АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 29 апреля 2015 года | Дело № А57-1824/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2015 года
Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.В. Сеничкина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А.Смирновой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации, г. Москва,
в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Саратов
Заинтересованное лицо:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области по отказу в возврате Центральному банку Российской Федерации (Банку России), в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации уплаченной государственной пошлины за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 7000 руб.;
об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области возвратить уплаченную государственную пошлину за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 7000 руб., зачисляемую в федеральный бюджет.
при участии:
представителей заявителя - ФИО1, доверенность 64 АА №1365367 от 29.09.2014г., сроком до 17.09.2017г., ФИО2, доверенность 64 АА №1365369 от 29.09.2014г., сроком до 17.09.2017г.,
представителя заинтересованного лица - ФИО3, доверенность № 3557/ДМ от 21.11.2013г., действительна три года.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился с заявлением Центральный банк Российской Федерации, г. Москва, в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Саратов, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, г. Саратов о признании незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области по отказу в возврате Центральному банку Российской Федерации (Банку России), в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации уплаченной государственной пошлины за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 7000 руб.; об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области возвратить уплаченную государственную пошлину за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 7000 руб., зачисляемую в федеральный бюджет.
Как видно, из материалов дела, Центральный банк Российской Федерации, г. Москва, в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Саратов обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области за выдачей документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и произвел оплату государственной пошлины по 1 000 руб. за каждое заявление, в общей сумме 7000 руб., что подтверждается платежными поручениями №1454 от 06.03.2014г., № 4406 от 22.07.2014г., №4410 от 22.07.2014г., №4411 от 22.07.2014г., № 4412 от 22.07.2014г., № 4413 от 22.07.2014г., №4414 от 22.07.2014г.
07.11.2014г. заявитель обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области с заявлением (исх. № 4-1-24/26835) о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в общей сумме 7000 руб.
Письмом от 02.12.2014г. исх. № 3728/ДМ Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области отказало заявителю в возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришёл к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основы конституционного строя Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Статьями 10 и 11 Конституции РФ определено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьёй 112 Конституции РФ, Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую Банк России не входит.
Статус Банка установлен в статье 75 Конституции РФ, определяющей его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, в указанной статье закреплена независимость Банка России от органов государственной власти.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является юридическим лицом. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом № 86-ФЗ, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьёй 2 указанного закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
В соответствии со статьёй 3 Закона № 86-ФЗ целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.
В статье 4 этого же закона определены функции Банка. В частности, Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Действующее законодательство не содержит прямого указания о наделении Банка России статусом государственного органа.
Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» последний назначен организацией, юридическим лицом, формально не наделенным статусом государственного органа. Законодательство Российской Федерации не относит его к органам государственной или муниципальной власти, ограничиваясь определением Банка России как юридического лица. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой - обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства.
Также невозможность отнесения Центрального Банка к государственным органам исходит из статуса государственных служащих. Согласно действующему Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий - это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. В то же время согласно Закону о Банке России содержание служащих Банка России осуществляется не за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Также и не упоминается Банк России и в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Служащие Банка России по определению не являются должностными лицами государственных органов. Их статус определяется таким образом: они относятся к категории служащих, работающих не в государственной организации - и регулируется 14 разделом (ст. ст. 88 - 92) Закона № 86-ФЗ. Таким образом, признание Центрального Банка государственным органом повлечет и признание служащих Центрального Банка государственными служащими.
В статье 2 Закон № 86-ФЗ закреплено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Из этого следует Центральный банк обладает относительной независимостью в своей деятельности. Относительная независимость Банка России, так же обеспечивается такими законодательно закрепленными принципами, как неделимость и не отчуждаемость уставного капитала и иного имущества, находящихся в собственности Банка России; самоокупаемость его деятельности; Кроме того, согласно статье 2 ФЗ «О Центральном Банке», банк России осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов, а не финансируется из государственного бюджета как государственные органы.
Конституция России, которая устанавливает в статье 10 разделение властей «по горизонтали», а статья 11 делит государственную власть «по вертикали», с учётом федеративного устройства государства. В первой части статьи 11 перечисляются федеральные органы (Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации), осуществляющие государственную власть в соответствии с установленным статьёй 10 Конституции разделением властей (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти). Банк России в этот перечень не включен, равно как не включен и в структуру федеральных органов исполнительной власти. Следовательно, Банк России не следует причислять к государственным органам.
На основании статьи 6 Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципа законности. Данный принцип не позволяет отнести к государственным органам субъект, не отнесенный к таковым законодательством Российской Федерации.
В то же время пункт 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117) прямо указывает, что Банк России относится к иным органам, не входящим в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющим публично-правовые функции, в силу чего может быть освобожден от уплаты государственной пошлины по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда он выступает в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В силу статьи 3 Закона № 86-ФЗ получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В то же время, как указано в статье 26 Закона № 86-ФЗ, после утверждения годовой финансовой отчётности Банка России Советом директоров, Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Наделение Центрального Банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающему освобождение от уплаты государственной пошлины только государственных органов и органов местного самоуправления. Возможность применения налогового законодательства по аналогии Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, при отсутствии законодательного отнесения заявителя к органам государственной власти, у заинтересованного лица отсутствовали основания для освобождения Банка России от уплаты государственной пошлины, следовательно, он не имеет права на льготу по уплате государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 4 пункт 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом проверены и отклонены доводы заявителя, как основанные на неверном толковании норм права.
Заявитель не представил ни одного доказательства незаконности действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Центрального банка Российской Федерации, г. Москва, в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Саратов, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, г. Саратов о признании незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области по отказу в возврате Центральному банку Российской Федерации (Банку России), в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации уплаченной государственной пошлины за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 7000 руб.; об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области возвратить уплаченную государственную пошлину за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в размере 7000 руб., зачисляемую в федеральный бюджет отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Е.В. Сеничкина