АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
21 ноября 2014 года
Дело № А57-12073/2014
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2014 года
Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.В. Сеничкина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А.Смирновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал», Саратовская область, город Энгельс
Заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области, город Энгельс, Саратовская область,
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, город Саратов
о признании недействительным решения № 11/3 от 28.02.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 137 628 руб. 00 коп. и соответствующих сумм пени и штрафа за несвоевременную уплату соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 896 669 руб. 00 коп.
при участии:
представителя заявителя – ФИО1, доверенность б/н от 20.05.2014г., действительна до 31.12.2015г.,
представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Саратовской области – ФИО2, доверенность № 04-22/007708 от 27.05.2014 г.,
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – ФИО2, доверенность № 05-17/19 от 09.06.2014 г., сроком на два года.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением общество с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал», Саратовская область, город Энгельс, заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области, город Энгельс, Саратовская область, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, город Саратов о признании недействительным решения № 11/3 от 28.02.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 137 628 руб. 00 коп. и соответствующих сумм пени и штрафа за несвоевременную уплату соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 896 669 руб. 00 коп.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области в период с 30.09.2013г. года по 29.11.2013 года была проведена выездная налоговая проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и платежей в соответствии с действующим законодательством за период с 26.03.2010г. по 31.12.2012г. и с 26.03.2010г. по 30.09.2013г., о чём был составлен акт выездной налоговой проверки № 11/2 от 14.01.2014 года.
По результатам рассмотрения акта проверки 28.02.2014 года инспекцией было вынесено решение № 11/3 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал» к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 6774 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 200699 руб., налог на имущество организаций в сумме 13534 руб.; пени за несвоевременную уплату соответствующих сумм налога на добавленную стоимость в размере 16675 руб., налога на имущество организаций 2292 руб., НДФЛ в размере 7835руб.; привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового Кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) в установленный срок сумм налога подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 31 127 руб., привлечено к ответственности по статье 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 926802 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал» обжаловало решение инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 08.05.2014г. решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области № 11/3 от 28.02.2014г. года была отменено в части привлечения к ответственности , предусмотренной статьёй 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 31 127 руб. и начисленной пени по НДФЛ в сумме 7835 руб.
Не согласившись с выводами налогового органа, общество с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал» обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы с 07.11.2014г. до 13.11.2014г., с 13.11.2014г. до 14.11.2014г. до 09 час. 30 мин.
После перерывов судебное заседание продолжено.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришёл к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемым решением налогового органа Обществу вменяется необоснованное применение 0% ставки по НДС при реализации товаров по договору № 27/12-398 от 15.02.2012 года в адрес ТОО «Виаст» (республика Казахстан), в связи с тем, что в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 1 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» Обществом не представлены транспортные (товаросопроводительные) документы к заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 71 от 09.10.2012 года, а представлено заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 71 от 09.10.2012 года, где в разделе «транспортный (товаросопроводительный) документ» внесена товарная накладная № 918 от 07.09.2012 года (по форме ТОРГ -12).
Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, не подтверждают перемещение товара с территории одного государства таможенного союза на территорию другого, а лишь свидетельствуют об отпуске товара, так как товарная накладная по форме ТОРГ-12 не является товаросопроводительным документом.
В результате чего, Обществу доначислен НДС в сумме 137 628 руб.(764 600 *18%).
Данный вывод налогового органа, не соответствует действующему законодательству и противоречит имеющейся у налогоплательщика первичной бухгалтерской документации по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал» в рамках заключенного договора поставки товара за пределы таможенной территории Российской Федерации 27/12-398 от 15.02.2012 года произвело реализацию товаров в режиме экспорта в адрес ТОО «Виаст» (республика Казахстан) на сумму 764 600 руб., что подтверждается счетом-фактурой № 891 от 07.09.2012 года на сумму 764 600 руб., товарной накладной № 918 от 07.09.2012 года на сумму 764 600 руб., заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 71 от 09.10.2012 года, международной транспортной накладной 1169842 (СМК) (Приложение 10-15).
Реализованный ТОО «Виаст» (республика Казахстан) товар был вывезен с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан покупателем (ТОО «Виаст») самостоятельно и за свой счет исходя из условий заключенного договора.
Пунктом 4.3 договора № 27/12-398 от 15.02.2012 года усматривается, что сторонами согласованы условия поставки РСА г. Энгельс, согласно правил ИНКОТЕРМС-2010. РСА «Франко перевозчик» означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном пункте. Причем поставка считается выполненной, если поименованный пункт находится в помещениях продавца, - когда товар загружен в транспортное средство, предоставленное покупателем (ИНКОТЕРМС-2010).
Учитывая то обстоятельно, что товар был доставлен в адрес покупателя ТОО «Виаст» (республика Казахстан) на условиях самовывоза, товарные накладные формы ТОРГ-12 являются надлежащими товаросопроводительными документами, подтверждающими право на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортной сделке.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьёй 165 настоящего Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
На основании статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008г. между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации установлена «О» ставка НДС и принят Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009г.
В силу статьи 1 Протокола от 11.12.2009г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» При экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.
В случае, если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами и такой расчет не противоречит законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортируются товары, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортируются товары.
В случае вывоза товаров по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, налогоплательщик представляет в налоговый орган выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга) на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.
В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Документы предоставляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредоставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый период, установленный законодательством государства - члена таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Указанные документы не предоставляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза; иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Документы, предусмотренные вышеуказанным пунктом, за исключением заявления, не предоставляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из законодательства государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Изложенное свидетельствует о том, что требование налогового органа о предоставлении налогоплательщиком в качестве транспортных (товаросопроводительных) документов именно международных накладных (СМК) в Протоколе от 11.12.2009 не содержится.
При этом, содержание представленных Заявителем документов позволяет сделать вывод о том, что экспортируемые товары покупателем были получены, а именно: в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 71 от 09.10.2012 года указаны реквизиты документов позволяющие идентифицировать проданный в режиме экспорта товар, также оно содержит отметки налогового органа Республики Казахстан о регистрации указанного заявления при представлении в налоговый орган Республики Казахстан, отметки налогового органа Республики Казахстан об уплате в полном объёме косвенных налогов по месту постановки на учёт покупателя.
Кроме того, до вынесения налоговым органом оспариваемого решения в обоснование своих доводов Обществом представлена полученная от покупателя копия международной транспортной накладной (СМК) № 1169842/1 от 07.09.2012г.
Таким образом, представленные налогоплательщиком документы с учётом положений Соглашения от 25.01.2008г. и Протокола от 11.12.2009г. соответствуют положениям пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждают факт экспорта товаров по договору № 27/12-398 от 15.02.2012 года в адрес ТОО «Виаст» (республика Казахстан) на общую сумму 764 600 руб. и дают ему право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении указанных операций.
Кроме того, налогоплательщик оспариваемым решением был привлечен к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 896 669 руб.
28.11.2013г. заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС на 3 квартал 2011г., то есть после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога пеней.
У Общества на момент наступления срока уплаты НДС за 3 квартал 2011г. числилась недоимка: по сроку уплаты 20.10.2011г. 5 418 425 руб., по сроку уплаты 20.11.2011г. 7 140 058 руб., по сроку уплаты 20.12.2011г. 8 861 691 руб.
На день подачи уточненной декларации (№7)по НДС на 28.11.2013г. числилась переплата в размере 2 673 502 руб. 86 коп.
В соответствии с пунктом 4 раздела 8 Приказа Федеральной налоговой службы России от 18.01.2012г. № ЯК-7-1/9@ «Об утверждении единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня» после принятия налоговым органом решения о возмещении сумм НДС, в том числе в заявительном порядке, и одновременно с ним решений о зачете и (или) возврате, а также на основании судебных решений о возмещении сумм НДС, в карточке «РСБ» по НДС проводятся операции к уменьшению начислений. В случае возмещения НДС в порядке определенном статьёй 176 Налогового кодекса Российской Федерации в графе 6 (срок уплаты) указывают дату предоставления декларации к возмещению.
Таким образом, переплата сложилась 27.06.2013г. в результате предоставления уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010г. к уменьшению в размере
10 148 630 руб.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2014г. и статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №57 от 30.07.2014г. в случае выявления обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность налогоплательщика, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, применяет нормы статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых возможно снижение штрафа и по сравнению с установленным статьей 119 Кодекса минимальным размером.
В связи с чем, суд считает возможным признать недействительным решение № 11/3 от 28.02.2014 о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 895 769 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Энгельсский завод отопительной техники «Сигнал», Саратовская область, город Энгельс, заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области, город Энгельс, Саратовская область, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, город Саратов о признании недействительным решения № 11/3 от 28.02.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 137 628 руб. 00 коп. и соответствующих сумм пени и штрафа за несвоевременную уплату соответствующих сумм налога на добавленную стоимость удовлетворить.
В части привлечения к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 896 669 руб. 00 коп. удовлетворить в части.
Признать недействительным решение № 11/3 от 28.02.2014 о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 895 769 руб.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Е.В. Сеничкина