2016 год на основании базовых, отчетных и текущих показателей) согласно положения, без обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,

при участии в судебном заседании:

от ООО «Дергачевское АТП» - Наумов А.В., по доверенности б/н от 07.07.2016, срок действия Л год, личность установлена по паспорту;

от Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - Колотухина Ю.Ю., по доверенности № 04-04-473/кгрт от 29.03.2016, срок действия 1 год, личность установлена по паспорту;

от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - не явился, извещен; от ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Дергачевское АТП», ИНН 6410003503 с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области (перенос срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года); об обязании комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области рассчитать экономически обоснованные тарифы на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородных сообщениях на 2016 год на основании базовых, отчетных и текущих показателей) согласно положения, без обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» возражают против заявленных ООО «Дергачевское АТП» требований по основаниям, изложенным в возражениях по делу.

Дело рассматривается по имеющимся доказательствам по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд, учитывая предмет заявленных требований, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлению Правительства РФ от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Отдельными полномочиями при регулировании тарифов на услуги транспорта наделён комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области согласно постановлению Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года № 169-П, который устанавливает предельные тарифы на услуги по перевозке пассажиров, а также производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов,  связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 9 июня 2012 года №22/7 «Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области» были утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования.

В развитие указанных выше нормативных правовых актов постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013 г. №42-П «О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса» было утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса (далее по тексту - Положение).

Указанное Положение определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, а также положение об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно Положению министерством транспорта и дорожного хозяйства области осуществляется предоставление субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки.

Предоставление субсидии осуществляется перевозчикам, для которых экспертным заключением комитета государственного регулирования тарифов области установлены экономически обоснованные (расчетные) тарифы, связанные с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров.

Расчет выпадающих доходов перевозчиков, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, и распределение субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, осуществляются в соответствии с методикой согласно приложению №5 к вышеуказанному постановлению с учетом:

утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа;

утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров;

установленной Правительством области стоимости социальных месячных проездных билетов, право на приобретение которых предоставляется гражданам льготных категорий;

определенного Правительством области размера возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок транспортом общего пользования в соответствии с утвержденными тарифами по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан;

определенной в соответствии с Законом Саратовской области "Об образовании" стоимости льготного абонементного (месячного) проездного билета для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся областных государственных  и муниципальных  общеобразовательных учреждений,  учреждений

начального профессионального образования, учреждений среднего профессионального образования;

установленных Правительством области размеров компенсации за каждый реализованный учащимся льготный (месячный) проездной билет для проезда городским транспортом общего пользования;

фактического количества перевезенных пассажиров и (или) фактического пассажирооборота, но не выше уровня показателей, учтенных комитетом государственного регулирования тарифов области для расчета экономически обоснованного (расчетного) тарифа, связанного с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на текущий финансовый год.

При отсутствии утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на текущий финансовый год возмещение выпадающих доходов производится с учетом экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, утвержденных на предыдущий финансовый год с последующим перерасчетом.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Дергачевское автотранспортное предприятие» (далее - истец) является коммерческой организацией.

Основной деятельностью ООО «Дергачевское АТП» является перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Саратовской области по утвержденным маршрутам, расписаниям движения и по тарифам, установленным Правительством Саратовской области.

8 июля 2015 г. (исходящий № 54) ООО «Дергачевское АТП» направило в адрес комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области материалы для расчета экономически обоснованного тарифа на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении на 2016 год.

29 декабря 2015 г. (вх. № 03-07-2582) было получено письмо о переносе сроков по рассмотрению экономически обоснованных тарифов на 2016 год на январь 2016 г.

3 февраля 2016 г. (вх. № 03-07-141) было получено предварительное экспертное заключение по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год.

12 февраля 2016 г. ( исх. № 16) в адрес комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области направлен ответ о несогласии с предварительным экспертным заключении по расчету экономически обоснованных затрат учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и расчетного тарифа на 2016 год по следующим основаниям:

- объем перевозок пассажиров в городском сообщении увеличен в 1,91 раза, в пригородном сообщении пассажирооборот увеличен в 3,57 раза;

- с учетом разницы между плановыми показателями, утвержденными экспертными заключениями в 2013 — 2014 годах, и фактически сложившейся себестоимостью перевозок за соответствующие годы образовавшейся в связи с задолженностью бюджета по выпадающим доходам в 2013 - 2014 годах, как "излишне начисленные доходы" и учитываемых комитетом при формировании затрат и тарифов на городском и пригородном сообщениях в 2016 году, без учета расходов и отсутствия возмещения на 2015 год.

22 марта 2016 года в комитете по государственному регулированию тарифов Саратовской области состоялось заседание Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области (выписка из протокола № 10 от 22 марта 2016 года) на котором было принято решение правления комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области об отсутствии на текущий момент оснований для утверждения экономически обоснованного тарифа (расчетного) на 2016 год, вернуться к рассмотрению экономически обоснованные тарифы предприятия при поступлении соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, но не ранее чем за 1 полугодие 2016 года, при наличии подтвержденных данных об объемах перевозок, без пересмотра расходов определенных экспертной группой на 2016 год.

ООО «Дергачевское АТП» не согласно с действиями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по переносу срока рассмотрения расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщениях и расчетного тарифа на 2016 год до поступления соответствующего обращения министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не ранее первого полугодия 2016 года.

Постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года № 169-П утверждено положение о Комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, в соответствии с которым Комитет как орган исполнительной власти Саратовской области уполномочен осуществлять государственное регулирование тарифов, в том числе, осуществлять отдельные полномочия при регулировании тарифов на услуги транспорта (пункт 1 положения).

В соответствии с пунктом 9 положения Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, в том числе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием таких услуг.

Для определения основных направлений деятельности органа в области регулирования и принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление государственного регулирования тарифов, персональный состав и порядок деятельности которого утверждается министром области -председателем Комитета в соответствии с законодательством (пункт 14 положения).

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03 августа 2012 года № 27/5 утверждён регламент работы Правления    государственного   регулирования   тарифов    Саратовской   области, согласно которому Правление государственного регулирования тарифов является коллегиальным органом, образованным в целях определения основных направлений деятельности Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, принимающим решения по определению (установлению) тарифов (цен) на основе принципов открытости, публичности, достижения баланса интересов потребителей и регулируемых организаций (пункт 1.1).

Основной формой работы Правления являются его заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца (пункт 1.3).

Основанием для внесения вопросов на рассмотрение Правления могут быть заявления регулируемых организаций, а также обращения органов исполнительной власти Саратовской области, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, общественных организаций, потребителей и граждан (пункт 1.4.).

Заседание правления считается правомочным, если в нём участвует не менее 4 членов правления (пункт 5.2). Решение принимается путем открытого голосования простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 5.5).

По результатам заседания правления секретарь оформляет протокол, содержащий информацию, предусмотренную действующим законодательством. Протокол заседания Правления оформляется в трехдневный срок со дня его проведения и является официальным документом (пункт 6.1).

Решение Правления может быть оформлено постановлением или распоряжением Комитета (пункт 6.4).

В случаях, если действующим законодательством не предусмотрена форма принятия решений по результатам заседания Правления, такое решение отражается в протоколе (пункт 6.5).

Согласно Положению министерством транспорта и дорожного хозяйства области осуществляется предоставление субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки.

Предоставление субсидии осуществляется перевозчикам, для которых экспертным заключением комитета государственного регулирования тарифов области установлены экономически обоснованные (расчетные) тарифы, связанные с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров.

Расчет выпадающих доходов перевозчиков, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, и распределение субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, осуществляются в соответствии с методикой согласно приложению №5 к вышеуказанному постановлению с учетом:

утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа;

утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров;

установленной Правительством области стоимости социальных месячных проездных билетов, право на приобретение которых предоставляется гражданам льготных категорий;

определенного Правительством области размера возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок транспортом общего пользования в соответствии с утвержденными тарифами по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан;

определенной в соответствии с Законом Саратовской области "Об образовании" стоимости льготного абонементного (месячного) проездного билета для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся областных государственных  и муниципальных  общеобразовательных учреждений,  учреждений

начального профессионального образования, учреждений среднего профессионального образования;

установленных Правительством области размеров компенсации за каждый реализованный учащимся льготный (месячный) проездной билет для проезда городским транспортом общего пользования;

фактического количества перевезенных пассажиров и (или) фактического пассажирооборота, но не выше уровня показателей, учтенных комитетом государственного регулирования тарифов области для расчета экономически обоснованного (расчетного) тарифа, связанного с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на текущий финансовый год.

При отсутствии утвержденных комитетом государственного регулирования тарифов области экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, на текущий финансовый год возмещение выпадающих доходов производится с учетом экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров, утвержденных на предыдущий финансовый год с последующим перерасчетом.

Судом проверены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и не подтвержденные доказательствами.

В силу ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Однако в рассматриваемом случае указанных оснований судом не установлено.

Учитывая изложенное, требования заявителя не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Судебные расходы по оплате государственной госпошлины распределяются в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 197-201, 110, 112 Арбитражного процессуального  кодекса  Российской Федерации,

Р  Е  Ш  И  Л :

В удовлетворении заявленных ООО «Дергачевское АТП» требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: г.Саратов улица Бабушкин взвоз, дом 1.

Судья                                                                                      А.В. Калинина