ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-17662/20 от 02.02.2021 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

09 февраля 2021 года

Дело №А57-17662/2020

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2021 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Тарасовой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васяниной Т.М., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск, Челябинская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>), в лице Приволжского ТЦФТО,

о взыскании неустойки за просрочку доставки груза,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – ФИО1, по доверенности от 24.12.2019 г.,

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 16.12.2020 г.,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области 16.09.2020 г. обратилось Публичное акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск, Челябинская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>) с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>), в лице Приволжского ТЦФТО, о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 259877,76 руб.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2020 г. по делу №А57-17662/2020 настоящее исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23.12.2020 г. по делу №А57-17662/2020 определено рассмотреть дело по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отводов суду не заявлено.

В предварительном судебном заседании присутствуют представители истца и ответчика.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.

В ходе рассмотрения дела от истца поступили уточнения исковых требований, согласно которым просит взыскать с ответчика пени за просрочку доставки груза в размере 237878,16 руб.

Арбитражный суд Саратовской области, рассматривая ходатайство заявителя, установил, что ходатайство не противоречит закону и иным нормативно-правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, заявлено до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, соответствует требованиям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принято судом.

Представитель истца поддержал исковые требования с учетом принятых уточнений в полном объеме, просил их удовлетворить.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2021 г. по делу №А57-17662/2020 подготовка дела к судебному разбирательству завершена, открыто слушанием судебное заседание.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 26.01.2021 г. по 02.02.2021 г. до 11 час. 20 мин., о чем было вынесено протокольное определение. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках», размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве, с расчетом истца согласен.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав мнение представителей истца и ответчика, исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период октябрь-ноябрь 2019 года ОАО «Российские железные дороги» оказывало ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» услуги по перевозке груза.

Установлено, что ОАО «Российские железные дороги» приняло к перевозке груз по транспортным железнодорожным накладным №ЭС097352, №ЭС794338, №ЭУ493122, №ЭУ499329, №ЭУ499342, №ЭУ763948, №ЭУ764007, №ЭУ764072, №ЭУ764162, №ЭУ924264, №ЭУ297393, №ЭУ499459, №ЭУ770585, №ЭУ619242, №ЭУ603360, №ЭУ609562, №ЭУ666947, №ЭУ668905, №ЭУ674659, №ЭУ523774.

Груз был доставлен с нарушением срока, установленного статьей 33 Устава железнодорожного транспорта.

В связи с нарушением ответчиком сроков доставки груза, истец начислил ответчику пени в общем размере 259877,76 руб. в соответствии со статьями 33, 97, 120 Федерального закона «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» №18-ФЗ от 10.01.2003 г.

19.11.2019 г., 20.11.2019 г., 11.12.2019 г. истец направил в адрес ответчика претензии с требованием уплатить пени в связи с допущенной просрочкой доставки груза.

Претензии были оставлены без удовлетворения ответчиком, что и послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 33 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003г. №18-ФЗ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 400 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьей 133 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003г. №18-ФЗ закреплено, что ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограниченной ответственности в пределах, установленных Уставом железнодорожного транспорта.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 266-ФЗ «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Закон №266-ФЗ) размер пени за просрочку доставки снижен с 9% до 6% платы за каждые сутки просрочки. При этом максимальный размер суммы пени уменьшен с полного размера платы до 50% платы за перевозку.

В соответствии со ст. 2 Закона №266-ФЗ данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.08.2019). Указанные изменения вступают в силу и применяются к правоотношениям, возникающим с 02.08.2019.

Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утверждеными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. №27.

На основании пункта 6.3. Правил № 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.

В соответствии с пунктом 10 Правил №27 грузы считаются доставленными в срок:

если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей;

в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Согласно ст. 33 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик обязан доставить груз в адрес грузополучателя в срок, определенный сторонами. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.

Согласно первоначально представленному истцом расчету сумма пени, подлежащих взысканию с ответчика за просрочку доставки груза, составляет 259877,76 руб.

Ответчик возражал против заявленных требований в части 21999,60 руб. ввиду неверного указания даты прибытия груза по ж.д. накладным №ЭС794338, №ЭУ924264,

Истец, уточнив исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал довод ответчика о прибытии вагонов в рамках срока доставки по ж.д. накладным №ЭС794338, №ЭУ924264 и исключил сумму пени в размере 21999,60 руб. из суммы заявленных требований.

Кроме того, возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал о несоблюдении истцом обязательного претензионного порядка урегулирования спора. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ответчик не поддержал ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, о чем имеется отметка в протоколе судебного заседания от 26.01.2021 г.

Ответчиком в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о снижении взыскиваемой неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование ответчик указывает, что процент неустойки с учетом незначительного нарушения срока доставки является завышенным.

Истец возражал против удовлетворения ходатайства ответчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др. (Информационное письмо президиума ВАС РФ от 14.07.1997г. № 17).

В определении Верховного Суда РФ от 24.02.2015 №5-КГ14-131 указано,
что при применении положения ч. 1 ст. 333 ГК РФ необходимо исходить из
недопустимости решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву
явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства без представления доказательств, подтверждающих такую несоразмерность. Согласно п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.

Ответчиком доказательств, свидетельствующих о несоразмерности, либо чрезмерности неустойки в материалы дела не представлено.

Рассчитанный и предъявленный ко взысканию истцом размер неустойки
соответствует нормам действующего законодательства, т.е. при введении такой
нормы законодатель исходил из такой ситуации, когда возможно взыскание
неустойки в размере практически равной провозной плате. Такой размер
неустойки предусмотрен с целью надлежащего исполнения перевозчиком своих
обязательств в части своевременной доставки грузов, что объясняется спецификой перевозочных отношений в Российской Федерации (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.12.2012 №ВАС 15783/12). Определённая таким образом неустойка является адекватной и соизмеримой компенсацией потерь в связи с нарушенным правом истца, в связи с чем, отсутствуют основания для признания её чрезмерной.

Установленная законом ответственность за просрочку доставки груза направлена на стимулирование перевозчика к своевременному исполнению своих обязанностей, тогда как просрочка доставки груза, в свою очередь, может привести к возникновению значительных неблагоприятных последствий у иных субъектов отношений по перевозке (грузоотправителя, грузополучателя).

Учитывая компенсационную природу неустойки, предусмотренный статьей 97 УЖТ РФ ограниченный размер пени – 6% от платы за перевозку грузов, является соразмерным последствиям нарушения обязательства.

Осуществляя профессиональную экономическую деятельность в области перевозки грузов железнодорожным транспортом, ответчик был осведомлен о размере неустойки, предусмотренной статьей 97 УЖТ РФ за нарушение сроков доставки грузов, в связи с чем, при должной степени заботливости и осмотрительности при исполнении принятых на себя обязательств мог избежать для себя негативных последствий в виде взыскания неустойки в заявленном в иске размере.

Кроме того, Федеральным законом от 02.08.2019 № 266-ФЗ «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Закон №266-ФЗ) размер пени за просрочку доставки снижен с 9% до 6% платы за каждые сутки просрочки. При этом максимальный размер суммы пени уменьшен с полного размера платы до 50% платы за перевозку.

Из пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» следует, что целью проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» является: выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит создать конкурентные условия в сфере перевозок различными видами транспорта и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы России; гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожном сообщениях. По мнению законодателя, изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства перевозчика и дополнительные вложения в строительство и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что существенно скажется на увеличении скорости доставки.

При этом закон не отменяет права грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении.

Таким образом, законодателем предприняты все необходимые меры с целью минимизации потерь перевозчика и установлению размера ответственности, соразмерного правовой природе ответственности в виде несвоевременного исполнения принятого перевозчиком обязательства по своевременной доставке груза.

Исходя из изложенного основания для снижения размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ отсутствуют. Данный довод подтверждается судебной практикой (Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2020 по делу № А53-8194/2020, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2020 по делу № А32-44609/2019, решение от 28.02.2020 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-24366/2019, решение от 13.04.2020 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-1900/2020).

Для предприятий нарушение сроков доставки грузов влечет убытки, связанные с нарушением технологии работы при получении сырья, а при поставке готовой продукции - несвоевременного комплектования партий у грузополучателя, что влечет за собой срыв сроков аккредитивов, отказы покупателей от металлопродукции, увеличение затрат предприятий на сверхнормативное хранение. Многие предприятия являются предприятиями непрерывного цикла, и поступающие в их адрес сырье и готовая продукция (черные металлы, уголь, катанка, кирпич) необходимы для непрерывного производственного цикла. И в случае поступления груза с просрочкой влечет срыв сроков производства и возникновение убытков.

ОАО «РЖД» является основным и единственным перевозчиком в РФ, что лишает участников перевозочного процесса альтернативы выбора. В связи с чем, отправители и получатели грузов должны быть более защищенными на уровне закона.

Вышеприведенные доводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (13АП-3550/2017, 13АП-1422/2017, 13АП-6651/2015, 06АП-7290/2018, 06АП-379/2019, 06АП-543/2019, А73-2664/2018, 13АП-3591/2019,06АП-379/2019, А14-21582/2018, Ф09-3225/2017, Ф09-3290/2017, Ф09-2844/2017, 09АП-13216/2019, 09АП-70428/2018).

Из статей 307 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

С учетом изложенного, с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск, Челябинская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>) подлежат взысканию пени за просрочку доставки груза в размере 237878 (Двести тридцать семь тысяч восемьсот семьдесят восемь) рублей 16 копеек.

Данный вывод основан судом на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Истец при подаче искового заявления платежным поручением № 81185 от 09.09.2020 г. уплатил госпошлину за рассмотрение иска в сумме 8198 руб.

Исходя из предмета и размера заявленных требований, с учетом принятых уточнений, государственная пошлина за рассмотрение иска составит 7758 руб.

С учетом результата рассмотрения искового заявления (иск удовлетворен в полном объеме), расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению с ответчика в пользу истца в размере 7758 руб.; излишне уплаченная государственная пошлина в размере 440 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск, Челябинская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>) пени за просрочку доставки груза в размере 237878 (Двести тридцать семь тысяч восемьсот семьдесят восемь) рублей 16 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 7758 (Семь тысяч семьсот пятьдесят восемь) рублей 00 копеек.

Возвратить Публичному акционерному обществу «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск, Челябинская обл. (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 440 (Четыреста сорок) рублей 00 копеек, уплаченную по платежному поручению №81185 от 09.09.2020г. Выдать справку.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области http://www.saratov.arbitr.ru и в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области А.Ю. Тарасова.