ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-14398/15 от 01.09.2015 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

08 сентября 2015 года

Дело № А57-14398/2015

Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 08 сентября 2015 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лагода A.M., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Канцлер»

Заинтересованное лицо:

Комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Правительства Саратовской области

о признании недействительным Предписания Комитета социальной защиты населения г. Саратова от 18 марта 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Канцлер»,

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Канцлер» - директор ФИО1 личность установлена по паспорту <...>, ФИО2 доверенность от 26.05.2015, выдана сроком на 3 года;

от Комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Правительства Саратовской области- не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Канцлер» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным Предписания Комитета социальной защиты населения г. Саратова от 18 марта 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Канцлер».

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Комитета социальной защиты населения г. Саратова требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Материалами дела установлено, что 18.03.2015 г. Комитетом социальной защиты населения города Саратова было составлено предписание по результатам проведения мероприятия по контролю в отношении ООО «Канцлер» (<...> – Кюрдюмская, д.11) , в соответствии с которым в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов ООО «Канцлер» предлагается выполнить следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений:

«1.Выполнить пандус или другие приспособления для перемещения инвалидов с учетом требований п.п.п5.1.9, 5.2.13, 5.2.14 СП 59.13330.2012;

2.Установить поручни, с учетом требований п.5.2.15 СП 59.13330.2012;

3.Выполнить пандус или подъемное устройство внутри помещения с учетом требований п.п.5.2.9., 5.2.13. СП 59.13330.2012.»

Срок исполнения настоящего мероприятия установлен до 07.09.2015 г.

ООО «Канцлер», не согласившись с Предписанием Комитета социальной защиты населения г. Саратова от 18 марта 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Канцлер», обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. N 387-П утверждено положение "О министерстве социального развития Саратовской области" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Министерство социального развития Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).

Согласно пункту 3 Положения в структуру Министерства входят территориальные комитеты и управления, обладающие правами юридического лица, осуществляющие свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях Саратовской области.

Статьей 8 Положения Министерство социального развития Саратовской области (его структурные подразделения и территориальные органы) осуществляет координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством социального развития Саратовской области государственной функции осуществления контроля за исполнением нормативных требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, утвержденным Приказом Минсоцразвития Саратовской области от 17.08.2012 г. N 750, государственная функция осуществления контроля за исполнением нормативных требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации осуществляется министерством социального развития Саратовской области, его территориальными органами. Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа к территории, зданиям, строениям, сооружениям, помещениям объектов социальной инфраструктуры, оборудованию, средствам связи и информации, транспортным средствам, используемым указанными лицами в процессе деятельности.

Государственная функция исполняется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих населению услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, торговли, бытового обслуживания, организации досуга, спортивных, культурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, жилищно-коммунального и транспортного обслуживания.

Государственная функция исполняется путем проведения плановых и внеплановых выездных проверок исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нормативных требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

Согласно пункту 9 указанного Административного регламента результатом исполнения государственной функции является оценка соответствия используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, средств связи и информации нормативным требованиям к доступности для инвалидов. Юридическими действиями, которыми заканчивается исполнение государственной функции является, в том числе, выдача специалистом территориального органа Министерства предписания об устранении нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем нормативных требований по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, выявленных при плановой выездной проверке.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 утвержден Свод правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", содержащий требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, аудиовизуальным информационным системам.

Как следует из материалов дела, 18.03.2015 г. в 15:00 ч. комитет социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области провел внеплановую, выездную проверку ООО «Канцлер».

В ходе проверки установлено, что ООО «Канцлер» не выполнило в установленный срок предписания должностного лица от 20.02.2015г., осуществляющего государственный контроль при следующих обстоятельствах, а именно: с 20.02.2014 года по 02.03.2015 года не устранило нарушения законодательства в части создания условий беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры, аптечному пункту, расположенному по адресу: <...>. Срок исполнения предписания истек 02 марта 2015 года.

18.03.2015 г. Комитетом социальной защиты населения города Саратова было составлено предписание по результатам проведения мероприятия по контролю в отношении ООО «Канцлер» (<...> – Курдюмская, д.11) , в соответствии с которым в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов ООО «Канцлер» предлагается выполнить следующие мероприятия по устранению выявленных нарушений:

«1.Выполнить пандус или другие приспособления для перемещения инвалидов с учетом требований п.п.п5.1.9, 5.2.13, 5.2.14 СП 59.13330.2012;

2.Установить поручни, с учетом требований п.5.2.15 СП 59.13330.2012;

3.Выполнить пандус или подъемное устройство внутри помещения с учетом требований п.п.5.2.9., 5.2.13. СП 59.13330.2012.»

Срок исполнения настоящего мероприятия установлен до 07.09.2015 г.

Согласно заключения ООО «Технострой» из заключения которого следует, что Техническое состояние основных строительных конструкций здания в месте обследованных помещений можно охарактеризовать как находящихся в нормативном техническом состоянии.

При исследовании ситуации существующего положения, выяснилось, что выполнить требования СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. и Федерального закона. ФЗ №181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» ст. 15, в полном объеме невозможно, поэтому в аналогичных ситуациях рекомендуется выполнение требований СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения., согласно п1.2 и Федеральный закон, ФЗ №181 от 24.11.1995г, «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». Ст. 15.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Как установлено судом, 21.11.2013 г. ООО «Канцлер» направлено письмо, из которого следует, что в соответствии со ст. 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» ФЗ РФ ОТ 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться согласованные с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В связи с отсутствием технической возможности для установки пандуса, подъемника и т.п. на входе в аптеку «Виола», находящейся по адресу: <...> д. II, данная аптека оборудована кнопкой вызова дежурного администратора и знаком «Для инвалидов», и издан приказ по обслуживанию инвалидов.

С просьбой СРО ООО ВОГ Саратовской области согласовать данное предложение по обслуживанию инвалидов по данному адресу, которое согласовано председателем СРОООО ФИО3 ФИО4.

Как следует из предписания от 18.03.2015 г. Комитет по социальной защите населения г. Саратова требует установить пандусы, поручни, устранить пороги, и исполнить подъемные устройства.

Каких либо документов, подтверждающих обоснованность изложенных в предписании требований в материалах дела не имеется.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что Предписание Комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области от 18.03.2015 г. является не исполнимо, что подтверждается заключением ООО «Технострой».

Действующим законодательством установлены требования, которые полностью исполнены ООО «Канцлер», указанный способ обеспечения доступа инвалидов установлен действующим законодательством, согласован в установленном порядке, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования изложенные в предписании от 18.03.2015 г. исполнены ООО «Канцлер» в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое ООО «Канцлер» предписания по результатам проведения мероприятия по контролю в отношении ООО «Канцлер» от 18.03.2015 г. подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 208-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Заявленные ООО «Канцлер» требования удовлетворить.

Признать недействительным Предписание Комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области от 18.03.2015г.

Взыскать с Комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области судебные расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. в пользу ООО «Канцлер».

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.

Судья А.В. Калинина