Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
25 ноября 2010 года
Дело № А57-12318/2010
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячевым А.В., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению
Образовательного учреждения Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов
Заинтересованные лица:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Саратовской области, г. Саратов
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, г. Саратов
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1952 от 25.06.2010г.
при участии:
от заявителя – ФИО1, приказ о приеме работника на работу № 474-рк от 01.11.2008 г.,
от Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области – ФИО2, доверенность № 02-33/019893 от 17.12.2009 г., сроком на 1 год.
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области – не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Образовательное учреждение Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов (далее - ОУ «Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина») с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области, г. Саратов, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, г. Саратов о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1952 от 25.06.2010г.
Заинтересованные лица извещены о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеются уведомления №64137,64138,64139. Дело рассматривается по правилам п.5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судом установлено, что 04.02.2010 г. Заявителем в МРИ ФНС Росси №2 по Саратовской области представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год.
При проведении камеральной проверки данной декларации было установлено налоговое нарушение, выразившееся в занижении налоговой базы и неуплате земельного налога в сумме 7 662 470 руб., а также нарушение срока представления декларации.
25 июня 2010 года Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области вынесено решение № 1952 от 25.06.2010 г., в котором налоговый орган предлагает ОУ Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина РОСТО уплатить недоимку, пени, штрафы, которые образовались по мнению налогового органа в связи с непредставлением сведений о льготах и неправильным толкованием категории земель, занимаемых Саратовским аэроклубом.
Не согласившись с вынесенным Решением №1952 от 25.06.2010 г., налогоплательщик обжаловал в УФНС России по Саратовской области.
Решением УФНС по Саратовской области от 27.08..2010г. решение МРИ ФНС России №12 по Саратовской области от 25.06.2010. № 1952 оставлено без изменения.
Считая, что Решение №1952 от 25.06.2010 г. МРИ ФНС России №12 по Саратовской области подлежит отмене, Образовательное учреждение Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Саратовской области.
В качестве обоснованности заявленных требований Заявителем приведены следующие доводы.
В решении налогового органа указаны категории земель: земля промышленности, энергетики, транспорта. В действительности, что подтверждается разъяснениям «Роснедвижимости», земля, занимаемая аэродромом относится к категории земель обороны. Собственником данного земельного участка является Российская Федерация, представителем которой и является «Росимущество». Документальное подтверждение о принадлежности данного участка к иной категории земель налоговым органом не представлено. В своем решении налоговый орган связывает в единое целое категорию земель и выполнением Саратовским аэроклубом госзаказа по подготовке граждан по военно-учетным специальностям именно в этот проверяемый период. Доводы по данному вопросу являются не состоятельными, т.к. статус земли не является временным, и никак не связан с периодом решения задач по подготовке в ВУС, тем более организация ранее занималась подготовкой кадров для Вооруженных Сил.
С 01.01.2006г. в соответствии с гл. 31 НК РФ, Решением районного совета ОМО Саратовского района Саратовской области введен земельный налог. МИФНС № 12 по СО, ссылаясь на ст. ст. 388, 389, 391 НК РФ, утверждает, что не исчислен и не уплачен земельный налог за 2008 год. Учитывая тот факт, что в соответствии со ст. 396 НКРФ МРИ ФНС№ 12 не предоставлено право определять отнесение земельных участков к объектам налогообложения, данное утверждение является необоснованным. Согласно пп.З п. 2. ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Указанная норма предусматривает два условия, при котором земельный участок не облагается земельным налогом, ограничение его в обороте в соответствии с законодательством и его предоставление в интересах обороны РФ. Ограничение обороноспособности земельных участков определяет ст. 27 Земельного кодекса РФ. В соответствии с пп. 5 и пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следующие земельные участки:
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
В соответствии с п. д) ст. 114 Конституции РФ, ст. 20 Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Ст. 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" к полномочиям Правительства отнесено принятие необходимых мер в оборонной сфере и сфере осуществления государственной безопасности. Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706, Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.. В соответствии с данными полномочиями Правительство РФ приняло Постановление от 26.10.2000 №809 "О мерах государственной поддержки Российской оборонной спортивно-технической организации" где определено, что для повышения уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, укомплектования войск гражданами, подготовленными по военно-учетным специальностям, накопления в запасе летных и авиационно-технических кадров Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации предложено обеспечить РОСТО безвозмездно в установленном порядке по действующим нормам необходимой учебной, учебно-спортивной и спортивной авиационной техникой. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №410-р согласовано предложение Министерства обороны России и РОСТО об осуществлении образовательными авиационно-спортивными организациями РОСТО ежегодной подготовки по военно-учетным специальностям граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включая граждан, имеющих высшие разряды по авиационным видам спорта. Приказ Министра обороны от 02.08.2002г. № 297 конкретизирует данные положения.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» РОСТО (ДОСААФ) преобразовано в общественно-государственную организацию. В постановлении указано, что ДОСААФ России выполняет государственные задачи, в том числе готовит граждан по военно-учетным специальностям, участвует в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе, а также содержит объекты инфраструктуры ДОССАФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.
Согласно 2 раздела Устава НОУ НПО «Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина» основными целями указанной организации являются организация патриотического воспитания и обучения населения, в первую очередь молодежи, образовательная деятельность по подготовке кадров авиационных профессий, в том числе и для Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу положений статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
При таких обстоятельствах Заявитель считает, что земли, предоставленные под аэродром государственной авиации в силу статей 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, являются ограниченными в обороте.
Применение в отношении таких земель положения, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, является правомерным. Поэтому данный земельный участок, предоставленный ОУ Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина, не является объектом налогообложения.
Заявитель считает, что привлечение ОУ «Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина» к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа является не обоснованным.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В силу пункта 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу. Обязанность налогоплательщиков-организаций представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы установлена статьей 398 Кодекса. Налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу должны представлять в налоговые органы, указанные налогоплательщики, признаваемые таковыми пунктом 1 статьи 388 Кодекса и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу. Следовательно, налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу обязаны представлять в налоговые органы налогоплательщики-организации, у которых возникает обязанность уплачивать этот налог (авансовые платежи по налогу) (письмо МФ РФ от 17 марта 2008г. № 03-05-04-02/20). Исходя из изложенного, в части привлечения ОУ Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина к ответственности в виде штрафа по пункту 2 статьи 119 НК РФ действия МРИ ФНС № 12 незаконны.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2009г. № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» РОСТО (ДОСААФ) преобразовано в общественно-государственную организацию. В постановлении указано, что ДОСААФ России выполняет государственные задачи, в том числе готовит граждан по военно-учетным специальностям, участвует в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе, а также содержит объекты инфраструктуры ДОССАФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.
Согласно 2 раздела Устава НОУ НПО «Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина» основными целями указанной организации являются организация патриотического воспитания и обучения населения, в первую очередь молодежи, образовательная деятельность по подготовке кадров авиационных профессий, в том числе и для Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу положений статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
При таких обстоятельствах следует вывод о том, что земли, предоставленные под аэродром государственной авиации в силу статей 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, являются ограниченными в обороте. Применение в отношении таких земель положения, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, является правомерным. Поэтому данный земельный участок, предоставленный ОУ Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина, не является объектом налогообложения.
Заявитель считает, что привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа является необоснованным.
Заинтересованное лицо считает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 37-40).
Налоговый орган считает, что спорный земельный участок изначально предоставлен налогоплательщику не для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в связи с чем подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Считает, что аэроклуб не входит в систему органов обеспечения безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации, а рассматриваемый земельный участок не является ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны и безопасности.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п.1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.п.3.1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 44 Кодекса предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иными актами законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу абз.1 п.1 и абз.1 п.2 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п.1 ст. 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 388 Кодекса плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Заявитель считает, что за период 2009 года, он не являлся плательщиком земельного налога, так как земельный участок, занимаемый аэроклубом отнесен к категории земель обороны. Данные доводы, суд считает обоснованными, в связи с тем, что на основании пп.3 п.2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, также не признаются объектом обложения земельным налогом.
Пунктом 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пп.2 п.4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Согласно пп.5 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в п.4 названной статьи.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 05.03.2002 № 2446-1 «О безопасности» силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 809 «О мерах государственной поддержки Российской оборонной спортивно-технической организации» для повышения уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, укомплектования войск гражданами, подготовленными по военно-учетным специальностям, накопления в запасе летных и авиационно-технических кадров Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации предложено обеспечить РОСТО безвозмездно в установленном порядке по действующим нормам необходимой учебной, учебно-спортивной и спортивной авиационной техникой.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 410-р согласовано предложение Министерства обороны России и РОСТО об осуществлении образовательными авиационно-спортивными организациями РОСТО ежегодной подготовки по военно-учетным специальностям граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включая граждан, имеющих высшие разряды по авиационным видам спорта.
Согласно раздела 2 Устава ОУ «Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина» основными целями указанной организации являются организация патриотического воспитания и обучения населения, в первую очередь молодежи, образовательная деятельность по подготовке кадров авиационных профессий, в том числе и для Вооруженных Сил Российской Федерации.
На земельном участке площадью 287 га, расположенном в районе п.Дубки находится аэродром государственной авиации «Дубки», закрепленный за ОУ «Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина» РОСТО в установленном порядке. Согласно ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэродром – участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
В соответствии с п.2 ст. 41 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации. Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны. ОУ «Саратовский аэроклуб им.Ю.А.Гагарина» на основании приказа МО РФ от 14.11.2002 № 440 «Об утверждении федеральных авиационных правил государственной регистрации аэродромов государственной авиации» - зарегистрирован как аэродром государственной авиации, о чем в материалах дела имеется свидетельство № 149.
Согласно ст. 7 Воздушного кодекса Российской Федерации имущество гражданской и экспериментальной авиации – воздушные суда, аэродромы, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства – в соответствии с законодательством Российской Федерации может находится в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения – только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находится в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно свидетельства № 149 о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации, аэродром, расположенный на спорном участке зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации РФ и владельцем аэродрома является РОСТО.
В силу положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
В целях обороны могут предоставляться земельные участки для:
- строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
- разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронение отходов);
- создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Материалы дела подтверждают, что Аэродром Саратовского аэроклуба им Ю.А. Гагарина является аэродромом государственной авиации РФ и зарегистрирован в государственном, ответственным органом за который является Министерство обороны.
Согласно пункта 4 раздела IV Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты воздушного транспорта отнесены к объектам, находящимся исключительно в федеральной собственности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.09.1994 № 1845 «О Российской оборонной спортивно-технической организации» для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальным органам на местах предписано совместно с Министерством обороны Российской Федерации закрепить в установленном порядке за РОСТО имущество, созданное за счет средств государства и переданное бывшему ДОСААФ СССР для выполнения задач по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и военно-прикладным видам спорта. Во исполнение данного Указа Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом издал распоряжение от 20.10.1994 № 2541-р о закреплении территориальными агентствами Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации и его органами военного управления на территории Российской Федерации по согласованию с региональными советами РОСТО на местах за юридическими лицами, входящими в состав РОСТО, на договорной основе в безвозмездное срочное пользование имущества бывшего ДОСААФ СССР, созданного за счет государственных средств.
На земельном участке площадью 287 га, расположенном в р-не н.п. Дубки находится аэродром государственной авиации «Дубки», закрепленный за ОУ Саратовский аэроклуб им. ЮА. Гагарина РОСТО установленным порядком.
Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ (ВК РФ) «Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов».
В соответствии с п.2 ст. 41 ВК РФ («Аэродромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов государственной авиации Российской Федерации.
Ведение указанного реестра возлагается на уполномоченный орган в области обороны»), на основании приказа МО РФ от 14 ноября 2002 г. № 440 «Об утверждении федеральных авиационных правил государственной регистрации аэродромов государственной авиации» - зарегистрирован как аэродром государственной авиации, свидетельство № 149.
Согласно ст. 7 ВК РФ «Имущество гражданской и экспериментальной авиации -воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации». В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами Право собственности РФ подтверждается свидетельством № 64-64-53/031/2009-157 от 10.04.2009г.
Следовательно, спорный земельный участок подпадает под категорию земель, предназначенных для обеспечения деятельности вооруженных сил, и как следствие напрямую относится к землям обороны, то есть не является плательщиком земельного налога за 2009 год.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Из содержания названных норм закона следует, что государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины только при обращении в арбитражный суд с заявлениями. В рассматриваемом случае государственная пошлина в размере 4000 руб. оплачена в бюджет Заявителем при подаче заявления, что подтверждается чеком-ордером от 17.09.2010 г. на сумму 2 000 руб. и от 21.10.2010 г. на суму 2000 руб.
Межрайонной ИФНС России №12 по Саратовской области заявлено ходатайство о снижении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с налогового органа в случае удовлетворения требования Заявителя.
При данных обстоятельствах, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 20 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Образовательного учреждения Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов к Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области, г. Саратов, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, г. Саратов о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1952 от 25.06.2010г. – удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1952 от 25.06.2010г.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г.Саратова в пользу Образовательного учреждения Саратовского аэроклуба им.Ю.А.Гагарина РОСТО г.Саратов расходы по государственной пошлине, снизив их размер до 20 (Двадцать) руб.
Выдать Образовательному учреждению Саратовский аэроклуб им. Ю.А. Гагарина, г. Саратов справку на возврат государственной пошлины в размере 3980 рублей, уплаченной по чекам - ордерам от 17.09.2010 г., 21.10.2010 г.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанцию в порядке, предусмотренном статьями 257, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.
Судья А.В. Калинина