АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
01 декабря 2017 года
Дело № А57-17896/2017
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2017 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Штремплер М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головиным О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал»,
к федеральному государственному унитарному предприятию «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина», г. Москва,
о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, по доверенности № 01/25 от 09.01.2017 года
от ответчика – ФИО2, по доверенности № 64АА2177894 от 06.09.2017, ФИО3, по доверенности от 01.09.2017, ФИО4, по доверенности от 01.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось МУПП «Саратовводоканал» с иском к ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина» (далее - ФГУП «НПЦАП») о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в общем размере 2 080 325,48 руб.
Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв на иск, в котором изложил свою позицию относительно заявленных требований.
В судебном заседании 22.11.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 14 час.30 мин. 27.11.2017 года. По истечении перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассматривается в порядке ст.ст.152-166 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст.ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве на иск, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между сторонами имеется единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.08.2013 года № 52 (далее – договор), предметом которого является подача через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод.
Согласно пункту 2.2. договора прием сточных вод производится по 10 выпускам O 450, 300, 250, 300, 200, 150, 300, 400, 300 мм в канализацию Предприятия ВКХ от Абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
Пунктом 3.2.3. договора предусмотрено, что Абонент обязуется не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления.
На основании пункта 4.1 договора контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов Предприятия ВКХ путем отбора точечных (разовых), составных проб. Отбор проб может производиться в любое время суток без предварительного извещения Абонента в присутствии его представителя. При невыделении Абонентом или субабонентом представителя или недопуска представителя Предприятия ВКХ к контрольному колодцу в течение 30 минут, пробы не отбирается, а сброс сточных вод рассматривается как залповый.
В пункте 4.2. договора сторонами определены точки отбора проб сточных вод для аб. 6833, 1645: 1. Контрольный колодец № 1 (канализационный колодец № 20Г).
2. Контрольный колодец № 3 (канализационный колодец № 24).
3. Контрольный колодец № 4 (канализационный колодец № 27).
4. Контрольный колодец № 5 (канализационный колодец № 47).
5. Контрольный колодец № 6 (канализационный колодец № 48).
6. Контрольный колодец № 7 (канализационный колодец № 49).
7. Контрольный колодец № 8 (канализационный колодец № 154).
8. Контрольный колодец № 9 (канализационный колодец № 186).
9. Контрольный колодец № 10 (канализационный колодец № 163).
Согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации филиала ФГУП «НПЦАП» - ПО «Корпус», утвержденному гл. инженером ФИО5 12.01.2011 г.
Точка отбора пробы сточной воды для аб.38574: Контрольный колодец № 11 (канализационный колодец № 199). Согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации филиала ФГУП «НПЦАП» - ПО «Корпус», утвержденному гл. инженером ФИО5 12.01.2011 г.
Согласно п. 6.2 договора плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П «Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области» и иными нормативно-правовыми актами.
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации установлены Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П «Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области».
Нормативы платы могут быть изменены в установленном законом порядке, о чем абонент уведомляется через средства массовой информации.
В случае контроля за составом и свойствами сочных вод абонента и его субабонентов со стороны предприятия ВКХ сумма платы за сброс загрязняющих веществ определяется, исходя из фактических концентраций сбрасываемых сточных вод. Расчетным периодом в этом случае является период, прошедший между последовательно проведенными отборами проб сточной воды. При определении платы за сброс загрязняющих веществ за период с даты последнего отбора по 31 декабря текущего года: масса каждого загрязняющего вещества рассчитывается как среднее значение по результатам предыдущих отборов проб сточной воды в текущем году (масса загрязняющего вещества при залповом сбросе в расчете не учитывается). Объемы водоотведения за ноябрь, декабрь месяцы при отсутствии фактических данных на момент расчета рассчитываются как среднее значение за предыдущие месяцы. В случае отсутствия контроля за составом и свойствами сточных вод абонента и его субабонентов со стороны предприятия ВКХ сумма платы определяется в соответствии с нормами сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, установленными органами местного самоуправления и договором. Расчетным периодом в этом случае является календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.01.2013г. вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения. В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 30 Закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. № 167 утверждены «Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее по тексту Правила № 167). .
Согласно пункту 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно- канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил № 167).
Пунктами 65, 67 Правил № 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
- отбор проб сточных вод;
- последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П утвержден Временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее по тексту Временный порядок).
В соответствии с пунктом 2 Временный порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Пункт 3 Временного порядка устанавливает, что нормативами водоотведения являются: по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органом местного самоуправления или организацией ВКХ; по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 Временного порядка основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (включая плату за размещение отходов) в системы коммунальной канализации населенных пунктов являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
Пунктами 5, 6 Временного порядка определено, что взимание платы за сброс загрязняющих веществ (включая плату за размещение отходов) со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией ВКХ за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами. Валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определяется как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую (при осуществлении контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) или установленную (при отсутствии контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) нормативную концентрацию по каждому загрязняющему веществу.
Согласно пункту 7 Временного порядка расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод. При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год.
Постановлением Администрации МО «Город Саратов» № 4378 от 31.12.2014 г. «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором и действующим законодательством, МУПП «Саратовводоканал» произвело отборы проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев 14.03.2016 г., 01.06.2016 г., 22.09.2016 г.
Факты отбора проб сточных вод удостоверены актами № 137 от 14.03.2016 г., № 321 от 01.06.2016 г., № 573 от 22.09.2016 г.
Представители ответчика присутствовали при отборах проб, замечаний по отборам проб не заявили, акты отбора проб подписаны без возражений и замечаний, отобраны параллельные и резервные пробы.
Согласно пункту 67 Правил № 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Аккредитованной испытательной лабораторией по контролю сточных вод МУПП «Саратовводоканал» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001 513978, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии) были произведены анализы контрольных проб сточных вод. Результаты лабораторных анализов показали, что состав сточных вод ответчика по некоторым показателям не соответствует установленным нормативам. Превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения оказывает отрицательное воздействие на процесс биологической очистки городских сточных вод.
На основании результатов контрольных проб сточных вод ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016г. по 14.03.2016г. в размере 494 941,75 руб., с 15.03.2016г. по 01.06.2016г. в размере 308 625,92 руб., с 02.06.2016г. по 22.09.2016г. в размере 1 276 757,81 руб.
Ответчиком доказательства отсутствия сброса загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов в материалы дела не представлены. Расчет размера платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах в пределах и с превышением нормативов допустимых концентраций ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Таким образом, обязанность произвести оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных истцом, в том числе повышенную оплату за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации, возложена на ответчика действующим законодательством, а также условиями договора.
Материалами дела подтверждается факт сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации и ответчиком не опровергнут.
Учитывая, что законодателем установлены гарантии для защиты прав организаций ВКХ, которые осуществляются в рамках договорных отношений, в данном случае на стороне ответчика имеется неисполненное денежное обязательство.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчик доказательства оплаты за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016г. по 14.03.2016г. в размере 494 941,75 руб., с 15.03.2016г. по 01.06.2016г. в размере 308 625,92 руб., с 02.06.2016г. по 22.09.2016г. в размере 1 276 757,81 руб. не представил.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, суд считает необоснованными, исходя из следующего.
ФГУП «НПЦАП» считает, что в спорный период в отношении него не подлежало применению Постановление Правительства Саратовской области № 220-П от 14.10.2004 г. «Об утверждении временного порядка определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области», поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013г. № 230-П «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторый акты Правительства Российской Федерации» в период с 01.01.2016 г. по 09.10.2016 г. были установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения. Ответчик полагает, что истец неправомерно начислил плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за период с 01.01.2016г. по 22.09.2016г., то есть до вступления в силу Постановления Правительства Саратовской области № 543-П от 06.10.2016г., поскольку действовавший в тот период Временный порядок, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области № 220-П, не распространялся на ответчика.
Согласно статье 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 г. № 1101 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения» в пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 внесены изменения.
Согласно данным изменениям, на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил № 167 и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяется с 01.01.2019 г.
Указанное постановление Правительства РФ принято в установленном действующим законодательством порядке, управомочным органом государственной власти, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Данное постановление оспорено не было.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами настоящей главы.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 г. № 1101 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения» организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 01.01.2015 г. и до вступления в силу настоящего постановления, рекомендовано применять положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил № 167 и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 г. № 1101 распространило действие пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 в редакции от 14.10.2015г., на отношения, возникшие до введения в действие указанного пункта в новой редакции.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ № 1310 от 31.12.1995 г. «О взимании платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Постановлением Правительства Саратовской области № 220-П от 14.10.2004 г. утвержден «Временный порядок определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области».
Данное постановление было принято в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ на основании Устава (Основного закона) Саратовской области (пункты 59, 67 Устава).
Постановлением Правительства Саратовской области № 543-П от 06.10.2016г. были внесены изменения в постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П, согласно которым из пункта 1 приложения № 1 и пункта 1 приложения № 2 исключены слова «за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства РФ от 18.03.2013г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».
Пункт 1 приложения № 1 и пункт 1 приложения № 2 дополнен частью второй следующего содержания: «С 1 января 2019 года настоящий Порядок не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 06.10.2016г. № 543-П рекомендовано организациям Саратовской области, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года до вступления в силу настоящего постановления, применять положения пунктов 2-22 приложения № 1 и пунктов 2-9 приложения № 2 постановления Правительства Саратовской области от 14.10.2004 г. № 220-П «Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области». Указанное постановление Правительства Саратовской области принято в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и оспорено в установленном порядке не было.
В связи с внесенными изменениями в действующее законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ приняты разъяснения, изложенные в письме № 36109-АЧ/04 от 09.10.2017 г., согласно которым в настоящее время одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167;
- требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность:
- нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты),
- а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Таким образом, в спорный период времени ответчик обязан был оплачивать помимо платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведение, начисленной согласно Правилам № 644, плату за сброс загрязняющих веществ в пределах и с превышением установленных органом местного самоуправления нормативов в соответствии с Правилами № 167 и Временным порядком.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017г. по делу № А57-7376/2017, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2016г. по делу №А12-10614/2016, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2017г. по делу №А12- 48921/2016.
Также судом первой инстанции отклоняется довод ответчика о том, что он не обязан вносить плату за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных органом местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно Правилам № 167, поскольку не причинен ущерб окружающей среде.
Обязанность абонента по оплате за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных органом местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод возложена на него действующим законодательством РФ и не ставится в зависимость от причинения природопользователем (МУПП «Саратовводоканал») ущерба окружающей среде.
Основанием для взимания платы за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов является нарушение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод установленных органом местного самоуправления согласно Правилам № 167. Факт нарушения ответчиком нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, утвержденных постановлением Администрации МО «Город Саратов» № 4378 от 31.12.2014 г. установлен материалами дела и ответчиком не оспорен.
Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, так как они подтверждены документами представленными истцом и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина платежным поручением № 4162 от 23.08.2017 г. в размере 33 402 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва, в пользу муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Саратов, плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.01.2016 по 14.03.2016, с 15.03.2016 по 01.06.2016, с 02.06.2016 по 22.09.2016 в общем размере 2 080 325 руб. 48 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 33 402 руб.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Г. Штремплер