Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А57-14336/2013
21 марта 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2014 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Фроловой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Волгаторг» (г.Саратов)
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования «Город Саратов»,
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов»,
Открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
Комитет по управлению имуществом города Саратова,
о признании недействительным постановления от 23 мая 2013 года №995, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в судебном заседании
представителей ООО «Волгаторг» ФИО1 (доверенность №499-Юр от 10.12.2013 г.), ФИО2 (доверенность №66-ЮР от 17.03.2014 г.),
представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 (доверенность №01-03/22 от 22.01.2014 г.),
представителя Комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО4 (доверенность №15-14/27389 от 21.10.2013 г.),
представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО5 (доверенность №24/1577-06 жю от 29.05.2013 г.),
представителя ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313 ФИО6 (доверенность №638 от 02.12.2013 года)
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Волгаторг» (далее по тексту ООО «Волгаторг» или заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23 мая 2013 года №995 об отказе ООО «Волгаторг» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит арбитражный суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения путём предоставления ООО «Волгаторг» в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:040824:0037, площадью 1341 кв.м., находящегося по адресу: <...>, на котором расположено одноэтажное нежилое здание (инвентарный номер 63:401:001:015609300, Литер Аа, площадь 918,2 кв.м., принадлежащее заявителю на праве собственности.
Определениями арбитражного суда от 16.09.2013 года и от 18.02.2014 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Открытое акционерное общество «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313 (далее по тексту ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313).
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» высказал возражения против заявленных требований.
Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» высказал возражения против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Комитета по управлением имущества города Саратова высказал возражения против удовлетворения заявленных требований.
ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313 в арбитражный суд представлен отзыв, в котором указанное заинтересованное лицо полностью поддерживает заявленные требования и просит арбитражный суд их удовлетворить.
Представитель ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313 в судебном разбирательстве поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Материалами дела установлено, что ООО «Волгаторг» на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный на земельном участке по адресу: <...>, а именно: нежилое одноэтажное здание общей площадью 918,2 кв.м., литер Аа, инвентарный номер 63:401:001:015609300, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.02.2007 года (серия 64 АБ №537111).
На основании договора аренды земельного участка №315 от 12.05.2006 года и договора замены стороны в обязательстве от 01.06.2006 года земельный участок, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:0037, занимаемый вышеуказанным объектом недвижимости, принадлежит на праве аренды ООО «Волгаторг» сроком с 02.05.2006 года по 02.05.2016 года.
27 марта 2013 года ООО «Волгаторг» обратилось в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении на основании ст.36 Земельного кодекса РФ в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:0037, занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости.
К заявлению были приложены документ, удостоверяющий личность представителя Общества, документ, удостоверяющий полномочия представителя Общества, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав юридического лица, свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, кадастровая выписка о земельном участке, выписка из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке, выписка из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, договор аренды земельного участка, договор замены стороны в обязательстве, свидетельство о регистрации права собственности на объект недвижимости, договор купли-продажи.
23 мая 2013 года Администрацией муниципального образования «Город Саратов» было вынесено постановление №995 «Об отказе ООО «Волгаторг» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием». Отказ в предоставлении ООО «Волгаторг» в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:0037, занимаемого нежилым зданием, мотивирован тем, что согласно выписке из ЕГР прав от 05.03.2013 года №01/005/2013-10480 право аренды на испрашиваемый земельный участок обременено ипотекой, согласие залогодержателя не представлено; площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь находящегося на нём объекта недвижимости, заявителем не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка площадью 1341 кв.м. для эксплуатации нежилого здания площадью 918,2 кв.м., принадлежащего заявителю.
ООО «Волгаторг», не согласившись с вынесенным Администрацией муниципального образования «Город Саратов» постановлением №995 от 23.05.2013 года, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив действующее законодательство, выслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке вопроса о законности оспариваемого постановления подлежат выяснению полномочия вынесшего это постановление органа и наличие оснований для вынесения такого постановления.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.
Законом Саратовской области от 07.10.09 г. № 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» признана утратившей силу статья 4 Закона «О земле» в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.
С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - Администрация муниципального образования «Город Саратов». Согласно ст. 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. Администрация муниципального образования «Город Саратов» является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 №1489/11, №3771/11 и № 4275/11, от 03.04.2012 №12955/11.
Из содержания положений статьи 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственникам объектов недвижимого имущества принадлежит право приватизации земельного участка, занятого указанным объектом, путем заключения договора купли-продажи с собственником земельного участка, на котором расположено это здание, в отсутствие какого-либо ограничения свободы заключения договора.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 №241 утверждён «Административный регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения"».
Пункт 2.8. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно в предоставлении муниципальной услуги о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, отказывается в случаях:
- изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка;
- установления федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
- резервирования испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
- ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;
- если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;
- непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);
- снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;
- если здание, строение, сооружение создано на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных и иных норм и правил;
- поступления в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно.
Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, чтоООО «Волгаторг», как собственник нежилого одноэтажного здания общей площадью 918,2 кв.м., литер Аа, расположенного по адресу: <...> в Ленинском районе, обратилось в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении на основании ст.36 Земельного кодекса РФ в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:0037, занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости.
23.05.2013 года Администрацией муниципального образования «Город Саратов» было вынесено постановление №995 «Об отказе ООО «Волгаторг» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием». Отказ в предоставлении ООО «Волгаторг» в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:0037, занимаемого нежилым зданием, мотивирован тем, что согласно выписке из ЕГР прав от 05.03.2013 года №01/005/2013-10480 право аренды на испрашиваемый земельный участок обременено ипотекой, согласие залогодержателя не представлено; площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь находящегося на нём объекта недвижимости, заявителем не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка площадью 1341 кв.м. для эксплуатации нежилого здания площадью 918,2 кв.м., принадлежащего заявителю.
Заявитель, оспаривая постановление от 23.05.2013 года №995 «Об отказе ООО «Волгаторг» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием», указывает на то, что у Администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, поскольку положения ст.37 Федерального закона №102-ФЗ от 16.07.1998 года «Об ипотеке» не предусматривают наличие согласия залогодержателя при предоставлении залогодателю в собственность земельного участка, находящегося у него на праве аренды; а также площадь испрашиваемого земельного участка обусловлена необходимостью эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего ООО «Волгаторг» на праве собственности, расположенного на указанном земельном участке.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.
Пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей, не указанных в пункте 1 названной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно данным кадастровой выписки №64/201/2013-63965 от 06.03.2013 года земельного участка с кадастровым номером 64:48:040824:35, площадь земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости, составляет 1341 +/- 3 кв.м.
В подтверждение своей позиции заявителем было заявлено ходатайство о назначении судебной комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы для определения размера земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, принадлежащего ООО «Волгаторг» на праве собственности, расположенного в пределах испрашиваемого земельного участка.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11.11.2013 года на основании ходатайства ООО «Волгаторг» по настоящему делу было назначено проведение комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы для определения размера земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, принадлежащего ООО «Волгаторг» и расположенного по адресу: <...> в пределах границ, определенных кадастровым паспортом земельного участка с КН 64:48:040824:0037, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности и правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Производство экспертизы было поручено ООО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз».
16.01.2014 года в Арбитражный суд Саратовской области ООО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз» представило заключение эксперта №8331 от 15.01.2014 года.
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта № 8331 от 15.01.2014 года по делу №А57-14336/2013 размер земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания, принадлежащего ООО «Волгаторг» и расположенного по адресу: <...>, в пределах границ, определённых кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 64:48:040824:0037, исходя из утверждённых в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности и правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации согласно рекомендациям, изложенным в приложении «Ж» СП 42.13330.2011, составляет 4661 кв.м..
Таким образом, в ходе судебного разбирательства арбитражным судом по настоящему делу установлено, что площадь испрашиваемого земельного участка, <...>, общей площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:37, является необходимой для эксплуатации здания, используемого как объект торговли, принадлежащего на праве собственности ООО «Волгаторг» и расположенного по адресу: <...>, в пределах границ, определённых кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 64:48:040824:37, исходя из утверждённых в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности и правил землепользования и застройки.
Испрашиваемая площадь земельного участка (1341 кв.м.) является необходимой и соразмерной для использования объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке.
Довод органа местного самоуправления о том, что оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным в силу того, что право аренды на испрашиваемый земельный участок обременено ипотекой, а при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не было представлено согласие залогодержателя, арбитражным судом отклоняется.
Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства установлен факт обременения земельного участка с кадастровым номером 64:48:04 08 24:0037 ипотекой в пользу ОАО «Сбербанк России» сроком с 02.09.2011 года по 29.08.2014 года на основании договора от 31.08.2011 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №01/005/2013-10480 от 05.03.2013 года.
Однако, наличие оформленного договора ипотеки от 31.08.2011 года не может повлиять на порядок оформления в собственность вышеуказанного земельного участка, поскольку отношения между ООО «Волгаторг» и ОАО «Сбербанк России», как залогодержателем, не связаны с отношениями ООО «Волгаторг» и Администрацией муниципального образования «Город Саратов» по оформлению земельных прав на земельный участок с кадастровым номером 64:48:04 08 24:0037.
Наличие договора ипотеки от 31.08.2011 года и соответственно обременение прав арендатора по договору аренды №315 от 12.05.2006 года и договору замены стороны в обязательстве от 01.06.2006 года не лишает права арендатора обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с требованием о выкупе спорного земельного участка. Данное требование вытекает из взаимоотношений арендатора и арендодателя, основанных на соответствующем договоре и норм действующего земельного законодательства, в то время как отношения залогодержателя и Общества основаны на договоре ипотеки, участником которого арендодатель не является, в результате чего согласия залогодержателя на заключения спорного договора не требуется.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года №475 утверждён Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Согласно указанному перечню для приобретения прав на земельный участок предоставляются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 указанного Перечня; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утверждённым Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года №475, согласие залогодержателя на приобретение прав на земельный участок не предусмотрено, соответственно орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление такого согласия при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке ст.36 ЗК РФ.
В судебном разбирательстве заявителем в материалы дела представлено письмо №295 от 20.03.2013 года ОАО «Сбербанк России» в лице дополнительного офиса в Саратовской области №8622/0313, в котором выражено согласие на выкуп ООО «Волгаторг» земельного участка площадью 1341 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Иных оснований, препятствующих по мнению органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в аренду, не приведено и арбитражным судом не установлено.
ООО «Волгаторг» при обращении в орган местного самоуправления с заявлением от 27.03.2013 года были соблюдены требования земельного законодательства и представлены все необходимые документы в соответствии с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предусмотренном п.2.6.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения".
В связи с изложенными обстоятельствами, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что отказ ООО «Волгаторг» в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью 1341 кв.м., с кадастровым номером 64:48:040824:37, занимаемого нежилым зданием, находящимся в собственности ООО «Волгаторг», является незаконным, а постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.05.2013 года №995 «Об отказе ООО «Волгаторг» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием» - недействительным.
В соответствии со ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу положений части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Согласно п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ арбитражному суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что адекватным способом восстановления нарушенных прав заявителя будет обязание Администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения путём принятия решения в четырнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу о предоставлении ООО «Волгаторг» в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:040824:0037, площадью 1341 кв.м., находящегося по адресу: <...>, на котором расположено одноэтажное нежилое здание (инвентарный номер 63:401:001:015609300, Литер Аа, площадь 918,2 кв.м.), принадлежащее заявителю на праве собственности.
Заявителем при обращении в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением была уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, что подтверждается платёжным поручением №4802 от 22.08.2013 года.
На основании ст.110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, понесённые заявителем в связи с подачей заявления об оспаривании ненормативного правового акта, подлежат взысканию с Администрации муниципального образования «Город Саратов» в его пользу.
Согласно ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст.106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11.11.2013 года на основании ходатайства ООО «Волгаторг» по настоящему делу было назначено проведение комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы для определения размера земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, принадлежащего ООО «Волгаторг» и расположенного по адресу: <...> в пределах границ, определенных кадастровым паспортом земельного участка с КН 64:48:040824:0037, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности и правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Производство экспертизы было поручено ООО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз».
ООО «Волгаторг» были оплачены услуги за проведение вышеуказанной экспертизы в размере 25000 рублей, что подтверждается платёжным поручением №11753 от 10.12.2013 года.
16.01.2014 года в Арбитражный суд Саратовской области ООО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз» представило заключение эксперта №8331 от 15.01.2014 года.
Таким образом, на основании ст.110 АПК РФ с Администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу ООО «Волгаторг» подлежат взысканию расходы по оплате услуг эксперта за проведённую экспертизу в размере 25000 рублей.
Руководствуясь статями 27, 110, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 995 от 23.05.2013 г. об отказе Обществу с ограниченной ответственностью «Волгаторг» в предоставлении в собственность земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилым зданием.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в четырнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Волгаторг» в собственность земельного участка с кадастровым номером 64:48:040824:0037, площадью 1341 кв.м., находящегося по адресу: <...>, на котором расположено одноэтажное нежилое здание (инвентарный номер 63:401:001:015609300, Литер Аа, площадь 918,2 кв.м.), принадлежащее Обществу с ограниченной ответственностью «Волгаторг» на праве собственности.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Волгаторг» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. и расходы, связанные с оплатой экспертизы, в сумме 25000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.А. Лескина