ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-13819/17 от 03.10.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

10 октября 2017 года

Дело № А57-13819/2017

Резолютивная часть объявлена 03 октября 2017 года

Полный текст изготовлен 10 октября 2017 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Комиссаровой В.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Российские железные дороги»

заинтересованное лицо - Главное управление МЧС России по Саратовской области

о признании недействительным предписания Главное управление МЧС России по Саратовской области от 22.03.2017г. №1

при участии: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.05.2017г., №Прив НЮ-70/Д (сроком на один год), от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 23.01.2017г., №6 (сроком на три года),

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД» с заявлением о признании недействительным предписания Главное управление МЧС России по Саратовской области от 22.03.2017г. №1.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Саратовской области.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что исходя из понятия инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, на балансе Приволжской железной дороги подобные объекты отсутствуют. В соответствии с Положением о Приволжской железной дороге - филиале ОАО «РЖД», Филиал ОАО «РЖД» - Приволжская железная дорога функционирует в качестве регионального центра корпоративного управления, реализуя функции корпоративной и технологической координации деятельности расположенных в границах железной дороги территориальных подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО «РЖД». Оспариваемое предписание вынесено в отношении филиала, тогда как действующим законодательством предусмотрено, что предписание по результатам проверки выдается юридическому лицу.

Главное управление МЧС России по Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку Приволжская железная дорога включена в Сводный реестр опасных производственных объектов, в связи с чем на данное лицо в силу закона возложена обязанность по разработке паспорта безопасности опасного объекта. Оспариваемое предписание выдано по результатам проверки исполнения требований ранее выданного предписания № 56/4/56-1 от 18.12.2015г. Законность предписания № 56/4/56-1 установлена в рамках дела № А57-4552/2016. Выдача предписания в отношении филиала ОАО РЖД считает правомерным, поскольку в сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области внесены сведения именно о Приволжской железной дороге – филиале ОАО «РЖД».

Дело рассматривается судом по существу заявленных требований по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» - включена в Сводный реестр потенциально опасных производственных объектов на 2015 год. Данный реестр утвержден председателем КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области 29.12.2014г. Согласно указанному реестру, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» - является пожаровзрывоопасным объектом 2 класса опасности.

Главным управлением МЧС России по Саратовской области в период с 23.11.2015 по 18.12.2015г. на основании распоряжения от 16.11.2015г. № 56 проведена плановая выездная проверка деятельности Приволжской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» - по вопросу соблюдения требований, установленных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки выявлены нарушения требований п.«а» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.2, 3, 4, 7, 8 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», а именно на Приволжской железной дороге не разработан и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности опасного объекта.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 18.12.2015 № 56.

По результатам проверки Приволжской железной дороге - филиалу ОАО «Российские железные дороги», выдано предписание по устранению нарушений установленных требований от 18.12.2015 № 56/4/56-1, которым ПЖД предписано в срок до 01.10.2016г. разработать и согласовать в установленном порядке паспорт безопасности опасного объекта.

Не согласившись, с вынесенным Предписанием от 18.12.2015 № 56/4/56-1 Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным. Заявление рассмотрено в рамках дела № А57-4552/2016.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2017г. по делу № А57-4552/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В период времени с 20.02.2017 по 22.03.2017г. на основании распоряжения от 15.02.2017г. № 1 проведена внеплановая выездная проверка деятельности Приволжской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» - по вопросу проверки выполнения ранее выданного предписания № 56/4/56-1 от 18.12.2015по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки установлен факт невыполнения ранее выданного предписания № 56/4/56-1 от 18.12.2015г.

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 22.03.2017 № 1, по результатам проверки Приволжской железной дороге – филиалу ОАО «РЖД», выдано предписание № 1 от 22.03.2017, которым предписано в срок до 01.04.2018г. разработать и согласовать в установленном порядке паспорт безопасности опасного объекта.

Указанное предписание № 1 от 22.03.2017 содержит ссылку о том, что на ПЖД – филиале ОАО «РЖД» не разработан и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности опасного объекта, чем нарушены требования п.«а» ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.2, 3, 4, 7, 8 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

Не согласившись, с вынесенным Предписанием № 1 от 22.03.2017 Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с настоящим заявлением, поскольку на ее балансе не состоят потенциально опасные объекты – объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Данные объекты могут находиться на балансе иных филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах Саратовского региона. Право влиять на деятельность иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» Приволжской железной дороге не предоставлено.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Законом N 68-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 21.10.2001 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации "Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 N 105; далее - Требования N 105).

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее - Требования) предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).

Согласно пункту 11 Требований N 105 по результатам прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов.

В силу пункта 12 Требований N 105 отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Саратовской области от 24.03.2000 г. № 96 утверждено Положение о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Пунктом 2 данного Постановления от 24.03.2000 № 96 предусмотрено, что функции по регистрации потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, осуществляет орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Положению о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, сводный Реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Реестр), создается с целью накопления и систематизации информации об объектах - источниках потенциальной опасности, расположенных на территории области, а также контроля за деятельностью таких объектов. Основная задача Реестра заключается в предоставлении органам государственной власти необходимой информации о состоянии каждого внесенного в него объекта, степени его опасности и планировании сил и средств на случай ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данные, включаемые в Реестр, должны обеспечивать информационную поддержку решений, направленных на предупреждение или уменьшение опасности возникновения промышленных, экологических и иных видов аварий и катастроф, снижение вероятности возникновения ЧС, а также на уменьшение тяжести их возможных последствий.

К потенциально опасным объектам, подлежащим включению в Реестр, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, относятся следующие типы предприятий, организаций, учреждений и других объектов:

организации (предприятия), осуществляющие деятельность по транспортировке опасных грузов всеми видами транспорта (в том числе трубопроводами), включая маршруты их движения (расположения);

другие потенциально опасные объекты, определяемые в установленном порядке органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области.

Внесение изменений в данные Реестра о потенциально опасном объекте осуществляется в случае:

пересмотра декларации безопасности;

изменения условий, влияющих на обеспечение безопасности объекта и защиты населения и территорий от ЧС;

изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности и защиты населения и территорий от ЧС.

Ведение Реестра, включая разработку и утверждение форм информационных карт Реестра, порядка и сроков их заполнения, организуется и осуществляется органом управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области (пункт 10 Положения).

Решение о включении объекта в Реестр принимается экспертной комиссией на основании информационных карт Реестра, заполняемых в установленном порядке (пункт 11 Положения).

Заключение экспертной комиссии о включении объекта в Реестр и, в случае необходимости, о получении дополнительных данных передается руководителю объекта, который несет ответственность за достоверность и своевременность предоставления всей требуемой информации. В заключении в обязательном порядке указываются причины, на основании которых объект включается в Реестр (пункт 12 Положения).

Постановлением Правительства Саратовской области от 25.05.2005 г. № 180-П «Вопросы организации деятельности Правительства Саратовской области» предусмотрено, что для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти области при решении определенного круга задач образуются координационные органы именуемые комиссиями или организационными комитетами. Координационные органы формируются на представительной основе. В состав координационных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а также представительной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций (по согласованию), которые в координационных органах имеют право совещательного голоса.

Постановлением Правительства Саратовской области от 22.07.2010 г. №321-П создана Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Также указанным Постановлением утверждены Положение о комиссии и ее должностной состав (Приложения № 1 и № 2).

Пунктом 3 Постановления от 22.07.2010 № 321-П Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области рекомендовано осуществлять регистрацию и учет потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.

Комиссия по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Комиссия), является совещательным органом, образованным для формирования качественной и количественной информации о возможном месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий, оценки возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, информационной поддержки решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и уменьшение размеров материального ущерба от них (пункт 1 Приложения №2 «Положение о Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области»).

В соответствии с пунктом 2 Положения о комиссии основными задачами Комиссии являются:

анализ направленных органами местного самоуправления муниципальных образований сведений по потенциально опасным объектам;

отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности;

изменение класса опасности потенциально опасных объектов.

Согласно пункту 3 Положения Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами: устанавливает класс опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области; представляет сведения о классификации потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции.

В соответствии с пунктом 5 Положения Комиссия имеет право:

в пределах своей компетенции принимать решения и контролировать их выполнение;

заслушивать в установленном порядке на своих заседаниях руководителей (должностных лиц) потенциально опасных объектов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

Пунктами 4, 5 Постановления Правительства Саратовской области от 22.07.2010 №321-П рекомендовано руководителям потенциально опасных объектов ежегодно до 1 октября представлять информационные карты потенциально опасных объектов в органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которых объекты расположены, по формам согласно приложениям N 3, 4; рекомендовано органам местного самоуправления области организовать работу по ежегодному представлению до 10 октября информационных карт потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального района (городского округа), в комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области.

Согласно Положению о Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, заседания Комиссии проводятся в период корректировки классов опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории области, по мере необходимости по инициативе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, но не реже одного раза в год. Решение о дате и месте проведения заседания Комиссии принимается ее председателем.

Оповещение и сбор членов Комиссии производится по письменному распоряжению ее председателя (в случае его отсутствия - одного из его заместителей) по телефону или при помощи факсимильной связи (пункт 9 Положения).

Решения Комиссии по вопросам, относящимся к ее компетенции, принимаются на основании информационных карт потенциально опасных объектов, а также имеющихся деклараций и паспортов безопасности простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

Решения Комиссии оформляются в форме протоколов и подписываются председателем и секретарем.

Сведения о классификации потенциально опасных объектов представляются Комиссией в установленном порядке в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти с учетом их компетенции (пункт 12 Положения).

23.12.2016 года по результатам очередного заседания Комиссии по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (далее - Комиссия), Комиссией принято решение о включении в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, объект - Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД».

Приволжская железная дорога обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий по включению Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» 23.12.2016 г. в Сводный реестр потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области и обязать Комиссию по определению класса опасности потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, исключить Приволжскую железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» из Сводного реестра потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области. Данное заявление было рассмотрено в рамках дела № А57-5185/2017.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.08.2017 по делу № А57-5185/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, решение вступило в законную силу.

При вынесении решения по делу № А57-5185/2017 арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Исходя из вышеуказанного, к «потенциально опасным объектам» относятся «объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя...».

Приволжская железная дорога согласно подпункта 1 п. 16 раздела 4 Положения о Приволжской железной дороге, утвержденного Президентом ОАО «РЖД» ФИО3 01.10.2012 за № 275 обязана обеспечивать безопасность движения поездов, промышленную, пожарную и экологическую безопасность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также выполнение мероприятий по предупреждению несчастных случаев с гражданами на инфраструктуре железной дороги.

Одной из основных задач железной дороги в сфере хозяйственной деятельности является обеспечение гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса (подпункт 1 пункта 1 раздела 3 Положения).

Согласно подпунктами 1, 3 п. 14 раздела 3 указанного Положения железная дорога в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции, а именно: организует работу по выполнению требований законодательства Российской Федерации по безопасности движения поездов, предупреждению и ликвидации последствий крушений, аварий, столкновений и сходов с рельсов подвижного состава; а также организует работу по выполнению требований законодательства Российской Федерации по охране труда, промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности, охране окружающей среды и предупреждению травмирования граждан на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В соответствии с подпунктом 7 п. 12 раздела 2 вышеуказанного Положения Приволжская железная дорога осуществляет методическое руководство и координацию работы подразделений ОАО «РЖД» и дочерних и зависимых обществ (ДЗО) по вопросам безопасности движения поездов, экологической безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В соответствии с Уставом ОАО «РЖД» среди основных задач общества выделяются обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу.

Кроме того, судом в рамках дела А57-5185/2017 установлено, что Приволжской железной дорогой - филиалом ОАО «РЖД» разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», заключен договор с аварийно-спасательным формированием АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» на оказанию услуг по проведению работ по локализации и ликвидации ЧС на опасных объектах Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», разработан План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», создана комиссия по предупреждению ликвидации ЧС, в границах Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД», возглавляемая первым заместителем начальника Приволжской железной дороги, в состав комиссии включены, в том числе, начальники восьми Приволжских дирекций ОАО «РЖД», находящихся на территории Саратовской области.

Исходя из вышесказанного, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД» обеспечивает технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, находящийся на территории Саратовской области.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», приказом МЧС России от 28.02.2003 №105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», Приволжская железная дорога отнесена к пожаровзрывоопасным объектам второго класса опасности на основании разработанного плата на предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», в котором проводятся расчеты объемов, площадей и уровня разлива нефти и нефтепродуктов на подразделениях ОАО «РЖД».

В рамках настоящего дела рассматривается требование о признании недействительным предписания от 22.03.2017г. №1, выданного ГУ - МЧС России по Саратовской области по результатам проведения внеплановой выездной проверки выполнения ранее выданного предписания № 56/4/56-1 от 18.12.2015г.

В рамках арбитражного дела №А57-4552/2016 рассматривалось требование ПЖД о признании недействительным предписания от 18.12.2015 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС № 56/4/56-1.

Решением от 06.02.2017 в удовлетворении требований отказано, оставленным Постановлением 12 ААС от 03.05.2017 без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. Арбитражным судом установлено, что Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» - включена в Сводный реестр потенциально опасных производственных объектов на 2015 год и согласно указанному реестру, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» - является пожаровзрывоопасным объектом 2 класса опасности, каких либо изменений в Сводный реестр не внесены. Суд пришел к выводу об обоснованности и законности, вынесенного Главным управлением МЧС России по Саратовской области в отношении ОАО «Российские железные дороги» (г. Москва) в лице Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г. Саратов) предписания № 56/4/56-1 от 18.12.2015 г.

В силу ч.3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Введение института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой. Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.

При этом не отрицается, а, напротив, предполагается необходимость пересмотра решений, вступивших в законную силу, с тем чтобы в правовой системе не могли иметь место судебные акты, содержащие взаимоисключающие выводы.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2012 по делу № А55-16499/2011.

Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» - включена в Сводный реестр потенциально опасных производственных объектов. Согласно указанному реестру, Приволжская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги» - является пожаровзрывоопасным объектом 2 класса опасности. Каких либо изменений в Сводный реестр не внесено.

Таким образом, при наличии сведений о Приволжской железной дороге - филиале ОАО «РЖД» как потенциально опасном объекте в сводном Реестре, заявитель по делу должен исполнить предписание о разработке и согласовании паспорта безопасности объекта. Доказательств незаконности оспариваемого предписания, невозможности его исполнения в силу объективных причин не представлено.

Выдача предписания Приволжской железной дороге, являющейся филиалом ОАО «РЖД», не свидетельствует о его незаконности. В сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области, внесены сведения именно о Приволжской железной дороге - филиале ОАО «РЖД», поэтому проведение проверки и вынесение предписания было произведено в отношении данной организации. Действующее законодательство не содержит запрета на проведение проверки филиала юридического лица. Выданное предписание непосредственно касается деятельности Приволжской железной дороги.

Согласно Положению о Приволжской железной дороге, утвержденному Президентом ОАО «РЖД» 01.10.2012 № 275, железная дорога выполняет функции регионального центра оперативного управления. При этом Приволжская железная дорога осуществляет задачи по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, организации работы по выполнению требований законодательства промышленной безопасности опасных производственных объектов, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, защите от незаконного вмешательства и обеспечению безопасности работников и пассажиров (пункты 13, 14).

На основании изменений, внесенных в пункт 26 Устава ОАО «РЖД» руководители филиалов вправе представлять интересы компании в качестве законных представителей. Направление органами МЧС России в адрес руководителей филиалов уведомлений, постановлений, протоколов, иных документов, касающихся проведения проверок, являются надлежащим уведомлением законного представителя юридического лица.

Заявителем не представлено доказательств наличия объективной невозможности исполнения предписания в виде разработки и составления паспорта безопасности объекта, отсутствия подобных полномочий у филиала ОАО «РЖД», невозможности фактического исполнения предписания самим акционерным обществом или наличия соответствующего запрета на выполнение подобных функций у Приволжской железной дороги.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об обоснованности и законности, вынесенного Главным управлением МЧС России по Саратовской области в отношении ОАО «Российские железные дороги» (г. Москва) в лице Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г. Саратов) предписания от 22.03.2017г. №1.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании, изложенного требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ОАО «Российские железные дороги» (г. Москва) отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции в силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-259, 273-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области С.М.Степура