АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
25 ноября 2011 года Дело № А57-15260/2011
Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2011 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фирсовой Е.С., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции материалы дела по заявлению Министерства здравоохранения Саратовской области
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ
лицо, привлекаемое к административной ответственности – Общество с ограниченной ответственностью «Мир лекарств», Саратовская область, г. Энгельс
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя –ФИО1, по доверенности № 03-19/5746 от 26.09.11 г.,
лица, привлекаемого к административной ответственности – адвокат Кучинская Л.В. по доверенности б/н от 10.11.11 г., сл.удостоверение № 64/1495, заместитель директора ФИО2, паспорт <...>
У С Т А Н О В И Л:
Министерство здравоохранения Саратовской области (далее – Министерство, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мир лекарств», ИНН/КПП <***>/033789/644901001, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...> (далее – ООО «Мир лекарсв», Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель Общества возражает против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 21.11.2011 г. 15 час. 00 мин., после которого рассмотрение дела продолжено.
Дело рассмотрено по правилам главы 25 АПК РФ по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 64 № 002795185, Общество с ограниченной ответственностью «Мир лекарств» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.11.2009 года за ОГРН № <***>, имеет лицензию № ЛО-64-02-000347 от 16.06.2010 года на осуществление фармацевтической деятельности в местах осуществления данной деятельности согласно приложению к лицензии, выданной Министерством здравоохранения Саратовской области сроком до 16.06.2015 года, а именно по адресу: 413111, <...>.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Саратовской области (далее - Управление Росздравнадзора по Саратовской области) на основании приказа врио руководителя Управления Росздравнадзора по Саратовской области ФИО3 и председателя Комитета Государственного регулирования тарифов Саратовской области ФИО4 от 14.07.2011 № 64-п-/П64-4468/11 была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Мир лекарств» с целью государственного контроля при обращении лекарственных средств, осуществления государственного контроля за оборотом изделий медицинского назначения и контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Проверка проводилась в срок с 26.07.2011 г. по 02.08.2011 г. по адресу места осуществления деятельности: 413111, <...> в присутствии представителя ООО «Мир лекарств» по доверенности заместителя директора ФИО5
В ходе проведенной проверки должностным лицом Управления Росздравнадзора по Саратовской области было установлено, что при осуществлении фармацевтической деятельности Обществом были допущены следующие грубые нарушения лицензионных требований и условий: выявлены факты нарушений правил хранения лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с требованиями, указанными производителем на вторичной (потребительской) упаковке, в торговом зале на момент проверки зафиксирована температура + 28 С°, при которой хранятся лекарственные препараты: «Беротек Н аэрозоль 200 доз 10 мл», серия 007729, производства Берингер в количестве 1 упаковки, «ФИО6 таблетки 0,5 г. № 60», серии 771110, производства ОАО «Химико-фармацевтический комбинат Акрихин» в количестве 1 упаковки, «Сальбутамол аэрозоль 12 мл 90 доз», серия 460311, производства А-ны в количестве 1 упаковки, всего более 10 наименований - при заявленной производителем температуре до +25 С°.
Указанные действия были квалифицированы должностным лицом Управления Росздравнадзора по Саратовской области как грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности пп. «з» п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности».
Результаты проверки оформлены Актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 88-02-11 от 26.07.2011 года.
17.08.2011 года в министерство здравоохранения Саратовской области переданы по принадлежности материалы проверки ООО «Мир лекарств» для решения вопроса о привлечении данного юридического лица к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.
Данное нарушение подтверждено следующими фактами: в торговом зале на момент проверки зафиксирована температура + 28 С°, с нарушением температурного режима хранятся следующие лекарственные препараты: «Беротек Н аэрозоль 200 доз 10 мл» серия 007729, производства Берингер в количестве 1 упаковки; «ФИО6 таблетки 0,5 г. № 60» серии 771110, производства ОАО «Химико-фармацевтический комбинат Акрихин» в количестве 1 упаковки; «Сальбутамол аэрозоль для ингаляций 90 доз, 12 мл» серия 460311, производства А-ны в количестве 1 упаковки, всего более 10 наименований - на упаковках лекарственных препаратов указано: «Хранить при температуре до +25 С°». Ответственным лицом за хранение лекарственных средств назначена директор ФИО7 согласно приказа от 01.01.2011 Г. № 5.
По факту выявленных нарушений главным специалистом отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Министерства здравоохранения Саратовской области ФИО8 составлен протокол № 23 от 25.08.2011 г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мир лекарств» - юридический адрес: 413111, <...>, ИНН/КПП <***>/033789/644901001, ОГРН <***>, действия Общества квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
16.09.2011 г. Министерство здравоохранения Саратовской области в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявитель полагает, что лицензируемая деятельность Общества осуществляется с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Общество вину в совершенном административном правонарушении не признало, с привлечением к административной ответственности не согласно, полагает, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, с нарушением ст. 28.5, ст. 28.7 КоАП РФ за пределами срока его составления, дата составления протокола и момент выявления правонарушения не соответствуют друг другу; не установлено событие и состав административного правонарушения, а именно не установлен факт обнаружения превышения температурного режима в помещении для хранения лекарственных средств; торговый зал, в котором находились лекарственные препараты, предназначен для реализации лекарственных средств, но не для их хранения; также лицо, привлекаемое к административной ответственности полагает, что дело подлежит прекращению по ст. 4.5 КоАП РФ по основанию истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд приходит к следующему выводу.
По правилам ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме Закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что фармацевтическая деятельность, осуществляемая Обществом, является в соответствии с п.п.47 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемым видом деятельности.
Так, в соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010г №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Обязанность соблюдать определенные лицензионные требования и условия при осуществлении конкретного лицензионного вида деятельности предусмотрена ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, действующего на момент совершения правонарушения в редакции Постановления Правительства РФ от 13.11.2010 N 903) (далее - Положение).
В силу п. 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"и" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подп. «з» п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Мир Лекарств» осуществляет розничную торговлю готовых лекарственных средств на основании лицензии на фармацевтическую деятельность № ЛО-64-02-000347 от 16.06.2010 года, выданной Министерством здравоохранения Саратовской области сроком до 16.06.2015 года.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18608) в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Согласно п. 32 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 года № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 04И-722/10 «О соблюдении правил хранения лекарственных средств» хозяйствующим субъектам, осуществляющим оборот лекарственных средств, в летний период следует уделить особое внимание правилам хранения термолабильных препаратов и лекарственных средств при комнатной температуре. В соответствии с XII Государственной фармакопеей (часть 1) комнатной температурой является температура хранения от +15 до +25 С.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в вышеуказанном письме обращает внимание на необходимость неукоснительного исполнения действующего законодательства в части соблюдения правил хранения лекарственных средств, установленных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377 "Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.11.1996 N 1202).
Несоблюдение условий хранения лекарственных средств, в том числе требующих особых условий хранения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий. Аптечные организации для хранения лекарственных средств могут использовать фармацевтические холодильные шкафы, организации оптовой торговли холодильные камеры.
Административный орган утверждает, что Обществом совершено нарушение подп. «з» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», а именно нарушение температурных условий хранения лекарственных препаратов в аптеке, принадлежащей Обществу и расположенной по адресу: 413111, <...>.
В подтверждение названного факта административный орган ссылается акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 88-02-11 от 26.07.2011 г.
Вместе с тем, из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 88-02-11 от 26.07.2011 г., протокола об административном правонарушении № 23 от 25.08.2011 года, а также иных материалов дела не усматривается, что при выявлении того, что в торговом зале на момент проверки зафиксирована температура + 28 С°, с нарушением температурного режима хранятся следующие лекарственные препараты: «Беротек Н аэрозоль 200 доз 10 мл» серия 007729, производства Берингер в количестве 1 упаковки; «ФИО6 таблетки 0,5 г. № 60» серии 771110, производства ОАО «Химико-фармацевтический комбинат Акрихин» в количестве 1 упаковки; «Сальбутамол аэрозоль для ингаляций 90 доз, 12 мл» серия 460311, производства А-ны в количестве 1 упаковки, всего более 10 наименований - на упаковках лекарственных препаратов указано: «Хранить при температуре до +25 С°» и установления нарушения подп. «з» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», использовались измерительные приборы, а также какие-либо иные средства фиксации.
Общество оспаривает факт превышения температурного режима при хранении лекарственных средств отмечая, что в ходе проверки никаких технических средств для измерения температурного режима в помещениях, где хранятся лекарственные средства, компетентным органом не применялось, данные с таких технических средств не снимались и не фиксировались. Общество утверждает, что температурный режим при хранении лекарственных средств в аптечном учреждении соблюдался, в подтверждение чему представлен журнал учета температурного режима и относительной влажности в помещении в аптеке ООО «Мир лекарств» за период июнь – август 2011 г.
Согласно показаниям, зафиксированным в журнале учета температурного режима и относительной влажности в помещении по аптеке ООО «Мир лекарств», представленному суду лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалы дела, температурный режим в помещении для хранения лекарственных средств в период проверки с 26.07.2011 г. по 02.08.2011 г. не превышал отметки + 25 градусов по Цельсию.
Принимая во внимание, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в акте проверки не зафиксировано как именно факт превышения температурного режима при хранении лекарственных средств был установлен, какими приборами измерялась температура в помещении и какие методы фиксации использовались должностными лицами Управления Росздравнадзора по Саратовской области, принимая во внимание доказательство Общества о соблюдении им данного температурного режима, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом в данном конкретно рассматриваемом случае события вмененного Обществу административного правонарушения и его вины.
В сложившейся ситуации суд принимает во внимание положения ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что вина общества в совершении вмененного административного правонарушения не установлена и не подтверждается материалами дела.
Таким образом, суд находит обоснованными доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что административным органом не доказано событие и состав инкриминируемого административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, отсутствуют основания для привлечения ООО «Мир Лекарств» к административной ответственности.
Отсутствие события, состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, суд отклоняет доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, по следующим основаниям.
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1).
Частью 2 названной статьи предусмотрены перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностных лиц иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно ч.3 ст.28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из анализа вышеприведенных положений КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях, допущенных при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий выданной лицензии, вправе осуществлять, кроме должностных лиц лицензирующих органов, должностные лица органов, наделенных полномочиями на осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере деятельности.
В силу п.2 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития (п.1 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №323 (далее – Положение).
Согласно п. 4 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет надзор за проведением доклинических исследований лекарственных средств, клинических исследований лекарственных препаратов, а также качеством, производством лекарственных средств, изготовлением лекарственных препаратов, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств, применением лекарственных препаратов (5.1.3.5); производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения (5.1.3.6).
В соответствии с п.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 №205 (далее – Положение о территориальном органе), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является Управление Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Положением о территориальном органе Управления Росздравнадзора предусмотрено, в том числе, осуществление надзора за производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения; проведение в установленном порядке проверки деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения (п.п. 6.3.6., 6.6 Положения о территориальном органе).
Согласно ст.4 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Федеральный закон №86-ФЗ) фармацевтическая деятельность определена как деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Под аптечным учреждением понимается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Хранение и продажа лекарственных средств, исходя из содержания ст.4 Федерального закона № 86-ФЗ, является частью деятельности по обращению лекарственных средств.
Таким образом, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития наделен полномочиями на осуществление контроля и надзора за осуществлением деятельности по обращению, в том числе хранению и продаже лекарственных средств.
Кроме того, согласно пп. «а» п. 8 Постановления Правительства Саратовской области № 386-П от 01.11.2007 года «Вопросы Министерства здравоохранения Саратовской области» Министерство реализует функции по осуществлению в пределах компетенции государственного контроля при обращении лекарственных средств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4850; 2006, N 1, ст. 10) внесены следующие изменения:
«Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан»
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относятся следующие полномочия:
2) дополнить статьей 5.1 следующего содержания:
«Статья 5.1. Полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
2) лицензирование следующих видов деятельности: фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).
Министерством здравоохранения Саратовской области приказом № 1111 от 28.10.2009 года во исполнении Федерального закона от 29.12.2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», для осуществления лицензионного контроля и оформления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» утвержден перечень должностей сотрудников управления лицензирования, контроля качества и отраслевой стандартизации министерства здравоохранения области уполномоченных на проведение мероприятий по контролю согласно приложению №1.
В соответствии с Приложением № 1 к приказу № 1111 от 28.10.2009 года во исполнении Федерального закона от 29.12.2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий»должность главного специалиста – эксперта включена в перечень должностей сотрудников отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ управления лицензирования, контроля качества и отраслевой стандартизации, наделенных правом составления протоколов об административном правонарушении.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении № 23 от 25.08.2011 года составлен главным специалистом отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Министерства здравоохранения Саратовской области ФИО8
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у главного специалиста отдела лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Министерства здравоохранения Саратовской области ФИО8 имелись полномочия на составление протокола об административном правонарушении № 23 от 25.08.2011 года.
Доводы заявителя о том, что дата составления протокола и момент выявления правонарушения не соответствуют друг другу, суд не принимает, так как в силу Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указанные нарушения являются несущественными при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.
Суд находит также обоснованными доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что дело подлежит прекращению по ст. 4.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.
Срок для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно части 1 статье 4.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента совершения административного правонарушения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на дату рассмотрения заявления о привлечении ООО «Мир лекарств» к административной ответственности истек установленной статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности, с момента выявления данного правонарушения Министерством здравоохранения Саратовской области – 17.08.2011 года (дата поступления материалов проверки). Таким образом, на дату рассмотрения настоящего дела судом, 21.11.2011 г., срок давности привлечения лица к административной ответственности, истек.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.24.5, п.п.1 п.1.1. статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае отсутствия события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.10 КоАП РФ, ст.ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований о привлечении ООО «Мир лекарств» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ – отказать.
Производство по делу об административном правонарушении – прекратить.
Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационную инстанцию по правилам, установленным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Полный текст решения будет изготовлен в течение трех дней с момента принятия и направлен сторонам по делу в порядке ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко