ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-12836/13 от 09.10.2013 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Саратов                                                                                                   Дело№А57-12836/2013

16.10.2013 год

            Резолютивная  часть решения оглашена 09.10.2013 года. 

            Полный  текст решения изготовлен 16.10.2013 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиловой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ООО «Пухын-Сар»

заинтересованные лица:

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области

Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников

Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области

о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 о полном отклонении заявления об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками,

в заседании участвовали:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 19.07.2013 г., ФИО2 по доверенности от 09.10.13г.,

от заинтересованных лиц:

Министерство: ФИО3 по доверенности от 28.05.2013 г.,

Межведомственная комиссия: ФИО3 по доверенности от 01.10.2013 г.,

УФМС: ФИО4 по доверенности от 14.08.13г., ФИО5 по доверенности от 21.01.13г.,

установил: ООО «Пухын-Сар» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области  с  заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 о полном отклонении заявления об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками , обязав Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников удовлетворить заявление об увеличении размера определенной на 2013 г. потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Заявитель требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованные лица требования общества оспорили в полном объеме, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

            Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы, заявленные в ходе разбирательства, суд установил следующее.

Как указал заявитель, Общество с ограниченной ответственностью «Пухын-Сар» было зарегистрировано в качестве юридического лица 13.11.2012 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 8 по Саратовской области и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1126450017320, о чем выдано свидетельство серии 64 № 003140422. Ведущим направлением деятельности ООО «Пухын-Сар» является производство различных видов строительных и отделочных работ на территории Саратовской области. В условиях отсутствия квалифицированных кадров, удорожания строительства за счет низкой производительности труда и повышенных заработных плат работников этой сферы делает довольно актуальным вопрос привлечения специалистов строительных специальностей из КНДР. 

ООО «Пухын-Сар» было подано заявление об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Согласно заявке потребность ООО «Пухын-Сар» была указана по следующим специальностям: слесарь-сантехник, каменщик, штукатур, монтажник, слесарь-электромонтажник, разрисовщик обоев, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, маляр, облицовщик-плиточник, арматурщик, столяр строительный, стропальщик, электрогазосварщик, электрослесарь строительный в количестве 20 человек по каждой из названных специальностей, привлечение которых предполагалось из КНДР.

Сообщением от 16.07.2013 № 05-19/2857 Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области довело до сведения заявителя о принятии решения Межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013.

В соответствии с данным решением, названное заявление полностью отклонено на основании подпункта 1 пункта 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ. 

            Не согласившись с решением Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 о полном отклонении заявления об увеличении размера определенной на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, считая, что данное решение является незаконным и нарушающим права заявителя, последний обратился в суд с указанными выше требованиями.

Суд, рассмотрев представленные в материалы дела документы, приходит к выводу, что заявленные требования в данном случае не подлежат удовлетворению, при этом принимает доводы, приведенные заинтересованными лицами в ходе разбирательства.

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области, Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников и Управление Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в ходе судебного разбирательства указали на следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, а также на международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых договоров.

В пункте 1 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ указано, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Пунктами 1, 2, 3 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-Ф3 установлено, что Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783, регулируется процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

Абзацем 2 пункта 1 Правил установлено, что определение потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

Довод заявителя сводится к тому, что им исчерпаны все ресурсы привлечения работников необходимых специальностей из числа российских граждан.

При этом, суд принимает позицию заинтересованных лиц о том, что сведений и документов о том, что заявителем предприняты все активные действия по привлечению российских специалистов, не представлено.

Не представлено доказательств того, что заявитель обращался в службы занятости за услугой привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.

Управлением Федеральной миграционной службы указано следующее. Из позиции заявителя - ООО «Пухын-Сар» следует, что заявитель обращался в службу занятости для поиска специалистов только единожды с даты создания организации - 31.01.2013, что свидетельствует о формальном подходе к поиску персонала среди граждан Российской Федерации и отсутствии заинтересованности в привлечении российских специалистов. Анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что заявитель изначально при создании Общества не планировал создание рабочих мест для граждан Российской Федерации.

Кроме того, 31.01.2013 ООО «Пухын-Сар» представило в центр занятости населения «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (должностей)» по профессии (специальности) каменщик, слесарь-сантехник, штукатур, монтажник, электромонтажник, электромонтер, разрисовщик обоев, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий в количестве 10 человек по каждой из специальности. По указанным профессиям (специальностям) работодателем определены уровень заработной платы - 6 000 рублей и требования к кандидатам - от 5 лет стажа работы по специальности. Согласно поданным сведениям для российских граждан, желающих переехать из другой местности для трудоустройства, предоставление жилья и добровольное медицинское страхование не предусмотрено.

В заявлении ООО «Пухын-Сар» об увеличении размера определённой на текущий год потребности в привлечении иностранных работников от 16.04.2013 указаны следующие условия привлечения иностранных работников и требования к ним: размер оплаты труда — 16000 рублей, предоставление жилого помещения (аренда квартиры) иностранному гражданину, обязательное и добровольное медицинское страхование, опыт работы более 5 лет.

Из анализа приведенных сведений следует, что ООО «Пухын-Сар» для российских граждан, состоящих на учете в службе занятости, предложены иные, худшие, условия труда, нежели для иностранных граждан.

Согласно сведениям о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) ООО «Пухын-Сар», представленных в ГКУ СО «ЦЗН города Саратова» 31.01.2013 г., организации требуются 80 работников: каменщик, слесарь-сантехник, штукатур, монтажник, электромонтажник, электромонтер, разрисовщик обоев, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий — всех по 10 человек, с заработной платой 6 тыс. руб.

Из представленных статистических данных следует, что по состоянию на 01 июля 2013 года в базе данных Министерства вакантных должностей и свободных рабочих мест имелось 30,6 тыс. ед., из которых 72% приходится на рабочие профессии и 28% на вакансии ИТР и служащих.

Предложения рабочей силы на рынке труда в Саратовской области в 1 полугодии 2013 года в сфере строительства составляло 1014 человек - строительные рабочие профессии, 58 - строители специалисты, 185 - электрики специалисты, 576 - электрики, электромонтеры рабочие профессии, 1110 - слесари, 525 - сантехники, 57 - монтажники специалисты, 745 - монтажники, наладчики, регулировщики рабочие профессии.

По результатам ежеквартального анализа областной базы данных вакантных должностей и свободных рабочих мест средняя заработная плата по заявленным в службу занятости в 1 полугодии 2013 года вакансиям составляла 11,3 тыс. рублей для ИТР и служащих и 10,2 тыс. рублей по рабочим профессиям.

Предлагаемая ООО «Пухын-Сар» российским гражданам заработная плата - 6 тыс. руб. гораздо меньше как средней заработной платы по предлагаемым вакансиям
- 10,2 тыс. рублей по рабочим профессиям, так и заработной платы предлагаемой иностранным работникам — 16 тыс. руб.

Суд приходит к выводу, что заявитель не опроверг доводы заинтересованных лиц о том, что Обществом не исчерпаны все ресурсы привлечения работников необходимых специальностей из числа российских граждан.

В рассматриваемом случае, решение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников № 1 от 05.07.2013 об отклонении заявления ООО «Пухын-Сар» об увеличении размера определённой на 2013 год потребности в привлечении рабочей силы для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в связи наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации является законным и обоснованным.

Оценив в совокупности, как того требует статья 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.  

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

   Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

Таким образом, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, что в данном случае не подтверждено.

Руководствуясь статьями 27, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

   В удовлетворении заявленных требований отказать.

            Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                           Ю.П. Огнищева