ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1330/2011 от 14.06.2011 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

Резолютивная часть оглашена 14 июня 2011 года

Полный текст изготовлен 21 июня 2011 года

Дело № А57-1330/2011

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Топорова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жупиловой Д.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов

индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Саратов;

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г.Саратов;

Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», г.Саратов;

Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов;

ФИО2, г.Саратов,

о признании незаконными действий УФРС по Саратовской области по внесению 04.06.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи №64-64-11/341/2008-122 о регистрации за ИП ФИО1 права собственности на нежилое, одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской,

о признании недействительным зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.06.2008 за №64-64-11/341/2008-122 права собственности ИП ФИО1 на нежилое здание; и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда исключить из Единого государственного реестра запись №64-64-11/341/2008-122,

при участии:

от Администрации МО «Город Саратов» - ФИО3 по доверенности № 01-02-41/29 от 26.05.2010;

от ИП ФИО1 – не явились, извещена;

от Управления Росреестра – ФИО4 по доверенности № 11 от 11.01.2011;

от Комитета по архитектуре и градостроительству – не явился, извещен;

от Комитета по землепользованию и градостроительству – ФИО3 по доверенности № 02-07/05-19515 от 16.12.2010;

от ФИО2 – не явились, извещен;

установил: Администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее Заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными действий УФРС по Саратовской области по внесению 04.06.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи №64-64-11/341/2008-122 о регистрации за ИП ФИО1 права собственности на нежилое, одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской, о признании недействительным зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.06.2008 за №64-64-11/341/2008-122 права собственности ИП ФИО1 на нежилое здание; и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда исключить из Единого государственного реестра запись №64-64-11/341/2008-122.

Определением от 28.03.2011 арбитражный суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле ФИО2 качестве заинтересованного лица с процессуальными правами и обязанностями третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Представитель Заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить. Заявитель полагает, что регистрирующим органом незаконно в нарушение положений Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО1 на нежилое одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской.

Заявитель полагает, что объект, на который зарегистрировано право собственности не относится к объектам капитального строительства, поскольку у него не имеется фундамента, что подтверждается техническим паспортом от 30.10.2007, выполненным ГУП «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости».

Кроме того, заявитель полагает, что нежилое одноэтажное здание, принадлежащее ФИО1 является объектом самовольного строительства, поскольку предыдущему собственнику строения - ФИО2 земельный участок на котором расположен объект предоставлялся для размещения временных киосков с остановочным павильоном.

Представитель Заявителя в судебном заседании пояснил, что требования о понуждении Управления к исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество записи является способом устранения последствий обжалуемых незаконных действий (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее Управление) по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению Управления действия по государственной регистрации права собственности является законными, поскольку представленные для государственной регистрации перехода права собственности документы, были достаточными. Доводы Заявителя о том, что ФИО1 не представлены документы о предоставлении земельного участка, по мнению Управления, подлежат отклонению, поскольку регистрация права собственности на объект за ФИО1 была осуществлена на основании договора купли-продажи объекта нежилого фонда от 22.05.2008, заключенного между ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель), а предоставление документов, подтверждающих законность владения земельном участком в данном случае Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусмотрено. По мнению Управления, Заявителем также избраны ненадлежащие способы защиты при заявлении требований о признании права собственности недействительным и понуждению Управления к исключению из единого реестра права собственности ФИО1 на спорный объект. Кроме того, Управление полагает, что Заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование действий Управления.

Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», несмотря на надлежащее извещение, не обеспечил участие своего представителя в судебном заседании, по основания изложенным в отзыве полагает, что требования подлежат удовлетворению, поскольку не имеется достаточных оснований полагать, что спорное сооружение является объектом недвижимого имущества. Кроме того, спорный объект является самовольной постройкой, поскольку он расположен на земельном участке, который не предоставлен под строительство.

ФИО1, ФИО2, несмотря на надлежащее извещение в судебное заседание не явились, отзывы на заявление не представили. Почтовая корреспонденция, направленная арбитражным судом по адресам, сообщенным Управлением Федеральной миграционной службы по Саратовской области, возвращена органами почтовой связи без вручения адресатам.

Неявка в судебное заседание и не представление отзыва на заявление в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению спора по существу.

Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Рассматривая требования о признании незаконными действий Управления и понуждению к исключению записи о праве из реестра прав на недвижимое имущество, арбитражный суд, исходит из следующего.

В соответствии с положением Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закона) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется уполномоченным органом государственной власти.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, а также Положением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, одной из функций Управления является осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области ныне Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области относятся к территориальным органам государственной власти, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из положений части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что действия Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, ныне именуемое Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, по государственной регистрации права собственности могут быть оспорены органами, осуществляющими публичные полномочия, если действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не разрешая вопрос о принадлежности спорного здания кому либо из лиц, участвующих в деле, а также иным лицам, не участвующим в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемыми действиями Управление не нарушило требований Ззакона при осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание от ФИО2 к ФИО1

При этом арбитражный суд приходит к выводу, что Заявителем в этой части избран надлежащий способ защиты, поскольку он предусмотрен действующим законодательством, а выбор способа защиты, предусмотренного законом, принадлежит истцу (заявителю), так как лицо, считающее, что его права нарушены не может быть ограничен в выборе предусмотренных законом способов защиты, в силу гарантированного Конституцией Российской Федерации (статьи 46) права на судебную защиту.

Арбитражный суд, рассматривая вопрос о наличии у Управления законных оснований для государственной регистрации права собственности ФИО1 на нежилое одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №64-64-11/341/2008-122, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и выступлений сторон государственная регистрация права собственности за ФИО1 проводилась в соответствии с общими положениями Закона на основании договора купли-продажи объекта нежилого фонда от 22.05.2008, заключенного между ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель).

В соответствии с положениями статьи 17 Закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела для государственной регистрации представлены следующие документы: договор купли-продажи объекта нежилого фонда от 22.05.2008, заключенного между ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель), договор замены стороны в обязательстве от 19.04.2006, заключенный между ЗАО «МЕТАКОНТАКТ» и ФИО2 об уступке прав по договору аренды земельного участка № 542 от 31.01.2005 площадью 8 кв.м., с кадастровым номером 64:48:020321:0024, выписка № 46605/2007 от 30.10.2007 из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, изготовленная ГУП «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости».

04 июня 2008 Управлением на основании указанных документов были осуществлены действия по государственной регистрации перехода права собственности на нежилое здание от ФИО2 к ФИО5 с внесением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации запись №64-64-11/341/2008-122.

В соответствии со статьей 13 Закона одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, а также установление оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Исходя из положений статьи 20 Закона основаниями для отказа в государственной регистрации права могут быть: представление заявителем документов по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Рассматривая доводы Заявителя об отсутствии оснований для государственной регистрации права на здание, поскольку здание не отвечает критериям недвижимого имущества, арбитражный суд находит его, не подтвержденным Заявителем относимыми и допустимыми доказательствами.

Содержание представленного в материалы дела Акта осмотра земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «Город Саратов» от 19.10.2010 составленного главным специалистом отдела муниципального земельного контроля и инвентаризации земель ФИО6 с приложением фото-таблицы, не подтверждает факта обследования специалистом органа местного самоуправления земельного участка площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020321:0024, также того, что объект, отображенный на фото-таблице является спорным объектом, принадлежащим ФИО1, а также то, что он не является объектом недвижимого имущества.

Представленная в материалы дела справка о содержании правоустанавливающих документов от 14.03.2011 № 17/019/2011-200 свидетельствует о том, что спорное строение расположено на земельным участке площадью 8 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020321:0024, а не на земельном участке площадью 30 кв.м. с кадастровым номером 64:48:020321:40, как утверждает Заявитель.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).

В соответствии с положениями статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на 30.10.2007) до 1 января 2010 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).

В переходный период порядок применения положений настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета). Особенности осуществления такого учета в переходный период устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Таким образом, организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в переходный период являются органами кадастрового учета и вправе осуществлять кадастровый учет, в том числе и зданий.

Как уже было установлено арбитражным судом для государственной регистрации перехода права собственности на нежилое одноэтажное здание к ФИО1 в Управление была представлена выписка № 46605/2007 от 30.10.2007 из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, изготовленная ГУП «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости».

В связи с чем Управлению был представлен документ, подтверждающий отнесение спорного объекта к объекту недвижимости. Законных оснований сомневаться в достоверности соответствующих сведений у Управления не имелось.

Кроме того, ГУП «Саратовское бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» по запросу арбитражного суда представлен технический паспорт от 30.10.2007 на нежилое одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. №63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской. Содержание технического паспорта позволяет сделать ввод о том, что спорный объект является недвижимым имуществом.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Заявителем и другими лицами, участвующими в деле, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Довод Заявителя, а также Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что спорный объект недвижимости в соответствии с критериями, предусмотренными статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самовольной постройкой не может быть принят во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства являются действия Управления по внесению в реестр сведений о переходе к ФИО1 права собственности на здание право собственности на которое было в установленном порядке зарегистрировано едином реестре за ФИО2 и не оспорено.

Коме того, при рассмотрении вопроса о соблюдении заявителем срока на обжалование действий государственного органа, арбитражный суд приходит к выводу, что заявителем пропущен трехмесячный процессуальный срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без уважительных к тому причин.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В рассматриваемом случае заявление подано в арбитражный суд 04 февраля 2011.

Как следует из материалов дела об оспариваемых действиях по государственной регистрации Заявителю стало известно 02 апреля 2010 года при получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № 17/074/2010-180. Дальнейшее получение Заявителем сведений из ЕГРП от 02.08.2010 (выписка № 17/174/2010-101), проведение 18.10.2010 осмотра земельного участка было связано со сбором доказательств в обоснование заявленных требований.

Таким образом, Заявителем попущен трехмесячный срок на обжалование действий Управления и не заявлено ходатайства о восстановлении процессуального срока с приложением доказательств уважительности причин его пропуска.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19.04.2006 № 16228/05, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования о признании незаконными действий Управления по внесению 04.06.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи №64-64-11/341/2008-122 о регистрации за ИП ФИО1 права собственности на нежилое, одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской, не подлежат удовлетворению.

При отсутствие оснований для признания оспариваемых действий незаконными, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о понуждении Управления к исключению из реестра записи о регистрации права (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Однако, указанные вводы арбитражного суда не препятствуют заинтересованному лицу обратиться в суд с иском к собственнику объекта о сносе самовольной постройки или признании права собственности отсутствующим, что согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные пунктах 22 и 52 Постановления 10/22 от 22.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав».

Рассматривая требования заявителя о признании недействительным зарегистрированного права собственности ФИО1 на одноэтажное здание, общей площадью 6 кв.м., инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской, арбитражный суд приходит к выводу, что оно также не подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр прав на недвижимое имущество.

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат способы защиты права, которыми может воспользоваться лицо, полагающее свои права нарушенными.

Как разъяснено пунктах 52 и 53 Постановления 10/22 от 22.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав» Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.

Однако, в рамках настоящего дела возбуждено заявительное производство по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не исковое производство, Заявителем по требованию о признании недействительны права собственности избран ненадлежащий способ защиты, в связи с чем требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Определением арбитражного суда от 02 марта 2011 года были приняты обеспечительные меры в виде запрета индивидуальному предпринимателю ФИО1 совершать сделки и инее действия, которые могут повлечь обременение правами третьих лиц на нежилое одноэтажное здание, инв. № 63:401:003:000043100:А, лит. А, общей площадью 6 кв.м., расположенное по адресу: г.Саратов, пересечение просп. Энтузиастов с ул. Барнаульской.

В соответствии с частью 5 статей 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Учитывая, что требования администрации муниципального образования «Город Саратов» не подлежат удовлетворению, то отсутствуют правовые основания для сохранения обеспечительных мер и они подлежат отмене с сохранением их до вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 96, 167-170, 176, 177, 180, 181, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Администрации муниципального образования «Город Саратов» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - отказать.

Обеспечительные меры, принятые в рамках настоящего дела определением от 02 марта 2011 года отменить.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.В. Топоров