Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. СаратовДело № А57-12819/2013
08 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 08 октября 2013 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём М.Н. Фроловой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (г.Саратов),
заинтересованное лицо:
Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» (г.Энгельс Саратовской области)
о взыскании задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года в сумме 1341827 рублей 60 копеек,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя ФИО1 (доверенность №66/1/27-2 от 24.01.2013 года),
представителя заинтересованного лица ФИО2 (доверенность №5 от 28.08.2013 года)
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее по тексту УФСИН по Саратовской области или Управление) обратилось с заявлением о взыскании с Федерального казённого учреждения «Исправительная колония №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» (далее по тексту ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» или Учреждение) по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года в сумме 1341827 рублей 60 копеек.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица высказал возражения против удовлетворения заявленных требований и заявил о пропуске заявителем срока исковой давности, предусмотренного ст.196 Гражданского кодекса РФ.
Материалами дела установлено, что ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1026401988744.
ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством РФ привлечение осужденных к труду.
Согласно положениям пункт 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» обязано производить удержания и перечисление денежных средств из заработной платы осужденных, из пенсий осужденных в целях возмещения расходов по содержанию осужденных.
УФСИН по Саратовской области по состоянию на 31.07.2013 года была выявлена задолженность ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию в сумме 1341827 рублей 60 копеек, а именно:
- за период с 01.08.2009 года по 31.12.2009 года ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» было удержано из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию 821303 рубля 01 копейка, перечислено в бюджет – 336332 рубля 96 копеек, задолженность – 484970 рублей 05 копеек;
- за период с 01.01.2010 года по 31.07.2010 года ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» было удержано из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию 943065 рублей 25 копеек, перечислено в бюджет – 86207 рублей 70 копеек, задолженность – 856857 рублей 55 копеек.
Наличие задолженности ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию в сумме 1341827 рублей 60 копеек подтверждается справкой №66/ТО/1/-8387 от 31.07.2013 года.
В связи с неисполнением ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» возложенной на него законодательством обязанности Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как администратор поступлений в бюджет спорных платежей обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Управление в обоснование своих требований ссылается наличие у Учреждения обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм из заработной платы, пенсий осужденных в возмещение расходов бюджета по содержанию осужденных, на факт администрирования указанных возмещений, на неисполнение Учреждением обязанности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию в сумме 1341827 рублей 60 копеек.
ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» заявленные требования не признало и заявило о пропуске заявителем срока исковой давности, предусмотренного ст.196 Гражданского кодекса РФ
Исследовав материалы дела, изучив действующее законодательство, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1 -ФЗ.
Как следует из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 УИК РФ.
Согласно положениям части 4 статьи 99 УИК PФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальные средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных е данном месяце.
Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которых начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию приотбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российское Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Cудa РФ от 27.05.2010 № 661-O-O).
Исходя из анализа статьи 107, ч. 4 статьи 99 УИК РФ, а также в связи с тем, что расходы по содержанию указанных категорий осужденных несет государство (федеральный бюджет), названные средства подлежат удержанию Учреждением исполнения наказаний из заработных плат или пенсий осужденных и перечислению Учреждением в федеральный бюджет.
УФСИН по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания находящихся под стражей лиц, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания и т.п. (п. 1 Положения об УФСИН).
На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России (далее -ФСИН России) от 12.04.2006 №161 «Об администрировании и проведении мониторинга перечисления в доход федерального бюджета средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в подразделениях уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы наказаний закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной системы по коду администратора доходов федерального бюджета 320.
Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
Приказом ФСИН России от 16.08.2010 №361 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» закреплены за территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320. а также по кодам иных доходов федерального бюджета.
Следовательно, УФСИН по Саратовской области является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по кодам администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов обладает полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что УФСИН по Саратовской области в рамках предоставленных статьёй 160.1 Бюджетного кодекса РФ полномочий как администратор доходов бюджета предприняло меры по взысканию образовавшейся у Учреждения за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года задолженности по перечислению в федеральный бюджет удерживаемых из заработной платы, пенсий, иных доходов осужденных денежных средств в счёт возмещения затрат федерального бюджета на питание, содержание осужденных. В связи с невозможностью урегулирования спора в обоюдном порядке, Управление обратилось в суд с заявлением взыскании суммы задолженности, образовавшейся за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года, которая по расчётам Управления составила 1341827 рублей 60 копеек.
Из материалов дела следует и представителем ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» в судебном заседании не оспаривается факт неполного перечисления удерживаемых у осужденных в счёт возмещения затрат на содержание денежных средств.
В судебном заседании представителем ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности взыскания задолженности.
Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что задолженность в размере 1341827 рублей 60 копеек образовалась за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года, что подтверждается данными информации поступлении доходов в федеральный бюджет, представленными заявителем копиями платёжных документов, бухгалтерской справкой заявителя.
В соответствии с положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51 - ФЗ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
С заявлением о взыскании задолженности, образовавшейся за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года, УФСИН по Саратовской области обратилось в арбитражный суд 02.08.2013 следовательно, заявление по взысканию задолженности, образовавшейся за период 01.08.2009 года по 31.07.2010 года Управлением подано в арбитражный суд после истечения срока давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске за указанны период.
С учётом изложенных обстоятельств, требования Управления о взыскании с ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.08.2009 года по 31.07.2010 года в сумме 1341827 рублей 60 копеек удовлетворению не подлежат.
ФКУ «ИК №13 УФСИН по Саратовской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение финансируется из федерального бюджета. Учреждение входит в уголовно-исполнительную систему и выполняет государственные функции органов по исполнению наказаний. В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что спор вытекает исключительно из правоотношений по исполнению данным учреждением функций государственного органа по исполнению наказаний, поскольку спор касается отчислений на содержание осужденных. В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено в данном случае от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статями 27, 110, 169, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования о взыскании с Федерального Казенного учреждения «Исправительная Колония №13 Управления Федеральной службы исправления наказания по Саратовской области» задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию за период с 01.08.2009 по 31.07.2010 в сумме 1 341 827 рублей 60 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья арбитражного суда
Саратовской области Т.А. Лескина