АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002 г.Саратов, Бабушкин взвоз,1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Саратов
Резолютивная часть объявлена 25 марта 2011г.
Дело № А57-15416/2010
Полный текст изготовлен 31 марта 2011г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи И.В.Пермяковой, при ведении протокола помощником судьи Ю.В.Шишкиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Саратов,
о признании незаконным отказа Министерства экономического развития и торговли Саратовской области в представлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 субсидии, установленной Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П, и обязании Министерства экономического развития и торговли Саратовской области направить индивидуальному предпринимателю ФИО1, подписанное руководителем министерства соглашение о представлении субсидии, установленной Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П, по форме, установленной министерством,
Заинтересованное лицо:
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области, г.Саратова,
при участии: ИП ФИО1, представителя Заявителя – ФИО2, действующего по доверенности от 17.01.2011г., представителя Министерства – ФИО3, действующего по доверенности №16-10-1220/10 от 07.12.2010г.,
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Саратов, с заявлением о признании незаконным бездействия министерства экономического развития и торговли Саратовской области, выразившегося в отказе предоставить субсидию установленную Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П, обязании направить соглашение по форме, установленной министерством.
Предприниматель в процессе рассмотрения данного дела дважды уточнял заявленные требования. В ходе судебного заседания предприниматель представил письменное заявление об изменении предмета иска, в котором просит признать незаконным отказ Министерства экономического развития и торговли Саратовской области в предоставлении ИП ФИО1 субсидии, установленной Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П, и обязании Министерства экономического развития и торговли Саратовской области направить ИП ФИО1, подписанное руководителем министерства соглашение о предоставлении субсидии, установленной вышеназванным Постановлением Правительства Саратовской области, по форме, установленной министерством.
В соответствии с ч.1 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
При данных обстоятельствах суд рассматривает заявленные требования с учетом последних уточнений, изложенных в заявлении об изменении предмета иска.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Саратовской области в судебном заседании указал на необоснованность требований, в связи с чем просит Заявителю в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проведя исследование представленных доказательств, суд установил, что 12 августа 2010г. индивидуальный предприниматель ФИО1 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2010г. №277-П «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008 - 2010г.г.» обратился в Министерство экономического развития и торговли Саратовской области с заявлением на получение субсидии, представив заявку на 85 листах с приложением необходимого пакета документов, согласно реестру документов от 12.08.2010г., в соответствии с которым срок рассмотрения заявки – до 11.09.2010г.
Письмом от 15.09.2010г. №16-6-689/10 Министерства экономического развития и торговли Саратовской области предприниматель ФИО1 был извещен о принятии рабочей группой по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития и торговли Саратовской области решения об отказе в предоставлении ему субсидии на основании ч.5 ст.14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).
Предприниматель обратился в Министерство экономического развития и торговли Саратовской области за разъяснениями причин отказа.
Письмом от 20.10.2010г. №16-6-835/10 предпринимателю было разъяснено, что им не были выполнены условия оказания государственной поддержки, поскольку были представлены копии товарных и кассовых чеков, не подтверждающие вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом, т.к. во всех копиях товарных чеков покупателем является частное лицо, а так же то, что предпринимателем не была представлена копия налоговой декларации за предшествующий год с отметкой налогового органа, т.к. на представленной налоговой декларации отметка налогового органа отсутствует.
Не согласившись с решением Министерства экономического развития и торговли Саратовской области предприниматель обратился в суд с данным заявлением, полагая, что им были представлены документы в полном соответствии с постановлением Правительства №277-П, надлежащим образом оформленные, все сведения, содержащиеся в них соответствуют действительности.
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области заявленные требования считает необоснованными по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле суд считает требования Заявителя обоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 июля 2010 года №277-П утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса - грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (далее – Положение).
Указанное Положение устанавливает цели и условия предоставления из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса - грантов начинающим субъектам малого предпринимательства (далее - субсидия), категории получателей и порядок возврата указанной субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п.2 ст.14 Федерального закона №209-ФЗ).
В соответствии со статьями 4, 14 Федерального закона №209-ФЗ указанная субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке очередности поступления заявок, при соблюдении установленных названными статьями условий.
Условия и порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в соответствии с ч.2 ст.16 названного Закона устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с требованиями указанного Федерального закона, а так же Положением «О предоставлении из областного бюджета субсидий на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса – грантов начинающим субъектам малого предпринимательства», утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 05.07.2010г. №277-П, право на получение субсидий имеют следующие субъекты малого предпринимательства:
- представившие все необходимые документы для получения субсидии, предусмотренные п.10 названного Положения;
- не имеющие просроченную задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечивающие долевое участие в размере не менее 5 процентов в финансировании бизнес-проекта собственными средствами.
Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган следующие документы (далее – заявка):
а) реестр документов, представленных в заявке, по форме, установленной уполномоченным органом;
б) заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложениям N 1, 2 к названному Положению;
в) для юридических лиц - копий учредительных документов и всех изменений к ним, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенные заявителем (с предъявлением оригиналов указанных документов, в случае если их копии не заверены нотариусом), выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее 30 календарных дней с даты начала приема заявок;
г) для индивидуальных предпринимателей - копию документа, удостоверяющего личность, копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенные заявителем (с предъявлением оригиналов указанных документов, в случае если их копии не заверены нотариусом), выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее 30 календарных дней с даты начала приема заявок;
д) копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя и главного бухгалтера, заверенные заявителем, при наличии соответствующих должностей;
е) копию удостоверения аспиранта (с предъявлением оригинала) - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) является аспирантом образовательного учреждения высшего профессионального образования;
з) справку учреждения высшего или среднего профессионального образования о том, что учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) является (являлся) в текущем году студентом последнего курса данного учреждения с указанием срока окончания обучения в случае, если он является (являлся) в текущем году студентом последнего курса;
и) заверенную копию трудовой книжки заявителя, копии документов работодателя: приказа (решения) о сокращении штата или ликвидации организации, уведомления (предупреждения) работника о предстоящем сокращении штата или ликвидации организации, уведомления организацией службы занятости о предстоящем сокращении штата или ликвидации организации - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) находится под угрозой увольнения в связи с сокращением штата или ликвидацией организации;
к) документ городского, районного центра занятости населения, подтверждающий, что гражданин, являющийся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), до даты государственной регистрации имел статус безработного - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) был зарегистрированным безработным;
л) копию военного билета (с предъявлением оригинала) и справку из военкомата, подтверждающую, что гражданин, являющийся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), до даты государственной регистрации был военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации - если учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) был военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) копию информационного письма территориального органа федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) с указанием видов экономической деятельности, заверенную заявителем;
н) справку налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206@, полученную в период приема заявок;
о) заявителями, применяющими специальные режимы налогообложения (если деятельность уже ведется) - заверенные заявителем копии налоговой декларации на последнюю отчетную дату и (или) годовой налоговой декларации за предшествующий год с отметкой налогового органа. Если отчетность была отправлена в электронном виде через Интернет или заказным письмом по почте, прикладывается протокол приема отчета или копии описи вложения и квитанции об оплате заказного письма, заверенные заявителем;
п) заявителями, применяющими общую систему налогообложения (если деятельность уже ведется): заверенные заявителем копии бухгалтерского баланса (форма N 1) и отчета о прибылях и убытках (форма N 2) на последнюю отчетную дату и (или) за предшествующий год с отметкой налогового органа - для юридических лиц; заверенная заявителем копия годовой налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за предшествующий год с отметкой налогового органа - для индивидуальных предпринимателей. Если отчетность была отправлена в электронном виде через Интернет или заказным письмом по почте, прикладывается протокол приема отчета или копии описи вложения и квитанции об оплате заказного письма, заверенные заявителем;
р) справку на бланке заявителя, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей), с информацией:
- о средней численности работников заявителя за предшествующий календарный год (рассчитывается как сумма среднесписочной численности, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, если деятельность осуществлялась в предшествующем году);
- об объемах выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость (если деятельность осуществлялась в предшествующем году);
- о доле физических и юридических лиц - учредителей заявителя в уставном капитале (при превышении доли юридических лиц 25 процентов необходимо представить документы, предусмотренные подпунктом р) пункта 10 настоящего Положения, на каждого учредителя);
с) справку на бланке заявителя об отсутствии у заявителя в период приема заявок признаков, ограничивающих возможность предоставления субсидии в рамках реализации Программы, в том числе для индивидуальных предпринимателей о том, что:
- индивидуальный предприниматель не находится в стадии несостоятельности (банкротства);
- на имущество индивидуального предпринимателя в установленном порядке не наложен арест или обращено взыскание;
т) бизнес-проект по форме, установленной уполномоченным органом;
у) копии документов, подтверждающих вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом (копии выписок с расчетного счета и платежных поручений, заверенные банком; копии договоров (при их наличии), копии квитанций к приходно-кассовым ордерам, копии товарных и кассовых чеков, копии других документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы, заверенные заявителем; или документы, подтверждающие наличие данной суммы на лицевом или расчетном счете заявителя (справку о состоянии лицевого счета или выписку с расчетного счета, заверенные банком, копию сберегательной книжки с предъявлением оригинала).
Из материалов дела следует, что при представлении заявки предпринимателем был представлен полный пакет необходимых документов.
Одним из оснований к отказу в выделении субсидии, согласно письму Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 20.10.2010г. №16-6-835/10, явилось представление предпринимателем копий товарных и кассовых чеков, не подтверждающих вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом, поскольку во всех копиях товарных чеков покупателем является частное лицо.
Однако в настоящее время на существует утвержденной формы товарного чека, в связи с чем налогоплательщики – продавцы вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ. Об этом говорится в письме Минфина России №03-11-06\3\28 от 11.02.2009г.
Пункт 2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ содержит перечень реквизитов, обязательных для первичных документов, к ним относятся следующие реквизиты:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформление;
- личные подписи указанных лиц.
Таким образом, в перечень реквизитов, обязательных для первичных документов, не входит указание наименования покупателя.
Кроме того, согласно письму ГУ «Центр занятости населения Кировского района» от 03.03.2011г. №01-9\321, представленные предпринимателем при подаче заявки копии бухгалтерских документов: товарный чек ООО «Рекламное агентство Телеком-Медиа плюс» №96 от 18.11.2009г. на сумму 12000руб. с приложением кассового чека №3 от 18.11.2009г. на сумму 12000руб.; товарный чек ИП ФИО4 №МС00005568 на сумму 14000руб. с приложение кассового чека №9 от 12.11.2009г. на сумму 14000руб.; товарный чек ИП ФИО5 №Роз-075203 от 09.12.2009 на сумму 36940руб. с приложением кассового чека №62 от 09.12.2009г. на сумму 36940руб., были приняты в качестве документов, подтверждающих целевое расходование бюджетных средств на реализацию бизнес-плана.
Следовательно, представленные предпринимателем товарные чеки, являются оформленными в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем их представление с приложением кассовых чеков подтверждает вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом, в связи с чем указанная причина отказа является необоснованной.
Другим основанием к отказу, согласно письму Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 20.10.2010г. №16-6-835/10, явилось то, что в представленной налоговой декларации отсутствует отметка налогового органа.
Судом установлено, что на представленной копии декларации имеется штамп «Принята» с датой представления 10.02.2010г. Согласно приказу ФНС России от 05.10.2010г. №ММВ-7-10\478 «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков» при приеме от налогоплательщика налоговых деклараций (расчетов) должностным лицом, ответственным за исполнение государственной услуги, проставляется отметка о принятии налоговых деклараций (расчетов) и дата приема с оттиском штампа «Принята». Из письма Управления ФНС России по Саратовской области от 22.11.2010г. №07-19\0223084 следует, что налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зарегистрирована 10.02.2010г. в программном комплексе «Система ЭОД» №17180245.
Судом не принимаются доводы министерства о том, что налоговая декларация не была надлежащим образом заверена налоговым органом, поскольку согласно п.10 Положения (подпункт «о») вместе с заявкой представляются заверенные заявителем (а не налоговым органом) копии налоговой декларации на последнюю отчетную дату и (или) годовой налоговой декларации за предшествующий год с отметкой налогового органа.
Следовательно, указанная причина отказа так же является необоснованной.
В ходе судебного заседания представитель министерства указал на то, что предпринимателем не была представлена полная копия паспорта.
Согласно реестру документов, представленных ИП ФИО1 для получения субсидий на предоставление гранта субъектам малого предпринимательства, в графе «Документы» в пункте (б) – копия документа, удостоверяющего личность, указано, что представлено 4 страницы документа, в графе «Приложение» стоит знак плюс с надписью неполная копия. Из пояснений предпринимателя ФИО1 данных в ходе судебного заседания, следует, что он представил полную копию паспорта, однако лицом, принимавшим заявку, были отобраны копии чистых листов и возвращены ему. Анализ представленных доказательств указывает на то, что к заявке приложены копии листов паспорта с информацией об имени, отчестве и фамилии Заявителя, дате и месте его рождения, с информацией о том, кем и когда выдан паспорт, а так же о регистрации Заявителя. Следовательно, к заявке были приобщены копии тех листов паспорта, которые позволяют удостовериться в личности претендента, подавшего заявку на участие в конкурсе.
Кроме того, в письме об информировании предпринимателя ФИО1 о причинах отказа, представление неполной копии паспорта в качестве причины министерством названо не было.
Проведя исследование представленного протокола заседания рабочей группы с приложением таблиц, суд установил, что рассмотрение заявок субъектов малого предпринимательства на представление грантов на создание собственного бизнеса – грантов начинающим субъектам малого предпринимательства проходило следующим образом: в первую очередь от заявителей, относящихся к приоритетной категории, к которой относились 329 заявок, согласно таблице №1, в том числе и заявка ИП ФИО1. Из представленного протокола не усматривается, какое именно количество заявок, относящихся к приоритетной категории, отклонено. Так же в протоколе нет указания на то, что проходило голосование за отказ в предоставлении субсидий ИП ФИО1 и что заявка ФИО1 была отклонена.
В соответствии с подпунктом «т» п.10 Положения, для получения субсидии субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган бизнес-проект по форме, установленной уполномоченным органом.
Из приложения к протоколу заседания рабочей группы следует, что ИП ФИО1 входил в приоритетную категорию, имеет действующий бизнес, его проекту была дана оценка – хороший.
В соответствии с п.5 ст.14 Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
- не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Исследование представленных доказательств позволяют суду сделать вывод об отсутствие в данном случае оснований к отказу.
При данных обстоятельствах, оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд считает, что отказ в представлении Заявителю субсидии, установленной Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П, является необоснованным, нарушающим его права и законные интересы и противоречащим требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст.201, 167-170, 110 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Министерства экономического развития и торговли Саратовской области в представлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 субсидии, установленной Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 обязать Министерство экономического развития и торговли Саратовской области направить индивидуальному предпринимателю ФИО1, подписанное руководителем министерства соглашение о представлении субсидии, установленной Постановлением Правительства Саратовской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010годы» от 05.07.2010г. №277-П, по форме, установленной министерством.
Взыскать с Министерства экономического развития и торговли Саратовской области, г.Саратов, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Саратов, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 АПК РФ.
Судья И.В.Пермякова