ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-13604/11 от 26.10.2011 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, дом 1

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-13604/2011

Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 26 октября 2011 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бекетовой О.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов

Заинтересованное лицо: Муниципальное унитарное предприятие «Городское бюро технической инвентаризации», г. Саратов, ИНН 6450004905

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании представителей: заявителя – Шакиной С.Е – по дов. № 78 от 21.04.2011г.; заинтересованного лица – Любушкиной Т.Е. – по дов. № 04 от 14.01.2011г., Тулуповой Е.В. – по дов. № 64 от 06.09.2011г.

УСТАНОВИЛ: В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Муниципального унитарного предприятия «Городское бюро землепользования» за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель привлекаемого лица в судебном заседании заявил ходатайство о правильном наименовании заинтересованного лица - Муниципальное унитарное предприятие «Городское бюро технической инвентаризации» в связи с реорганизацией Муниципального предприятия «Городское бюро технической инвентаризации» и муниципального унитарного предприятия «Городское бюро землепользования», поскольку указанное предприятие является правопреемником Муниципального унитарного предприятия «Городское бюро землепользования» с 01.09.2011г., что подтверждается информацией из газеты «Саратовская панорама» специальный выпуск от 26.05.2011г. решение № 4-41 о реорганизации муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации» и муниципального унитарного предприятия «Городское бюро землепользования», утвержденного главой муниципального образования «Город Саратов» Грищенко О.В., а также свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 31.08.2011г. с присвоением основного государственного регистрационного номера 1026402202045.

Завяленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и т.д.) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Представители заинтересованного лица оспорили заявленные требования, просят суд в удовлетворении требований отказать.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв на 26.10.2011г. на 12час. 20мин., на 26.10.2011года на 17час.00мин.

После перерыва 26.10.2011г. в 17час.00мин. в судебное заседание явились стороны. Судебное заседание продолжено.

Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке статей 152-166, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67,68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в рамках исполнения полномочий по контролю за ФБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области в соответствии с решением, содержащимся в протоколе совместного оперативного совещания Управления Росреестра по Саратовской области и ФБУ «Кадастровая палата» по Саратовской области от 20.04.2011г. сотрудниками отдела дважды в месяц производится просмотр выгруженных сведений из Единого Государственного Реестра Земель.

16.08.2011г. специалистами отдела геодезии и картографии был произведен просмотр выгруженных сведений из Единого Государственного Реестра Земель по представленным межевым планам за период с 01.08.2011г. по 15.08.2011г.

В результате выгрузки сведений из Единого Государственного Реестра Земель выявлен факт подачи заявления 26.07.2011г. о постановке на кадастровый учет земельного участка (регистрационный номер 6448/102/11-3957), расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, 8-я Дачная, СНТ «Зеленая Горка», участок 67г. Согласно представленному межевому плану, исполнителем кадастровых работ является МУП «Городское бюро землепользования».

На основании лицензии № НВГ-01820Г от 23.11.2007г., выданной сроком на 5 лет МУП «Городское бюро землепользования» предоставлено право на осуществление геодезической деятельности.

При проведении проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а именно: в результате проверки межевого плана от 26.07.2011г. земельного участка регистрационный номер 6448/102/11-3957, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, 8-я Дачная, СНТ «Зеленая Горка», участок 67г., составленного МУП «Городское бюро землепользования», установлено, что координаты государственных геодезических пунктов, использованные при составлении межевого плана, получены в нарушение требований нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, а именно пункт 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации ГКИНП 17-002-93 (утвержденного Роскартографией 15.10.1993г.) устанавливающий, что обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора из каталогов координат и высот государственных геодезических пунктов, которые составляют федеральный картографо-геодезический фонд (Положение о федеральном картографо-геодезическом фонде, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2000г. № 669).

Кроме того, МУП «Городское бюро землепользования» за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы Госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату не производило, геодезические работы при межевании земель не были зарегистрированы в органе Госгеонадзора.

28.08.2001г. начальником отдела геодезии и карторграфии Управления государственным инспектором по геодезическому надзору Корчагиной О.А. в адрес директора МУП «Городское бюро землепользования» вынесено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по п.3 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях на 31.08.2011г. на 14час.00мин. по адресу: г. Саратов, ул. Советская, д. 61, кааб 102 (отдел геодезии и картографии Управления Росреестра по Саратовской области), которое вручено через канцелярию ведущему специалисту МУП «Городское бюро землепользования» Тюкавину И.В. (входящий номер № 3307 от 30.08.2011г.), что подтверждается штампом предприятия входящей корреспонденции, а также вручено законному представителю МУП «Городское бюро землепользования» Суркову Д.А. 31.08.2011г. под роспись.

31.08.2011г. на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1, части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010г. № 178 «Об утверждении Перечня  должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» начальником отдела геодезии и карторграфии Управления государственным инспектором по геодезическому надзору Корчагиной О.А. в присутствии законного представителя МУП «Городское бюро землепользования» Суркова Д.А., действующего на основании доверенности от 09.08.2011г. № 35 составлен протокол № 25-50/12 об административном правонарушении в отношении МУП «Городское бюро землепользования» за совершение административного правонарушения предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области направило в Арбитражный суд Саратовской области материалы проверки и обратилось с заявлением о привлечении МУП «Городское бюро землепользования», а именно в порядке уточнения правопреемника МУП «Городское бюро технической инвентаризации» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в результате выгрузки сведений из Единого Государственного Реестра Земель в период с 01.08.2011г. по 15.08.2011г. выявлен факт подачи заявления 26.07.2011г. о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, 8-я Дачная, СНТ «Зеленая Горка», участок 67г. Согласно представленному межевому плану исполнителем кадастровых работ является МУП «Городское бюро землепользования». МУП «Городское бюро землепользования» осуществляет геодезическую деятельность на основании лицензии № НВГ – 01820Г, выданной 23.11.2007г. сроком на 5 лет. В результате проверки установлено отсутствие регистрации геодезических работ при межевании земельного участка, а также незаконность использования координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана. Разрешение на пользование координатами Управлением Росреестра по Саратовской области не выдавалось, оплата за их использование не производилась. Проверка осуществлялась на основании книг регистрационного учета отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Саратовской области. О необходимости регистрации работ и законном использовании координат пунктов геодезической сети Управление Росреестра по Саратовской области уведомляло всех кадастровых инженеров и организаций – лицензиатов информационным письмом № 25-14/7197 от 26.04.2011г. На момент обнаружения административного правонарушения Инструкция ГКИНП-17-002-93 была действующая, поскольку только 05.10.2011г. в Российской газете опубликован текст Приказа Министерства экономического развития РФ от 26.07.2011г. № 371 «О признании не подлежащей применению Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации». По результатам проверки материалов начальником отдела геодезии и картографии Корчагиной О.А. составлен протокол об административном правонарушении от 31.08.2011г. № 25-50/12. На основании изложенного МУП «Городское бюро землепользования» необходимо привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании отказался от привлечения МУП «Городское бюро землепользования» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанной заявителем в письменных возражениях на отзыв от 21.10.2011г.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании пояснили, что МУП «Городское Бюро технической инвентаризации» является правопреемником МУП «Городское бюро землепользования» с 01.09.2011г. При проведении проверки Управление Росреестра по Саратовской области грубо нарушило порядок проведения проверки юридических лиц, установленный Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: отсутствие оснований проведения плановой проверки, проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, представление акта проверки, проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок. Довод заявителя о необходимости регистрации кадастровых работ и порядок обеспечения предприятий координатами и высотами геодезических пунктов ссылкой на информационное письмо Управления Росреестра по Саратовской области № 25-14/7197 от 26.04.2011г., которое само по себе не является нормативным актом, и принято на основании Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации, ГКИНП 17-002-93 (утвержденного Роскартографией 15.10.1993г.) и приказом Роскартографии от 30.08.2007г. № 104-пр. «Об утверждении размеров платы за пользование материалами и данными федерального картографо-геодезического фонда» несостоятелен, поскольку Приказом Минэкономразвития РФ от 26.07.2011г. № 371 «О признании не подлежащей применению Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации» вышеназванная инструкция признана не подлежащей применению. Приказ Минэкономразвития РФ от 26.07.2011г. № 371 зарегистрирован в Минюсте РФ 26.09.2011г. № 21891, опубликован в «Российской газете», № 222, 05.10.2011г. и вступил в законную силу 16.10.2011г. МУП «Городское Бюро землепользования» просит применить обратную силу закона. Координаты местной геодезической (опорно-межевой) сети входят в кадастр недвижимости и являются общедоступными и для составления межевого плана пункты ГГС или привязка к ним не требуется (т.к. все ключи к местным сетям хранятся в кадастровой палате). Согласно пункту 2 листа 3 межевого плана земельного участка находящегося по адресу: г. Саратов, Ленинский район, 8-я Дачная, Левая сторона, СНТ «Зеленая Горка», участок 67 геодезической основой вышеназванного межевого плана является местная система координат. Таким образом, координаты, использованные МУП «Городское бюро землепользования» при составлении межевого плана являются координатами местной геодезической (опорно-межевой), а не государственной геодезической сети, и были получены из общедоступного источника – кадастровой палаты. Кроме того, ни в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении № 25-50/15071 от 29.08.2011г., ни в протоколе № 25-50/12 от 31.08.2011г., ни в заявлении о привлечении к административной ответственности Росреестр не указал какое именно лицензионное требование из перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2006г. № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» нарушило МУП Городское бюро землепользования» и не представил доказательств такого правонарушения.

Исследовав представленные документы, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Исходя из части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

В силу статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закона N 209-ФЗ), пунктами 42, 43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензируемом видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензионным требованиям согласно подпункту «а» пункта п. 3 Положения о лицензировании деятельности в области геодезии и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.11.2010г. № 705, относится соблюдение лицензиатом установленных законом и иными правовыми актами в геодезической деятельности.

Геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных.

К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 Закона N 209-ФЗ).

В силу части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункта 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 N 273, основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются, в том числе регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ, проведенных в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

На основании статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети), а также карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, составляют геодезическую и картографическую основу государственного кадастра недвижимости. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с пунктом 2 Постановления правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. № 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат» под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации, начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ (далее - государственная система координат).

Местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. N 412).

Таким образом, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 N 705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии" являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее - геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети).

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6 Закон N 221-ФЗ).

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о геодезической основе кадастра:

1) каталоги (списки) координат пунктов опорных межевых сетей с указанием системы координат;

2) типы знаков опорных межевых сетей;

3) описания местоположения пунктов опорных межевых сетей (абрисы).

Указанные сведения являются общедоступными и предоставляются в виде выписок из государственного кадастра недвижимости (часть 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ).

Согласно пункту 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93", утвержденной Роскартографией 15.10.1993, обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора.

Из пункта 2.5 Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002 N 114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения N 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции, топографо - геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства.

Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа и проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.

Однако на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 26.07.2011г. № 371 «О признании не подлежащей применению Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации» в целях приведения нормативной базы в области геодезии и картографии в соответствие с законодательством Российской Федерации признана не подлежащей применению Инструкцию о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (ГКИНП-17-002-93), утвержденная Федеральной службой геодезии и картографии России 15 октября 1993 г.

Приказ Минэкономразвития РФ от 26.07.2011г. №371 зарегистрирован в Минюсте РФ 26.09.2011г. №21891, опубликован в «Россисйкой газете» №222 05.10.2011г. и вступил в законную силу 16.10.2011г.

На основании Письма Минэкономразвития Российской Федерации от 04.08.2011г. № ОГ-Д23-794 инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП-17-002-93 (далее - Инструкция), утвержденная руководителем Федеральной службы геодезии и картографии России 15.10.1993, утверждена до принятия Конституции Российской Федерации 12.12.1993, а также до принятия Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закон о геодезии и картографии) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.1992 N 742, которое в настоящее время утратило силу.

При этом в соответствии с Законом о геодезии и картографии и Положением о геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 273, в настоящее время с целью выполнения задачи регистрации геодезических и картографических работ органы геодезического надзора ведут учет завершенных геодезических и картографических работ. При этом регистрация таких работ до их выполнения Законом о геодезии и картографии не предусмотрена, так же как и не установлен порядок регистрации.

Таким образом, предъявляемые управлением Росреестра требования о регистрации кадастровых работ неправомерны.

Как установлено материалами дела, 31.08.2011г. начальником отдела геодезии и карторграфии Управления государственным инспектором по геодезическому надзору Корчагиной О.А. составлен протокол № 25-50/12 об административном правонарушении в отношении МУП «Городское бюро землепользования» за совершение административного правонарушения предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанному протоколу координаты государственных геодезических пунктов, использованные при составлении межевого плана МУП «Городское Бюро землепользования» получены в нарушение требований нормативно-технических документов в области геодезической деятельности, а именно Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (ГКИНП-17-002-93), утвержденной Федеральной службой геодезии и картографии России 15 октября 1993г.

На основании части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Данная позиция изложена в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях».

Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Поскольку на момент совершения правонарушения, объективная сторона правонарушения отсутствует, следовательно, МУП «Городское бюро технической инвентаризации» неправомерно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При указанных обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку на день рассмотрения дела Приказ Минэкономразвития РФ от 26.07.2011г. № 371 «О признании не подлежащей применению Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации» вступил в законную силу (16.10.2011г.), поэтому с 16.10.2011г. положение лица, совершившего административное правонарушение, улучшено.

Кроме того, необходимость регистрации кадастровых работ в органах Росреестра до их выполнения Законом о геодезии и картографии не предусмотрена, так же как и не установлен порядок регистрации, таким образом, предъявляемые управлением Росреестра требования о регистрации кадастровых работ неправомерны.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требование заявителя о привлечении к административной ответственности МУП «Городское Бюро технической инвентаризации» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 203-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации», г. Саратов – отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Копию решения направить лицам, участвующим в деле.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В.Бобунова