Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-13061/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи - С.М.Степура, при ведении протокола помощником судьи Качканаковой И.А., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества акционерного коммерческого банка «РОСБАНК», г. Москва
к Комитету социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов, Министерству социального развития Саратовской области, г.Саратов
о признании незаконными действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»)
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1, глав. юрисконсульта, доверенность № 2073 от 20.07.2010г.; от Комитета социальной защиты – ФИО2, начальник отдела правовой и кадровой работы, доверенность № 2 от 14.01.2011г.; Министерство социального развития извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом;
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество акционерного коммерческого банка «РОСБАНК» с заявлением о признании незаконными действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает требования, заявленные с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в заявлении, уточнении к заявлению, пояснениях по делу. В обоснование заявленных требований указывает на нарушение Комитетом при проведении проверки Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представитель комитета социальной защиты населения г. Саратова возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства социального развития Саратовской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении требований заявителя просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 20.12.2011 года в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 26.12.2011 года. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебных заседаний была размещена своевременно на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также содержалась на информационной доске объявлений, расположенной в здании арбитражного суда. После перерыва судебное заседание продолжено.
Как видно из материалов дела, 26.05.2011г. главными специалистами – экспертами отдела по работе с инвалидами комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области ФИО3 и ФИО4 было проведено повторное обследование дополнительного офиса «1 Дачная» филиала «Саратовский» ОАО АКБ «Росбанк», расположенного по адресу: <...> Октября, д. 70.
По результатам проведения обследования составлен отчет о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
ОАО АКБ «РОСБАНК» считает, что действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, не соответствуют нормам Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что послужило основанием для подачи настоящего заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям федерального законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено) вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
26.05.2011г. Комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области было проведено повторное обследование дополнительного офиса «1 Дачная» филиала «Саратовский» ОАО АКБ «Росбанк», расположенного по адресу: <...> Октября, д. 70, и составлен отчет о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г. Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В результате мониторинга установлено, что помещение офиса находится в пристройке к многоэтажному жилому дому. Перед входом расположено крыльцо, состоящее из двух ступеней, не оборудовано пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001. Дверной проем имеет порог более 2,5 см., что не соответствует п. 3.23 СНиП 35-01-2001. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных граждан в помещение офиса не создана.
Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 N 73, который постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно Своду правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (приложение Б) пандус - сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности в СНиП 35-01-2001.
Согласно пункту 3.23 СНиПа 35-01-2001 ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 07.03.2007 N 105-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти области" министерство социального развития Саратовской области уполномочено на осуществление координации работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроля за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 7 марта 2007 г. N 105-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти области" Приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613 утверждены Методические рекомендации по проведению мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (приложение 2 - не приводится).
Порядком мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, утвержденным приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 N 613, предусмотрено, что мониторинг объектов социальной инфраструктуры города Саратова и Саратовской области проводится специалистами территориальных органов министерства социального развития области, ответственными за проведение обследований объектов социальной инфраструктуры, с привлечением общественных организации инвалидов, ветеранов с целью получения информации о доступности указанных объектов для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Мониторингу подлежат объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения.
Предметом обследования путем проведения мониторинга является доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, включая инвалидов-колясочников, и иных маломобильных групп населения.
Мониторинг проводится путем визуального обследования указанных объектов.
Результаты мониторинга фиксируются специалистом в журнале по форме (приложение N 2) для ведения статистики объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области.
По итогам мониторинга, сообщениям и заявления о физических и юридических лиц, а также сообщениям в средствах массовой информации территориальные органы министерства составляют реестр социально значимых объектов, расположенных в каждом районе, по определенной форме, а также перечень объектов, недоступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно пункту 1.1. «Положения о Комитете социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области» территориальный орган министерства социального развития Саратовской области - Комитет социальной защиты населения города Саратова создан для реализации в пределах своей компетенции единой государственной политики в сфере социальной поддержи населения.
Комитет реализует, в том числе функции проведение мониторинга в сфере социальной поддержки населения и подготовки на его основе предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов Министерства (пункт 2.1 Положения о комитете). Одной из основной задачей комитета является осуществление мероприятий по обследованию объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пункт 3.1. Положения).
Доводы заявителя о том, что Комитет нарушил требования законодательства об организации и проведении мероприятий государственного контроля (надзора), судом отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В отношении ОАО АКБ «РОСБАНК» проверка, в смысле формулировок Федерального закона N 294-ФЗ, не проводилась, правонарушение выявлено в результате мониторинга, при котором взаимодействия административного органа и заявителя не осуществлялось.
В рассматриваемом случае результаты проверки основаны на систематическом наблюдении (мониторинге) с целью получения информации о доступности объектов для инвалидов и иных маломобильных групп населения. В рамках мониторинга Комитет не взаимодействует с лицами, в отношении которых проводится проверка; у заявителя не запрашиваются документы, регулирующие е го деятельность, не возлагаются обязанности.
Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством Саратовской области не установлены какие-либо ограничения в проведении мониторинга.
В силу пунктов 2.1., 3.1. Положения о комитете Комитет наделен полномочиями по осуществлению мониторинга в сфере социальной поддержки населения и подготовки на его основе предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов Министерства, по осуществлению мероприятий по обследованию объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Таким образом, оспариваемые действия Комитета по проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения» являются правомерными, соответствующими действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах заявление ОАО АКБ «РОСБАНК» о признании незаконными действия Комитета социальной защиты населения Министерства социального развития Саратовской области, совершенные 26 мая 2011г., выразившиеся в проведении внеочередной внеплановой выездной проверки ОАО АКБ «РОСБАНК» на предмет соблюдения законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; составлении «Отчета о проведении мониторинга объектов социальной инфраструктуры, расположенных в г.Саратове, на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ») удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 27, 169, 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ОАО АКБ «РОСБАНК» - отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции в силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда в соответствии со статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - С.М. Степура