ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1499/09 от 07.05.2009 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-1499/09

13 мая 2009 года

Резолютивная часть оглашена 07 мая 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2009 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И.  , при ведении протокола судебного заседания судьей Викленко Т.И., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление № 503 при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации», г. Саратов

к Министерству социального развития Саратовской области

Министру социального развития Саратовской области ФИО1

Государственному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов», г. Хвалынск Саратовской области

о признании незаконным бездействия Министра социального развития Саратовской области ФИО1 по факту неисполнения исполнительного документа по оплате задолженности в сумме 1300000 руб., взысканной по решению Арбитражного суда Саратовской области от 14 марта 2006 г. по делу № А57-30346/2005-4 в пользу ФГУП «СУ № 503 при Спецстрое России» и обязать Министра социального развития Саратовской области исполнить исполнительный лист № С 097962, решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-30346/2005-4 и решение по делу № А57-6324/08-118 от 07.10.2008 г. по оплате задолженности в сумме 1300000 руб.

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО2, по доверенности б/н от 02.02.2009 г.,

Министра социального развития Саратовской области – ФИО3, по доверенности от 24.03.2009 г.,

Министерства социального развития Саратовской области – ФИО3, по доверенности № 4-ПО от 20.01.2009 г.,

ГУ социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов» - ФИО4, по доверенности от 27.04.2009 г.,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление № 503 при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации» о признании незаконными бездействия Министра социального развития Саратовской области ФИО1 по факту неисполнения исполнительного документа по оплате задолженности в сумме 1300000 руб., взысканной по решению Арбитражного суда Саратовской области от 14 марта 2006 г. по делу № А57-30346/2005-4 в пользу ФГУП «СУ № 503 при Спецстрое России» и обязать Министра социального развития Саратовской области исполнить исполнительный лист № С 097962, решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-30346/2005-4 и решение по делу № А57-6324/08-118 от 07.10.2008 г. по оплате задолженности в сумме 1300000 руб.

Заинтересованные лица требования заявителя оспорили по основаниям, изложенным в отзыве.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 07.05.2009 г. 10 час., вынесено протокольное определение. После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Суд рассматривает заявленные требования в порядке гл.24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Принимая во внимание, что заявитель обратился в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением об исполнении исполнительного документа № С 097962, решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-30346/2005-4 и решения по делу № А57-6324/08-118 от 07.10.2008 г. – 13.11.2008 г., бездействие по неисполнению названного заявления и исполнительного документа оспорено в суд - 26.01.2009 г., суд приходит к выводу о соблюдении заявителем установленного ст.198 АПК РФ срока на обжалование бездействия.

Из материалов дела следует, что 14 марта 2006 г. решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-30346/2005-4 взыскано с Государственного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в пользу ФГУП «СУ № 503 при Спецстрое России» 1300000 руб. задолженности за выполненные работы по договору подряда от 01.07.2004 г.

На основании вступившего в законную силу судебного акта был выдан исполнительный лист № С 097962 от 26.04.2006 г., который в ноябре 2006 г. направлен взыскателем в Хвалынский районный отдел судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, на основании которого в отношении должника было возбуждено исполнительное производство № 2563-04/06.

В последующем, исполнительное производство № 2563-04/06 было прекращено постановлением от 09.01.2006 г. ввиду отсутствия денежных средств и иного имущества должника, исполнительный лист № С 097962 от 26.04.2006 г. - возвращен взыскателю.

Решением от 07.10.2008 г. по делу № А57-6324/08-118 договор № 3 от 28.04.2006 г. о переводе долга, заключенный между ГУ «Хвалынский дом-интернат престарелых и инвалидов», ФГУП «СУ № 503 при Спецстрое России» и ООО «РУС» признан недействительным (ничтожным).

Полагая, что Министерство социального развития Саратовской области осуществляет открытие и ведение лицевых счетов Государственного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов», взыскатель 13.11.2008 г. обратился в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением № 6883-в об исполнении следующих документов: исполнительного листа № С 097962, решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-30346/2005-4 от 14.03.2006 г., решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-6324/08-18 от 07.10.2008 г., с приложением указанных документов к названному заявлению.

В связи с тем, что Министерство социального развития Саратовской области, а также лично Министр социального развития Саратовской области, который несет персональную ответственность за деятельность Министерства, не выполнили адресованные им заявителем требования по исполнению исполнительного документа и решений арбитражного суда в течение трех месяцев со дня поступления последних в Министерство, заявитель считает указанное бездействие нарушением п.2 ст.242.1, п.5 ст.242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просит заявленные требования удовлетворить. Дополнительно заявителем пояснено, что возбужденное по рассматриваемому исполнительному листу исполнительное производство было прекращено Службой судебных приставов ввиду отсутствия денежных средств и иного имущества.

Заинтересованные лица оспорили требования заявителя по тем основаниям, что Министерство социального развития Саратовской области не является уполномоченным по открытию и ведению лицевых счетов государственного учреждения социального обслуживания, а является лишь главным распорядителем бюджетных средств, который в силу п.4 и 5 ст.242.4 БК РФ при отсутствии или недостаточности объемов лимитов бюджетных средств и объемов финансирования обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования с соответствии с запросом-требованием должника. Указанное действие по выделению лимитов бюджетных средств главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляет в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ. Поскольку должник с запросом-требованием не обращался к главному распорядителю бюджетных средств о выделении лимитов для исполнения исполнительного листа, а исполнительный документ не был направлен ни судом по просьбе взыскателя, ни самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, у Министерства социального развития Саратовской области не имелось оснований для выделения лимитов финансирования для исполнения исполнительного документа.

ГУ социального обслуживания населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов» пояснило, что с запросом-требованием к главному распорядителю бюджетных средств о выделении лимитов на финансирование для исполнения исполнительного документа не обращалось; на момент проведения исполнительных действий Службой судебных приставов у учреждения имелся расчетный счет в банке.

В соответствии со ст.65 АПК РФ суду представлены доказательства, отвечающие требованиям ст.67, 68 АПК РФ, которые подвергнуты оценке по правилам ст.71 АПК РФ.

Исследовав представленные доказательств в совокупности с обстоятельствами дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что по исполнительному листу № С 097962 от 26.04.2006 г. по делу № А57-30346/2005-4 должником является – Государственное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Согласно Уставу Государственного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов» учредителем Учреждения является Министерство, которое осуществляет контроль, координацию и практическую помощь учреждению в его деятельности.

Имущество Учреждения относится к государственной собственности Саратовской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления Комитетом по управлению имуществом Саратовской области.

Учреждение осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность, строит свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров.

Учреждение обязано ежегодно составлять смету расходов и представлять ее на утверждение в министерство. Нести ответственность в объеме компетенции за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования, установленных действующим законодательством.

Согласно п.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что возбужденное Службой судебных приставов исполнительное производство № 2563-04/06 в отношении настоящего должника было прекращено постановлением от 09.01.2006 г. и исполнительный лист № С 097962 от 26.04.2006 г. возвращен взыскателю ввиду отсутствия денежных средств, в том числе на расчетном счете, а также отсутствия иного имущества должника.

В процессе исполнительного производства было установлено, что ГУ «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов» предпринимательской деятельностью не занимается и никаких платных услуг населению не оказывает.

В ходе исполнительного производства при отсутствии денежных средств и иного имущества основного должника (ГУ - «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов») для погашения задолженности по исполнительному листу № С 097962 от 26.04.2006 г. обратить взыскание на имущество субсидиарного ответчика не представлялось возможным, поскольку исковые требования в рамках дела № А57-30346/2005-4 о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности не были заявлены.

В исполнительном листе № С 097962 от 26.04.2006 г. должником указан только - ГУ - «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Таким образом, при отсутствии денежных средств и иного имущества для исполнения исполнительного документа и при отсутствии судебного акта о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности, исполнительное производство в отношении настоящего должника было прекращено, а исполнительный документ возвращен взыскателю.

В сложившейся ситуации взыскатель должен был прибегнуть к иной процедуре взыскания, установленной главой 21.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с п.3.1 Порядка проведения операций по обеспечению кассовых выплат областного бюджета, утв. Приказом Министерства финансов Саратовской области от 23.12.2008 г. № 901 (с изменениями от 19.01.2009 г.) оформление открытия, закрытия и переоформления лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляют операционный отдел управления бюджетного учета, контроля и отчетности Министерства финансов области и финансовые органы.

Следовательно, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации является Министерство финансов области и финансовые органы.

Вместе с тем, ни судом по просьбе взыскателя, ни самим взыскателем исполнительный документ вместе с документами, указанными в п.2 ст.242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации не направлялся.

Пунктом 4 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник   направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве социального развития Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. № 387-П названное Министерство является главным распорядителем бюджетных средств относительно находящихся в его ведении учреждений (организаций), в частности, в отношении ГУ «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Пунктом 5 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена последующая обязанность Главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Кроме того, пунктом 9 ст.242.4 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Однако, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.03.2006 г. по делу № А57-30346/2005-4 сумма задолженности была взыскана не с Главного распорядителя средств бюджета Саратовской области, а непосредственно с Государственного учреждения «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен вышеуказанный порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, заявителем данный порядок не был соблюден.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в настоящем случае взыскателем процедура взыскания по исполнительному документу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения в порядке гл.24.1 Бюджетного кодекса РФ не инициировалась, то есть исполнительный лист не был направлен взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в связи с чем, все последующие, производные от этого, действия органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов, а также Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации не могли быть произведены.

Статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ не установлено право взыскателя на направление исполнительного документа на исполнение непосредственно Главному распорядителю средств бюджета без удовлетворения судом заявления о взыскании средств с главного распорядителя в порядке субсидиарной ответственности и без обращения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ.

В рассматриваемом случае Министерство социального развития Саратовской области не являлось должником по исполнительному документу (в порядке субсидиарной ответственности), а также не являлось исполнителем судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

При несоблюдении взыскателем порядка обращения взыскания, установленного ст.120 ГК РФ, а также ст.242.4 Бюджетного кодекса РФ, отсутствуют основания для совершения Министерством социального развития Саратовской области и персонально Министром социального развития области действий по исполнению исполнительного документа и судебных решений.

На основании изложенного, в спорной ситуации суд не усматривает незаконного бездействия Министра социального развития Саратовской области, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Федеральным государственным унитарным предприятием «Строительное управление № 503 при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации» требований о признании незаконным бездействия Министра социального развития Саратовской области ФИО1 по факту неисполнения исполнительного документа по оплате задолженности в сумме 1300000 руб., взысканной по решению Арбитражного суда Саратовской области от 14 марта 2006 г. по делу № А57-30346/2005-4 в пользу ФГУП «СУ № 503 при Спецстрое России» и обязании Министра социального развития Саратовской области исполнить исполнительный лист № С 097962, решение Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-30346/2005-4 и решение по делу № А57-6324/08-118 от 07.10.2008 г. по оплате задолженности в сумме 1300000 руб. – отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного

суда Саратовской области Т.И. Викленко