АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А57-1223/2013
Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2013 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухановской Е.А., рассмотрев материалы дела по заявлению Комитета по управлению имуществом города Саратова (г.Саратов)
о признании незаконным бездействия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в невыдаче комитету по управлению имуществом города Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Р-вых социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязать включить семью ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем 2013 г. по муниципальному образованию «Город Саратов» Саратовской области и выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы
заинтересованное лицо: Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства Саратовской области (г.Саратов);
третьи лица:
ФИО1 (г.Саратов);
ФИО2 (г.Саратов)
ФИО3 (г.Саратов)
ФИО4 (г.Саратов)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерство финансов Саратовской области (г.Саратов)
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО5 по доверенности №02-08/16933 от 04.12.2012г., ФИО6 по доверенности от 31.07.2013 № 02-06/19893,
Министерства строительства и жилищного коммунального хозяйства Саратовской области - ФИО7, по доверенности,
третьих лиц:
ФИО1 - не явился, извещён,
ФИО2 – ФИО2 по паспорту (паспорт обозревался);
ФИО3 (свидетельство о рождении I-РУ №569839), ФИО4 (свидетельство о рождении II-РУ №626465) - ФИО2 по паспорту (паспорт обозревался) в соответствии со ст.64 Семейного кодекса РФ является законным представителем своих детей,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом города Саратова (г.Саратов) с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в невыдаче комитету по управлению имуществом города Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Р-вых социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, обязать включить семью ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем 2013 г. по муниципальному образованию «Город Саратов» Саратовской области и выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
В обоснование заявленных требований Комитет ссылается на то обстоятельство, что не может выполнить возложенную на него законом и решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29.03.2012 по делу № 2-549/12 обязанность выдать семье, состоящей из ФИО1, ФИО2 и двух несовершеннолетних детей: ФИО3 и ФИО4 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Изготовление бланков свидетельств и их выдачу органам местного самоуправления обеспечивает Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области. Письмом Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 05.10.2012 № 10747 Комитету в выдаче бланка свидетельства отказано. Отказ Министерства в выдаче бланка свидетельства делает невозможным исполнение Комитетом возложенные на него законом полномочия и решением суда обязанность по предоставлению признанным нуждающимися в жилье гражданам социальной выплаты.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица, за исключением Министерства финансов области, поддерживают требования КУИ г.Саратова.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 31.07.2013 г., 17 час., после которого рассмотрение дела продолжено.
Из материалов дела следует, что настоящий заявитель первоначально обращался с теми же требованиями в Кировский районный суд г. Саратова, определением которого от 29.12.2012 г. его заявление было оставлено без движения, а определением от 24.01.2013 г. заявление возвращено ввиду неподсудности настоящего спора суду общей юрисдикции ввиду наличия спора между двумя юридическими лицами (рассмотрение которых производится судами арбитражной системы).
Учитывая правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 21.10.2008 N 7131/08 о том, что в случае отказа в рассмотрении дела, как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом заявитель лишается права на судебную защиту, которое гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также сформированный Европейским Судом по правам человека (далее - ЕСПЧ) принцип, согласно которому, если в государстве существует две судебные системы и одна из них отказалась рассматривать спор из-за отсутствия компетенции, вторая судебная система обязана принять дело к своему производству без исследования вопроса о компетенции.
С учетом изложенного, дело подлет рассмотрению по существу заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
21.07.2010 г. семья Р-вых признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», действовавшей в период до 31.12.2010г. в рамках действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем имеет право рассчитывать на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту.
07.12.2011г. председателем Комитета по управлению имуществом г.Саратова семья Р-вых была проинформирована о том, что им отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, так как представленный на экспертизу кредитный ипотечный договор № 8120, заключён ими в Открытом акционерном обществе Банк «Открытие» 21.03.2011г., т.е. с нарушением пресекательного срока (31.12.2010г.), установленного Правилами.
Не согласившись с отказом, семья Р-вых обжаловала его во Фрунзенском районном суде г.Саратова. Решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 29.03.2012г. по делу № 2-549/12 на КУИ г.Саратова возложена обязанность выдать семье Р-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (в данной части решение суда от 29.03.2012 по делу 2-549/12 оставлено без изменения апелляционным определением от 10.07.2012 по делу № 33-3284). Постановлением от 20.08.2012 судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г.Саратова возбуждено исполнительное производство № 19178/12/45/64 в отношении КУИ г.Саратова.
В целях исполнения вышеуказанного решения суда и в рамках полномочий КУИ г.Саратова письмом от 31.08.2012 № 08-14/10258 обратился в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с требованием выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения для предоставления его семье Р-вых.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области письмом от 05.10.2012 № 10747 отказало Комитету в выдаче бланка свидетельства. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что семья Р-вых не включена в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году (утвержден 25.06.2012г.), поскольку на момент утверждения данного Списка возраст ФИО1 превысил 35 лет.
Впоследствии Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в адрес Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области неоднократно направлялись уведомления о необходимости внесения изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 и 2013 гг. по муниципальному образованию «Город Саратов» (письма от 29.11.2012, от 19.04.2013). Согласно ответам Министерства ЖКХ утвердить дополнительный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, не представляется возможным, поскольку возраст ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., превысил 35 лет (письма от 26.12.2012г., от 28.05.2013).
Поскольку названным бездействием министерства ЖКХ чинится препятствие КУИ г. Саратова в возложенных на него обязанностях обеспечения граждан социальными льготами и в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, Комитет по управлению имуществом г.Саратова обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявителя и заинтересованных лиц и представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В силу положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
В целях федеральных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 8).
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Таким органом на территории муниципального образования «Город Саратов» является Комитет по управлению имуществом г. Саратова в соответствии с полномочиями, определенными Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 25.05.2011 г. № 1042.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункты 21 - 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 24).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой (пункт 26).
Таким образом, основными принципами реализации данной подпрограммы являются добровольность участия в этой подпрограмме молодых семей; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы, возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий только один раз.
В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 г. № 168-П «Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области», а также Соглашением о реализации в 2012 г. подпрограммы «Обеспечение жильем…» № 39-МС/2012 от 09.11.2012 г., аналогичным соглашением на 2013 г., субъект Российской Федерации в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области осуществляет организационно-публичные полномочия в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и контрольные функции за ее исполнением в виде контроля за целевым использованием субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, утвердившим Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а также Постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. № 356-П на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность изготовления за счет средств субъекта Саратовской области и выдачи бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома – органу местного самоуправления (пункт 4 Правил № 1050 и п.2 Постановления Правительства Саратовской области № 356-П).
В свою очередь, КУИ г. Саратова, на основании абз.2 п.4 Правил № 1050 и пункта 2.1.2 раздела 2 Постановления администрации МО «Город Саратов» № 1042 от 25.05.2011 г. – получает от органа исполнительной власти субъекта РФ (Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области) – бланки свидетельств, после заполнения которых, выдает нуждающимся в жилье гражданам.
Таким образом, в силу названных правовых норм, на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность изготовить за счет средств субъекта РФ и выдать КУИ г. Саратова бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения определенного образца, а на КУИ г. Саратова – получить от Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области бланк названного свидетельства и выдать нуждающимся гражданам.
Кроме того, пункт 21 Правил № 1050, как уже отмечено выше, предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Названные организационно-публичные функции рассматриваемых органов были исследованы в ходе рассмотрения дела № 2-549/12 Фрунзенским районным судом г.Саратова, решением по которому от 29.03.2012 (в части оставленной без изменения апелляционным определением от 10.07.2012 по делу № 33-3284) на Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность выдать семье Р-вых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При этом, названным решением суд общей юрисдикции установил право семьи Р-вых на получение социальной выплаты, было установлено, что КУИ г. Саратова согласно уведомлению от 25.06.2010 г. № 14-14/5431 семья Р-вых с 21.06.2010 г. признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».
В указанный период времени названной семьей не реализовано право на получение в рамках Программы 2002-2010 гг. федеральной целевой программы «Жилище», действовавшей до 14.04.2010 г., социальных выплат на приобретение жилья.
07.11.2011 г. КУИ г. Саратова довел до сведения семьи Р-вых о включении ее в список претендентов на поучение в 2011 г. социальной выплаты.
Названным решением суда общей юрисдикции и определением апелляционной областного суда было подтверждено право данной семьи на получение рассматриваемых социальных гарантий и в последующие годы, по целевой программе на 2012-2015 г., вплоть до реализации и получении социальной выплаты на приобретение жилья.
Кредитный договор, представленный Р-выми от 21.03.2011 г. с ОАО Банк «Открытие» признан надлежащим.
Названными судебными актами установлено, что семья Р-вых включена органом местного самоуправления включена под номером 9 в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 г., при этом, датой постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении следует считать дату постановки в Администрации Ленинского района г. Саратова – 24.03.2004 г.
С учетом положений части 3 статьи 69 АПКРФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что семья Р-вых по настоящее время включена органом местного самоуправления включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату.
В целях исполнения своих полномочий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и во исполнение вступившего в законную силу вышеуказанного решения суда общей юрисдикции, КУИ г. Саратова 31.08.2012 г. исх. № 08-14/10258 обратился в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с просьбой выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения для предоставления семье Р-вых.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области письмом от 05.10.2012 № 10747 отказало Комитету в выдаче бланка свидетельства. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что семья Р-вых не включена в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году (утвержден 25.06.2012г.), поскольку на момент утверждения данного Списка возраст ФИО1 превысил 35 лет.
Впоследствии органом местного самоуправления в адрес Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области неоднократно направлялись уведомления о необходимости внесения изменений в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 и 2013 гг. по муниципальному образованию «Город Саратов» (письма от 29.11.2012, от 19.04.2013), в которых семья Р-вых значилась. Согласно ответам Министерства ЖКХ утвердить дополнительный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2012 и 2013 гг. не представляется возможным, поскольку возраст ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., превысил 35 лет (письма от 26.12.2012г., от 28.05.2013).
Довод, изложенный в вышеуказанных письмах Министерства относительно утраты семьей Р-вых права на получение социальной выплаты при достижении в настоящее время ее главой предельного возврата (более 35 лет) суд считает необоснованным ввиду следующего.
В материалы дела представлены документы, из которых следует, что семья Р-вых признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, датой постановки ее на учет в качестве нуждающейся соответствует периоду - 24.03.2004 г., с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семья Р-вых обратилась 21.06.2010 и уведомлением от 25.06.2010 № 14-14/5431 ФИО2 информирована о том, что их семья 21.06.2010 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Таким образом, данная семья включена органом местного самоуправления в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату, начиная с 2010 г. по настоящее время.
Следовательно, на момент обращения с указанным заявлением и включения Р-вых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» возраст ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) не превысил 35 лет.
Исходя из изложенного и приведенных выше норм права, арбитражный суд приходит к выводу о том, что отказ о включении семьи Р-вых в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012, 2013 гг. в связи с достижением ФИО1 возраста 36 лет и совершенное Министерством в связи с этим бездействие в виде не выдачи бланка свидетельства для социальной выплаты является необоснованным, поскольку предельный возраст членов семьи (35 лет), установленный п.6 Правил, следует исчислять на момент первоначального обращения Р-вых с заявлением о включении в состав участников подпрограммы – 21.06.2010г.
В связи с тем, что право Р-вых на получение социальной выплаты в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не нашло своей практической реализации, суд признает оспариваемое бездействие компетентного органа субъекта РФ – Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области - неправомерными, не соответствующими требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, утвердившим Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, Постановления Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья», нарушающим как права частных лиц – членов семьи Р-вых, так и органа местного самоуправления – КУИ г. Саратова по исполнению возложенных на него Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 и Постановлением администрации МО «Город Саратов» № 1042 от 25.05.2011 функций в рамках названной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Довод Министерства о том, что бланк установленной формы рассматриваемого свидетельства был выдан КУИ г. Саратова не подтвержден документально, суду не представлен Реестр выдачи бланков свидетельств с росписью ответственного должностного лица КУИ г. Саратова. Факт получения бланка определенной Министерством формы отрицает КУИ г. Саратова. Кроме того, выдача такого бланка невозможна без включения Р-вых в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на текущий год. Имеющиеся в материалах дела письмо Министерства от 06.07.2011 г. № 7426 с приложением названного списка из 38 человек семью Р-вых не содержит. Иная имеющаяся в материалах дела переписка с органом местного самоуправления, указанная судом выше, свидетельствует о нежелании Министерства совершить определенные законом действия, гарантирующие семье Р-вых социальную выплату.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 01.03.2007 N *** от 04.12.2003 N 415-О, от 15.02.2005 N 17-О, от 01.12.2005 N 521-О, постановления от 16.12.1997 N 20-П, от 24.05.2001 N 8-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 9-П) Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Исходя из приведенных выше норм права, арбитражный суд приходит к выводу о незаконном оспариваемом бездействии Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, которое подлежит устранению в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в невыдаче комитету по управлению имуществом города Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Р-вых социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить семью ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем 2013 г. по муниципальному образованию «Город Саратов» Саратовской области и выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко