ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-1577/08 от 29.12.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г.Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А-57-1577/08-45

Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2008 года

Полный текст решения изготовлен 13 января 2009 года

Судья Арбитражного суда Саратовской области Лесин Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Леонтьевым И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, Саратовская область, с. Александров-Гай,

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, город Саратов,

Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, с. Александров-Гай,

о признании действий (бездействий) незаконными, нарушающими права и законные интересы предпринимателя и создающими препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности,

о признании недействительными государственной регистрации, актов государственной регистрации, записи в ЕГРП №64-1.01-332.2000-472.1., свидетельства о государственной регистрации 64 АБ №591392 недвижимого имущества, расположенного по адресу: Саратовская область, с. Александров-Гай, ул.Коммунистическая, д. №23,

о признании недействительными документов – оснований для государственной регистрации права собственности на нежилое помещение

о прекращении права муниципальной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>(23),

об обязании УФРС по Саратовской области исключить из ЕГРП записи №64-1.01-332.2000-472.1 и внести запись в ЕГРП на ФИО1, на нежилые помещения, расположенные по адресу: Саратовская область, с. Александров-Гай, ул. Коммунистическая, д. №23,

при участии:

от заявителя: не явились

от заинтересованных лиц:

представитель УФРС – ФИО2

представитель Администрации – ФИО3

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 с уточненным в ходе судебного разбирательства заявлением о признании действий (бездействий) УФРС по Саратовской области при проведении государственной регистрации права объекта недвижимого имущества расположенного по адресу <...> (в последствии 23) незаконными, нарушающими права и законные интересы предпринимателя и создающими препятствия в осуществлении им предпринимательской деятельности, о признании недействительными государственной регистрации, актов государственной регистрации, записи в ЕГРП №64-1.01-332.2000-472.1., свидетельства о государственной регистрации 64 АБ №591392 недвижимого имущества, расположенного по адресу: Саратовская область, с. Александров-Гай, ул.Коммунистическая, д. №23, о признании недействительными документов – оснований для государственной регистрации права собственности на нежилое помещение и о прекращении права муниципальной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>(23), об обязании УФРС по Саратовской области исключить из ЕГРП записи №64-1.01-332.2000-472.1 и внести запись в ЕГРП на ФИО1 нежилое недвижимое имущество двухэтажное здание литер А, расположенные по вышеуказанному адресу.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства ИП ФИО1 заявлены требования об оспаривании действий (бездействия) Администраций ОМО, Александрово-Гайского района Саратовской области, главы администрации муниципального района ФИО4 Указанные требования судом с учетом положения ст.49 АПК РФ к рассмотрению не приняты.

ИП ФИО1 считает, незаконными действия (бездействие) УФРС по Саратовской области, выразившиеся в незаконной регистрации нежилого здания, регистрация осуществлена на основании решения районного совета администрации Александрово-Гайского муниципального собрания от 27.03.2003 №263. Документы – основания послужившие основанием регистрации права муниципальной собственности не соответствуют требованиям закона.

В рамках настоящего дела предпринимателем заявлено ходатайство о проведении экспертизы о подлинности свидетельств о государственной регистрации права на нежилое помещение, площадью 142,35 кв. м., расположенные на первом этаже двух этажного здания, по адресу: Саратовская область, село Александров-Гай, улица Коммунистическая №39 от 10.01.2001г. серия 64-АА №020167, на нежилое помещение, площадью 142,35 кв. м., расположенные на первом этаже двух этажного здания, по адресу: Саратовская область, село Александров-Гай, улица Коммунистическая №23 от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392, на нежилое двух этажное здание, площадью 395,6 кв. м., расположенное, по адресу: Саратовская область, село Александров-Гай, улица Коммунистическая №23 от 10.01.2001г. серия 64-АБ №827438.

По мнению заявителя названные свидетельства выданы регистрирующим органом в нарушение закона о регистрации и инструкций по ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Свидетельство от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392 выдано на недействительном бланке, в свидетельстве не указаны основания изменений адреса объекта и основания изменения наименования субъекта права, кадастровые номера объектов во всех свидетельствах разные, текст свидетельств выполнен не в соответствии с правилами. Свидетельство от 18.03.2008г. серия 64АБ №827438 выдано в отсутствие правоустанавливающих документов.

Заинтересованные лица с заявленным ходатайством не согласны по основаниям, изложенным в отзывах на заявленные требования. Вместе с тем, представитель регистрирующего органа подтвердил регистрацию права спорного объекта недвижимости за муниципалитетом.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав имеющиеся в деле документы пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.

В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством. Свидетельство выдается после внесения сведений в ЕГРП по заявлению правообладателя.

Инструкцией о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста РФ от 18.09.2003 № 226 установлено следующее.

Свидетельство может быть выдано правообладателю, пока право, о выдаче свидетельства на которое он ходатайствует, принадлежит ему согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По ходатайству (заявлению) правообладателя ему может быть повторно выдано новое свидетельство, например, взамен ранее утерянного, пришедшего в негодность.

Кроме того, по заявлению правообладателя ему выдается новое свидетельство после внесения в ЕГРП изменений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

Сведения, указываемые в графах свидетельства, определены в пункте 74 Правил ведения ЕГРП, так в свидетельстве указываются в следующем порядке:

наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, выдавшего свидетельство;

дата выдачи свидетельства;

реквизиты документов, на основании которых зарегистрировано право;

данные о субъектах права в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

вид зарегистрированного права;

описание объекта права, его адрес (местонахождение) и кадастровый или условный номер;

существующие ограничения (обременения) права.

В графу «Документы-основания» вносятся сведения о реквизитах документов, на основании которых зарегистрировано право. В названную графу вписываются наименование, серия, номер, дата выдачи (или подписания) документа, на основании которого данное право было приобретено, а также название организации (органа), выдавшей документ.

Таким образом, в свидетельстве о государственной регистрации права от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392 в графе «Документы-основания» обоснованно были указаны именно те документы, которые послужили основанием для государственной регистрации права собственности на нежилые помещения на первом этаже 2-х этажного здания, площадью 142,35 кв.м., расположенные по адресу: <...>, указанные ранее в свидетельстве от 10.01.2001г. серия 64-АА №020167.

В графу «Субъект (субъекты) права» вписываются указанные в пункте 18 Правил ведения ЕГРП сведения о правообладателе (правообладателях), так в отношении муниципального образования указывается полное наименование муниципального образования (согласно уставу муниципального образования).

В свидетельстве о государственной регистрации права от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392 в графе «Субъект права» указано полное наименование муниципального образования – Александрово-Гайский муниципальный район Саратовской области в замен объединенного муниципального образования Александрово-Гайского района Саратовской области указанного в свидетельстве от 10.01.2001г. серия 64-АА №020167.

В графу «Вид права» внесена запись о виде зарегистрированного права. Так, согласно ст. 131 ГК РФ регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты.

Учитывая положения ст. 131 ГК РФ, в свидетельствах о государственной регистрации права от 10.01.2001г. серия 64-АА №020167, от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392, от 18.03.2008г. серия 64АБ №827438 в графах «Вид права» обоснованно указанно именно «право собственности».

Графа «Объект права» содержит краткое описание объекта недвижимости. Поскольку, как было указано выше, в ЕГРП были внесены изменения в части адреса объекта недвижимого имущества, в свидетельстве о государственной регистрации права от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392 обоснованно был указан адрес - <...>.

В графу «Кадастровый (или условный) номер» вносится номер объекта недвижимости, который должен соответствовать кадастровому или условному номеру, указанному в соответствующем разделе Единого государственного реестра прав (если объекту недвижимости в установленном порядке не присвоен кадастровый номер, то слово «условный» необходимо подчеркнуть).

Приказом Минюста РФ от 08.12.2004 № 192 утверждена Инструкция о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер.

Указанная Инструкция определяет, каким образом должна формироваться структура условного номера.

Учитывая изложенное, при проведении в 2007 году государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в части адреса объекта недвижимого имущества условный номер, присвоенный объекту недвижимого имущества при государственной регистрации права в 2000 году, был приведен в соответствии с требованиями названной Инструкции, что никак не может свидетельствовать о фальсификации свидетельства о государственной регистрации права и незаконному изменению уловного кадастрового номера.

Заполненное свидетельство подписывается государственным регистратором с обязательным указанием его фамилии и инициалов, после чего скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Свидетельства о государственной регистрации права от 10.01.2001г. серия 64-АА №020167, от 09.10.2007 серии 64 АБ № 591392, от 18.03.2008г. серия 64АБ №827438. содержат как подпись государственного регистратора, так и ее расшифровку и скреплены печатью регистрирующего органа.

Вместе с тем, судом установлено, что Главное управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области на основании приказа Минюста РФ от 29.08.2006 № 269 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 185» в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2004 № 185 «О создании регистрационных округов, в границах которых действуют территориальные органы Федеральной регистрационной службы» с 1 октября 2006 года переименовано в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области.

Принимая во внимание, что переименование юридического лица не прекращает его правоспособности, учитывая положения п. 71 Правил ведения ЕГРП, в соответствии с которым свидетельство о государственной регистрации прав, выдаваемое правообладателю, является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности полиграфической продукции уровня «Б», а также учетную серию и номер, свидетельство о государственной регистрации прав с указанием прежнегонаименования регистрирующего органа, выданное после указанной даты, следует считать действительным, если иное не предусмотрено соответствующими нормативно-правовыми актами. Бланки свидетельств, изготовленные ранее 01.10.2006 года действительны, поскольку вышеперечисленными нормативно-правовыми актами не предусмотрено иной порядок их применения. Материалами дела подтверждено, что зарегистрированное право не оспорено.

Представителем Администрации представлено в материалы дела постановление Следственного управления при прокуратуре Волжского района Саратовской области от 20.03.2008 об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО5 (представителя ИП ФИО1) о привлечении к ответственности лиц представивших в материалы арбитражных дел сфальсифицированных документов. Согласно названного постановления проверки подвергались ставящиеся под сомнение в рамках настоящего дела документы.

Таким образом, поскольку в основание заявления о фальсификации и проведения экспертизы положены выводы о несоответствии документа требованиям его формы и содержания и при этом не оспорено право на объект недвижимости, учитывая наличие решения Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2006 по делу № А-57-2382/05-36 по иску ИП ФИО1 к администрации ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области, которым ИП ФИО1 было отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на спорное нежилое здание и в частности нежилого помещения, суд не находит оснований для проведения экспертизы в отношении свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности.

Заявителем заявлено ходатайство об истребовании документов от Администрации Александрово-Гайского МР Саратовской области и проведении по ним экспертизы, а именно Устава объединенного муниципального образования района, разделительных балансов, передаточных актов, реестров муниципальной собственности являющихся основаниями при регистрации нежилого здания и помещений в нем, от ФРС по Саратовской области: заявление ФИО1 в ФРС о регистрации нежилых помещений.

Заявитель считает, что право муниципальной собственности зарегистрировано в 2000 г. в отсутствии правоспособного юридического лица – Администрации. Устав ОМО впервые зарегистрирован в 2002 г., опубликован в 2002г. Право зарегистрировано, прежде чем появился субъект права, при реорганизации администрации имущество не передавалось по передаточным актам и разделительным балансам. В заявлении в ФРС о регистрации нежилых помещений стоит подпись ФИО1, однако по мнению заявителя это подпись не его. _______________________________________________________________________________________________________________________________

В материалы дела администрацией представлены свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования от 20.06.2002, Устав ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.11.2007 №1875, письмо МРИ ФНС №4 по Саратовской области от 09.04.2008 №845дсп, решение муниципального собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 16.05.2006 года №17 «О переименовании администрации объединенного муниципального образования Александрово-Гайского района Саратовской области в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, утверждения структуры администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области», распоряжение администрации МР от 22.05.2006 №101-а-р «О переименовании администрации объединенного муниципального образования Александрово-Гайского района Саратовской области в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, утверждения структуры администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области».

Также во исполнение определения суда от 01.12.2008 администрацией представлен ответ об утере реестров муниципальной собственности. При этом администрация указала, что право муниципальной собственности спорного объекта недвижимости было установлено в судебных заседаниях по иным делам. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии запрашиваемых документов, с учетом имеющихся в деле материалов.

Согласно свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования от 20.06.2002 года и Устава, Устав ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области принят на референдуме 22.12.1996, зарегистрирован в Министерстве юстиции Саратовской области 09.06.1997 присвоен регистрационный номер 39.

В последующем 11.09.2000 Устав муниципального образования в силу передачи полномочий по регистрации юридических лиц был перерегистрирован Главным управлением Министерства юстиции по Саратовской области.

Устав также перерегистрирован 20.06.2002 в силу передачи полномочий по регистрации юридических лиц Министерством экономики Саратовской области.

В Устав принятый на референдуме 22.12.1996 внесены изменения и дополнения от 07.09.2000 №43, от 03.08.2001 №71, от 01.02.2002 №141. Изменения и дополнения были зарегистрированы в установленном законом порядке 03.08.2001 и 01.02.2002 о чем также свидетельствуют записи на титульном листе свидетельства о регистрации устава и сам устав района.

В настоящее время Устав ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области принятый на референдуме 22.12.1996, зарегистрированный в Министерстве юстиции Саратовской области 09.06.1997 под № 39, а также изменения и дополнения в него не признаны в судебном порядке недействительными и недействующими, как полностью, так и в его части.

Кроме того, согласно письма МРИ ФНС №4 по Саратовской области от 09.04.2008 №845дсп и п. 4 выписки из ЕГРЮЛ Администрация Александрово-Гайского района Саратовской области зарегистрирована в качестве юридического лица в 1995 г.

Согласно п. 1 Выписки из ЕГРЮЛ организационно-правовая форма юридического лица не преобразовывалась и определена как «орган местного самоуправления».

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно ст. 5 закона в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование; организационно-правовая форма; способ образования юридического лица (создание или реорганизация) и т.д.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Статьёй 58 ГК РФ предусмотрен порядок передачи прав и обязанностей правопреемникам реорганизованных юридических лиц. Названной статьёй установлены обязательные требования к форме документа.

Представитель администрации указал на отсутствие передаточных актов и разделительных балансов, так как юридическое лицо было создано в силу Закона РФ от 06.07.1991 №1550-1 «О местном самоуправлении в РФ» и реорганизации не подлежало. В наименование юридического лица вносились изменения не связанные с реорганизацией.

На основании ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» администрация в 2002 году прошла регистрацию в уполномоченном органе, как юридическое лицо, зарегистрированное до вступления в силу названного закона, о чем в п. 25, 26 Выписки из ЕГРЮЛ сделана запись.

Довод представителя администрации о переименовании юридического лица нашёл свое отражение в представленных документах и в постановлении апелляционной инстанции арбитражного суда Саратовской области от 20.04.2007 года по делу №А-57-9285/04-36.

Факт принадлежности спорного объекта недвижимости муниципальной собственности подтвержден судебными решениями арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2005 по делу №А-57-13276/04-33, от 05.12.2006 по делу №А-57-2382/05-36, от 28.07.2008 по делу №А-57-22596/07-1. В частности в решении арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2005 по делу №А-57-13276/04-33 был исследован реестр муниципальной собственности, утвержденный решением Районного совета ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области от 27.03.2003 № 269.

Оспаривая свою подпись заявитель ФИО1 не опровергает непосредственный факт подачи заявления в регистрационную службу и документы устанавливающие право муниципальной собственности.

Вместе с тем, суд считает, что в случае выявления экспертом несоответствия подписи заявителя, правовых последствий для признания документов оснований не законными не наступит, поскольку между названными документами отсутствует взаимосвязь.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 69 АПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения экспертизы.

Обращаясь в Арбитражный суд Саратовской области с требованиями о признании действий регистрирующего органа незаконными заявитель ссылается на нарушение регистрирующим органом требований Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Заинтересованные лица с требованиями предпринимателя не согласны в полном объеме по основаниям указанным в отзывах.

Суд, рассмотрев по существу заявленные требования предпринимателя ФИО1, изучив представленные в материалы дела документы, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий Управления федеральной регистрационной службы Саратовской области.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Управлением в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Закон о регистрации), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 (далее по тексту – Правила ведения ЕГРП), и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.ст. 2, 16, 17 Закона о регистрации, Управление осуществляет юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество (государственную регистрацию) на основании поданных заявлений и фактически сформированных правоустанавливающих документов.

Пунктом 1 ст. 17 Закона о регистрации установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ст.ст.9,13 Закона о регистрации полномочиями Управление осуществляет правовую экспертизу представленных заявителем документов. На данной стадии регистрационного процесса представленные документы изучаются на предмет подлинности и достоверности, и на соответствие их по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.

В случае отсутствия противоречий между заявляемыми и ранее зарегистрированными правами, представленные документы соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, а также не выявлено иных оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. ст. 19, 20 Закона о регистрации, в Единый государственный реестр прав вносятся сведения о зарегистрированных правах.

Регистрирующим органом 26.12.2000 зарегистрировано право муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилые помещения на первом этаже 2-х этажного здания, площадью 142,35 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

Основанием для государственной регистрации послужили выписка из реестра муниципальной собственности от 28.11.2000, данные об объекте недвижимости по состоянию на 01.01.2000 г.

Исходя из нормативных правовых актов: постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп, следует, что постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 является основанием для включения в соответствующий реестр в тех случаях, когда права на объекты возникли при разграничении государственной собственности.

В рамках судебного толкования, пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что: «субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп».

При этом согласно п. 10 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, указанного выше, в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства РФ – по объектам, передаваемым в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; Верховных Советов, Советов народных депутатов – по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с данным Положением.

Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, можно сделать вывод, что выписка из реестра федерального, государственного или муниципального имущества, как документ, свидетельствующий о внесении такого имущества в соответствующий реестр, может рассматриваться как основание для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в случае, если права возникли при разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Как подтверждено материалами настоящего дела, в ходе проведенной в соответствии со ст. 13 Закона о регистрации правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, оснований для отказа в регистрации не имелось.

Кроме того, основания послужившие при регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости, установлены вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2005 по делу №А-57-13276/04-33, от 05.12.2006 по делу №А-57-2382/05-36 и не подлежат повторному доказыванию в силу ст. 69 АПК РФ.

В последующем, в Единый государственный реестр прав по заявлению ФИО6, действующей по доверенности от имени Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области были внесены изменения в части адреса объекта недвижимого имущества и субъекта права.

В соответствии с п. 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 (далее – Правила ведения ЕГРП) в Единый государственный реестр прав могут быть внесены изменения, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

На государственную регистрацию была представлена справка, выданная администрацией Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 24.09.2007 № 391, согласно которой на основании решения сессии районного Совета депутатов от 24.06.2004 за № 409 «Об упорядочении наименований улиц и нумерации домов в Александрово-Гайском округе» переименованы улицы и изменена нумерация домов, так улица Коммунистическая, д. 39 переименована в улицу Коммунистическую, д. 23.

Представленная на государственную регистрацию справка содержала все необходимые для данного документа реквизиты: совершена на бланке установленной формы, имеет исходящий номер и дату, подписана специалистом ФИО7, скреплена печатью. Оснований для отказа в регистрации внесения изменений не имелось.

Вместе с тем на государственную регистрацию изменений субъекта права были представлены документы, свидетельствующие о переименовании органа местного самоуправления, а именно решение муниципального собрания Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области от 16.05.2006 №17 «О переименовании администрации объединенного муниципального образования Александрово-Гайского района Саратовской области в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, утверждения структуры администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области», распоряжение администрации МР от 22.05.2006 №101-а-р «О переименовании администрации объединенного муниципального образования Александрово-Гайского района Саратовской области в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, утверждения структуры администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области», а также свидетельство о регистрации изменений наименования юридического лица. Оснований для отказа в регистрации внесения изменений не имелось.

Таким образом, суд не находит в действиях регистрирующего органа нарушений Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того, заявителем пропущен установленный ч.4 ст.198 АПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) государственного органа.

ИП ФИО1 заявил требования о признании действий регистрирующего органа незаконными, а также требования о признании недействительными регистрации, записи, свидетельства о праве собственности на объект недвижимого имущества, при этом в основание иска положены доказательства об отсутствии правоустанавливающих документов у третьего лица

ИП ФИО1 обращается в суд с заявлением о признании действий (бездействия) регистрирующего органа по государственной регистрации права собственности незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ст. 199 АПК РФ прямо предусматривает, что в заявлении о признании действий незаконными должны быть также указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).

ИП ФИО1 обращаясь в суд с заявлением о признании действий регистрирующего органа по государственной регистрации прав собственности незаконными, в нарушение вышеуказанных норм не указал, какому именно закону, иному нормативному правовому акту не соответствуют действия регистрирующего органа, и какие права и законные интересы предпринимателя нарушены действиями Управления при регистрации права собственности.

Согласно ст. 4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо за защитой своих нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.

Таким образом, при подаче заявления заявитель должен представить суду доказательства нарушения его права.

В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации права (в том числе и в регистрации прекращения права) может быть оспорен в суд только заинтересованным лицом. Суд, рассматривая правомерность произведенной государственной регистрации, должен проверить, каким образом такая регистрация нарушает права и законные интересы истца (ст.13 ГК РФ)».

Сторона, оспаривающая переход права собственности на объект недвижимости к другому лицу, обязана доказать свое право на указанное имущество.

Если истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что зарегистрированное за ответчиком в ЕГРП право, привело к нарушению его прав, то требования истца, оспаривающие данное зарегистрированное право, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

ИП ФИО1 не представил доказательств, что ему принадлежит право на спорное нежилое помещение и не доказал какие права и законные интересы нарушены при регистрации права.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2006 по делу № А-57-2382/05-36 по иску ИП ФИО1 к администрации ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области, ИП ФИО1 было отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на спорное нежилое здание и в частности нежилого помещения.

Требования предпринимателя ФИО1 о признании государственной регистрации, записи в ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации права собственности недействительными, исключении записи из ЕГРП суд признает несостоятельными и подлежащими прекращению.

Государственная регистрация не является ненормативным актом, который может быть обжалован в судебном порядке.

Под ненормативным правовым актом понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Это односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения, при этом властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона о регистрации государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и не носит властный характер, не порождает установление определенных обязанностей.

Указание в решении суда на признание государственной регистрации недействительной не влечет правовых последствий.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, указанных в данной статье. Государственная регистрация не включена в основания возникновения прав и, следовательно, таковым не является. То есть, государственная регистрация представляет собой не тот акт государственного органа, из которого возникают права и который можно оспорить в силу ст. 12 ГК РФ путем признания его недействительным.

Согласно постановления президиума ВАС РФ от 26.06.2001 г. № 4156/00 следует, что в соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации...» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По смыслу названной статьи Закона, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама по себе запись регистрации».

Специфика осуществляемой деятельности состоит в том, что государственная регистрация проводится по заявлениям правообладателей и на основании представленных ими правоустанавливающих документов, фактически сформированных к моменту проведения регистрации. На основании представленных документов вносятся записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Свидетельство о государственной регистрации является формой удостоверения проведенной государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество.

Поскольку свидетельство о государственной регистрации права является формой удостоверения проведенной государственной регистрации прав на недвижимое имущество Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ не устанавливает порядок внесения изменений в указанный документ.

То есть свидетельство о государственной регистрации прав отражает именно ту информацию, которая имеется в Едином государственном реестре прав и которая внесена на основании представленных документов.

Согласно п. 3 ст. 131 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Соответственно, получение свидетельства о государственной регистрации права является правом, а не обязанностью правообладателя и никак не влияет на зарегистрированное в Едином государственном реестре право определенного лица на конкретный объект недвижимого имущества.

Таким образом, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как и свидетельство о государственной регистрации не является тем ненормативным актом, который может быть обжалован в судебном порядке.

Указание в решении суда на признании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и свидетельства недействительными не влечет правовых последствий.

Таким образом, если государственная регистрация проведена, оспорить в суде можно только зарегистрированное право (абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации…») путем оспаривания оснований возникновения прав.

Требования об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности, суд считает противоречившим нормам действующего законодательства по нижеприведенным основаниям.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной указанным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом в силу п. 1 ст. 2 приведенного выше Федерального закона, государственной регистрации подлежат не только возникновение и переход прав на недвижимое имущество, но и прекращение данных прав.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества.

Приведенные положения свидетельствуют, что исключение какой-либо записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним является нарушением системы, по которой указанные записи вносятся и соответственно должно расцениваться как нарушение Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Учитывая изложенное, во взаимосвязи с нормами материального права, требование об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Как установлено решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.05.2005 по делу № А-57-13276/04-33 по заявлению ИП ФИО1 к администрации ОМО Александрово-Гайского района Саратовской области, в части требования ИП ФИО1 об обязании Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись от 26.12.2000 о муниципальной собственности на спорное нежилое помещение, производством прекращено.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.п. 2 п. 1 ст. 150 АПК РФ, производство в части требования об обязании регистрирующего органа исключить запись о праве собственности из Единого государственного реестра прав также подлежит прекращению.

Требование истца об обязании регистрирующего органа внести запись в Единый государственный реестр прав о праве ИП ФИО1 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

При этом порядок проведения государственной регистрации также установлен ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Так, в соответствии со ст. 16 указанного закона государственная регистрации прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, т.е. законом закреплен заявительный характер государственной регистрации.

Кроме того, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (ст.ст.16,17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), иные документы в установленных законодательством случаях, а также предъявляется документ об оплате государственной пошлины, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Учитывая изложенное, требование об обязании регистрирующего органа внести запись в Единый государственный реестр прав о праве ИП ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.12.2006 по делу № А-57-2382/05-36 ИП ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании права собственности на спорное нежилое помещение.

Поскольку решением арбитражного суда Саратовской области от 28.07.2008 по делу № А-57-22596/07-1 в удовлетворении требований ИП ФИО1 о признании недействительным зарегистрированное права муниципальной собственности на нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> и прекращении права муниципальной собственности на указанные нежилые помещения отказано, производство по настоящему делу в части требований о прекращении права муниципальной собственности на указанный спорный объект с учетом подп.2 п.1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 201, 167-170, 150 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В части требований ИП ФИО1 о прекращении права муниципальной собственности производство по делу прекратить.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Судья Д.В. Лесин