ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1512/2011 от 07.06.2011 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-1512/2011

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2011 года

Полный текст решения изготовлен 08 июня 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Альковой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коновальцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области

к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области, г. Саратов

третье лицо: ФИО1, г. Энгельс Саратовской области, ФИО2, г. Энгельс Саратовской области

о взыскании убытков

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО3, по доверенности от 11.01.2011 года № 09-02,

ответчики и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области обратилось в арбитражный суд Саратовской области с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области, третьи лица: ФИО1, г. Энгельс Саратовской области, ФИО2, г. Энгельс Саратовской области о взыскании 27582,88 рублей ущерба, причиненного незаконными действиями органов внутренних дел.

Исковое заявление мотивировано неправомерной выдачей гражданину удостоверения ветерана боевых действий, что повлекло для Учреждения переплату гражданам ежемесячной денежной выплаты.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования.

Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились.

Ответчик- ГУВД по Саратовской области представил отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку служебной проверкой установлена неправомерная выдача удостоверения, права истца не нарушались.

Неявка в судебное заседание ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, не препятствует разрешению спора в их отсутствие.

При данных обстоятельствах, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика, так как представленных документов достаточно для рассмотрения спора.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, установил следующее:

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №119-ФЗ от 29.12.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005г. заменяется ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23.1. Федерального закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов боевых действий. В силу пункта 6 указанной статьи Федерального закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004г. № 294 в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.

20.04.2004 года и 22.04.2004 года ГУВД по Саратовской области в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» выдало ФИО1 и ФИО2 справки о статусе члена семьи погибшего военнослужащего № 38/26544 и № 38/26545 о том, что они имеет право на льготы и преимущества, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов боевых действий (статья 23.1 Федерального закона «О ветеранах»).

Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании заявлений ФИО1 и ФИО2 о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты и выданных ГУВД Саратовской области удостоверений от 22.04.2004 года № Н 09369, № Н 09368 и справок о статусе члена семьи погибшего военнослужащего № 38/26544 и № 38/26545, ФИО1 и ФИО2 с 01.01.2005 была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с п. 2.1. Порядка, ст. 23.1. Федерального закона «О ветеранах», ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ ФИО1 и ФИО2 решениями от 27.12.2004 года назначена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005г. в размере 150,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 и ФИО2 с 01.08.2005г. составил 159,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 и ФИО2 с 01.04.2006г. составил 213,06 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 и ФИО2 с 01.04.2007г. составил 228,81 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 и ФИО2 с 01.04.2008г. составил 248,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 и ФИО2 с 01.07.2008г. составил 253,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 и ФИО2 с 01.04.2009г. составил 286,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг) на каждого.

24.02.2010 года в адрес УПФ РФ поступило уведомление ГУВД по Саратовской области № 44/791 от 10.02.2010 года о том, что не подтвержден факт законной выдачи ГУВД Саратовской области 22.04.2004 года удостоверений серии Н № 09369 и № Н 09368 на имя ФИО1 и ФИО2, а также справок, и подлежат снятию с учета.

Учитывая изложенное, истцом произведена оплата ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУВД Саратовской области удостоверения, что в сумме составило 27582,88 рублей, в том числе ФИО1 – 13791,44 рублей и ФИО2 – 13791,44 рублей.

На основании уведомления выплата ЕДВ ФИО1 и ФИО2 прекращена с 01.03.2010 года.

В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

При предъявлении требования о возмещении убытков, должны быть доказаны:

- факт причинения убытков;

- наличие вины в причинении вреда;

- причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности, в виде возмещения вреда, и причиненными убытками;

- размер убытков.

Наличие подлежащих возмещению убытков должно быть доказано лицом, предъявляющим требования об их возмещении. Возмещению подлежат убытки, явившиеся непосредственным и неизбежным следствием нарушения должником обязательства или причинения вреда.

Применение гражданско-правовой ответственности лица в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных в законе (причинение убытков, виновные действия причинителя вреда, причинная связь между виновными действиями причинителя вреда и причиненными убытками). Удовлетворение исковых требований о возмещении убытков возможно лишь при доказанности совокупности всех указанных выше фактов.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. № 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Лицо, требующее возмещение причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, также должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

Учитывая, что УПФР в Энгельсском районе г. Саратова произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, который впоследствии был признан ГУВД Саратовской области неправомерно выданным, то, налицо, причинение Управлению ПФР в Энгельсском районе г.Саратова причинение материального вреда в размере 27582,88 рублей, который в свою очередь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть возмещен в полном объеме.

При рассмотрении дела суд руководствуется разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которым «на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.

Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов».

Согласно п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно приложению № 6 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к территориальным органам внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области убытки в размере 27582,88 рублей.

В удовлетворении требований предъявленных к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья арбитражного суда

Саратовской области В.А. Алькова