ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1561/17 от 07.06.2017 АС Саратовской области

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

15 июня 2017 года

Дело №А57-1561/2017

Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2017 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2017 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Сидоровой Ю.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Булановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, материалы дела по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***> ИНН <***>), Красногорский район Московской области

к Балаковскому муниципальному району в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Балаково Саратовской области

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по финансам Администрации Балаковского муниципального района, город Балаково Саратовской области;

ФИО1, город Балаково Саратовской области;

Муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Балаковского муниципального района», город Балаково Саратовской области;

Саратовское региональное отделение Общероссийской Организации «Ассоциация Ветеранов Спецслужб ФСБ РФ» («АБС»), город Балаково Саратовской области;

общество с ограниченной ответственностью «Синергия», город Балаково Саратовской области;

общество с ограниченной ответственностью «УК Синергия», город Балаково Саратовской области

о взыскании неосновательного обогащения за период с января 2014 года по апрель 2014 года, с октября 2014 года по апрель 2015 года, с марта 2016 года по апрель 2016 года в размере 416 671 руб. 93 коп.,

при участии: при участии: от истца – не явился, извещен надлежащим образом; от ответчика – ФИО2 по доверенности №4591 от 12.12.2016г.; от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Балаковскому муниципальному району в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о взыскании неосновательного обогащения за период с января 2014 года по апрель 2014 года, с октября 2014 года по апрель 2015 года, с марта 2016 года по апрель 2016 года в размере 416 671 руб. 93 коп.

Определением суда от 03 февраля 2017 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем 28 марта 2017 года судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и назначении предварительного судебного заседания.

Определениями арбитражного суда от 11 апреля 2017 года и 11 мая 2017 года к участию в деле привлечены Комитет по финансам Администрации Балаковского муниципального района, ФИО1, Муниципальное автономное учреждение культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Балаковского муниципального района», Саратовское региональное отделение Общероссийской Организации «Ассоциация Ветеранов Спецслужб ФСБ РФ» («АБС»), общество с ограниченной ответственностью «Синергия», общество с ограниченной ответственностью «УК Синергия».

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2014г. по 30.04.2014г., с 01.10.2014г. по 30.04.2015г. и с 01.03.2016г. по 30.04.2016г. ПАО «Т Плюс» осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя через присоединенные сети на объект теплоснабжения – многоквартирный жилой дом по адресу: <...> встроенное в него нежилое помещение литер А, площадью 799,5 кв.м.

Собственником указанного нежилого помещения является Балаковский муниципальный район Саратовской области.

Договор теплоснабжения в письменной форме не заключался.

Неисполнение Балаковским муниципальным районом в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обязательств по оплате оказанных ему ПАО «Т Плюс» услуг теплоснабжения за период с января 2014 года по апрель 2014 года, с октября 2014 года по апрель 2015 года, с марта 2016 года по апрель 2016 года на общую сумму 416 671 руб. 93 коп. явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Возражения ответчика, изложенные в письменном отзыве мотивированы тем, что 04.09.2014г. на основании постановления Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области №4220 часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, была закреплена на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Балаковского муниципального района».

03.06.2015г. постановлением Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области №2421 указанное право оперативного управления прекращено.

01.02.2010г. между управлением имущественных отношений администрации Балаковского муниципального района и Саратовским региональным отделением Общероссийской Общественной Организации «Ассоциация Ветеранов Спецслужб ФСБ РФ» был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом №1, согласно условиям которого Организации было предоставлено в безвозмездное пользование муниципальное нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 799,5 кв.м. 29.10.2013г. было заключено дополнительное соглашение к Договору №1, в соответствии с которым общая площадь нежилого помещения, передаваемого Организации в безвозмездное пользование, составляет 478,73 кв.м.

В соответствии с условиями указанного договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом №1 от 01.02.2010г. в обязанности ссудополучателя среди прочего входит несение всех необходимых расходов по содержанию переданного имущества.

Указанный выше Договор №1 расторгнут 13.01.2015г.

26.11.2013г. между Управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района и депутатом Собрания Балаковского муниципального района по избирательному округу №15 ФИО1 был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом №25, в соответствии с которым ФИО1 было предоставлено в безвозмездное пользование нежилое помещение общей площадью 16,7 кв.м, расположенное по адресу: <...>. В настоящее время нежилое помещение не задействовано в чьей-либо хозяйственной деятельности.

По мнению ответчика, на основании положений договора №25 ФИО1 обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить оплату коммунальных услуг, а также заключать договоры на обслуживание объекта (тепло-, водо-, электроснабжения, вывоза мусора), и оплачивать связанные с этим расходы, в связи с чем исковые требования ПАО «Т Плюс» удовлетворению не полежат.

Кроме того, 27.05.2015г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании договора аренды объекта муниципальной собственности №16 от 18.05.2015г. с ООО «Агата-Сити», внесена запись о наличии обременения в отношении указанного недвижимого имущества в виде аренды.

Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества №90-25445223 от 27.9.2016г.

Однако, в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Обязанность арендатора и ссудополучателя нести расходы по коммунальному обслуживанию помещения, предусмотренная условиями договоров, заключенных ответчиком с третьими лицами, установлена в отношениях арендодателя (ссудодателя) с арендатором (ссудополучателем), а не с ресурсоснабжающей организацией, которая не является стороной указанных договоров.

Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.

Поэтому в отсутствие договора между арендатором (ссудополучателем) нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров аренды (безвозмездного пользования), обязанность по оплате поставленного ресурса возлагается на лицо, обладающее вещным правом на нежилое помещение.

Данный вывод суда соотносится с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении №303-ЭС16-15619 от 01.03.2017г.

Таким образом, в рассматриваемом случае бремя несения расходов по оплате услуг теплоснабжения лежит на собственнике нежилого помещения, то есть на Балаковском муниципальном районе Саратовской области.

Комитетом финансов Администрации Балаковского муниципального района представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому третье лицо возражает по существу заявленных требований по следующим основаниям.

Поскольку тепловая энергия поставлялась в многоквартирный жилой дом, то к правоотношениям между истцом и ответчиком положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 в редакции, действовавшей в спорные периоды подачи тепловой энергии (далее - Правила №354).

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В пункте 14 Правил № 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Из пункта 13 Правил №354 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.

Таким образом, наличие договорных отношений между управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг возможно и в отсутствие письменного договора.

Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил №354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.

Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающаяорганизация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является именно управляющая компания, а непосредственные потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.

Управление многоквартирным домом №22 по улице Шевченко города Балаково Саратовской области в период с 01.07.2012г. по 31.01.2015г. осуществляло ООО «Синергия», а с 01.02.2015г. и по настоящее время осуществляет ООО «УК Синергия».

При таких обстоятельствах в силу вышеперечисленных положений статьи 155 ЖК РФ, Балаковский муниципальный район, по мнению Комитета финансов администрации Балаковского муниципального района, не является надлежащим ответчиком по иску ПАО «Т Плюс».

Соответствующие доводы третьего лица отклонены судом в силу следующего.

Частью статьи 157 ЖК РФ установлено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил № 354. При этом период времени в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14-17 Правил №354.

Согласно пункту 9 Правил №354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме могут определяться, в том числе, в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей РСО.

Таким образом, РСО в случаях, определенных Правилами №354, может выступать исполнителем коммунальных услуг.

Из положений пунктов 14, 15 и 17 Правил №354 следует, что РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, предоставляет коммунальные услуги соответствующего вида собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищество, кооператив) до даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса (далее - договор ресурсоснабжения), заключенному управляющей организацией (товариществом, кооперативом) с РСО или с даты расторжения договора ресурсоснабжения между управляющей организацией (товариществом кооперативом) и РСО.

В отсутствие заключенных с РСО договоров ресурсоснабжения управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, на основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил №354 РСО предоставляют коммунальные услуги собственникам (пользователям) помещений в тех многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между управляющими организациями (товариществами, кооперативами) и такими РСО не заключены или расторгнуты. При этом согласно пунктам 6 - 9, 17 Правил №354 предоставление коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме, заключенных, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий.

Поскольку договоры ресурсоснабжения для целей оказания коммунальных услуг спорного объекта теплопотребления между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией не заключались, то в силу указанных положений, собственники жилых и нежилых помещений, в таком доме, состоят в договорных отношениях (заключенных путем совершения потребителями конклюдентных действий) непосредственно с ПАО «Т Плюс», следовательно, именно ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного нежилого помещения.

Указанный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014г. АКПИ13-1116 и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014г., согласно которой предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с РСО, а функции исполнителя коммунальных услуг при таких обстоятельствах осуществляет РСО.

Приведенные положения изложены в пункте 1 письма Минстроя России от 30.12.2016 №45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг».

Пунктом 3 постановления правительства от 06.05.2011г. №354 установлено, что разъяснения по применению Правил №354, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья или жилищный кооператив, или иной специализированный потребительский кооператив (далее -товарищество или кооператив), вносят плату за коммунальные услуги товариществу или кооперативу.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и статьей 171 ЖК РФ.

Таким образом, части 5 - 7 статьи 155 ЖК РФ устанавливают общее правило, согласно которому плата за коммунальные услуги должна вноситься управляющей организации, товариществу или кооперативу.

Согласно частям 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества или кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО. При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО, признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом или кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что части 5, 6, 6.3, 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ применяются к случаям, когда управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, товарищество или кооператив заключили в установленном порядке договоры ресурсоснабжения с соответствующими РСО в целях предоставления коммунальных услуг.

Положения частей 5, 6, 7, 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ не применяются в случаях, когда исполнителем коммунальных услуг выступает РСО.

Таким образом, во всех случаях, когда РСО в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления, товарищество или кооператив (части 17 или 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ, пункты 6 - 9, 14, 15, 17 Правил №354, пункт 30 Правил №124), такая РСО осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32 и 40 Правил №354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов РСО.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 32 и пунктом 40 Правил №354 РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

Указанные выводы следуют из пункта 4 письма Минстроя России от 30.12.2016 №45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг».

Таким образом, начисления ответчику за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за спорный период, произведены истцом обоснованно.

Как следует из пункта 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Заявленная истцом ко взысканию сумма задолженности по оплате поставленного коммунального ресурса является расходными обязательствами Балаковского муниципального района Саратовской области и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.

В силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, сходящимся в муниципальной собственности поселения (подпункт 3 пункта 1) и содержания муниципального жилищного фонда (подпункт 6 пункта 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета. Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание своего муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.

Согласно Положению о Комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденному решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 21.12.2016г. №3/5-67 «Об утверждении Положения о комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области является отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, уполномоченным осуществлять права собственника имущества Балаковского муниципального района и права собственника имущества муниципального образования город Балаково.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Постановлением Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 06.11.2014г. №5370 утверждена муниципальная программа «Муниципальная собственность на 2015-2017 года», исполнение которой возложено, в том числе на Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.

Одной из задач указанной муниципальной программы является оформление, эффективное распоряжение и содержание объектов муниципальной собственности, в том числе объектов, имеющих признаки бесхозяйного.

Согласно ведомственной структуре расходов районного бюджета Балаковского муниципального района на 2017 год, оформленной Приложением к решению Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области «О районном бюджете Балаковского муниципального района на 2017 год», Комитет по распоряжению муниципальной собственностью является получателем бюджетных средств, в частности в рамках реализации возложенной на него муниципальной программы «Муниципальная собственность Балаковского муниципального района».

На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае главным распорядителем бюджетных средств является Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.

Следовательно, взыскание долга должно производиться с Балаковского муниципального района Саратовской области в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Как следует из материалов дела, договор теплоснабжения между КМСЗР АБМР и ПАО «Т Плюс» в письменной форме заключен не был.

В пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997г. №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.

Потребление услуг по отпуску тепловой энергии в отсутствие подписанного сторонами договора не освобождает фактического потребителя от обязанности оплатить пользование данными услугами.

Таким образом, между сторонами сложились отношения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Частью 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Судом установлено, что в период с января 2014 года по апрель 2014 года, с октября 2014 года по апрель 2015 года, с марта 2016 года по апрель 2016 года истцом были оказаны услуги теплоснабжения ответчику на сумму 416 671 руб. 93 коп.

Факт поставки тепловой энергии и теплоносителя в спорный период ответчиком не оспаривается.

Поставленный коммунальный ресурс не был оплачен ответчиком.

На день вынесения решения по существу рассматриваемого спора размер задолженности ответчика перед истцом по оплате поставленной тепловой энергии за спорный период составляет 416 671 руб. 93 коп.

Доказательств оплаты соответствующей задолженности ответчиком в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

В соответствии с положениями статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***> ИНН <***>), Красногорский район Московской области, удовлетворить.

Взыскать с Балаковского муниципального района Саратовской области в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Балаково Саратовской области, за счет средств казны Балаковского муниципального района Саратовской области, в пользу публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***> ИНН <***>), Красногорский район Московской области, задолженность за потребленную тепловую энергию за период с января 2014 года по апрель 2014 года, с октября 2014 года по апрель 2015 года, с марта 2016 года по апрель 2016 года в размере 416 671 руб. 93 коп.

Взыскать с Балаковского муниципального района Саратовской области в лице Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), город Балаково Саратовской области, за счет средств казны Балаковского муниципального района Саратовской области, в пользу публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***> ИНН <***>), Красногорский район Московской области, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 11 333 руб. 00 коп.

Возвратить публичному акционерному обществу «Т Плюс» (ОГРН <***> ИНН <***>), Красногорский район Московской области, из федерального бюджета часть государственной пошлины в размере 2 088 руб. 00 коп., уплаченной платежным поручением №23892 от 21.10.2016г.

Выдать исполнительный лист после вступления решения арбитражного суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Судья Ю.И. Сидорова