АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 08 августа 2017 года | Дело №А57-12167/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2017г.
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2017г.
Арбитражный суд Саратовской области, в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Э.А. Сыпченко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Нижне-Волжского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора
Заинтересованное лицо:
Товарищество собственников жилья «Факел-14»
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ
без участия сторон
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Нижне-Волжское управление Ростехнадзора с заявлением о привлечении Товарищества собственников жилья «Факел-14» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в период с 17 мая по 30 мая 2017 года была проведена плановая выездная проверка в отношении ТСЖ «Факел-14», на основании распоряжения № 1640-РП/СО от 26.04.2017г. заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Бурлина С.А. Целью данной проверки являлось осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011г. № 824, на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2017 год, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В ходе проверки было выявлено следующее: ТСЖ «Факел-14» эксплуатируются опасные объекты - лифты пассажирские в количестве двух единиц, установленные в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Балаково, ул. Факел Социализма, 14. ТСЖ «Факел-14» допускается эксплуатация пассажирских лифтов рег. № 374 «Б» (зав. № 57820), рег. 375 «Б» (зав. № 1125щлз) со следующими нарушениями:
1. У пассажирского лифта peг. № 374 «Б» на момент проведения проверки наблюдалась течь масла с редукторов грузовых лебедок. Нарушен подпункт 3.1 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.
2. Отсутствует (не представлена) должностная инструкция ответственного за безопасную эксплуатацию лифтов. Нарушен подпункт 3.1 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.
3. Отсутствуют (не представлены) инструкции по эксплуатации лифтов. Нарушен пункт 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.
4. На основном посадочном этаже/площадке не размещена информация о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов. Нарушен подпункт 3.1 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.
5. Не обеспечена организация хранения, учета и выдачи ключей от помещений с размещенным оборудованием лифтов. Нарушен пункта 1.1 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.
Вышеуказанные факты отражены в акте проверки от 30.05.2017 г. № А-1640/15-117 (том 1 л.д. 17). Согласно уставу, утвержденному общим собранием собственников помещений многоквартирного дома ТСЖ «Факел-14», Товарищество создано с целью совместного управления общим имуществом многоквартирного дома.
Административным органом допущенные нарушения квалифицированы по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31.05.2017г. в отношении ТСЖ «Факел-14» Управлением Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении № 157/15-2017 с участием председателя ТСЖ (том 1 л.д. 11-12).
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Ростехнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд основывается на следующем.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона вышеуказанного правонарушения выражается в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N 184-ФЗ), законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, заключенного в Санкт-Петербурге 18.11.2010 и ратифицированного Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ, Комиссия Таможенного союза выполняет функции по принятию, внесению и отмене технических регламентов Таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 2 Соглашения от 18.11.2010 предусмотрено, что технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза принят ТР ТС 011/2011.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 указанный технический регламент распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие ТР ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
Целью управления многоквартирными домами является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обеспечения предоставления коммунальных услуг собственниками помещений.
Управляющая организация обязана, в т.ч. осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят также лифты, лифтовые и иные шахты (пункт 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), в пункте 10 которых предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Согласно пунктам 5.10.1 - 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме обеспечивается эксплуатирующей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации.
При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности. Исходя из вышеизложенных положений, именно на Товарищество как управляющую компанию, возложена обязанность по содержанию лифтов в многоквартирных домах, находящихся в управлении товарищества, в соответствии с требованиями, в том числе, законодательства о техническом регулировании, а соответственно на заинтересованное лицо возложена обязанность по соблюдению Технического регламента.
Следовательно, ТСЖ «Факел-14» является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В соответствии с подпункт 3.1 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г. для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г. лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке.
Сопроводительная документация включает в себя:
- руководство (инструкцию) по эксплуатации;
- паспорт;
- монтажный чертеж;
- принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
- принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
- копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Руководство (инструкция) по эксплуатации включает:
- инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок;
- указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания;
- перечень быстро изнашиваемых деталей;
- методы безопасной эвакуации людей из кабины;
- указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.
Согласно пункту 1.1 приложения 1 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г. - для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования:
недоступность для пользователей и посторонних лиц оборудования лифта, устанавливаемого в:
- шкафах для размещения оборудования;
- машинном помещении;
- блочном помещении;
- шахте лифта, за исключением оборудования, расположенного в кабине лифта.
Таким образом, в действиях ТСЖ «Факел-14» усматривается вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности.
Доказательств того, что у заинтересованного лица отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина в совершении вменяемого административного правонарушения также имеет место.
Обстоятельства, указанные в Протоколе об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.
Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден. Проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Положения о малозначительности совершенного правонарушения в порядке ст. 2.9. КоАП РФ суд не применяет, т.к. обстоятельства малозначительности в ходе рассмотрения данного конкретного спора судом не установлены.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом, суд учитывает, что заинтересованное лицо является некоммерческой организацией.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Согласно ч. 1 ст.4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 3., 3.1., 3.2., 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, характер совершенного правонарушения и степень общественной опасности, финансовое положение Товарищества, суд считает в рассматриваемом случае необходимым снизить минимальную санкцию и применить наказание в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях Товарищества имеется состав вменяемого ему административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и снижает сумму штрафа со 100000 руб. до 50000 руб.
Руководствуясь 27, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Товарищество собственников жилья «Факел-14», ИНН 6439083460, ОГРН 1136439002776 (регистрирующий орган: МИ ФНС №19 по Саратовской области), зарегистрирован по адресу: 413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Факел Социализма, д. 14, к административной ответственности по ч.1 ст.14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При неуплате административного штрафа в указанный срок, копия судебного акта о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 206, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
р/с 40101810300000010010
Банк: Отделение Саратов, г. Саратов,
БИК 046311001 ИНН 3444046034
Код доходов: 498 1 16 45000016000140
КПП получателя 344501001
УИН: 49864391705157152019
ОКТМО: 63607101 Статус плательщика «08»
Судья Ю.П. Огнищева