АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 14 октября 2021 года | Дело № А57-17355/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2021 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного онлайн-заседания секретарем судебного заседания М.В. Сальниковой, рассмотрев в судебном Онлайн заседании материалы дела по заявлению ПАО НК «РуссНефть» в лице Ульяновского филиала
Заинтересованное лицо:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям
о признании незаконным и отмене пункта 4 Предписания № 2-ПЛ-008/2021 от 11.06.2021г.,
при участии:
от ПАО НК «РуссНефть» в лице Ульяновского филиала – ФИО1 по доверенности от 18.12.2020г., диплом о ВЮО обозревался,
от Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям – ФИО2 по доверенности от 31.03.2021г., диплом о ВЮО обозревался,
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ПАО НК «РуссНефть» в лице Ульяновского филиала с вышеуказанным заявлением.
Заявитель требования поддержал.
Заявитель письменно пояснил, что заинтересованным лицом по делу является – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, вынесшее оспариваемое предписание.
Заинтересованное лицо требование оспорило, согласно представленному отзыву.
Как следует из материалов дела, на основании приказа № 396-ОРД от 04.05.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО НК «РуссНефть» с целью выполнения плана контрольно-надзорной деятельности на 2021 год, утвержденного приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 30.10.2020 № 698-ОРД (Приказ о внесении изменений от 14.12.2020 № 827-ОРД); проверочные листы (списки контрольных вопросов) по формам, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 № 447.
Задачами проверки являлись оценка соответствия деятельности ПАО НК «РуссНефть» требованиям действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Срок проверки: с 17.05.2021г. по 11.06.2021г.
В результате проведенной проверки административным органом 11.06.2021г. составлен акт проверки № 2-ПЛ-008/2021.
11.06.2021г. в отношении ПАО НК «РуссНефть»вынесено предписание № 2-ПЛ-008/2021, согласно которому Обществу предписывается устранить в срок до 11.09.2021 четыре нарушения, в т.ч. оспоренное:
- 4. Несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: ПАО НК «РуссНефть» не получено заключение органа государственного экологического надзора при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства Высоконапорного водовода от задвижки скв. №23 до скв.№7 Комаровского нефтяного месторождении.
Не согласившись с пунктом 4 вынесенного предписания, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в исключительных случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону, или иным правовым актам и нарушающие гражданские права, и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из смысла указанных норм права усматривается, что для признания ненормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий:
- не соответствие этого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту
- и нарушение этим ненормативным актом прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
В данном случае права заявителя не нарушены.
Права заявителя не нарушаются, т.к. получение экологического заключения о соответствии необходимо было получать как ранее, так и в настоящее время.
Суд исходит из следующего:
- объект общества отнесен к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду, к Объектам 1 категории.
- при вводе в эксплуатацию данного объекта необходимо было в обязательном порядке получить заключение органа государственного Экологического надзора (при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства Высоконапорного водовода от задвижки скв. №23 до скв.№7 Комаровского нефтяного месторождении).
- заключение, выданное Ростехнадзором, таковым не является, оно касается только строительного надзора, что прямо следует из документов и их содержания: распоряжение на проверку, акт проверки, заключение. (том 1 л.д. 89).
- в составленных Ростехнадзором документах выводы о соответствии построенного объекта экологическим нормам отсутствуют.
- довод заявителя о том, что по ранее действовавшему законодательству, органом, осуществляющим экологический надзор, являлся Ростехнадзор, поэтому заключение Ростехнадзора № ПР-301-270-о от 02.06.2020г. «О соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации…» включает в себя и заключение Экологического надзора, не принимается. В заключении указано о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации. Так, согласно проектной документации (п. 4.2.2.8) указано – проведение государственной экологической экспертизы не предусмотрено. (том 1 л.д. 79).
- согласно распоряжению Ростехнадзора на проведение проверки от 20.05.2020г. № РП-301-1445-о (пункт 5) указано – настоящая проверка проводится в рамках государственного строительного надзора.
- в настоящее время органом, осуществляющим государственный Экологический надзор является – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям.
Суд также исходит из следующего.
Согласно редакциям, действовавшим на дату выдачи предписания и ввода объекта в эксплуатацию:
- Согласно части 7 статьи 54 ГрК РФ: не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам Iкатегории.
- Согласно части 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
- Согласно приказу Ростехнадзора от 31.01.2013 N 38 (п. 32) - Ростехнадзором в рамках федерального государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
- пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, Заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Таким образом, из приведенных норм следует, что согласно пункт 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
- Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов,
- Заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Второе заключение не представлено обществом.
Из текста приведенной статьи прямо следует, что необходимо два заключения.
Наименование выданного Заключения Ростехнадзора от 02.06.2020г. полностью соответствует пункту 9 части 3 статьи 55 ГрК РФ, а именно: только его первой части (без указания на экологический надзор).
Обществу выдано Заключение от 02.06.2020г. № ПР-301-270-о «О соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов». (том 1 л.д. 89).
В данном случае согласно Распоряжению Ростехнадзора от 20.05.2020г. № РП-301-1445-о:
1. Провести проверку в отношении Публичного Акционерного общества Нефтегазовая компания «РуссНефть», ИНН <***>, ОГРН <***>.
2. Место нахождения юридического лица: 115054, <...>.
Место фактического осуществления деятельности: Пензенская область, Кузнецкий район.
3. Назначить лиц, уполномоченных на проведение проверки: ФИО3 - государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъёмными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением.
4. Привлечь к проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций, следующих лиц: эксперты, представители экспертных организаций не привлекаются.
5. Настоящая проверка проводится в рамках государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, реестровый номер 10001515438 в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
6. Установить, что:
настоящая проверка проводится с целью контроля соответствия выполненных работ проектной документации, требованиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при строительстве объекта капитального строительства, на основании извещения об окончании строительства (Дело № 2572) - «Высоконапорный водовод от задвижки скв. №23 до скв. №7 Комаровского нефтяного месторождения», расположенного по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район;
задачами настоящей проверки является: проверка соблюдения обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности, в том числе проектной документации, а также требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при строительстве объекта капитального строительства, застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком.
7. Предметом настоящей проверки является проверка:
соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; на основании программы проверок; наличия разрешения на строительство; выполнение требований частей 2, 3 и 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
8. Срок проведения проверки: не более 4 рабочих дней. К проведению проверки приступить с 26 мая 2020 г. Проверку окончить не позднее 29 мая 2020 г.
9. Правовые основания проведения проверки:
пп. а) п. 2 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401;
п. 4.3 Положения о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Ростехнадзора от 14.11.2018 № 558.
10. Обязательные требования и (или) требования, установленные муниципальными правовыми актами, подлежащие проверке:
ст. 52, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
и пр.
В данном случае проверка Ростехнадзором проводилась согласно нормам Градостроительного кодекса РФ.
Суд приходит к выводу, что заключение органа экологического надзора получено не было.
В настоящее время в нормативные акты внесены изменения.
В настоящий момент вышеуказанные нормы действуют в следующей редакции:
- Часть 5 статьи 54 ГрК РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
- Часть 8 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
Заинтересованное лицо пояснило, что в настоящее время согласно пункту 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ Федеральная служба но надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по результатам федерального государственного экологического надзора осуществляет выдачу заключения федерального государственного экологического надзора (далее - Заключение).
Заявителем в отношении объекта 1 категории представлены:
- Положительное заключение государственной экспертизы от 16.09.2019г.
- Разрешение на строительство № 56-56240000000-90-2020 от 29.04.2020г.
- Заключение о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденное приказом (распоряжением) Средне-Поволжского управления Ростехнадзора от 02.06.2020г.
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 56-56240000000-22-2020 от 17.06.2020г.
В силу того, что экологическое заключение получено обществом не было, в настоящее время органом, являющимся уполномоченным на выдачу заключений, является Росприроднадзор, предписание правомерно выдано обществу, его права не нарушены.
Объект капитального строительства Высоконапорный водовод от задвижки скв. №23 до скв. №7 Комаровского нефтяного месторождения - является объектом негативного воздействия на окружающую среду 1 категории.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Заключение всегда было необходимо для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, на вышеуказанный объект капитального строительства распространяется полномочия в рамках федерального государственного экологического надзора, учитывая его категорийность, с точки зрения его влияние на состояние окружающей среды.
Следовательно, при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства - Высоконапорного водовода от задвижки скв. №23 до скв. №7 Комаровского нефтяного месторождения на ПАО НК «Русснефть» была возложена обязанность по получению документа - заключения органа осуществляющего федеральный экологический надзор.
На основании вышеизложенного, учитывая, что пункт 4 оспариваемого предписания полностью обоснован, нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом деле судом не установлено, при указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных ПАО НК «Русснефть» требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева