АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 25 октября 2017 года | Дело №А57-14234/2017 |
Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 25 октября 2017 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола помощником судьи Жаналиевым А.А. (до перерыва), секретарем судебного заседания Триголос Е.С. (после перерыва), ознакомившись с заявлением Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова» Министерства обороны РФ, г. Краснодар
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ №19 по Саратовской области, г. Саратов,
Межрайонная ИФНС России №1 по Саратовской области,
УФНСРоссиипо Саратовской области,
Учебная авиационная база (2 разряда, г. Балашов), г. Саратов
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Рябченко С.С., действующий на основании доверенности от 25.08.2017 года №1288, обозревался паспорт; Ромзаева А.А., действующий на основании доверенности от 01.02.2017 года №9, обозревался паспорт,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №19 по Саратовской области – Широков А.А., действующий на основании доверенности №03-02/029899 от 07.09.2017 года, обозревалось удостоверение,
от УФНСРоссиипо Саратовской области – Широков А.А., действующий на основании доверенности от 16.09.2016 года №05-17/86,
иные лица – не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в снятии с регистрации юридического лица - войсковой части 55773; об обязании МРИ ФНС №19 по Саратовской области исключить в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 55773.
Представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №19 по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, при проведении инспекторской проверки Краснодарского ВВАУЛ командованием ВКС по состоянию на 22.03.2017 года было выявлено, что на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области в Единый государственный реестр внесена запись о создании юридического лица, войсковой части 55773 Министерства обороны Российской Федерации, присвоен основной государственный регистрационный номер 1026401594668.
Адрес воинской части 55773, Саратовская область, г. Балашов, поселок Балашов-3.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 июля 2010 года № 862 (в редакции от 12.08.2013 г. № 592) войсковая часть 55773 реорганизована путем присоединения к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования (ФГКВОУ ВО) «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова Министерства обороны Российской Федерации.
03.05.2017 года заявителем в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №19 по Саратовской области было направлено заявление об исключении войсковой части из ЕГРЮЛ.
Не получив ответа на указанное письмо, ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Как следует из материалов регистрационного дела, 23.12.2002 г. в Межрайонную ИФНС России №1 по Саратовской области на бумажном носителе на 4 листах уполномоченное лицо Войсковой части 55773 Куксов Алексей Васильевич представил заявление по форме Р17001 «о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
В заявлении было указано, что Войсковая часть 55773 в качестве юридического лица зарегистрирована Командующим Воронежским Военным Округом 20.07.1954г., регистрационный номер 0050.
В пунктах 3, 4, 7 названной формы указано следующее:
- п. 3 «Способ образования юридического лица» указано «СОЗДАНИЕ»;
- п. 4 «Сведения о регистрации до 1 июля 2002 года» указан регистрационный номер 0050, дата регистрации 20.07.1954, регистрирующий орган КОМАНДУЮЩИЙ ВОРОНЕЖСКИМ ВОЕННЫМ ОКРУГОМ;
- п. 7 «является правопреемником юридического лица» количество реорганизуемых ЮЛ нет.
Также, к заявлению были приложены документы:
- доверенность на Куксова Алексея Васильевича;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации от 26.04.1993 года за № 64 №0000351 от 08.09.1999 года на Войсковая часть 55773;
- копия «Исторический формуляр» 897 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения от 09.03.1963;
- копия Выписки из приказа Командующего Воронежским Военным Округом №0050 от 20.07.1954 года;
- копия Истории организационного строительства и развития части;
- копия паспорта Щепалина А.Н.;
- копия паспорта Куксова А.В.
Межрайонной ИФНС России №1 по Саратовской области было принято решение №1333 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 года, в связи с внесением сведений в ЕГРЮЛ Войсковая часть 55773 за ОГРН 1026401594768.
В последующем, 15.08.2007 г. командиром Войсковая часть 55773 в Межрайонную ИФНС России №1 по Саратовской области представлено заявление по форме Р14001 «о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы», заверенную в нотариальном порядке.
В сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица внесен Щепалин Андрей Николаевич в должности КОМАНДИР, подписью которого подтверждается достоверность представляемых для государственной регистрации сведений.
Сведения и документы о реорганизации либо прекращении статуса юридического лица в регистрационном деле не содержатся.
Таким образом, Инспекцией правомерно осуществлена перерегистрация юридического лица, созданного до 01.07.2002 года, на основании представленных им документов.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
На основании пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Порядок государственной регистрации ликвидации, а также документы, представляемые в регистрирующий орган, установлены ст.ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотрен пунктом 1 статьи 21 Закона 129-ФЗ, а именно:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Вместе с тем, указанный порядок заявителем не соблюден.
Поданное ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» не подпадает под указанные требования и не может быть расценено как надлежащее заявление о ликвидации юридического лица.
Из указанного обстоятельства также вытекает и соответствующий ответ налогового органа, который заявитель обжалует.
Согласно представленному ответу Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области, налоговый орган разъяснил порядок ликвидации юридического лица, вместе с тем, непосредственно отказ в снятии с учета войсковой части в письме не содержится.
Налоговый орган не отказывал в снятии с регистрационного учета, поскольку заявителем не подавалось в надлежащей форме соответствующее заявление.
Таким образом, сам предмет заявленных требований отсутствует.
Относительно требования об обязании МРИ ФНС №19 по Саратовской области исключить в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 55773, суд поясняет следующее.
Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего в административном порядке или же обращение в суд с требованием о его ликвидации, по смыслу статьи 21.1, пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации), а также пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью регистрирующего органа.
Действия заявителя направлены на обход действующего порядка ликвидации юридического лица, поскольку доказательств соблюдения указанного порядка не представлено.
Учитывая тот факт, что обязанность по ликвидации юридического лица лежит, прежде всего, на его учредителях (участниках), суд не находит основания для удовлетворения указанного требования (аналогичная позиция изложена в Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2016 N 310-КГ16-16934 по делу N А35-10059/2015).
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области А.И. Михайлова