АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А-57-11847/09-5
14.09.2009 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Г.М. Вулах,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Е.В. Ситковской
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
ООО «РКР», г. Саратов
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 198 от 19.06.2009 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, директор, паспорт <...> (до перерыва – 07.09.2009г.), ФИО2, директор, решение от 25.08.2009г. (после перерыва – 14.09.2009г.)
от заинтересованного лица – ФИО3, дов. от 12.01.2009г., (после перерыва – 14.09.2009г. – не явились).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РКР» (далее ООО «РКР») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области о назначении административного наказания № 198 от 19.06.2009 г. незаконным и его отмене.
В судебное заседание, назначенное на 07.09.2009 года на 11 часов 00 минут явились представители сторон.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 14.09.2009 г. на 12 час. 00 мин.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица оспорил заявленные требования, по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области была осуществлена проверка ООО «РКР» по вопросу соблюдения валютного законодательства РФ.
В результате проверки выявлено нарушение требований п. 2.4 Положения ЦБР от 01.06.2004г. № 258-П, то есть ООО «РКР» не обеспечило выполнения обязанности представления в срок форм учета по валютным операциям (справки о подтверждающих документах): на основании ГТД № 10413070/170908/0005865 и международной товарно-транспортной накладной СМR 0999120, справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в банк не позднее 14.11.2008г., а фактически представлена 25.02.2009г., то есть с нарушением срока представления на 103 календарных дня.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении № 10413000-289/2009 от 05.06.2009 г., которым обществу вменяется в вину совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного протокола и материалов дела об административном правонарушении Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области вынесено постановление о назначении административного наказания № 198 от 19.06.2009 г., в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ООО «РКР» полагая, что штраф наложен незаконно, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО «РКР» (Покупатель) заключило Контракт от 27.06.2008 г. № ALIVRUS/014/2008 с Афин Лизинг АГ (Продавец - Австрия) и оформило ПС № 08080005/1481/1344/2/0 от 14.08.2008 г. в Филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (открытого акционерного общества) Саратовское отделение № 8622.
В соответствии с Контрактом и ПС ООО «РКР» осуществило ввоз товаров (автомобили ИВЕКО) по ГТД № 10413070/1709088/0005865 на сумму 49 224,80 Евро.
На основании ГТД № 10413070/170908/0005865 и международной товарно-транспортной накладной CMR 0999120 ввоз товаров был осуществлен в сентябре 2008 г.
Согласно п. 2.4. Положения ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П (в редакции действующей с 18.06.2004 г. по 27.10.2008 г.) «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения (подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах), в установленном банком ПС порядке и в согласованные с банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
Согласно Указания Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения № 258-П и составляемая в соответствии с приложением № 1 к этому Положению, является формой учета по валютным операциям.
Следовательно, на основании ГТД № 10413070/170908/0005865 и международной товарно-транспортной накладной CMR 0999120, справка о подтверждающих документах должна быть представлена в банк не позднее 14.11.2008 г., а фактически представлена 25.02.2009 г., т.е. с нарушением срока представления на 103 календарных дня.
Тем самым, ООО «РКР» не обеспечило выполнения обязанности в срок представления формы учета по валютным операциям (справки о подтверждающих документах) нарушив требования п. 2.4 Положения ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П, т.е. совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (акты валютного законодательства Российской Федерации).
Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее – акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных указанным Федеральным законом, Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Следовательно, Положением ЦБР от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» установлены формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения ЦБР от 1 июня 2004 г. № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом.
Раздел III «Сведения о подтверждающих документах» Ведомости банковского контроля заполняется уполномоченным банком только на основании представленных резидентом справок.
В своем заявлении ООО «РКР» ссылаясь на п. 1.1. Положения ЦБР от 01.06.2004 г. № 258-П утверждает, что денежные средства по Контракту от 27.06.2008 г. № ALIVRUS/014/2008 на счет не поступали.
Однако, срок предоставления справки о подтверждающих документах, согласно п. 2.4. Положения ЦБР от 01.06.2004 г. № 258-П, исчисляется исходя из срока ввоза товара на таможенную территорию РФ, а не с момента поступления денежных средств на счет.
ООО «РКР» в своем заявлении ссылаясь на п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, указание ЦБ РФ от 10.12.2007 г. № 1950-У и п. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» указывает, что заключение договора с нерезидентом не является валютной операцией, следовательно, нет состава административного правонарушения.
Суд считает выводы заявителя ошибочными, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными операциями являются:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
В соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ:
1) валютными ценностями являются иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
2) валютой Российской Федерации являются:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
3)иностранной валютой являются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Как указано выше, ООО «РКР» (Покупатель) заключило Контракт от 27.06.2008 № ALIVRUS/014/2008 с нерезидентом Афин Лизинг АГ (Продавец - Австрия) на приобретение товара, цена товара по контракту указана в ЕВРО. По условиям контракта Продавец берет на себя обязательство продать оборудование, а Покупатель принять оборудование и оплатить его.
Следовательно, ООО «РКР» использует валютные ценности в качестве средства платежа за поставляемый товар нерезидентом, что является валютной операцией.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области о назначении административного наказания № 198 от 19.06.2009 г. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области Г.М. Вулах