ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-172/13 от 25.06.2013 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-172/2013

Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 02 июля 2013 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фугаровой Н.С., рассматривая в судебном заседании дело по заявлению

Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка

к ООО «Шанс плюс»

об аннулировании лицензии А 647836, выданную 08.07.2011 со сроком действия до 08.07.2016 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции ООО «Шанс плюс» в связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган,

а так же встречное заявление ООО «ШАНС плюс»

к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка

об отмене Решения №10/373-опт от 27.11.2012 г. Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приостановлении действия алкогольной лицензии А 647836 от 08.07.2011г.

при участии:

от ООО «ШАНС плюс»- Киреев С.С. доверенность от 05.12.2012г. выдана сроком по 31.12.2013г., паспорт;

от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка – Краснов И.М. доверенность от 26.12.2012г. выдана сроком по 31.12.2013г., паспорт;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка к ООО «ШАНС плюс» с заявлением об аннулировании лицензии А 647836, выданную 08.07.2011 со сроком действия до 08.07.2016 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции ООО «ШАНС плюс» в связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.

Определением от 16 января 2013 года заявление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка принято к производству.

16 января 2013 года в Арбитражный суд Саратовской области поступило встречное заявление ООО «ШАНС плюс» к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка об отмене Решения №10/373-опт от 27.11.2012 г. Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приостановлении действия алкогольной лицензии А 647836 от 08.07.2011 г.

Определением от 17 января 2013 года встречное заявление ООО «ШАНС плюс» принято к производству.

Как следует из материалов дела, ООО «Шанс плюс» (далее - организация, общество) адрес места нахождения: ул. Киселева, д. 20, г. Саратов, 410012, имеет лицензию А 647836 от 08.07.2011 со сроком действия до 08.07.2016 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по адресу обособленного подразделения: ул. Лопатина Гора, д. 7, литер 3 (3), 1 этаж, номер на плане 1 (275, 1 кв.м.), г. Саратов.

ООО «Шанс плюс» не выполнены требования Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24, и п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Указанные нарушения обусловлены в результате установления искажения данных деклараций по формам приложений №№ 5, 6, 7- к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858, за 1, 2 кварталы 2012 года.

По факту искажения данных деклараций за 1 квартал 2012 года Росалкогольрегулированием по Приволжскому федеральному округу вынесено постановление от 08.06.2012 № 104 по делу № 08-08/100 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей, вступившее в законную силу 29.06.2012. Административный штраф уплачен в полном объеме 18.06.2012.

По факту искажения данных деклараций за 2 квартал 2012 года Росалкогольрегулированием по Приволжскому федеральному округу вынесено постановление от 28.08.2012 № 278 по делу № 08-08/172 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 тыс. рублей, вступившее в законную силу 17.09.2012. Административный штраф уплачен в полном объеме 11.09.2012.

В связи с выявленными нарушениями законодательства Росалкогольрегулированием вынесено решение от 27.11.2012 N 10/373-опт о приостановлении действия лицензии А 647836.

В решении указано, что оно вынесено в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, а именно: повторного в течение одного года сообщения недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, 27.11.2012 Росалкогольрегулированием принято решение N 10/372-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

25.12.2012 г. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка направила в Арбитражный суд Саратовской области заявление об аннулировании лицензии А 647836, выданную 08.07.2011 со сроком действия до 08.07.2016 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции ООО «ШАНС плюс» в связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган

ООО «ШАНС плюс», полагая, что основания для аннулирования лицензии отсутствуют, обратилось в суд со встречным заявлением об отмене Решения №10/373-опт от 27.11.2012 г. Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приостановлении действия алкогольной лицензии А 647836 от 08.07.2011 г.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей ООО «Шанс плюс» и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, арбитражный суд, учитывая предмет заявленных требований, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) лицензии выдаются, в том числе на розничную продажу алкогольной продукции.

В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.

Согласно статье 5 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2009 N 810 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы", полномочия по выдаче лицензий, по приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий с 19.10.2009 отнесены к компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Пунктом 3 статьи 20 Закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции" предусмотрена возможность аннулирования лицензии выданной организации на основании заявления лицензирующего органа.

В силу абзаца 9 указанного пункта основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является повторное в течение одного года несвоевременное представление деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в лицензирующий орган.

Положения данной нормы не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии указанных в ней условий принять решение об аннулировании лицензии.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении N 14-П от 12 мая 1998 года, Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года, Определении N 244-О от 14 декабря 2000 года меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что аннулирование лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в нем оснований принять решение об аннулировании лицензии. Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает юридическое лицо в части возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц; наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Аннулирование выданной организации лицензии, является крайней мерой, поскольку лишает юридическое лицо права на занятие деятельностью, предусмотренной выданной лицензией.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 6, 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

Аналогичный вывод содержится в частности в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 15211/08, постановлениях Поволжского округа от 31 марта 2009 года N А55-11972/2008, Федеральных арбитражных судов Московского округа от 18 января 2010 года N КА-А41/14896-09, Уральского округа от 21 сентября 2009 года N Ф09-6995/09-С1, Центрального округа от 01 марта 2010 года N А09-5702/2009.

Суд установил, что в действиях ООО «Шанс плюс» присутствуют формальные признаки для аннулирования лицензии, установленные статьей 20 Закона N 171-ФЗ, поскольку постановлениями Росалкогольрегулирования от 08.06.2012 N 104 и от 28.08.2012 N 278 подтверждено повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вместе с тем, с учетом приведенных положений закона, а также правовой позиции ВАС РФ и Конституционного Суда РФ, суд полагает, что при наличии формальных признаков нарушения материалами дела не подтверждается наличие достаточных оснований для аннулирования лицензии.

В материалах дела отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения ООО «Шанс плюс» к установленным законом требованиям, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии.

Из материалов дела следует, что отражение в декларациях недостоверных сведений явилось следствием технической ошибки и не было направлено на сокрытие соответствующих данных.

Так, ООО «Шанс плюс» 09.04.2012 г. своевременно предоставило декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции за 01 квартал 2012 года по формам №5, №6, №7. Однако в поданной декларации, допущены технические ошибки.

Руководствуясь Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 г. «Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» ООО «ШАНС плюс» внесло корректировки по исправлению технических ошибок в декларации и направило объяснения в соответствующий орган 24.05.2012 г.

ООО «Шанс плюс» своевременно предоставило декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции за 02 квартал 2012 года по формам №5, №6, №7. Однако в поданной декларации, допущены технические ошибки.

Руководствуясь Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 15.03.2010 г. «Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» ООО «ШАНС плюс» внесло корректировки по исправлению технических ошибок в декларации и направило их 17.07.2012 г. в электронном виде и 23.07.2012 г. на бумажном носители.

Приведенные обстоятельства декларирования сведений, с учетом допущенных технических ошибок, а также устранение ошибок путем подачи корректирующих деклараций, не исключают наличие вины ООО «ШАНС плюс» в совершенных административных правонарушениях, однако свидетельствуют об отсутствии оснований для приостановления действия лицензии и ее аннулирования.

Кроме того, судом установлено, что штрафные санкции установленные постановлениями Росалкогольрегулирования от 08.06.2012 N 104 и от 28.08.2012 N 278 оплачены ООО «ШАНС плюс» в полном объеме.

Подобные обстоятельства (привлечение к административной ответственности по статье 15.13 КоАП Российской Федерации, представление корректирующих деклараций) сами по себе также могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования об аннулировании лицензии.

Такой подход соответствует приведенной правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 15211/08.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что допущенные обществом правонарушения не причинили существенного ущерба охраняемым отношениям и применение такой меры принуждения, как приостановление действия и аннулирование лицензии, несоразмерно характеру допущенных обществом правонарушений.

Суд отклоняет доводы Росалкогольрегулирования об императивности нормы закона, как не допускающей иное, чем аннулирование лицензии, решение суда при наличии установленных законом оснований.

Подобное толкование положений статьи 20 Закона N 171-ФЗ исключает необходимость судебной процедуры для решения вопроса об аннулировании лицензии в случаях установленных законом (при которых решение об аннулировании лицензии не может быть принято самостоятельно уполномоченным органом - Росалкогольрегулированием).

Целью судебной процедуры является установление, с учетом требований закона, разъяснений ВАС РФ и Конституционного Суда РФ, наличия достаточных оснований для применения такой меры государственного понуждения как аннулирование лицензии, с учетом того, что данная мера необходима в целях защиты конституционных прав и свобод, экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.

Как указано ранее, в материалах дела отсутствуют доказательства причинения действиями общества, выразившимися в ошибочном внесении в декларации недостоверных сведений, существенного вреда охраняемым отношениям, а также пренебрежительного отношения общества к установленным законом требованиям и необходимости пресечения деятельности, причиняющей ущерб.

При таких обстоятельствах, у Росалкогольрегулирования отсутствовали основания для приостановления действия лицензии и обращения в суд с требованием об ее аннулировании, поскольку с учетом наличия только формальных признаков нарушений, указанных в статье 20 Закона N 171-ФЗ, приостановление действия лицензии и ее аннулирование не соответствует закону, несоразмерно характеру допущенных обществом правонарушений, и нарушает права ООО «Шанс плюс» на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст.ст. 197-201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка требований об аннулировании лицензии А 647836, выданную 08.07.2011 со сроком действия до 08.07.2016 на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции ООО «Шанс плюс» – отказать.

Заявленные ООО «Шанс плюс» требования об отмене Решения №10/373-опт от 27.11.2012 г. Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о приостановлении действия алкогольной лицензии А 647836 от 08.07.2011г. – удовлетворить.

Взыскать с Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в пользу ООО «Шанс плюс» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: г.Саратов улица Бабушкин взвоз, дом 1.

Судья А.В. Калинина