АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 47-09-10;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
07 декабря 2014 года
Дело № А57-15977/2014
Резолютивная часть решения оглашена 01.12.2014г.
Полный текст решения изготовлен 07.12.2014г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каратаевой В.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рысь в Саратове», г.Саратов
Заинтересованное лицо:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области, г.Саратов
о признании недействительным Приказа №141-нд от 18.07.2014года «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Рысь в Саратове»
при участии представителей: заявителя – Францева Р.А. по доверенности от 23.07.2014г., паспорт обозревался; заинтересованного лица – Крашенинникова П.А. по доверенности №05-109/14 от 01.04.2014г., служебное удостоверение обозревалось, Логиновой А.Н. по доверенности №05-109/7 от 27.01.2014г., паспорт обозревался,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Рысь в Саратове» (далее по тексту – ООО «Рысь в Саратове») обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным Приказа №141-нд от 18.07.2014года «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Рысь в Саратове».
В судебное заседание, назначенное на 15часов 00минут 01.12.2014г., явились представители лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил признать недействительным Приказ № 141-нд от 18.07.2014 года «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Рысь в Саратове».
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее по тексту – Управление Роскомнадзора) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 18.07.2014г. руководителем Управления Роскомнадзора по Саратовской области Муравьевым Д.А. на основании заявления Управления ФСБ России по Саратовской области (вх. № 3422/64 от 18.07.2014 г.) вынесен Приказ №141-нд «О проведении внеплановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью «Рысь в Саратове».
Приказом установлено провести проверку в отношении ООО «Рысь в Саратове».
Целью проверки установлено осуществление государственного контроля и надзора соответствия обработки персональных данных требованиям законодательства РФ на основании информации, поступившей от УФСБ по Саратовской области (вх. №3422/64 от 18.07.2014г.). По имеющимся в распоряжении УФСБ по Саратовской области оперативным данным, при работе с персональными данными Обществом не принимаются соответствующие меры защиты обрабатываемой информации.
ООО «Рысь в Саратове» осуществляет обработку персональных данных без уведомления Управления Роскомнадзора по Саратовской области.
Выявленные нарушения создают угрозу безопасности личности, общества и государства, так как могут повлечь незаконное копирование, распространение, уничтожение или модификацию обрабатываемых персональных данных и как следствие, несанкционированный доступ к ним со стороны террористических и экстремистских организаций.
Пунктом 11 указанного приказа установлен перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Считая названный Приказ Управления Роскомнадзора по Саратовской области незаконным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Так, оспаривая заявленные требования Общества, Управление Роскомнадзора по Саратовской области указывает на то, что оспариваемый приказ по проведению внеплановой проверки не устанавливает факт нарушения Обществом законодательства и не предопределяет субъект ответственности, а оформляет в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по проведению внеплановой проверки в целях установления наличия (отсутствия) нарушений законодательства.
Проведение указанной проверки согласовано решением первого заместителя прокурора области Симшиным В.И. № 151 от 21.07.2014г.
Рассмотрев данный довод Управления Роскомнадзора по Саратовской области, суд пришёл к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, должностных лиц Службы и ее территориальных органов в части проведения контрольных мероприятий регламентированы Положением о Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009г. №228, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009г. №51 (далее - Типовое положение).
Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных и является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных (п. 1 Положения).
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций являются управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в субъектах Российской Федерации (п. 1 Типового положения).
Пунктом 6 Типового положения предусмотрено, что Территориальный орган осуществляет возложенные на него полномочия на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (далее - территория деятельности) в соответствии со схемой размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и на основании Положения о территориальном органе, утверждаемого руководителем Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
Территория деятельности территориального органа устанавливается в Положении о территориальном органе (п. 7 Типового положения).
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 26.12.2012 г. № 1410 утверждено Положение об Управлении Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области (далее - Положение № 1410), которым определено, что оно на территории Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы, осуществляющим полномочия, в том числе по проведению в установленном порядке государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, осуществлению плановых и внеплановых мероприятий государственного контроля в установленных сферах деятельности.
С целью реализации полномочий управление Роскомнадзора имеет право запрашивать и получать у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, утвержденным приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 14.11.2011г. №312 предусмотрено, что проведение проверок осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 26 декабря 2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Закон №294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии со ст. 2 Закона № 294-ФЗ под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п. 1). Мероприятия по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля по рассмотрению документов юридического лица, по обследованию используемых им при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования (п. 5). Проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6).
Основания проведения внеплановой проверки установлены ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ст. 9,10 Закона №294-ФЗ проверки в отношении юридических лиц могут осуществляться в форме плановых и внеплановых проверок.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Из указанного выше следует, что Закон № 294-ФЗ не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции и предусмотренные ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона основания для проведения внеплановой проверки, включая основание, указанное в подп. «а» п. 2, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора).
При исследовании обстоятельств дела судом установлено, что в адрес управления Роскомнадзора по Саратовской области поступило заявление УФСБ по Саратовской области. По имеющимся в распоряжении УФСБ по Саратовской области оперативным данным, при работе с персональными данными Обществом не принимаются соответствующие меры защиты обрабатываемой информации.
Как следует из представленной выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Рысь в Саратове» по состоянию на 02.09.2014г., основными видами деятельности общества являются: оптово-розничная торговля косметическими и парфюмированными товарами, товарами бытовой химии, синтетическими моющими средствами, обоями и напольными покрытиями. Штат организации состоит из 5 человек.
С целью рассмотрения данного заявления руководителем административного органа был издан приказ от 18.07.2014г. №141-нд "О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Рысь в Саратове», в котором определен срок проведения проверки, перечень документов, запрашиваемых от Общества, представление которых необходимо для достижения цели и задачи проведения проверки, подписанный руководителем управления.
Применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий управления Роскомнадзора, на подведомственной ему территории; при наличии оснований для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Рысь в Саратове»; в отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, оспариваемый заявителем приказ административного органа по проведению внеплановой проверки не устанавливает факт нарушения обществом законодательства и не предопределяет субъект ответственности, а оформляет в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по проведению внеплановой проверки в целях установления наличия (отсутствия) нарушений законодательства.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено, что отсутствуют оба вышеназванных условия, необходимых для удовлетворения требований заявителя, поскольку заявителем по делу не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемым приказом.
Кроме того, заявителем не указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствует приказ №239, как оспариваемым нормативным актом нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый Приказ № 141-нд от 18.07.2014 года «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Рысь в Саратове» не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем является законным.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статями 167-170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявителю ООО «Рысь в Саратове», г.Саратов в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке статьи 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Копию решения направить в адрес лиц, участвующих в деле.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Бобунова