АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 30 сентября 2014 года | Дело № А57-15745/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена – 23.09.2014 года
Полный текст решения изготовлен – 30.09.2014 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Царевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов
Заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области, г. Саратов,
ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» (ВКСО), г. Саратов,
Комитет по управлению имуществом администрации МО г. Саратов, г. Саратов,
Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Шестёркин Игорь Александрович, г. Саратов,
ООО «Форум», г. Саратов
о признании действий МИ ФНС № 8 по Саратовской области по внесению записи № 2146450047280 от 20.06.2014г. в ЕГРЮЛ о ликвидации МУП «ЖКХ №3 Кировского района» (ИНН 6452051322 ОГРН 1026402661042) на основании определения Арбитражного суда Саратовской области о завершении конкурсного производства, незаконными
о признании записи в ЕГРЮЛ о ликвидации МУП «ЖКХ №3 Кировского района» на основании определения Арбитражного суда Саратовской области о завершении конкурсного производства недействительной,
при участии в заседании:
от заявителя: Пономарев С.Л. по доверенности от 25.11.2013 г.
от заинтересованных лиц: Военкомат - Фунин Н.С. по дов., МИФНС № 8 - Яворек К.Я. по дов., КУИ - Алакин С.О. по дов., Министерство обороны РФ - Фунин Н.С. по дов.,
от третьих лиц: Шестеркин И.А. - Чижова Н.Н. по дов., ООО «Форум» - Бочкова Н.В. по дов.,
установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании действий Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области по внесению записи № 2146450047280 от 20.06.2014 г. в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района (ИНН 6452051322 ОГРН 1026402661042) на основании определения Арбитражного суда Саратовской области о завершении конкурсного производства, незаконными; о признании записи № 2146450047280 от 20.06.2014 г., внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района на основании определения Арбитражного суда Саратовской области о завершении конкурсного производства недействительной.
В судебное заседание явились все участники процесса.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Позицию заявителя поддержал представитель ФКУ «Военный комиссариат Саратовской области» (ВКСО), г. Саратов и Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва. Представлены письменные позиции.
Представитель МРИ ФНС РФ № 8 требования оспорил по основаниям, изложенным в письменных позициях, просил прекратить производство по делу.
Позицию регистрирующего органа поддержал Комитет по управлению имуществом администрации МО г. Саратов, г. Саратов.
Представители Шестёркина И.В. и ООО «Форум» требования оспорили по основаниям, изложенным в письменных позициях, просили оставить заявление без рассмотрения, так как не соблюден досудебный порядок обжалования действий налогового органа, предусмотренный Налоговым кодексом РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района 12.08.1997 г. было зарегистрировано Администрацией города Саратова, впоследствии поставлено на учет, присвоен основной государственный регистрационный номер 1026402661042 (т. 1 л.д. 32).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.08.2003 года по делу № А57-802б/2002 МУП ЖКХ № 3 Кировского района признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство (ссылка в определении по делу А57-802б/2002 о завершении конкурного производства – том 1 л.д. 51).
11 июня 2014 г. определением арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-802б/2002 завершено конкурсное производство в отношении должника Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района (10 июня 2014 г. оглашена резолютивная часть).
10 июня 2014 г. по делу № А57-802б/2002 оглашена резолютивная часть определения:
«Признать действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области по изданию Распоряжения 658-Р от 02.08.2007 в части закрепления за Федеральным казенным учреждением Военный комиссариат Саратовской области на праве оперативного управления нежилое здание с подвалом, инвентарный номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И., д. № 16А кадастровый (или условный) номер 64-64-01/234/2006-410 недействительной сделкой.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на нежилое здание с подвалом, инвентарный номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И., д. № 16А кадастровый (или условный) номер 64-64-01/234/2006-410.
Признать отсутствующим право оперативного управления Федерального казенного учреждения Военный Комиссариат Саратовской области на нежилое здание с подвалом, инвентарный номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И., д. № 16А кадастровый (или условный) номер 64-64-01/234/2006-410.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.».
Разъяснен порядок обжалования определения.
Полный текст определения изготовлен 19 июня 2014 г.
10 июня 2014 г. по делу № А57-802б/2002 оглашена резолютивная часть определения:
«В удовлетворении заявления о признании сделки - договора купли-продажи объекта - нежилое здание с подвалом, инвентарный̆ номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И., д. No 16А кадастровый̆ (или условный̆) номер 64-64-01/234/2006-410, заключенного между МУП ЖКХ № 3 Кировского района и ООО «Форум» от 08.04.2011, недействительной (оспоримой) – отказать.
Признать право собственности Общества с ограниченной̆ ответственностью «Форум» на нежилое здание с подвалом, инвентарный номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И., д. No 16А кадастровый (или условный) номер 64-64-01/234/2006-410.».
Разъяснен порядок обжалования определения.
Полный текст определения изготовлен 19 июня 2014 г.
Не согласившись с вышеуказанными тремя судебными актами Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Саратовской области», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области обратились с апелляционными жалобами.
Определением от 23.07.2014г. по вышеуказанному делу Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, установив, что МУП ЖКХ № 3 ликвидировано, прекратил производство по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области на определение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2014 года по делу № А57-802Б/2002 о завершении конкурсного производства.
Апелляционные жалобы на два других вышеуказанных определения приняты к производству Двенадцатым арбитражным апелляционным судом.
Установлено, что в связи с принятием 11 июня 2014 г. полного текста определения арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-802б/2002 о завершении конкурсного производства в отношении должника Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района, конкурсным управляющим МУП ЖКХ № 3 11 июня 2014 г. в регистрирующий орган было представлено сопроводительное письмо с просьбой исключить МУП ЖКХ № 3 из ЕГРЮЛ с приложением определения о завершении конкурсного производства.
Налоговый орган 20.06.2014 г. внес спорную запись и исключил 20.06.2014 г. МУП ЖКХ № 3 из ЕГРРЮЛ.
Заявитель, обращаясь в суд, указал, что в настоящее время нарушаются его права, в т.ч. на судебную защиту, т.к. определения от 19.06.2014 г. (по спору о принадлежности недвижимого имущества - нежилое здание с подвалом, инвентарный номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И.), вынесенные в рамках дела о банкротстве, не вступили в законную силу, обжалованы в апелляционную инстанцию в установленные сроки и на дату рассмотрения настоящего дела обжалуются.
Определением от 23.07.2014г. по вышеуказанному делу Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, установив, что МУП ЖКХ № 3 ликвидировано, прекратил производство по апелляционной жалобе территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области на определение Арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2014 года по делу № А57-802Б/2002 о завершении конкурсного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Как установлено судом, предметом рассматриваемого спора являются действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области от 20.06.2014 года о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении МУП ЖКХ № 3 Кировского района из Единого государственного реестра юридических лиц. Основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении предприятия из ЕГРЮЛ послужило Определение Арбитражного суда Саратовской области от 11.06.2014 года по делу № А57-802б/2002.
Рассмотрев спор, суд признает действия регистрирующего органа незаконными, при этом исходит из следующего.
В силу ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на дату открытия конкурсного производства) определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению. Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей на дату завершения конкурсного производства) определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в реестр записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в реестр. Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения.
В п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 130 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в случае завершения после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ введенной до этого процедуры без введения новой процедуры (завершение конкурсного производства, прекращение производства по делу) ее завершение осуществляется по правилам старой редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с этим исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, осуществляется по правилам ст. 149 старой редакции Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Таким образом, из положений указанного информационного письма следует, что 1) исполнение и 2) обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, осуществляется по правилам ст. 149 старой редакции.
Однако действия арбитражного суда, указанные в п. 2 ст. 149 Закона в новой редакции не являются ни исполнением, ни обжалованием судебного акта.
Так, исполнение судебного акта согласно данной норме – это внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Обжалование судебного акта согласно данной норме – это использование права участников процесса на обращение в вышестоящую инстанцию.
Арбитражный суд не исполняет свой судебный акт, а направляет его в порядке, установленном законом.
Таким образом, норма ч. 2 ст. 149 закона «О банкротстве» в новой редакции, а именно: Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, подлежит применению.
При этом, суд, руководствуясь приведенными нормами закона, не направлял определение о завершении конкурсного производства заказным письмом с уведомлением о вручении для его исполнения в МРИ ФНС РФ № 8 по Саратовской области в дату принятия полного текста (11 июня 2014 г.).
Копию определения 11 июня 2014 г. в регистрирующий орган представил конкурсный управляющий.
Однако инспекцией не был учтен данный факт, что для исполнения определения и внесения записи об исключении из реестра МУП ЖКХ № 3, судебный акт должен поступить от имени суда в определенные сроки и определенным способом, а не от имени конкурсного управляющего.
Суд учитывает, то, что определения от 19.06.2014 г. (по спору о принадлежности недвижимого имущества - нежилое здание с подвалом, инвентарный номер 63:401:001:005638950, литер: АА1А2, нежилое, площадью 948,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Осипова В.И.), вынесенные в рамках дела о банкротстве, не вступили в законную силу, обжалованы в апелляционную инстанцию в установленные сроки.
Не допустимо лишение права на судебную защиту.
МУП ЖКХ № 3 Кировского района подлежит восстановлению в реестре.
Право на обжалование определения о завершении конкурсного производства и других судебных актов в рамках дела о банкротстве, в данном случае приоритетно над преждевременными действиями налогового органа, осуществившего государственную регистрацию, связанную с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица, в связи с его ликвидацией.
Требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя. Суд не обязан избирать способ, указанный лицом, заявившим требования, а может определить его по своему усмотрению.
Ходатайство о прекращении производства по делу подлежит отклонению, т.к. основания для прекращения производства по делу не установлены.
Ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения подлежит отклонению, т.к. основания для оставления заявления без рассмотрения не установлены.
Арбитражный суд Саратовской области, руководствуясь ст.ст. 148, 150, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу отказать.
В удовлетворении ходатайства об оставлении заявления без рассмотрения отказать.
Признать действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области по внесению записи № 2146450047280 от 20.06.2014г. в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района (ИНН 6452051322 ОГРН 1026402661042) на основании определения Арбитражного суда Саратовской области о завершении конкурсного производства, незаконными.
Признать запись № 2146450047280 от 20.06.2014 г., внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района на основании определения Арбитражного суда Саратовской области о завершении конкурсного производства недействительной.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области в течение 5 дней после вступления решения в законную силу совершить действия по восстановлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства № 3 Кировского района (ИНН 6452051322 ОГРН 1026402661042) в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева