АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз,1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Саратов Дело №А57-12181/2010
Резолютивная часть решения объявлена 21.10.2010г.
Решение изготовлено в полном объеме 26.10.2010г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Седовым В.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Министерства здравоохранения Саратовской области, г.Саратов,
к Обществу с ограниченной ответственностью «Аптека-Сервис», г.Саратов,
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, дов. от 23.07.2010г.,
от заинтересованного лица – ФИО2, дов. от 05.10.2010г.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство здравоохранения Саратовской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Аптека-Сервис» к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражает против требований заявителя.
Судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв судебного заседания до 21.10.2010г. до 09 час. 20мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Материалами дела установлено, что 13.08.2010г. специалистами лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ министерства здравоохранения Саратовской области на основании приказа Министерства здравоохранения Саратовской области от 29.07.2010г. № 08-01/08-293 «О проведении внеплановой выездной проверки» и с целью подтверждения фактов, указанных в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области от 12.07.2010г. № 64И-1677/10 по выявлению превышения предельных розничных цен и размеров розничных торговых надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Аптека-Сервис», расположенного по адресу: 410056, <...>, в аптечном пункте, расположенном по адресу: 410069, <...>.
В ходе проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, а именно: выявлен факт реализации 1 наименования лекарственного средства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств: Кордафен таблетки покрытые пленочной оболочкой 10мг № 50 штук, серия 20209, производитель Фармацевтический завод «Польфарма», Польша, штрих код 5903060000063, количество – 1 упаковка, поставщик ООО «Морон», накладная № 0680217 от 22.03.2010г., на который цена производителя не зарегистрирована.
Кроме того, реализация лекарственных средств аптечным учреждением осуществляется при отсутствии протоколов согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на следующие наименования: Амиксин таблетки покрытые оболочкой по 125 мг., 6 штук, в банке полимерной, в пачке картонной, производитель ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм», серия 20110, количество – 1 упаковка, Мезим форте 10000 таблетки покрытые оболочкой кишечнорастворимые № 20 в пачке картонной, производитель Берлин-Хеми, Германия, серия 94563, количество 2 упаковки, ФИО3 таблетки по 500мг № 10 штук, в контурной безъячейковой упаковке, серия 100409, производитель ОАО «Органика», в количестве 5 упаковок. Ноотропил – раствор для применения внутривенного и внутримышечного введения 200мг/мл, по 15мл, ампулы 4 штуки в пачке картонной, серия 07819, производитель ЮСБ Фарма, Италия, владелец ЮСБ Фарма, количество – 1 упаковка, ФИО4 25 мг № 40 в пачке картонной, серия 221209, владелец Бристол-Майерс Сквибб Австралия Пти Лтд, производитель ОАО «ХФК Акрихин», количество 4 упаковки.
По мнению заявителя, ООО «Аптека - Сервис» нарушены требования подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», п.19 раздела IV Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки административным органом 13.08.2010г. составлен акт проверки № 036-10, в котором зафиксирован факт правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
13.08.2010г. на основании материалов проверки главным специалистом-экспертом отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Министерства здравоохранения Саратовской области в отношении ООО «Аптека-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении № 24, в котором изложено выявленное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заявитель направил в Арбитражный суд Саратовской области административный материал и обратился с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Аптека-Сервис» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель Общества требования заявителя оспорил.
Представитель ООО «Аптека - Сервис» по поводу реализации лекарственного препарата Кордафен, цена производителя на который не зарегистрирована, пояснил, что приемку лекарств ООО «Аптека - Сервис» по заводским штрих-кодам не осуществляет, цена производителя на лекарственный препарат Кордафен на 15.04.2010г. зарегистрирована в установленном законом порядке, лекарственное средство внесено в Государственный реестр лекарственных средств со штриховым кодом 5903060004818, а штрих-код 5903060000063, указанный на препарате, по мнению Общества является ошибкой, опечаткой.
По поводу нарушения о реализации лекарственных средств аптечным учреждением при отсутствии протоколов согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на Амиксин, Мезим форте, ФИО3, ФИО4 представитель Общества пояснил, что протоколы согласования цен на указанные препараты не были предоставлены на момент проверки, поскольку проверяющим были затребованы протоколы согласования более чем на 65 лекарственных средств и не было возможности их представить. На момент составления протокола об административном правонарушении протоколы согласования на указанные лекарственные препараты были представлены. На лекарственный препарат Ноотропил раствор для внутривенного и внутримышечного введения, по мнению ООО «Аптека-Сервис», протокол согласования цен поставки ЖНВЛС не требуется, в связи с тем, что лекарственный препарат Ноотропил - раствор для в/в и в/м введ. 200 мг/мл по 15мл, ампулы 4шт. а пачке картонной, серия 07819, производитель ЮСБ Фарма, Бельгия, количество 1 упаковка был приобретен Обществом 23.12.2009г., а протоколы согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств введены законодателем только с 01.01.2010г.
Представитель Министерства здравоохранения Саратовской области пояснил суду, что протокола согласования цен поставки должен быть представлен ООО «Аптека-Сервис» на лекарственный препарат Ноотропил в силу Постановления Правительства РФ от 08.08.2009г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основные положения о лицензировании установлены ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Пунктом 47 ч.1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Из материалов дела следует, что у ООО «Аптека-Сервис» имеется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-64-02-000268 от 20.01.2010г., выданная Министерством здравоохранения Саратовской области.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» одним из требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст.32 Федерального закона «О лекарственных средствах», правил продажи лекарственных средств и установленных предельных розничных надбавок к фактически отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Согласно пункта 5 настоящего Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.
Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Настоящее Положение определяет порядок государственного регулирования цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 настоящего Положения государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций - производителей (далее - производители) на лекарственные средства, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства.
Государственная регистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства осуществляется при государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с п.п. «г» п.5 Постановления Правительства РФ от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» для государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство производитель или иное юридическое лицо по поручению производителя представляет в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в том числе, данные о международном непатентованном и присваиваемом производителем при государственной регистрации в установленном порядке наименовании лекарственного средства, коде лекарственного средства в соответствии с действующей в Российской Федерации классификацией, форме выпуска, дозировке, количестве в потребительской упаковке и штрих-коде по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с пунктом 12 статьи 46 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «О лекарственных средствах» на вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата наносится штриховой код.
На лекарственные средства, у которых не совпадают штрих-коды указанные на упаковках лекарственных средств и в приказах Росздравнадзора, а данные по МНН, форме выпуска, дозировке, количестве в потребительской упаковке, производителе совпадают, цены на данные лекарственные средства не зарегистрированы и реализация их запрещена.
Материалами дела установлено, что в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.09г. № 2135-р, включены лекарственные средства кордафен, амиксин, мезим форте, левомицетин, ноотропил, копотен.
Из материалов дела следует, в ООО «Аптека-Сервис» выявлен факт реализации лекарственного препарата Кордафен - таблетки покрытые пленочной оболочкой 10мг № 50 штук, серия 20209, производитель Фармацевтический завод «Польфарма», Польша, штрих код 5903060000063, количество – 1 упаковка, поставщик ООО «Морон», накладная № 0680217 от 22.03.2010г., на который цена производителя не зарегистрирована. Штрих-код, указанный на лекарственном препарате Кардофен 5903060000063, не совпадает со штрих-кодом, указанном в государственном реестре лекарственных средств на данный препарат.
Согласно Государственного реестра лекарственных средств по состоянию на 15.07.2010г., представленного в материалы дела Министерством здравоохранения Саратовской области, лекарственный препарат кордафен зарегистрирован за номером 5903060004818.
Из изложенного следует, что лекарственный препарат Кордафен, находящийся в момент проверки на реализации в аптечном пункте ООО «Аптека-сервис» с указанным на нем штриховом коде 5903060000063, не зарегистрирован в установленном законом порядке.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на реализации у ООО «Аптека-Сервис» находился лекарственный препарат Кордафен (производитель Фармацевтический завод «Польфарма»), цена на который в установленном законом порядке не зарегистрирована.
Кроме того, проверкой установлен факт реализации лекарственных средств аптечным учреждением при отсутствии протоколов согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на следующие наименования: Амиксин таблетки покрытые оболочкой по 125 мг., 6 штук, в банке полимерной, в пачке картонной, производитель ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм», серия 20110, количество – 1 упаковка, Мезим форте 10000 таблетки покрытые оболочкой кишечнорастворимые № 20 в пачке картонной, производитель Берлин-Хеми, Германия, серия 94563, количество 2 упаковки, ФИО3 таблетки по 500мг № 10 штук, в контурной безъячейковой упаковке, серия 100409, производитель ОАО «Органика», в количестве 5 упаковок, ноотропил – раствор для применения внутривенного и внутримышечного введения 200мг/мл, по 15мл, ампулы 4 штуки в пачке картонной, серия 07819, производитель ЮСБ Фарма, Италия, владелец ЮСБ Фарма, количество – 1 упаковка, ФИО4 25 мг № 40 в пачке картонной, серия 221209, владелец Бристол-Майерс Сквибб Австралия Пти Лтд, производитель ОАО «ХФК Акрихин», количество 4 упаковки.
Заявитель пояснил, что протокол согласования цен на лекарственные препараты: амиксин, мезим форте, левомицетин, капотен, не были найдены при проверке, а протокол согласования цен поставки на лекарственный препарат ноотропил – раствор для применения внутривенного и внутримышечного введения 200мг/мл, по 15мл, ампулы 4 штуки в пачке картонной, серия 07819, производитель ЮСБ Фарма, Италия, владелец ЮСБ Фарма, не требуется, поскольку протокол согласования цен поставки ЖНВЛС введен законодателем только с 01.01.2010г., а лекарственный препарат ноотропил был приобретен ООО «Аптека-Сервис» в 2009 году.
Суд, рассматривая указанные доводы ООО «Аптека-Сервис», исходит из следующего.
В соответствии с п.19 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 № 782 реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009г. № 654.
Реализация лекарственных средств аптечным учреждением осуществляется при наличии указанного протокола.
В силу положений п. 7.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», реализация ЖНВЛС без протокола согласования цен поставки ЖНВЛС допускалась только до 1 апреля 2010 г.
Из материалов дела следует, что на момент проверки лекарственный препарат Ноотропил для в/в и в/м введ. 200мг/мл, по 15мл, ампулы 4 штуки в пачке картонной, серия 07819, производитель ЮСБ Фарма, Италия, владелец ЮСБ Фарма, был приобретен ООО «Аптека-Сервис» согласно спецификации к товарной накладной 23.12.2009г. и находился на реализации в ООО «Аптека-Сервис» без протокола согласования цен поставки ЖНВЛС.
Пунктами 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации № 654 от 08.08.2009 года «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» установлено, что предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные до вступления в силу пункта 1 настоящего Постановления, подлежат государственной регистрации (перерегистрации) до 1 апреля 2010 г. в соответствии с методикой определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой по тарифам. При реализации производителем, организацией оптовой торговли или аптечным учреждением жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.12 Постановления Правительства РФ от 08.08.2009г. № 654 «О государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» настоящее положение вступило в силу со дня его официального опубликования, п.1 вступил в силу с 1 января 2010г.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009г. № 654 утверждены изменения, которые вносятся в Постановления Российской Федерации по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, а также утверждена форма протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Таким образом, с 01.01.10г. утверждена только форма протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Положением о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 № 782 установлено, что реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Представитель заявителя в материалы дела представил протокол согласования отпускных цен поставки лекарственных средств между поставщиком ЗАО фирма «Центр внедрения «Протек» и получателем ООО «Аптека-Сервис» № 1209143/0 от 23.12.09г.
Таким образом, в 2009г. Общество составляло протокол согласования отпускных цен поставки лекарственных средств.
В связи с этим, довод заявителя о том, что на лекарственный препарат - ноотропил протокол согласования цен поставки не требуется при его реализации, поскольку форма протокола согласования цен поставки на ЖНВЛС введена законодателем только с 01.01.2010г., отклонен арбитражным судом.
Протокол согласования отпускных цен поставки лекарственных средств должен находится в аптечном пункте реализации лекарственных средств и каждый потребитель имеет право ознакомиться в указанным протоколом, в связи с чем, протокол согласования отпускных цен поставки лекарственных средств должен находиться в доступном для посетителей месте. Отсутствие протокола согласования отпускных цен поставки лекарственных средств влечет нарушение правил продажи лекарственных средств.
Факт осуществления фармацевтической деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтверждается материалами дела.
Поскольку Общество осуществляет фармацевтическую деятельность с грубым нарушением требований, предусмотренных лицензией, его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд считает, что заявителем представлены доказательства совершения Обществом с ограниченной ответственностью «Аптека-Сервис» правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и заявитель правомерно возбудил дело об административном правонарушении.
Вина ООО «Аптека-Сервис» в совершении административного правонарушения по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ доказана материалами дела.
Фактический состав правонарушения, совершенного ООО «Аптека-Сервис» подпадает под квалификацию, данную контролирующим органом.
Требования, предусмотренные ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении заявителем соблюдены.
Поскольку, согласно ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, влекущих административную ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ отнесены к компетенции арбитражного суда, заявитель правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении материалов дела, судом не установлено отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает требования заявителя о привлечении ООО «Аптека-Сервис» к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ подлежащими удовлетворению и, с учетом обстоятельств дела и отсутствием отягчающих вину обстоятельств, налагает на ООО «Аптека-Сервис» административный штраф, в размере 40000 (сорока) тысяч рублей, что является низшим пределом санкции ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь ООО «Аптека-Сервис» г. Саратов к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При неуплате административного штрафа в указанный срок, копия судебного акта о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Пузина