ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-11879/10 от 08.11.2010 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

08 ноября 2010 года

Дело №А-57-11879/2010

город Саратов

Судья Арбитражного суда Саратовской области Г.М. Вулах,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В. Ситковской

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области

Заинтересованные лица:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области

Прокуратура Саратовской области,

Министерство здравоохранения Саратовской области,

Главное управление внутренних дел по Саратовской области,

Правительство Саратовской области,

Министерство социального развития Саратовской области,

Главное управление МЧС России по Саратовской области,

- ГУЗ «Саратовский областной онкологический диспансер»

о признании незаконным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 3-10/03 от 20 июля 2010г.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 27 января 2010 года № 03/168 , ФИО2 по доверенности от 18 августа 2010 года № 04/47

от УФАС России по Саратовской области – ФИО3 по доверенности от 15 октября 2010 года № 03/2-5358, ФИО4 по доверенности от 27 сентября 2010 года № 03/2-4972,

от Прокуратуры Саратовской области- ФИО5 СУ ТО 063119,

Министерство здравоохранения Саратовской области – не явился, извещен,

Главное управление внутренних дел по Саратовской области – ФИО6, дов. от 01.12.2009г. № 1/1603

Правительство Саратовской области- ФИО7, дов. от 18.05.2010г. № 1-07-08-76.

Министерство социального развития Саратовской области - не явился, извещен

Главное управление МЧС России по Саратовской области- не явился, извещен

ГУЗ «Саратовский областной онкологический диспансер»- не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился  Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области (далее – Заявитель, Комитет) с заявлением  о признании незаконным Решения Саратовского УФАС России от 20.07.2010 по делу № 3-10/03 о признании Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Федеральный закон "О защите конкуренции").

К рассмотрению дела в порядке ч. 1 ст. 51 АПК РФ в качестве третьих 10031, г. есь статьей 14щения заказа, права и законные интересы которого будут затронуты вынесенноым по данному делу решением. лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство здравоохранения Саратовской области, Главное управление внутренних дел по Саратовской области, Правительство Саратовской области,  Министерство социального развития Саратовской области,  Главное управление МЧС России по Саратовской области,  ГУЗ "Саратовский областной онкологический диспансер", поскольку рассмотрение данного дела может повлиять на права и обязанности указанных выше органов и организаций по отношению к Комитету по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель антимонопольного органа оспорил заявленные требования, указав, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы Саратовской области от 20.07.2010 по делу № 3-10/03 вынесено в полном соблюдении с нормами действующего законодательства.

Прокуратура Саратовской области представила возражения по заявлению Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области, в которых указало, что считает решение от 20.07.2010 по делу № 3-10/03 законным и обоснованным и поддерживает позицию антимонопольного органа по настоящему делу.

Министерство социального развития Саратовской области представило отзыв на заявление Комитета о признании незаконным решения от 20.07.2010 по делу № 3-10/03, из которого следует, что при проведении открытых аукционов в электронной форме министерство руководствовалось Порядком регистрации участников размещения заказов для участия в открытых аукционах в электронной форме, размещенном на главной странице сайта "Госзаказ".

ГУ МЧС России по Саратовской области представило отзыв на заявление Комитета, согласно которому контракт с оператором сайта АИС "Госзакупки" на проведение открытого аукциона не заключался.

ГУВД по саратовской области также представило отзыв на заявление, в соответствии с которым заявление Комитета считает необоснованным.

Правительство Саратовской области представило отзыв на заявление Комитета, в котором просит заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании, назначенном на 02.11.2010г. в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 08.11.2010г. до 14 часов 30 минут.

Как следует из материалов дела, на основании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Комиссия) от 20.07.2010 по делу № 3-10/03 установлено, что Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области, приняв Регламент проведения открытого аукциона в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Саратовской области и подачи котировочных заявок участниками размещения заказов в форме электронных документов на сайте Государственного заказа Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru, направив в адрес органов власти Саратовской области письма о необходимости проведения закупок автоматизированными программными средствами АИС "Госзакупки", нарушил п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В связи с тем, что на момент принятия Комиссией решения на официальном сайте www.goszakaz.saratov.gov.ruРегламент проведения открытого аукциона в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Саратовской области и подачи котировочных заявок участниками размещения заказов в форме электронных документов на сайте Государственного заказа Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru отсутствовал, рассмотрение дела было прекращено.

Оспаривая решение от 20.07.2010, Комитет ссылается на то, что направление в адрес заказчиков писем, а также разработка Регламента осуществлялась в целях выполнения задач и функций, возложенных на Комитет правовыми актами Правительства Саратовской области.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:

а) не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 Постановления № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В рассматриваемом случае в качестве нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" Комитету вменено принятие Регламента проведения открытого аукциона в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Саратовской области и подачи котировочных заявок участниками размещения заказов в форме электронных документов на сайте Государственного заказа Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru, а также направление в адрес органов власти Саратовской области письма о необходимости проведения закупок автоматизированными программными средствами АИС "Госзакупки".

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Заявитель считает, что письма Комитета о необходимости проведения закупок с использованием АИС "Госзакупки" обеспечивают заказчикам методическую поддержку по вопросам размещения необходимой информации на официальном сайте области по всем способам размещения заказов, определенных законодательством, и не касаются выбора сайта, на котором непосредственно проводятся электронные аукционы.

Вместе с тем, согласно материалам дела № 3-10/03, заказчики получали письма от Комитета из которых следует:

- письмом № 02-02/2256 от 20.12.2007 Комитет уведомляет, что при размещении информации о проводимых закупках на официальном сайте Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru необходимо следовать инструкции о порядке взаимодействия оператора автоматизированной информационной системы «Госзакупки» с государственными и муниципальными заказчиками при размещении информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на официальном сайте Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru, порядке размещения на сайте информации об осуществлении контроля в сфере размещения заказов, разработанной Комитетом;

- в соответствии с письмом № 02-02/195 от 25.01.2008 ГУВД Саратовской области должно приступить к проведению закупок автоматизированными программными средствами в марте 2008 года;

- письмом № 02-01/228 от 30.01.2008 Министр области - председатель комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области доводит до сведений руководителей органов власти Саратовской области, что сотрудниками Комитета с целью оказания специалистам органов государственной власти области, иных государственных органов, учреждений и организаций методической и практической помощи по вопросам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области и муниципальных нужд, а также контроля за соблюдением порядка размещения заказов, установленного действующим законодательством, проводится экспертиза конкурсной и аукционной документации, размещенной на сайте Правительства Саратовской области. Кроме того, информация о выявленных нарушениях и предложения по их устранению доводятся до заказчиков посредством электронной почты по указанному в извещении адресу;

- в письме № 02-01/348 от 08.02.2008 Министр области - председатель комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области всех руководителей власти Саратовской области просит максимально выделить объемы виды товаров, работ, услуг, имеющих функционирующий рынок, в целях приоритетного размещения заказов в форме электронных аукционов, вместо запросов котировок цен, а органам власти, имеющим подведомственные учреждения выполнить следующие указания:

- проконтролировать введение в планы закупок размещений заказов на товары, работы, услуги, имеющие функционирующий рынок способом электронных аукционов;

- ввести обязательное согласование закупок способом запроса котировок цен, проводимых учреждениями с министерствами;

- ежемесячно собирать с подведомственных информацию о планируемых закупках продуктов, товаров, услуг имеющих функционирующий рынок (виды, объемы) в целях размещения заказов способом электронных аукционов и т.д.

Согласно п. 1 Положения о Комитете по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области (утв. постановлением Правительства Саратовской области от 08.02.2006 № 40-П) (далее также - Положение) Комитет является органом по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных нужд области, в функции которого, согласно ст.17 Закона о размещении заказов, входит контроль за соблюдением, в том числе заказчиком, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. Также согласно пп. 21 п. 8 Положения Комитет рассматривает дела об административных правонарушениях, допущенных при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области или муниципальных нужд.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанные выше письма Комитета были направлены подконтрольным Комитету органам власти Саратовской области (заказчикам) с указанием приступить к размещению заказа преимущественно путем электронного аукциона с использованием автоматизированного программного средства АИС "Госзакупки", размещенного на сайтеhttp://www.goszakaz.saratov.gov.ru и носили властно-распорядительных характер.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заказчики, имеющие финансирование за счет средств областного бюджета, были лишены возможности выбора способа размещения заказа, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 3 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"  (далее также - Закон о размещении заказов).

Данный факт подтверждается пояснениями представителя ГУВД по Саратовской области, данными в ходе рассмотрения дела № 3-10/03, о том, что ГУВД по Саратовской области расценивало указанные выше письма как носящие обязательный характер, поскольку Комитет является контролирующим органом в сфере размещения заказов для государственных нужд Саратовской области, и размещало заказы в форме электронных аукционов только на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru.

Кроме того, из представленных в материалы дела № 3-10/03 документов следует, что после направления Комитетом в адрес органов власти Саратовской области указанных выше писем увеличилось количество проведения открытых аукционов в электронной форме с помощью АИС "Госзакупки". Также при изучении способов размещения заказов на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru Саратовским УФАС России было установлено, что размещение заказов в форме электронных аукционов проводится заказчиками только на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru.

Довод Заявителя о том, что заказчики до 01.07.2010 выбирали для проведения открытых аукционов в электронной форме именно сайт http://www.goszakaz.saratov.gov.ru в связи с тем, что данные аукционы проводились на сайте как для заказчиков, так и для участников размещения заказов бесплатно, суд считает несостоятельным в виду следующего.

Доступ к участию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме на сайте в сети "Интернет" без взимания платы установлен Законом о размещении заказов, как в редакции, действовавшей до 01.07.2010 (ч. 3 ст. 41), так и в новой редакции (ч. 3 ст. 41.1).

Довод Заявителя о том, что в решении Саратовского УФАС России по делу № 3-10/03 от 20.07.2010 не указаны конкретные обстоятельства, по которым письма Комитета или утверждение Регламента можно квалифицировать как действия, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, суд отклоняет по следующим причинам.

Решение по делу № 3-10/03 содержит конкретные указания на то, какие именно действия Комитета привели или могли привести к ограничению конкуренции.

Так, на стр. 7 Решения указано, что требования Регламента проведения открытого аукциона в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Саратовской области и подачи котировочных заявок участниками размещения заказов в форме электронных документов на сайте Государственного заказа Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru (далее также - Регламент), к процедуре, связанной с получением пароля и логина, создают дополнительный барьер для участников размещения заказа, желающих участвовать в электронных аукционах, что привело к ограничению количества участников размещения заказа.

При этом в Решении приведены конкретные случаи размещения заказов, при проведении которых было ограничено количество участников размещения заказов.

Направление Комитетом в адрес органов власти Саратовской области писем о необходимости проведения закупок автоматизированными программными средствами АИС "Госзакупки" предшествовало данным событиям и неразрывно связано с обстоятельствами, приведшими к ограничению конкуренции, поскольку в результате направления данных писем размещение заказов в форме электронных аукционов проводилось заказчиками только на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru.

Заявитель считает, что антимонопольный орган не выяснил, каким именно хозяйствующим субъектам Комитет необоснованно препятствовал в осуществлении их деятельности.

Вместе с тем, процедура размещения заказа является публичной процедурой. Следовательно, при нарушении данной процедуры нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, пожелавших принять участие в размещении заказа.

В ходе рассмотрения дела № 3-10/03 Комиссией установлено, что приняв Регламент проведения открытого аукциона в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Саратовской области и подачи котировочных заявок участниками размещения заказов в форме электронных документов на сайте Государственного заказа Саратовской области www.goszakaz.saratov.gov.ru, направив в адрес органов власти Саратовской области письма о необходимости проведения закупок автоматизированными программными средствами АИС "Госзакупки" Комитет совершил действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Указанные выше действия Комитета затрагивают интересы неопределенного круга участников размещения заказа.

Вместе с тем, антимонопольный орган к рассмотрению дела № 3-10/03 привлек известных ему заинтересованных лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагивались при рассмотрении данного дела (Министерство здравоохранения Саратовской области, Главное управление внутренних дел по Саратовской области,  Правительство Саратовской области,  Министерство социального развития Саратовской области,  Главное управление МЧС России по Саратовской области,  ГУЗ "Саратовский областной онкологический диспансер").

В адрес указанных выше лиц Комитетом направлялись письма с указанием о необходимости проведения закупок автоматизированными программными средствами АИС "Госзакупки". Кроме того, при проведении открытых аукционов в электронной форме на сайте www.goszakaz.saratov.gov.ru, данные лица являлись заказчиками. Ими указывался порядок регистрации участников размещения заказа, установленный Регламентом, в результате чего хозяйствующие субъекты, которые пожелали, но не смогли принять участие в размещении заказов, обратились в Саратовское УФАС России с жалобами на данных заказчиков.

Заявитель указывает, что ООО "ППД-Знак" не смог принять участие в аукционе лишь по той причине, что заказчик (ГУВД по Саратовской области) назначил дату проведения аукциона на 10.01.2010, то есть без учета времени, необходимого для проведения регистрации, а также, что определенная заказчиком дата проведения аукциона – 10.01.2010 являлась официальным выходным днем, при этом ГУВД по Саратовской области заранее было известно о том, что регистрация на сайте проводится только в рабочие дни.

Суд считает, что данное утверждение Комитета не основано на законе, поскольку частью 1 статьи 41 Закона о размещении заказа (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела № 3-10/03) установлено, что извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовывается и размещается в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, не менее чем за десять дней до даты проведения аукциона.

Таким образом, заказчик вправе, не нарушая требования закона, устанавливать дату проведения аукциона с учетом своих потребностей в получении товаров, работ, услуг, являющихся предметом проведения аукциона.

Заявитель ставит в вину заказчику (ГУВД по Саратовской области) тот факт, что заказчик назначил срок в рамках, установленных законом (10 дней), без учета времени, необходимого для проведения установленной Регламентом регистрации. Таким образом, по мнению Заявителя, заказчик должен был устанавливать дату размещения заказа не с учетом требований законодательства о размещении заказов, а с учетом требований Регламента.

Вместе с тем суд считает, что направив упомянутые выше письма (в том числе письмо исх. № 02-02/195 от 25.01.2008 о том, что ГУВД Саратовской области должно приступить к проведению закупок автоматизированными программными средствами в марте 2008 года), Комитет ограничил ГУВД по Саратовской области в выборе способа размещения заказа, в то время как ч. 3 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Суд поддерживает позицию антимонопольного органа и отклоняет доводы Министерства социального развития Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области о том, что Комитет не давал указаний по проведению электронных аукционов исключительно на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru, поскольку указанные органы власти являются подконтрольными Комитету.

Также суд критично относится к пояснениям Главного управления МЧС России по Саратовской области о невозможности представления писем Комитета № 02-02/2256 от 20.12.2001, № 02-02/195 от 25.01.2008, № 02-01/228 от 30.01.2008, № 02-01/348 от 08.02.2008 в связи со сроком хранения таких документов 1 год, поскольку Законом о размещении заказов установлен срок хранения документов, имеющих отношение к проведению торгов, не менее чем три года.

Также судом отклоняется довод Заявителя о том, что статьей 41 Закона о размещении заказов не установлена необходимость привлечения заказчиком оператора сайта в целях проведения открытого аукциона в электронной форме, в связи с чем в данной статье отсутствуют как функции, так и права и обязанности оператора сайта, поскольку он не соответствует законодательству о размещении заказов.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях #M12291 9027690Гражданского кодекса Российской Федерации#S, #M12291 901714433Бюджетного кодекса Российской Федерации#S и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов#S.

Ч. 4 ст. 41 Закона о размещении заказов прямо указывает на то, что порядок пользования сайтами в сети "Интернет", на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме устанавливается Правительством РФ.

До 01.07.2010 применялся порядок пользования сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 № 179 "Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме" (далее Постановление).

В соответствии с п. 3 Постановления проведение открытых аукционов осуществляется заказчиком или органом исполнительной власти, уполномоченным на размещение заказов (далее - уполномоченный орган), каждый из которых вправе привлечь на основе контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов, для проведения открытого аукциона оператора, владеющего средствами программного и технологического обеспечения и сайтом (далее - операторы).

Согласно п. 4 Постановления на сайтах в обязательном порядке размещается информация об операторе (официальное наименование, адрес и место нахождения, контактный телефон, факс, адрес электронной почты), регламент проведения открытого аукциона, утвержденный оператором, в том числе порядок регистрации участников размещения заказа и регламентные технологические перерывы, график работы сайта при проведении открытого аукциона.

В ходе рассмотрения дела № 3-10/03 Комиссией было установлено, что на официальном сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ruинформация об операторе данного сайта отсутствует. Вместе с тем, на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru в разделе "Службы сопровождения работы сайта" Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовкой области указан в качестве оператора АИС "Госзакупки".

Таким образом, Комитет устанавливает порядок пользования сайтом http://www.goszakaz.saratov.gov.ru, не предусмотренный Законом о размещении заказов.

Заявитель утверждает, что Регламент, разработанный Комитетом и размещенный на официальном сайте, не является нормативным правовым актом и Регламентом оператора, а является лишь методическими рекомендациями, инструкцией, предназначенной для ознакомления пользователей сайта с техническими и организационными особенностями его функционирования.

Однако как выяснилось в ходе рассмотрения дела № 3-10/03 и установлено судом, заказчики считали обязательными для исполнения указания Комитета о необходимости размещать заказы в форме электронных аукционов только на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru, поскольку Комитет является контролирующим органом в сфере размещения заказов для государственных нужд Саратовской области. При этом в каждом извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме заказчиками указывался порядок регистрации участников размещения заказа, соответствующий положениям Регламента.

Также Заявитель указывает, что в связи с тем, что до 01.07.2010 законодательством Российской Федерации не был установлен порядок регистрации участников размещения заказа на сайтах в сети Интернет в целях участия в открытых аукционах в электронной форме, такой порядок указывался заказчиком самостоятельно в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с тем, согласно п. 4 Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 № 179) на сайтах в обязательном порядке размещаются: информация об операторе, регламент проведения аукциона, утвержденный оператором, в том числе порядок регистрации участников размещения заказа.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела № 3-10/03, на официальном сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ruинформация об операторе данного сайта отсутствовала.

Вместе с тем, на сайте http://www.goszakaz.saratov.gov.ru в разделе "Службы сопровождения работы сайта" Комитет по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовкой области указан в качестве оператора АИС "Госзакупки".

Заказчики не устанавливали самостоятельно порядок регистрации участников размещения заказов на официальном сайте www.goszakaz.saratov.gov.ru. Такой порядок был установлен Регламентом, а в последствии (с 23.03.2010) - Порядком регистрации участников размещения заказов для участия в открытых аукционах в электронной форме, проводимых на официальном сайте Саратовской области в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов www.goszakaz.saratov.gov.ru, утвержденным Министром области – председателем Комитета. При размещении заказа на указанном сайте заказчики были вынуждены указывать порядок регистрации, установленный Комитетом.

Заявитель считает, что при рассмотрении дела № 3-10/03 были нарушены права Комитета, предусмотренные статьей 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также – Федеральный закон "О защите конкуренции").

В соответствии с положениями ст. 43 Федерального закона "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Согласно Приказу Саратовского УФАС России № 71 от 05.03.2010, имеющемся в материалах дела № 3-10/03, дело № 3-10/03 возбуждено по признакам нарушения Комитетом по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области (410042, <...>) ч. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Заявитель указывает, что по итогам ознакомления представителя Комитета с материалами дела № 3-10/03 было установлено, что дело рассматривается по признакам нарушений п.п. 3 и 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции". С учетом данного обстоятельства в ходе рассмотрения дела Комитетом реализовывались права по предоставлению доказательств, даче пояснений по делу и т.д. Однако при оглашении решения по делу № 3-10/03 стало известно, что Комитет признан нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", тем самым, по мнению Заявителя, права Комитета были существенно ущемлены.

Судом установлено, что с момента возбуждения дела № 3-10/03, в течение всего времени рассмотрения дела, и даже после вынесения решения по делу Комитет имел право и возможность знакомиться с материалами дела № 3-10/03. Однако Комитет воспользовался своим правом знакомиться с материалами дела лишь один раз - после получения Приказа о возбуждении дела № 71 от 05.03.2010 и определения о назначении дела № 3-10/03 к рассмотрению от 09.03.2010.

С момента возбуждения дела № 3-10/03 (05.03.2010) и до принятия решения по делу (20.07.2010) материалы дела наполнялись, появлялись новые документы, пояснения, доказательства. Все это время Комитет не был ограничен в праве на ознакомление с материалами дела, однако таким правом больше не воспользовался.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействий).

Квалификация по соответствующему пункту части соответствующей статьи Федерального закона "О защите конкуренции" осуществляется Комиссией в процессе рассмотрения дела, с учетом представленных доказательств и пояснений, в том числе, данных Комитетом при рассмотрении дела № 3-10/03.

Кроме того судом установлено, что Решением Саратовского УФАС России по делу № 3-10/03  Комитет был признан нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", по признакам нарушения которой возбуждалось дело.

С учетом названных правых норм суд приходит к выводу о соблюдении Саратовским УФАС России процессуальных требований рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, установленных Федеральным законом "О защите конкуренции", правовых оснований для удовлетворения доводов заявителя в данной части не имеется.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что основание для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным, действий (бездействия) государственных органов незаконными являются одновременно   как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушении прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении данного спора судом не установлено несоответствие оспариваемого решения нормам действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20.07.2010г. о признании Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд Саратовской области нарушившим п. 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст. ст. 257-260; 273-277 АПК РФ.

Судья арбитражного суда

Саратовской области Г.М. Вулах