ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-12371/07 от 04.12.2007 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов                                                                      Дело № А-57-12371/07-7-45

04 декабря 2007 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьиЛесина Д.В.,

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Альянс-СС», г. Саратов

к Комитету по охране окружающей среды, г. Саратов 

о признании незаконным постановления № 485 от 02.07.2007 по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя – ФИО1

от заинтересованного лица – не явились

УСТАНОВИЛ:

 ООО «Альянс-СС» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене принятого Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области постановления № 485 от 02.07.2007 по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

Административный орган извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления. В судебное заседание представитель административного органа не явился. При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца или ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие. Настоящее дело рассматривается в соответствии с ч. 3 ст.156, ст.210 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной 13.04.2007 Прокуратурой Ленинского района г.Саратова проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Альянс-СС» по адресу г.Саратов пр.50 лет Октября д.118-А оф.211 установлено отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимитов на размещение отходов, о чем в тот же день заместителем прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что Обществом нарушены ст.ст.24,39 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11,18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

По рассмотрению указанного постановления Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области 02.07.2007 принято оспариваемое постановление № 485 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО «Альянс-СС»признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, что соответствует установленной статьей санкции.

Не согласившись с принятым Комитетом охраны окружающей среды и природопользования постановлением ООО «Альянс-СС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене, со ссылкой на отсутствие в его деянии состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.

Заявленные требования комитетом оспорены по основаниям изложенным в отзыве. Административный орган указывает на несоблюдение ООО «Альянс-СС» требований ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч.7 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено применение административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Таким образом, данная норма права имеет многофункциональное значение и направлена на предотвращение нарушения экологических требований комплексного характера.

Объект данного правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, опасные отходы, запрещенные виды опасных отходов, токсичные отходы, потенциально опасные и особо токсичные отходы, радиоактивные отходы (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

По Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Госкомэкологии РФ от 27 ноября 1997 г. № 527 (БНА РФ. 1998. N 5. С. 3-11), отходы по признаку их происхождения разделяются на: органического природного происхождения; минерального происхождения; химического происхождения; коммунальные (включая бытовые).

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона  от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии со ст.24 данного Закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г.  № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Статьей 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.

Из содержания указанных правовых норм следует, что они распространяются на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий... и иных объектов, в процессе которой образуются отходы производства и потребления.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, основанием для принятия оспариваемого постановления и назначения обществу административного наказания явилось нарушение обществом Закона № 89-ФЗ и Закона № 7-ФЗ, которое выражается в отсутствии у общества проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, учета образующихся отходов.

Между тем, обжалуемое постановление и материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о фактическом образовании у общества каких-либо отходов производства и потребления.

Из материалов дела не усматривается, что фактически обращение с отходами велось с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических норм, что повлекло негативные последствия в области охраны окружающей среды.

Также следует учесть, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта на опасные отходы. При этом для осуществления данной деятельности индивидуальные предприниматели и юридические лица должны иметь соответствующие лицензии.

Между тем, административным органом не представлены доказательства осуществления обществом деятельности в области обращения с отходами и наличия у него отходов.

При этом ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2007, ни в оспариваемом постановлении не указаны и не установлены какие конкретно отходы производства и потребления образуются в результате деятельности Общества, а также места осуществления ненадлежащего хранения таких отходов.

ООО «Альянс-СС» помещение офиса 211 в доме 118-А по пр.50 лет Октября г.Саратова, в котором Прокуратурой проведена проверка, арендует у ПК ПИИ «Стройпроект» согласно договора аренды нежилых помещений № 12 от 01.12.2006.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком действия до 25.12.2011 арендодателем-ПК ПИИ «Стройпроект» разработан, 25.12.2006 утвержден Министром области-председателем Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Численность арендаторов учтена в Проекте.

ПК ПИИ «Стройпроект» на вывоз мусора заключен договор с МУП БКО «СпецАТХ по уборке города».

Возмещение расходов ПК ПИИ «Стройпроект» по оплате за выполнение Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также   возмещение расходов по вывозу мусора по договору с МУП БКО «СпецАТХ по уборке города» включены в расчет стоимости арендной ставки за 1 кв.м. основной площади в приложении к договору аренды нежилых помещений №12 от 01.12.2006.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик виновности общества, в связи с чем вина общества не выяснена и субъективная сторона состава правонарушения административным органом не установлена.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В оспариваемом постановлении отсутствуют сведения о том, имело ли Обществом возможность для соблюдения норм, нарушение которых ему вменено административным органом, какие зависящие от него меры для этого не были им приняты.

Таким образом, правонарушение вменено обществу без надлежащего установления административным органом объективной и субъективной сторон состава правонарушения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования ООО «Альянс-СС»  подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.211, 167-170 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление № 485 от 02.07.2007 по делу об административном правонарушении, принятое Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Альянс-СС», г. Саратов.

            Производство по административному делу прекратить.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                 Д.В. Лесин