АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 01 августа 2016 года | Дело №А57-14652/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2016г.
Полный текст решения изготовлен 01.08.2016г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ломакиной К.С. рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Волжское управление, г.Волгоград
Заинтересованное лицо:
Товарищество собственников недвижимости «Олимп», г. Балаково Саратовской области
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей: заявителя – Саниной А.С. действующей на основании доверенности №23/210-15 от 22.12.2015г., на обозрение суда представлено служебное удостоверение, заинтересованного лица - Бережной Т.Ю. по доверенности №б/н от 16.12.2015 г., на обозрение суда представлен паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Волжское управление с заявлением о привлечении к административной ответственности Товарищества собственников недвижимости «Олимп» по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
В судебное заседание, назначенное на 27.07.2016г. на 15 часов 00 минут, явились лица, участвующие в деле.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил суд привлечь к административной ответственности ТСН «Олимп» по ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения не отрицает, просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, по доводам, изложенным в отзыве на заявление, согласно которым поясняет, что осуществляет обслуживание многоквартирным домом менее 4 месяцев, документов на обслуживание лифтов не имеет, так как в добровольном порядке ООО «Строй-Сервис+» их не передало ТСН «Олимп», в случае не применении положений статьи 2.9 КоАП РФ, Товарищество ссылается на тяжелое материальное положение, просит суд применить положения статьи 4.1 КоАП РФ, назначит наказание ниже низшего предела санкции статьи 14.43 КоАП РФ.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, действующее законодательство, суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в период с 24.12.2015 г. по 30.12.2015 г. на основании распоряжения от 18.12.2015 г. № 6301/15-РП Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в отношении Товарищество собственников недвижимости (ИНН 6439088588, адрес регистрации: ул. Свердлова, д. 31, г. Балаково, Саратовская обл., 413865) по месту фактического осуществления деятельности ТСН «Олимп» проведена внеплановая выездная проверка с целью предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, при эксплуатации опасных объектов - лифтов, на основании жалобы Колдиной Натальи Ивановны, проживающей по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Свердлова, д. 31, кв. 275.
В ходе проверки 28.12.2015 г. в 11 часов 00 минут должностным лицом управления установлено, что ТСН «Олимп» эксплуатирует опасные объекты - лифты пассажирские в количестве 8 единиц, установленные в доме, расположенном но адресу: г. Балаково, ул. ул. Свердлова, д. 31 - с нарушением требований Технического регламента Таможенного союза от 18.10.2011 г. №011/2011 «Безопасность лифтов» и других нормативно-правовых актов, а именно:
1. Отсутствует аттестованный специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов по ТСН «Олимп», отсутствует должностная инструкция лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов. Нарушен пункт 3 статьи 4 ТР ТС «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза К» 824 от 18.10.2011г.
2. Отсутствуют паспорта, руководства (инструкция) по эксплуатации пассажирских лифтов находящиеся в эксплуатации ТСН «Олимп». Нарушен пункт 3 статьи 3 ТР ТС «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.20П г.
3. Не проведена оценка соответствия пассажирских лифтов заводские № 4413с-78, 4373с-78, 4374с-78, 3455с-79, 3458с-79, 4258с-79, 4411с-78, 4412с-78 в течении назначенного срока службы в форме технического освидетельствования. Нарушен пункт 4 статьи 6 ТР ТС «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза №824 от 18.10.2011г.
4. Не проведена оценка соответствия пассажирских лифтов заводские № 4413с-78, 4373с-78, 4374С-78. 3455с-79, 3458с-79. 4258с-79, 4411с-78, 4412с-78 отработавшие назначенный срок службы в форме обследования уполномоченной организацией. Нарушен пункт 5 статьи 6 ТР ТС «Безопаснссть лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.
5. Не назначено лицо, ответственное за эксплуатацию зданий и сооружений, в том числе пассажирских лифтов в ТСН «Олимп». Нарушены пункты 7-9 статьи 55.24 «Требования законодательства РФ к эксплуатации зданий, сооружений» Градостроительного кодекса РФ.
6. Находящиеся в эксплуатации ТСН «Олимп» пассажирских лифтах отсутствуют остановки на вторых этажах жилого дома. Нарушен подпункт 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011 г . Нарушены паспортные характеристики эксплуатируемых лифтов.
7. Отсутствует лестницы в приямках лифтов заводские № 4413с-78, 4373с-78, 4374с-78, 3455с-79, 3458с-79, 4258с-79, 4411с-78, 4412с-78 для доступа к оборудованию лифтов обслуживающего персонала. Нарушен п. 1.21 приложения 1 технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 011/2011) «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824.
8. При работе тяговой лебедки пассажирского лифта заводской № 4412с-78 прослушивается металлический стук в редукторе при остановке кабины лифта. Нарушен подпункт 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011 г.
9. Отсутствует освещение перед машинными отделениями лифтов заводские № 4413с-78, 4373с-78, 4374с-78, 3455с-79, 3458с-79, 4258с-79, 4411с-78, 4412с-78. Нарушен п.п.1.21, 1.28 приложения технического регламента таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824.
10. В эксплуатируемых лифтах зав. № 4258с-79, 3455с-79 протекают крыши машинных отделений. Нарушен подпункт 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011 г.
11. У пассажирских лифтов завод. № 4411с-78, 4412с-78 наблюдается течь масла с редукторов грузовых лебедок. Нарушен подпункт 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011 г.
12. Отсутствует освещение этажных площадок 9 этажей пассажирских лифтов зав. № 3458с-79, 3455с-79. Нарушен подпункт 3.1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г.,пункт 5.1 Гост Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации. Дата введения 01.09.2014 г.
13. На эксплуатируемых лифтах зав. № 4413с-78, 4373с-78, 4374с-78, 3455с-79, 3458с-79, 4258с79, 4411с-78, 4412с-78 в машинных отделениях открыты клеммные коробки. Нарушен п. 1.29 приложения 1 технического регламента Таможенного союза ТР
ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824.
14. На эксплуатируемых лифтах зав. № ^258с-79, 4412с-78, 4413с-78 отсутствуют информационные таблички с указанием специализированной организации, телефонов и правила пользования лифтом. Нарушение пункта 3 статьи 3 ТР ТС «Безопасность лифтов», утвержденного решением комиссии Таможенного союза № 824 от 18.10.2011г., пункта 10.4 Гост Р 55964-2014 Лифты Общие требования безопасности при эксплуатации. Дата введения 01.09.2014 г.
15. Отсутствует освещение в шахтах лифтов зав. № 3458с-79, 4258с-79. 4412с-78. Нарушен п. 1.28 приложения 1 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824.
16. Отсутствует освещение в машинном отделении лифта зав. № 3455с-79. Нарушен п. 1,28 приложения 1 технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 011/2011) «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824.
17. Не определен порядок (наличие мер) безопасно покинуть кабины лифтов завод. № 4413с-78, 4373с-78, 4374с-78, 3455с-79, 3453с-79, 4258с-79, 44Нс-78, 4412с-78 при возникновении пожарной опасности в жилом доме. Нарушен п. 1.31 приложения 1 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №824.
Ответственность, по мнению административного органа, за нарушения требований технических регламентов предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, согласно которой нарушение изготовителем. исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации. хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4. 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44. 14.46. 14.46 1, 20.4 настоящего Кодекса.
По результатам проверки Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен акт проверки №6301А-15 от 30.12.2015г., вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в установленные сроки №6301П-15 от 30.12.2015г.
Уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении уведомило ТСН «Олимп» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 30.12.2015г., под роспись представителя по доверенности Гармаш О.Н., о чем имеется отметка о вручении извещении в низу уведомления.30.12.2015г. государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Поляковым С.В. составлен протокол об административной ответственности в отношении Товарищества собственников недвижимости «Олимп» по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Нижне-Волжское управление Ростехнадзора по Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Товарищества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон по делу, суд основывается на следующем.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст. 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1, 1.1, 6.2 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объективная сторона вышеуказанного правонарушения выражается в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона № 184-ФЗ под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, заключенного в Санкт-Петербурге 18.11.2010 и ратифицированного Федеральным законом от 27.06.2011 № 152-ФЗ, Комиссия Таможенного союза выполняет функции по принятию, внесению и отмене технических регламентов Таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 2 Соглашения от 18.11.2010 предусмотрено, что технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза принят ТР ТС 011/2011.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 указанный технический регламент распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие ТР ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
Управляющая организация обязана, в том числе осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят также лифты, лифтовые и иные шахты (пункт 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), в пункте 10 которых предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества многоквартирного дома включаются в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Согласно пунктам 5.10.1 - 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме обеспечивается эксплуатирующей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности. Исходя из вышеизложенных положений, именно на общество как управляющую компанию, возложена обязанность по содержанию лифтов в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, в соответствии с требованиями, в том числе, законодательства о техническом регулировании, а соответственно на общество возложена обязанность по соблюдению Технического регламента.
Следовательно, ТСН «Олимп» является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Согласно п. 3.3 ст. 4 ТР ТС 011/2011 дл обеспечения безопасности в период назначенного срока службы необходимо проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта.
Согласно пункту 3.4 статьи 4 ТР ТС 011/2011, по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия. Оценка соответствия осуществляется в порядке, установленном статьей 6 ТР ТС 011/2011.
Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
В пункте 5.1 статьи 6 ТР ТС 011/2011 установлено, что при обследовании лифта определяются: соответствие лифта, отработавшего назначенный срок службы, общим требованиям безопасности, установленным приложением 1 к техническому регламенту и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным приложением 1 к техническому регламенту; необходимые мероприятия (в том числе модернизация лифта) и сроки выполнения мероприятий по обеспечению соответствия лифта требованиям технического регламента.
На основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее: условия и возможный срок продления использования лифта; рекомендации по модернизации или замене лифта. Заявитель на основании положительных результатов оценки соответствия оформляет декларацию соответствия и назначает новый срок службы лифта, делает в паспорте запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию (пункт 5.3 статьи 6 ТР ТС 011/2011).
Факт не проведения ТСН «Олимп» оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия лифтов, назначенный срок службы которых истек с привлечением организации, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, подтвержден материалами дела.
Товариществом не были своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ТР ТС 011/2011. Таких доказательств суду не представлено.
Таким образом, в действиях усматривается вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения (эксплуатация лифтов с истекшими назначенными сроками службы без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования этих лифтов по назначению).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности общества.
Доказательств того, что у Общества отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина Товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.
Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден. Проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
Товарищество извещалось о составлении протокола, что подтверждено в ходе судебного заседания.
Товарищество просило суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, судом заявленное ходатайство рассмотрено, отказано в удовлетворении, по следующим основаниям.
Характер допущенных лицом нарушений также не является квалифицирующим признаком при решении вопроса о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В определении от 05.11.2003 N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Из вышеуказанного определения, а также из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О усматривается, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства его совершения, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Положения о малозначительности совершенного правонарушения в порядке ст. 2.9. КоАП РФ суд не применяет, т.к. обстоятельства малозначительности в ходе рассмотрения данного конкретного спора судом не установлены.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Товарищество в судебном заседании просит учесть трудное финансовое положение, специфику деятельности управляющей организации, то, что нарушения устранены.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации ОТ 25.02.2014 №4-П положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Согласно ч. 1 ст.4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч. 3., 3.1., 3.2., 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, характер совершенного правонарушения и степень общественной опасности, финансовое положение Товарищества, статус управляющей организации, суд считает в рассматриваемом случае необходимым снизить минимальную санкцию и применить в отношении ТСН «Олимп» наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000рублей.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях ТСН «Олимп» имеется состав вменяемого ему административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и снижает сумму штрафа до 10000 руб.
Руководствуясь ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, статьями 167-170,203-206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь Товарищество собственников недвижимости «Олимп», г.Балаково Саратовской области, ОГРН 1156451016831, ИНН 6439088588 к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000(десять тысяч)рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Бобунова