АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г.Саратов, ул.Бабушкин взвоз,1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена – 25 ноября 2008г.
Полный текст решения изготовлен – 29 ноября 2008г.
г.Саратов Дело № А- 57-1393/08 -132
Арбитражный Суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Елены Владимировны,
при ведении протокола судебного заседания судьей Бобуновой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Закрытого акционерного общества Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ, город Москва,
к Управлению по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, г.Саратов;
3-и лица: общество в ограниченной с ограниченной ответственностью «Интар ком», г.Подольск Московской области
Общество с ограниченной ответственностью «Находка-АИС», г. Киров,
О признании недействительным размещение заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, осуществленное ответчиком 25.06.2007; признании недействительным протокола заседания единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области №32 от 25.06.2007; признании закрытого акционерного общества «Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ» участником открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области; признании недействительным государственного контракта, заключенного между Управлением ЗАГС Саратовской области и общество с ограниченной ответственностью «Находка», заключенный на основании протокола №32 от 25.06.2007; обязании Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области провести конкурс на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области в соответствии с действующим законодательством.
при участии в судебном заседании представителей: истца – не явился, извещен надлежащим образом, уведомление №92406; ответчика – ФИО1 – заместителя начальника управления, дов. от 15.07.2008 №17, ФИО2 – главного специалиста-эксперта отдела обобщения и анализа работы, внедрения и сопровождения компьютерных программ, дов. От 10.07.2008, представителя Единой Комиссии ФИО1, действующего по
доверенности от 10.07.2008г.; ООО «Интар Ком» - не явился, извещен надлежащим образом, телеграмма с уведомлением от 07.11.2008; ООО «Находка АИС» - не явился, извещен, уведомление №92409.
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Закрытое акционерное общество Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ (далее - ЗАО ИВЦ ИНСОФТ) с исковым заявлением о признании недействительным размещение заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, осуществленное ответчиком 25.06.2007; признании недействительным протокола заседания единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области №32 от 25.06.2007; признании закрытого акционерного общества «Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ» участником открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области; признании недействительным государственного контракта, заключенного между Управлением ЗАГС Саратовской области и общество с ограниченной ответственностью «Находка», заключенный на основании протокола №32 от 25.06.2007; об обязании Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области провести конкурс на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области в соответствии с действующим законодательством.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (уведомление №92406), в судебное заседание не явился.
Согласно пункту 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
ООО «Интар ком» представило отзыв на исковое заявление, как 3-е лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, в котором поддержало заявленные ЗАО ИВЦ ИНСОФТ исковые требования, просит исковые требования САО ИВЦ «Инсофт» удовлетворить.
ООО «Находка-АИС», извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания уведомлением №92409, в судебное заседание не явилось, отзыв на иск не представило.
Определением арбитражного суда от 18.03.2008 удовлетворено заявленное ходатайство 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Интар Ком» о предъявлении самостоятельных требований на предмет иска – о вступлении ООО «Интар Ком» в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования о признании недействительным размещение заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, осуществленное ответчиком 25.06.2007; признании недействительным протокола заседания единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области №32 от 25.06.2007; признании ООО «Интар Ком» участником открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области; признании недействительным государственного контракта, заключенного между Управлением ЗАГС Саратовской области и общество с ограниченной ответственностью «Находка» на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области; об обязании Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области провести конкурс на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области в соответствии с действующим законодательством.
Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области с заявленными требованиями ООО «Интар Ком», как третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
ООО «Находка-АИС», извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания уведомлением №78979, в судебное заседание не явилось, отзыв на заявленные требования ООО «Интар Ком» не представило.
Требования заявителя мотивированы нарушением статей 11, 12,27,28, пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», статьей 168 ГК РФ, допущенными, по его мнению, со стороны Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, в соответствии с решением которой, выраженном в протоколе № 32 от 25.06.2007 г. заседания Единой комиссии по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, ЗАО ИВЦ ИНСОФТ и ООО «Интар ком» отказано в допуске к участию в конкурсе (п. 2 протокола), конкурс признан несостоявшимся (п. 4 протокола), участнику размещения заказа ООО «Находка-АИС», как единственному участнику размещения заказа, предписано в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки передать проект государственного контракта, составленного путем включения условий исполнения государственного контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект государственного контракта, прилагаемого к конкурсной документации (п. 5 протокола). По мнению заявителя содержащиеся в протоколе выводы Единой комиссии о несоответствии заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ требованиям технического задания необоснованны, ничем не подтверждаются и полностью не соответствуют действительности, поскольку представленная им на конкурс заявка полностью соответствовала установленным условиям конкурсной документации, информационной карте конкурса. Действиями конкурсной комиссии заказчика при проведении конкурса были нарушены требования Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» об условиях допуска участников размещения заказа к участию в конкурсе, что, по мнению заявителя, повлекло недопущение заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе и предоставление необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа - ООО «Находка-АИС» - перед остальными, передаче данному лицу права на заключение контракта без проведения конкурса.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв на 25.11.2008 на 11.00час.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, являясь органом исполнительной власти Саратовской области, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выступает государственным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд управления за счет бюджетных средств. В соответствии со статьей 7 вышеуказанного федерального закона в Управлении по делам ЗАГС Правительства Саратовской области приказом от 10 января 2006 года № 1-П создана Единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области (далее – Единая комиссия).
17 апреля 2007 года Управлением по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было принято решение о проведении открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области.
Извещение о проведении открытого конкурса было опубликовано на сайте Правительства Саратовской области.
В указанный в извещении о проведении открытого конкурса срок в Управление по делам ЗАГС поступило три конверта от участников размещения заказа с заявками на участие в конкурсе: 1)ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, 2) ООО «Находка - АИС» и 3) ООО «Интар ком».
14 июня 2007 года Единой комиссией было проведено заседание по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытию доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (протокол от 14 июня 2007 года № 30). 25 июня 2007 года Единая комиссия приступила в соответствии со ст. 27 Закона № 94-ФЗ к рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе по размещению заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным статьёй 11 этого же федерального закона.
В результате рассмотрения заявок членами Единой комиссии с привлечением специалистов управления по делам ЗАГС было выявлено, что представленное ЗАО ИВЦ «Инсофт» программное обеспечение не соответствует техническому заданию конкурсной документации.
Согласно протоколу по подведению итогов рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по размещению заказа на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области от 25.06.2007г. № 32 конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске заявителя и ООО «Интар ком» к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявок на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия Единой комиссией решения об отказе ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Интар ком» в допуске к участию в конкурсе на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области послужило нарушение данными участниками размещения заказа пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 94-ФЗ в связи с тем, что представленные участниками заявки на участие в конкурсе не соответствуют требованиям конкурсной документации.
При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе (подпункт 4 пункта 1 статьи 12 Закона № 94-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 27 названного Закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения.
В соответствии со статьей 22 вышеуказанного Закона конкурсная документация разрабатывается заказчиком и должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Техническое задание к конкурсной документации было подготовлено специалистами управления по делам ЗАГС. В нём установлены необходимые управлению по делам ЗАГС требования к программному обеспечению для качественной, эффективной и оперативной работы органов ЗАГС Саратовской области. Техническое задание к конкурсной документации было составлено так, чтобы на программном обеспечении могли работать специалисты органов ЗАГС, не имеющие специальных познаний, чтобы как можно меньше ввод данных, необходимых для государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществлялось вручную и программное обеспечение само передавало всю имеющуюся информацию в электронном виде в Управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, а также, чтобы программное обеспечение было доступно, просто и удобно в эксплуатации.
Учитывая специфику предмета размещения данного заказа, в конкурсной документации открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области было предусмотрено обязательное условие для участников размещения заказа предоставить в составе своей конкурсной заявки демонстрационную версию предлагаемого специализированного программного обеспечения на СD - диске (подпункт 3.5.2. раздела 1.2., пункт 11 Информационной карты раздела 1.З.). В подпункте 5.3.2. пункта 5.3. конкурсной документации, предусматривающего процедуру этапа рассмотрения заявок на участие в конкурсе и допуска к участию в конкурсе, специально было оговорено, что «на этапе рассмотрения конкурсных заявок, конкурсной комиссией будет проводиться анализ демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения, которую участник размещения заказа обязан предоставить» на СD - диске «на предмет соответствия функциональных характеристик и работы предлагаемого им специализированного программного обеспечения техническому заданию и требованиям конкурсной документации. Отказ представить демонстрационную версию на СD - диске, либо её несоответствие техническому заданию и требованиям конкурсной документации являлся риском для участника размещения заказа быть не допущенным к участию в конкурсе».
Из этого положения следует, что демонстрационная версия, предоставляемая участником размещения заказа на СD - диске должна содержать те функции предлагаемого программного обеспечения, которые предусмотрены Техническим заданием конкурсной документации. Демонстрационная версия является составной частью заявки на участие в конкурсе.
Согласно подпункту 5.3.4. конкурсной документации «в основном отвечающей формальным требованиям заявкой считается та, которая соответствует всем положениям, условиям и спецификациям конкурсной документации и не содержит существенных отклонений или оговорок. Существенным отклонением или оговоркой являются те: а) которые любым существенным образом оказывают влияние на объём, качество или функциональные показатели поставляемого программного продукта...».
Именно из подпункта 5.3.2. конкурсной документации следует, что демонстрационная версия предлагаемого участником размещения заказа программного обеспечения должна соответствовать Техническому заданию и требованиям конкурсной документации заказчика. Демонстрационная версия является показательным изложением специализированного программного обеспечения и должна продемонстрировать возможности предлагаемого программного обеспечения. Демонстрационная версия демонстрирует функции и возможности программного обеспечения, но не допускает настроек на конкретного заинтересованного пользователя. С этой целью и было предусмотрено в конкурсной документации предоставление в составе конкурсной заявки демонстрационной версии предлагаемогоспециализированного программного обеспечения на CD - диске, а требование к демонстрационной версии - предлагаемого специализированного программного обеспечения указано в подпункте 5.3.2. конкурсной документации.
Вывод о несоответствии предлагаемого ЗАО ИВЦ ИНСОФТ программного обеспечения требованиям Технического задания конкурсной документации сделан Единой комиссией на основании анализа демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения на СD - диске, а также сопоставления и проверки соответствующих требований Технического задания конкурсной
документации сведениям, указанным в Предложении о функциональных и качественных характеристиках специализированного программного обеспечения к конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, с учётом комментариев и ссылок на Техническую документацию (Руководство пользователя), приложенных к конкурсной заявке. ]
Согласно материалам дела предложенное ЗАО ИВЦ ИНСОФТ в заявке на участие в конкурсе программное обеспечение не соответствует техническому заданию заказчика по следующим функциональным характеристикам:
1. Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не обладает возможностью выбора между одной из двух форм, как в виде актовой записи, так и в виде карточек регистрации (требование пункта 2.1. Технического задания).
Пунктом 2.1 Технического задания конкурсной документации предусмотрено документирование и учёт записей актов гражданского состояния с возможностью выбора одной из двух форм: в виде актовых записей (полная информация, содержащаяся в актовой записи в соответствии с формами бланков, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.07.1998г. №709 с учётом изменений и -дополнений, внесённых в законодательство РФ) и в виде карточек регистрации (минимум информации, достаточный для ведения алфавитных книг); экранные формы для заполнения актовых записей визуально должны быть максимально приближены к бумажным бланкам актовых записей.
Из заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ (пункт 1.1 Приложения 2 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках специализированного программного обеспечения) усматривается, что в предлагаемом им программном обеспечении для документирования и учёта записей актов гражданского состояния предоставляется возможность выбрать одну из двух форм:
Форму в виде актовой записи (в которой указывается полная информация, содержащаяся в актовой записи в соответствии с формами бланков, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.07.1998 г. № 709 с учётом изменений и дополнений, внесённых в законодательство РФ).
Форму в виде карточки регистрации (в которой указывается минимум информации, достаточный для ведения алфавитных книг).
Однако, исходя из демонстрационной версии программного обеспечения, с учетом положения разделов Руководства пользователя по данному вопросу, программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ для документирования и учёта записей актов гражданского состояния (документирование - ввод информации в базу данных для её дальнейшей обработки; учёт - работа с введенной информацией - исправление, дополнение, просмотр, вывод на печать) не предоставляет возможности выбора одной из двух вышеуказанных форм, а использует только одну форму в виде актовой записи, в которой указывается полная информация, содержащаяся в актовой записи. Карточку регистрации возможно вывести только на печать. В неё нельзя внести изменения. Этот факт подтверждается пунктом 2.10. Руководства пользователя, представленного ЗАО ИВЦ ИНСОФТ. Между тем, смысл требования конкурсной документации: выбор одной из двух форм для документирования и учёта, т.е. для ввода информации в программу, а не для вывода на печать. Таким образом, в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ искажен истинный смысл требования Технического задания конкурсной документации, следовательно, данный пункт заявки не соответствует требованиям Технического задания. Указанное несоответствие дополнительно подтверждается в Пояснениях по вопросу о соответствии заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ требованиям конкурсной документации (Приложение 11 к заявлению на 5 листах) по данному пункту. Комментируя данную ситуацию, ЗАО ИВЦ ИНСОФТ подтверждает: «В программном обеспечении используется универсальная экранная форма для работы с записями актов и карточками регистрации, которая позволяет осуществлять печать записей актов и карточек». Так же, в Техническом задании для программного обеспечения содержится требование, чтобы «экранные формы для заполнения актовых записей визуально должны быть максимально приближены к бумажным бланкам актовых записей», т.е. к бланкам актовых записей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 года №709. Между тем, экранные формы бланков актовых записей в программном обеспечении ЗАО ИВЦ ИНСОФТ частично приближены к утверждённым бланкам актовых записей.
Представленные ЗАО ИВЦ ИНСОФТ для участия в конкурсе демонстрационная версия и Руководство пользователя, имеют расхождения. В пункте 2.10. Руководства пользователя (том 1, страница 83) содержится указание на то, что «печать карточек о регистрации записи акта предусмотрена в подсистемах «Рождение», «Брак», «Расторжение брака» и «Смерть», и доступна для записей актов, зарегистрированных до 1992 года включительно», а демонстрационная версия выполняет печать карточек за более поздние периоды и по всем 7 (семи) видам актов гражданского состояния. Тем самым Руководство пользователя не соответствует тому, что выполняет демонстрационная версия программного обеспечения на СD - диске.
Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не предусматривает экспорт данных в электронном виде в управление по делам ЗАГС, предусмотренном специализированным программным обеспечением Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов с полной информацией: о произведённых записях актов гражданского состояния, о внесённых изменениях, исправлениях и дополнениях в актовые записи, о составленных делах о перемене имени и делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в актовые записи, о восстановлении и аннулировании актовых записей, о получении и расходовании бланков свидетельств, о выданных первичных и повторных документах, о сумме госпошлины, о составленных отчётах о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе (требование пункта 2.8. Технического задания).Пункт 2.8 Технического задания содержит требование к экспорту данных в электронном виде в Управление по делам ЗАГС, предусмотренном специализированным программным обеспечением Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов с полной информацией: о произведённых записях актов гражданского состояния, о внесённых изменениях, исправлениях и дополнениях в актовые записи, о составленных делах, о перемене имени и делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в актовые записи, о восстановлении и аннулировании актовых записей, о получении и расходовании бланков свидетельств, о выданных первичных и повторных документов, о сумме госпошлины, о составленных отчётах о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе.
В своей заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ указывает, что предлагаемое им программное обеспечение предусматривает экспорт данных в электронном виде в управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, удовлетворяющем следующим требованиям Технического задания конкурсной документации:
1).Электронный вид передаваемой информации предусмотрен специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов.
2).Передается полная информация о произведённых записях актов гражданского состояния.
3).Передается полная информация о внесённых изменениях, исправлениях и дополнениях в актовые записи.
4).Передается полная информация о составленных делах о перемене имени.
5).Передается полная информация о составленных делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния.
6). Передается полная информация о восстановлении и аннулировании актовых записей.
7).Передается полная информация о получении и расходовании, бланков свидетельств.
8).Передается полная информация о выданных первичных и повторных документах.
9). Передается полная информация о сумме учтённой госпошлины. 10).
Передается полная информация о составленных отчётах о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе.
Проверкой данного утверждения на демонстрационной версии предлагаемого программного обеспечения, с учетом положений разделов Руководства пользователя по данному вопросу, Единой комиссией установлено, что в действительности экспорт данных, предусмотренный в программном обеспечении ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, представляет собой выборку из базы данных записей актов гражданского состояния и базы данных особых отметок (содержание графы «Иные сведения и служебные отметки» в актовых записях), о чем указано в Руководстве пользователя — раздел 3.9.5, и подтверждается при проверке на демонстрационной версии. Таким образом, по данному пункту конкурсной заявки программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не соответствует требованиям Технического задания конкурсной документации, указанным в пункте 2.8, а именно в программном обеспечении ЗАО ИВЦ ИНСОФТ:
- не передается структурированная информация об актовых записях, подлежащих изменению на основании перемены имени;
- отсутствует возможность передавать информацию о составленных делах о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния. Кроме того, программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ вообще не предусматривает возможность ведения дел о внесении изменений, исправлений и дополнений в записи актов гражданского состояния. Само внесение исправлений, изменений и дополнений в записи актов гражданского состояния возможно, но невозможно создавать структурированные дела о внесении исправлений, изменений и дополнений (с сохранением в базе данных структурированной информации об актовых записях, подлежащих изменению, исправлению или дополнению на основании составленного дела);
возможно, лишь передавать информацию о выданных первичных свидетельствах. Номера свидетельств, выданных повторно, или испорченных в файл передачи данных не включаются;
- невозможно передать полную информацию о выданных документах (только если она будет указана в графе «Иные сведения и служебные отметки», что не является обязательным для заполнения в случае выдачи какого-либо документа).
- возможно лишь передать информацию о суммах учтённой госпошлины за регистрацию актов гражданского состояния. Однако по другим юридически значимым действиям (например, за выдачу повторных свидетельств, за выдачу справок, за внесение изменений и исправлений) включить суммы госпошлин в экспортный файл не представляется возможным;
- экспорт данных базируется только на основании баз данных актовых записей и баз иных отметок и не представляется возможным включить в экспортный файл, иными словами передать, созданные в отделе ЗАГС отчёты о регистрации актов гражданского состояния, движении бланков свидетельств и иной проделанной работе;
- электронный вид экспортируемых данных не предусмотрен и не может быть предусмотрен специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и отдела обработки и хранения документов, так как специализированное программное обеспечение, функционирующее в управлении по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, основывается на данных, характеризующих всю работу органов ЗАГС региона. То есть, кроме данных об актовых записях (составляющих актовые записи), внесённых изменениях и исправлениях в актовые записи, необходимо, как минимум, дополнительно получать вышеуказанную в предыдущих шести пунктах информацию, которая не может быть передана при помощи программного обеспечения ЗАО ИВЦ ИНСОФТ.
Таким образом, в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ данный пункт (экспорт данных в электронном виде) не соответствует требованиям Технического задания.
Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ частично выполняет функцию автоматической регистрации действий пользователя по созданию, изменению, удалению записей и отчётов таким образом, чтобы в случае необходимости предоставлялась возможность установить пользователя и точное время совершения им любого из вышеуказанных действий (требование подпункта «г» пункта 2.10. Технического задания).
Требованием технического задания конкурсной документации по данному пункту установлено, что специализированное программное обеспечение должно предусматривать автоматическую регистрацию действий пользователя по созданию, изменению, удалению записей, а также по выводу на печать документов и отчётов таким образом, чтобы в случае необходимости предоставлялась возможность установить пользователя и точное время совершения им любого из вышеуказанных действий; не допустима возможность формирования и вывода на печать какого-либо документа, подтверждающего факт регистрации акта гражданского состояния, без предварительного сохранения в базе данных соответствующей записи акта, документы должны формироваться автоматически только на основании записей актов гражданского состояния, не допустимо произвольное изменение пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта.
В конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ (пункт 1.10-«г» Приложения 2 к Предложению о функциональных и качественных характеристиках специализированного программного обеспечения) указано, что «программный модуль МАИС «ЗАГС» на средствах Microsoft версии 8.3.Х предусматривает сохранение имени пользователя, который создавал, изменял или удалял запись, а также дату выполнения вышеуказанных действий. Документы формируются автоматически только на основании записей актов гражданского состояния, сохраненных в базе данных ЗАГС».
По данному пункту Конкурсной документации в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ отсутствуют предложения:
- функции автоматической регистрации действий пользователя по выводу
на печать документов и отчётов (отсутствие данной функции у ЗАО ИВЦ ИНСОФТ также подтверждается на демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения, приложенного на СБ-диске к конкурсной заявке);
- сохранения точного времени совершения пользователем любого из вышеуказанных действий (согласно заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ фиксируется только дата, а не время выполнения, что также подтверждается демонстрационной версией предлагаемого специализированного программного обеспечения, приложенного на СБ-диске к конкурсной заявке);
- недопустимости произвольного изменения пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта (согласно заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, документы формируются автоматически на основании записей актов гражданского состояния, сохраненных в базе данных ЗАГС. Однако не указано о недопустимости произвольного изменения пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта. Кроме того, на демонстрационной версии предлагаемого специализированного программного обеспечения, приложенного на СD-диске к конкурсной заявке, подтверждается возможность произвольного изменения пользователем какого-либо реквизита документа без соответствующего изменения в записи акта (например, при печати свидетельств или справок о регистрации акта гражданского состояния отображается окно, позволяющее произвольно корректировать реквизиты документа, при этом изменения не сохранятся в актовой записи), что противоречит требованиям Конкурсной документации).Следовательно, в конкурсной заявке ЗАО ИВЦ ИНСОФТ данный пункт заявки не соответствует требованиям Технического задания.
Программное обеспечение ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не совместимо со специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, отдела обработки и хранения документов и отдела регистрации смерти по городу Саратову (требование пункта 3.5 Технического задания)
В составе конкурсной заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не содержится сведений, подтверждающих совместимость со специализированным программным обеспечением управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, отдела обработки и хранения документов и отдела регистрации смерти по городу Саратову.
В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошен ФИО3, который в настоящее время работает в Управлении по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в должности начальника отдела капитального строительства и государственных закупок, а в 2007году являлся секретарем Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и ФИО2, который в настоящее время работает в Управлении по делам ЗАГС Правительства Саратовской области в должности главного специалиста-эксперта отдела обобщения и анализа работы, внедрения и сопровождения компьютерных программ, а в 2007г. являлся специалистом-программистом, производившим оценку программного обеспечения. Свидетель ФИО3 пояснил, что оценка программного обеспечения не производилась, были рассмотрены конкурсные заявки на соответствие технического задания конкурсной документации проводимого конкурса, в частности, Демо-версии. На этапе рассмотрения конкурсных заявок специалистами-программистами были продемонстрированы Демо-версии 3-х участников: ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Интар Ком», ООО «Находка АИС». Демо-версии ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Интар Ком» не обладали возможностью выбора одной из двух форм, что было отражено в техническом задании. Их программное обеспечение не предусматривало экспорт данных в электронном виде, частично выполняло функции автоматической регистрации. Учитывая изложенное, комиссией было принято решение об отклонении 2-х заявок ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Интар Ком».
Свидетель ФИО2 пояснил, что от задания для конкурсантов не требовалось совместимости с программным обеспечением, установленным в ЗАГСах Саратовской области. В техническом задании перечислялись те данные, которые с помощью программного обеспечения должны передаваться в отделы Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области. Демо-версии ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Интар Ком» не предоставляли возможность передачи данных в архив в полном объеме.
Истцом заявлялось ходатайство о вызове в суд и допросе в качестве свидетелей членов конкурсной комиссии и иных специалистов, производивших оценку программного обеспечения, представленного ЗАО ИВЦ ИНСОФТ на конкурс на предмет ее совместимости с программным обеспечением, используемым в ЗАГСах Саратовской области.
Судом заявленное ходатайство удовлетворено, в судебное заседание были вызваны в качестве свидетелей члены конкурсной комиссии.
Вызванные лица в судебное заседание не явились. Ответчик в своем отзыве пояснил, что обеспечение явки в судебное заседание членов единой комиссии не представляется возможным, поскольку ФИО4 – 16.07.2008 освобождена от должности и уволена с государственной гражданской службы; ФИО5 – 07.09.2007 освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы; ФИО6 находится в ежегодном очередном оплачиваемом отпуске.
В судебном заседании на обозрение суда были представлены подлинные документы: заявка на участие в конкурсе ООО «Интар Ком»; заявка на участие в конкурсе ЗАО ИВЦ Инсофт; подлинная заявка на участие в конкурсе ООО «Находка АИС».
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений .
При проверке демонстрационной версии программного обеспечения установлено, что данные, которые возможно экспортировать из программного обеспечения ЗАО ИВЦ ИНСОФТ не распознаются специализированным программным обеспечением Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области, отдела обработки и хранения документов и отдела регистрации смерти по городу Саратову. Объём передаваемых данных недостаточен, формат и регламент предоставления информации настраивается пользователем и несёт смысловую нагрузку лишь для программного обеспечения ЗАО ИВЦ ИНСОФТ.
Кроме того, по ходатайству заявителя в судебном заседании был опрошен главный специалист-эксперт ФИО2 из пояснений которого следует, что с заявкой ЗАО ИВЦ ИНСОФТ была представлена среднестатистическая демо-версия, где могли быть и были отключены некоторые настройки и при направлении данной демо-версии не был рассмотрен вопрос о том, чтобы демо-версия учитывала все требования Технического задания Заказчика.
В судебном заседании к материалам дела приобщены копии Демо-версий, предоставленных на конкурс ЗАО ИВЦ ИНСОФТ; ООО «ИНТАР КОМ», ООО «Находка АИС».
По ходатайству истца в судебном заседании обозревались материалы дела №А57-11558/07-33 (Судья Викленко).
Копии документов, указанные истцом в ходатайстве о приобщении копий документов из материалов дела №А57-11558/07-33, приобщены к материалам дела, о чем указано в протоколе судебного заседания.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2008года по делу №А57-11558/07-33 в удовлетворении заявленных требований ЗАО ИВЦ Инсофт в части признания незаконными действий Управления по делам ЗАГС Саратовской области, Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, выразившихся в недопущении заявки ЗАО ИВЦ ИНСОФТ к участию в конкурсе, предоставлении необоснованных преимуществ одному из участников размещения заказа (ООО «Находка-АИС») перед остальными и передаче ООО «Находка-АИС» права на заключение контракта без проведения конкурса, совершенные при рассмотрении вопроса о допущении заявок на участие в конкурсе 25.06.2007 отказано.
Постановлением Двенадцатого апелляционного арбитражного суда решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 апреля 2008года по делу №А57-11558/07-33 оставлено в силе.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что Единая комиссия правомерно отказала ЗАО ИВЦ ИНСОФТ в допуске к участию в конкурсе, в связи с чем, признать заявителя участником открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области является невозможным.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, с учетом вышеназванных положений Закона № 94-ФЗ, предусматривающих основания признания протокола заседания Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области от 25.06.2007г. № 32, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены указанного протокола. Кроме того, отсутствуют основания признания недействительным размещение заказа на приобретение специализированного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, поскольку данные действия были проведены в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ, а именно размещение заказа, рассмотрение заявок и оформление протоколом процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который велся конкурсной комиссией и подписан всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе, соответствует требованиям действующего законодательства. В протоколе отражены сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника размещения заказа - ООО «Находка-АИС» к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса и об отказе в допуске участников размещения заказа - ЗАО ИВЦ ИНСОФТ и 000 «Интар ком» к участию в конкурсе с обоснованием такого решения.
Довод заявителя о признании недействительным государственного контракта, заключенного между управлением по делам ЗАГС Правительства Саратовской области и ООО «Находка-АИС» на основании протокола от 25.06.2007г. № 32 отклоняется судом, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 94-ФЗ ЗАО ИВЦ ИНСОФТ признаётся участником размещения заказа с того момента, как подало заявку на участие в конкурсе. Об этом свидетельствует протокол заседания Единой комиссии от 14 июня 2007 года № 30. Тем самым свое право на участие в конкурсе в качестве участника размещения заказа истец реализовал. Что же касается ограничения на участие в конкурсе, то в силу положений статьи 28 Закона № 98-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса, происходит на этапе рассмотрения заявок по существу. В данном случае процедура данного конкурса не дошла до стадии рассмотрения заявок по существу в отношении заявителя.
Согласно части 5 статьи 27 Закона № 94-ФЗ в случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трёх рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе обязан передать такому участнику конкурса проект государственного контракта. Государственный контракт может быть заключён не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, именно в силу требований Закона № 94-ФЗ у заказчика возникает обязанность по передаче проекта государственного контракта в предусмотренный данным законом срок участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в конкурсе и признанному участником конкурса, исключая переход к дальнейшим процедурам рассмотрения заявок.
Частью 4 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.Государственный контракт с ООО «Находка-АИС» заключен 13 июля 2007 года, т.е. до обращения заявителя в суд, и в настоящее время государственный контракт исполнен в полном объёме. ООО «Находка-АИС» осуществило передачу заказчику программного продукта и оказало помощь в его установке, а государственный заказчик перечислил оплату за выполненную работу, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ и платежными поручениями об оплате программного продукта № 3302 от 27.07.2007 г.на сумму 317400 и № 3542 от 06.08.2007 г. на сумму 740600 руб.
Более того, приведение сторон в первоначальное положение в связи с реальным исполнением государственного заказа невозможно, и, следовательно, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав.
С учетом всего вышеизложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязании управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области провести конкурс на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области в соответствии с действующим законодательством, а поэтому в удовлетворении заявленных требований ЗАО ИВН ИНСОФТ суд находит необходимым отказать в полном объеме.
В части требований, заявленных ООО «Интар КОМ», как третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд также считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
При обращении в арбитражный суд с ходатайством о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования в соответствии со статьей 50 АПК РФ, ООО «Интар Ком» была оплачена государственная пошлина в сумме 10000руб. по платежному поручению №10 о 17.01.2008.
Поскольку требования, предъявленные ЗАО ИВЦ ИНСОФТ и требования, предъявленные ООО «Интар КОМ» относительно предмета спора, одинаковы, кроме требования о признании ООО «Интар Ком» участником открытого конкурса на приобретение специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Саратовской области, суд считает необходимым возвратить ООО «Интар Ком» государственную пошлину в сумме 8000руб.
Руководствуясь статьями 110,167-170,176,177,180 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ЗАО ИВЦ ИНСОФТ, г.Москва отказать в полном объеме.
В удовлетворении заявленных требований ООО «ИНТАР КОМ», г.Подольск Московской области отказать в полном объеме.
Возвратить ООО «ИНТАР КОМ», г.Подольск Московской области государственную пошлину, уплаченную платежным поручением №10 от 17.01.2008 в сумме 8000руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке и сроки, предусмотренные статьями 181,257-260,273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить решение арбитражного суда всем лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В.Бобунова