ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-12962/2010 от 14.01.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

Резолютивная часть оглашена 30 декабря 2010 года

Полный текст изготовлен 14 января 2010 года

Дело № А57-12962/2010

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячевым А.В.,

рассматривая в судебном заседании дело по заявлению

ИП Зенкина А.Н.

к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области об отмене не мотивированного отказа МЭРТ Саратовской области от 15.09.2010 г. №16-6-697/10 за подписью Заместителя Министра Ю.Е. Винокуровой как незаконный и принятый с грубыми нарушениями Законов РФ.

при участии в судебном заседании:

от ИП Зенкин, - паспорт № 63 01 781450, выдан УВД Заводского района г. Саратова 18.02.2002 г., зарегистрирован: Саратовская обл., Саратовский район, р.п. Красный Текстильщик, ул. Базарная, д.4 кв. 8 ., Зенкин Н.А., доверенность № 1, от 14.12.2010 г.

от Министерства экономического развития и торговли Саратовской области – Кузина С.А., доверенность № 16-10-408/10, от 09.06.2010 г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился Зенкин Александр Николаевич, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя в МРИ ФНС №12 по Саратовской области 07.04.2010 года, ОГРНИП 310643209700017 (Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 64 №002885555) к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области об отмене не мотивированного отказа МЭРТ Саратовской области от 15.09.2010 года №16-6-697/10 за подписью заместителя министра Ю.Е. Винокуровой как незаконный и принятый с грубыми нарушениями Законов РФ.

Заинтересованные лица уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по правилам ст. 153 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Зенкиным А.Н. в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2010 года № 277-П «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008 - 2010 годы» в Министерство экономического развития и торговли Саратовской области была подана заявка на предоставление гранта с приложением пакета документов.

По итогам рассмотрения заявки рабочей группой по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития и торговли Саратовской области письмом от 15.09.2010 года №16-6-697/10 сообщило, что рабочая группа приняла решение об отказе в предоставлении субсидии на основании части 5 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ)

Зенкин А.Н. не согласился с решением Министерства экономического развития и торговли Саратовской области и обратился в суд с данным заявлением, обосновывая свои требования тем, что уведомление об отказе МЭРТ Саратовской области содержит ссылку на часть 5 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ, без указания конкретных причин, что является грубым нарушением закона РФ. Полагает, что документы поданы в полном соответствии с постановлением Правительства № 277-П, все сведения в них соответствуют действительности и они являются надлежащим образом оформленными.

Министерство экономического развития и торговли Саратовской области заявленные требования считает необоснованными по основаниям, указанным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Саратовской области от 5 июля 2010 года №277-П утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса - грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (далее – Положение)

Указанное Положение устанавливает цели, условия предоставления из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса - грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (далее - субсидия), категории получателей и порядок возврата указанной субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.

Субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной в порядке очередности поступления заявок субъектов малого предпринимательства, отвечающих условиям, установленным статьями 4, 14 Федерального закона, и:

а) представившие все необходимые документы для получения субсидии, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения;

б) не имеющие просроченную задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

в) обеспечивающие долевое участие в размере не менее 5 процентов в финансировании бизнес-проекта собственными средствами.

Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган следующие документы (далее – заявка):

а) реестр документов, представленных в заявке, по форме, установленной уполномоченным органом;

б) заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложениям N 1, 2 к настоящему Положению;

в) для юридических лиц - копий учредительных документов и всех изменений к ним, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенные заявителем (с предъявлением оригиналов указанных документов, в случае если их копии не заверены нотариусом), выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее 30 календарных дней с даты начала приема заявок;

г) для индивидуальных предпринимателей - копию документа, удостоверяющего личность, копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенные заявителем (с предъявлением оригиналов указанных документов, в случае если их копии не заверены нотариусом), выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее 30 календарных дней с даты начала приема заявок;

д) копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя и главного бухгалтера, заверенные заявителем, при наличии соответствующих должностей;

е) копию удостоверения аспиранта (с предъявлением оригинала) - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) является аспирантом образовательного учреждения высшего профессионального образования;

ж) исключен с 6 сентября 2010 года. - Постановление Правительства Саратовской области от 06.09.2010 N 411-П;

з) справку учреждения высшего или среднего профессионального образования о том, что учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) является (являлся) в текущем году студентом последнего курса данного учреждения с указанием срока окончания обучения в случае если он является (являлся) в текущем году студентом последнего курса;

и) заверенную копию трудовой книжки заявителя, копии документов работодателя: приказа (решения) о сокращении штата или ликвидации организации, уведомления (предупреждения) работника о предстоящем сокращении штата или ликвидации организации, уведомления организацией службы занятости о предстоящем сокращении штата или ликвидации организации - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) находится под угрозой увольнения в связи с сокращением штата или ликвидацией организации;

к) документ городского, районного центра занятости населения, подтверждающий, что гражданин, являющийся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), до даты государственной регистрации имел статус безработного - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) был зарегистрированным безработным;

л) копию военного билета (с предъявлением оригинала) и справку из военкомата, подтверждающую, что гражданин, являющийся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), до даты государственной регистрации был военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) был военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) копию информационного письма территориального органа федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) с указанием видов экономической деятельности, заверенную заявителем;

н) справку налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@, полученную в период приема заявок;

о) заявителями, применяющими специальные режимы налогообложения (если деятельность уже ведется) - заверенные заявителем копии налоговой декларации на последнюю отчетную дату и (или) годовой налоговой декларации за предшествующий год с отметкой налогового органа. Если отчетность была отправлена в электронном виде через Интернет или заказным письмом по почте, прикладывается протокол приема отчета или копии описи вложения и квитанции об оплате заказного письма, заверенные заявителем;

п) заявителями, применяющими общую систему налогообложения (если деятельность уже ведется): заверенные заявителем копии бухгалтерского баланса (форма N 1) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2) на последнюю отчетную дату и (или) за предшествующий год с отметкой налогового органа - для юридических лиц; заверенная заявителем копия годовой налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за предшествующий год с отметкой налогового органа - для индивидуальных предпринимателей. Если отчетность была отправлена в электронном виде через Интернет или заказным письмом по почте, прикладывается протокол приема отчета или копии описи вложения и квитанции об оплате заказного письма, заверенные заявителем;

р) справку на бланке заявителя, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей), с информацией:

о средней численности работников заявителя за предшествующий календарный год (рассчитывается как сумма среднесписочной численности, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, если деятельность осуществлялась в предшествующем году);

об объемах выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость (если деятельность осуществлялась в предшествующем году);

о доле физических и юридических лиц - учредителей заявителя в уставном капитале (при превышении доли юридических лиц 25 процентов необходимо представить документы, предусмотренные подпунктом р) пункта 10 настоящего Положения, на каждого учредителя);

с) справку на бланке заявителя об отсутствии у заявителя в период приема заявок признаков, ограничивающих возможность предоставления субсидии в рамках реализации Программы:

для юридических лиц о том, что:

юридическое лицо не находится в стадии реорганизации, ликвидации, несостоятельности (банкротства);

на имущество юридического лица в установленном порядке не наложен арест или обращено взыскание;

для индивидуальных предпринимателей о том, что:

индивидуальный предприниматель не находится в стадии несостоятельности (банкротства);

на имущество индивидуального предпринимателя в установленном порядке не наложен арест или обращено взыскание;

т) бизнес-проект по форме, установленной уполномоченным органом;

у) копии документов, подтверждающих вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом (копии выписок с расчетного счета и платежных поручений, заверенные банком; копии договоров (при их наличии), копии квитанций к приходно-кассовым ордерам, копии товарных и кассовых чеков, копии других документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы, заверенные заявителем; или документы, подтверждающие наличие данной суммы на лицевом или расчетном счете заявителя (справку о состоянии лицевого счета или выписку с расчетного счета, заверенные банком, копию сберегательной книжки с предъявлением оригинала).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.

При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ).

Условия и порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в соответствии с частью 2 статьи 16 названного Закона устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Как следует из материалов дела, 22 июля 2010 года индивидуальным предпринимателем Зенкиным А.Н. в адрес министерства экономического развития и торговли Саратовской области было подано заявление на получение из областного бюджета субсидии на предоставление гранта начинающему субъекту малого предпринимательства (для индивидуального предпринимателя). Для получения субсидии на рассмотрение рабочей группы были представлены следующие документы: заявление на получение субсидии, копия паспорта, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации; копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; справка государственного учреждения центр занятости населения Саратовского района от 31.05.2010 г. № 184; копия справки территориального органа федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 08.04.2010 года № 04-117/2010; копия справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций №2960 от 22.07.2010 года; справка об отсутствии у субъекта малого предпринимательства (индивидуального предпринимателя) признаков, ограничивающих возможность предоставления субсидии за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством области; бизнес-проект на получение гранта на создание собственного бизнеса: «Открытие парикмахерской сети в Саратовском районе»; копия накладной №733 от 13.04.2010 года на общую сумму 38720,03 рублей; рекомендательное письмо Государственного учреждения центра занятости населения Саратовского района от 22.07.2010 года №01-13/б-н; копии договоров аренды нежилых зданий от 24 мая 2010 года между Саратовским районным потребительским обществом и индивидуальным предпринимателем Зенкиным А.Н.

В процессе судебного заседания Зенкиным А.Н. заявлено ходатайство об истребовании от Министерства экономического развития и торговли Саратовской области. Суд удовлетворил ходатайство и истребовал от Министерства экономического развития и торговли Саратовской области следующие документы:

-журнал регистрации принятых заявок;

- протокол заседания рабочей группы;

- приказ о продлении конкурса.

В ходе слушания по делу судом исследованы указанные выше документы, копии которых приобщены к материалам дела.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет регистрацию представленных субъектами малого предпринимательства заявок в той последовательности, в которой они поступили, в специальном журнале. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен печатью.

Судом исследован представленный заинтересованным лицом журнал регистрации СМП, подавших заявки на получение грантов на создание бизнеса и установлено, что согласно данному журналу заявка индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Николаевича зарегистрирована 22 июля 2010 года под номером 165 (л.д. 91).

Комплексную оценку представленных документов и проверку их на соответствие условиям и критериям, установленными вышеназванным Положением, законодательством Российской Федерации и законодательством области, осуществляет рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – рабочая группа), созданная приказом уполномоченного органа из представителей законодательного, исполнительных органов власти области и общественных организаций предпринимателей области. На заседаниях рабочей группы в первоочередном порядке рассматриваются заявки приоритетной целевой группы учредителей субъектов малого предпринимательства.

В пункте 5 Положения определена приоритетная целевая группа получателей субсидии – это учредители субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), являющиеся аспирантами, безработными, зарегистрированными в установленном законодательством порядке, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации не ранее одного года от даты подачи документов, лицами, находящимися под угрозой увольнения в связи с сокращением штата или ликвидацией организации, а также являющиеся (являвшиеся) в текущем году студентами последнего курса образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования.

Из представленной в материалы дела справки Государственного учреждения Центра занятости населения Саратовского района от 31.05.2010 года следует, что Зенкин А.Н. зарегистрирован в службе занятости с 12.03.2010 года по 06.04.2010 года. (л.д.25 )

Судом исследован представленный протокол заседания рабочей группы с приложениям таблиц и установил следующее.

Рассмотрение заявок субъектов малого предпринимательства на представление грантов на создание собственного бизнеса – грантов начинающим субъектам малого предпринимательства проходило следующим образом: в первую очередь от заявителей, относящихся к приоритетной категории (п. 5 Постановления), к которой относились 329 заявок, согласно таблице 1, в том числе заявка ИП Зенкина А.Н (л.д. 93).

В примечании указанной таблицы отражены сведения об отсутствии свидетельства на собственность арендуемого помещения, отсутствие софинансирования (оборудование куплено на физическое лицо) (л.д. 96), что подтверждается накладной №733 на общую сумму 38720,03 рублей (л.д. 106).

Суд, согласно указанной накладной установил, что поставщиком оборудования является ИП Янгиров Ильгиз Фаннурович, покупателем является Зенкин Александр Николаевич, то есть в атрибутах накладной №733 от 13.04.2010 года отсутствовала запись о статусе индивидуального предпринимателя Заявителя.

На представленной накладной отсутствует расшифровка подписи должностного лица разрешившего отпуск товара, отсутствует подпись лица отпустившего товар и отсутствует подпись и печать получателя товара (л.д. 56).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» накладная относится к первичному учетному документу хозяйствующего субъекта.

Приказом от 28 ноября 1988 г. n 229 утвержден альбом форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании.

Исследовав представленную заявителем накладную в подтверждение софинансирования, предусмотренного Положением, не может быть принят судом, т.к. она составлена с нарушением установленных законодательством требований: отсутствует подпись и печать хозяйствующих субъектов.

Суд полагает, что из документа нельзя сделать вывод о том, что товар, указанный в накладной, оплачен и поступил в распоряжение ИП Зенкина А.Н.

В ходе рассмотрения дела по существу, после исследование накладной (л.д. 56), Заявителем представлен экземпляр, на котором в графе «получил» подпись имеется.

Однако суд критически оценивает поступивший экземпляр накладной № 733 от 13.04.2010 г. (л.д. 106) в виду того, что при рассмотрении заявки Зенкина А.Н. рабочей группой исследованы документы, представленные Заявителем ранее.

Таким образом, суд делает вывод об отсутствии доказательств реального вложения денежных средств ИП Зенкиным в представленный бизнес-проект.

В отношении истребованного протокола суд установил, что основанием для отказа в предоставлении поддержки также послужило отсутствие свидетельства о государственной регистрации недвижимого имущества арендуемого помещения.

В соответствии с подпунктом т пункта 10 Положения, для получения субсидии субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган бизнес-проект по форме, установленной уполномоченным органом.

Приказом министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 6 июля 2010 года № 390 утверждена форма бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства на получение грантов на создание собственного бизнеса, который зарегистрирован в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации от 19.07.2010 года № 64000201000497 и имеет статус нормативного правового акта.

В соответствии с разделом IV приложения № 2 к приказу министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 06.07.2010 года № 390 в бизнес-проекте указывается: «Характеристика производственного помещения, офиса (собственность, аренда, покупка) с приложением копий документов, подтверждающих право собственности, покупки, аренды. К договору аренды необходимо приложить копию свидетельства о регистрации права собственности у арендодателя либо иной документ, подтверждающий право арендодателя сдавать в аренду помещение.»

В процессе судебного заседания суд установил, что свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на арендуемые помещения Зенкин А.Н. не представил при подаче заявки на получение из областного бюджета субсидии на предоставление гранта начинающему субъекту малого предпринимательства, что не оспорено самим ИП Зенкиным А.Н. в судебном заседании.

В связи с отсутствием в представленной заявке Зенкина А.Н. свидетельства о государственной регистрации на недвижимое помещение и ненадлежащее оформленным первичным учетным документом рабочей группой принято решение об отказе в предоставлении гранта на создание собственного бизнеса.

Кроме оспариваемого ненормативного правового акта в материалах дела имеется письмо Министерства Экономического развития и торговли Саратовской области от 03.11.2010 г. № 16-6-904/10, согласно которому, представленные документы ИП Зенкиным А.Н. на получении субсидии начинающим предпринимателям не соответствовали пп. «г» и «н» пункта 10 Положения, а именно представлены копии выписки из ЕГРИП и копия справки налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых пеней и налоговых санкций по форме, утвержденной Приказом ФНС от 23.05.2005 г. №ММ-3-19/206, а не оригиналы данных документов (л.д. 64).

Заявитель также полагает, что обжалуемый ненормативный правовой акт подписан неуполномоченным лицом, а именно – заместителем министра Ю.Е. Винокуровым Ю.Е.

Судом исследован вопрос о лице, уполномоченным действовать от имени Лебедева Д.В., министра экономического развития и торговли области в период его отсутствия.

Суд полагает, что указанный довод не подлежит удовлетворению, опровергается документами, находящимися в материалах дела.

Согласно Распоряжению от 21.09.2010 года № 780-р министр Лебедев Д.В. командирован в г. Курск сроком на 3 дня с 15 по 17 сентября 2010 года.

В соответствии с Приказом от 07.06.2010 г. № 335 «О распределении обязанностей» (л.д. 138) установлено, что в случае отсутствия Лебедева Д.В. исполнение его обязанностей возложено на Ульянова А.А.

Как следует из материалов дела Ульянов А.А. с 12 по 21 сентября 2010 года находился в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске за выслугу лет, что подтверждается Приказом от 11.08.2010 г. №126 к (л.д. 124).

Согласно Приказу от 07.06.2010 г. №335, который возлагает исполнение обязанностей на указанных выше лиц, в случае их отсутствия их обязанности исполняет первый заместитель министра, курирующий направление управления координации федеральных и областных программ.

На основании изложенного суд делает вывод о правомерности передачи полномочий на заместителя Министра Ю.Е. Винокорову по вынесению и подписи решения об отказе МЭРТ Саратовской области от 15.09.2010 г. №16-6-697/10.

Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ИП Зенкиным А.Н. требований – отказать.

Взыскать с ИП Зенкина А.Н. госпошлину в доход бюджета в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: г.Саратов улица Бабушкин взвоз, дом 1.

Судья А.В. Калинина