АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002 г.Саратов, ул.Бабушкин взвоз,1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Саратов
Резолютивная часть объявлена 31 января 2012г.
Дело № А57-1837/2012
Полный текст изготовлен 03 февраля 2012г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи И.В.Пермяковой, при ведении протокола секретарем О.П.Шапошниковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Саратовского транспортного прокурора, г.Саратова,
к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г.Москва,
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии: представителя прокуратуры – Сотникова А.А. (удостоверение 3116166),
установил: в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление Саратовского транспортного прокурора, г.Саратова, о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г.Москва, к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
По инициативе прокуратуры к участию в деле в качестве Заинтересованного лица привлечено Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Саратов.
Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги», как и представитель Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в предварительное судебное заседание не явились. В материалах дела имеются почтовые уведомления №81108 и №81109, подтверждающие надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте предварительного судебного заседания.
Неявка лица, участвующего в деле о привлечении к административной ответственности, в случае его надлежащего извещения, в силу ч.1 ст.136, ч.3 ст.205 АПК РФ не может являться препятствием для проведения предварительного судебного заседания.
При данных обстоятельствах предварительное судебное заседание проводится в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и Заинтересованного лица.
В предварительном судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просит привлечь открытое акционерное общество «Российские железные дороги» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в пределах санкций, установленных названной статьей.
Ознакомившись с материалами дела, суд находит дело подготовленным к судебному разбирательству.
В силу ч.4 ст.137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Представитель прокуратуры против перехода к судебному разбирательству не возражает.
При данных обстоятельствах суд завершает предварительное судебное заседание, открывает судебное заседание и переходит к судебному разбирательству.
Проведя исследование протокола об административном правонарушении, иных представленных доказательств, суд установил, что Саратовской транспортной прокуратурой по заданию Южной транспортной прокуратуры в период с 11 октября по 23 декабря 2011г. проведена проверка исполнения законодательства о промышленной
безопасности опасных производственных объектов топливно-
энергетического комплекса предприятий транспорта в деятельности
Приволжской дирекции по тепловодоснабжению - структурного
подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала
ОАО «Российские железные дороги» при эксплуатации опасного
производственного объекта - «площадки хранения мазутного топлива
моторвагонного депо Дирекции по тепловодоснабжению».
К проведению проверки были привлечены специалисты Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ходе проверки было установлено, что Приволжская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» эксплуатирует опасный производственный объект - площадку хранения мазутного топлива моторвагонного депо Дирекции по тепловодоснабжению. Указанный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за №А01-07011-777 05.10.2005 года в соответствии со свидетельством АО 1-07011 от 28.12.2010г. ОАО «Российские железные дороги» в установленном порядке 09.03.2011г. получена лицензия №ВП-00-011513 (ЖКНС) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Согласно названной лицензии лицензируемый вид деятельности осуществляется лицензиатом, в том числе, и на ст.Анисовка Приволжской ж.д., то есть по месту нахождения указанного опасного производственного объекта.
В соответствии с п.28 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшим до вступления в законную силу Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ (в настоящее время утратил силу), эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Аналогичная норма содержится в п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действующего в настоящее время.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599, в пункте 5 содержит перечь лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, к которым, в частности относится:
- соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункт «а»);
- соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункт «б»);
- наличие у лицензиата технических устройств, применяемых на
опасном производственном объекте, соответствующих требованиям
промышленной безопасности, установленным статьей 7 Федерального
закона «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» (подпункт «в»).
Пунктом 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов установлено, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных «а», «б», «г» и «ж» пункта 5 указанного Положения.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов установлены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Отсылочные нормы подпунктов «а», «б» пункта 5 Положения также корреспондируют требованиям ст.ст.9, 10 вышеуказанного Федерального закона № 116-ФЗ.
Так, согласно ч.1 ст.9 вышеуказанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Согласно пункту 1.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003г. №33, организация, эксплуатирующая ОПО нефтебаз или складов нефтепродуктов, обязана иметь планы локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН). Пунктом 2.6.44 указанных Правил установлена обязанность для каждой эксплуатирующей организации иметь инструкцию по эксплуатации и техническому надзору, методам ревизии и отбраковки резервуаров.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что в нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ, п.п. 1.7., 2.6.44. Правил промышленной безопасности нефтебаз ОАО «Российские железные дороги», в лице своего структурного подразделения, на опасном производственном объекте - площадке хранения мазутного топлива моторвагонного депо Дирекции по тепловодоснабжению разработанного плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций, инструкции по эксплуатации и техническому надзору, методам ревизии и отбраковки резервуаров не имеет.
Судом установлено, что после проведения проверки, 01 декабря.2011 года, ОАО «Российские железные дороги» были заключены договора №595ДТВ-собств и №596ДТВ-собств на разработку ПЛАРН и ПЛАС.
Согласно части 1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ предусмотрена обязанность лицензиата обеспечивать на опасном производственном объекте наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с требованиями п.п.2.3.8., 2.6.27, 6.6., 6.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов предусмотрено наличие: твердого покрытия зоны налива железнодорожной эстакады (п.2.3.8.); сигнализаторов довзрывных концентраций (п. 2.3.27, 2.4.15, 2.6.27.); прибора, определяющего направление и скорость ветра (п. 6.7).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, а также ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ объект не оснащен сигнализаторами довзрывных концентраций; зона налива железнодорожной эстакады не ограждена по периметру бортиком высотой не менее 0,2м; на территории склада ГСМ не установлен прибор, определяющий направление и скорость ветра. Кроме того, в нарушение п.2.6.43 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, а также ч. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ, на объекте не обеспечена электростатистическая безопасность, нефтепродукты в резервуары заливаются с разбрызгиванием, не обеспечена скорость заполнения порожнего резервуара не более 1 м/с до момента заполнения приемного патрубка. В нарушение п.2.9.25 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ (отсутствует) не представлена техническая документация на насосное оборудование. В нарушение п.1.5 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, а также ч.1 ст.9 Федерального закона №116-ФЗ, отсутствует проектная документация на склад ГСМ.
Согласно ч.ч. 4, 6 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации. Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Пунктом 7 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года № 1540 установлено, что на основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства. Однако в нарушение вышеуказанных требований разрешения Ростехнадзора для применения всех технических устройств на опасном производственном объекте отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что в ходе проведенной проверкой были выявлены нарушения Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003г. №29.
В нарушение требований п.2.13 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств на объекте перечень и объем эксплуатационной, ремонтной и другой технической документации не определены приказом или иным распорядительным документом. В нарушение п.4.7.2. Общих правил взрывобезопасности для
взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств на объекте не регламентирован порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению ЛВЖ, заполнению и опорожнению резервуаров, выбор параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни). В нарушение требований п.5.1.2. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств на объекте отсутствуют (не представлены) паспорта на технологическое оборудование и трубопроводную арматуру с данными о сроке службе, установленными изготовителем, для трубопроводов не установлен назначенный срок эксплуатации, отсутствуют (не представлены) паспорта трубопроводов, не продлен срок безопасной эксплуатации технологического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, выработавших назначенный срок службы.
В ходе проверки были выявлены нарушения при эксплуатации на объекте технологических трубопроводов и их элементов. Так, на объекте отсутствует техническая эксплуатационная документация на технологические трубопроводы (эксплуатационные журналы, схемы трубопроводов, акты испытаний на прочность и плотность, журнал установки и снятия заглушек, отсутствует перечень технологических трубопроводов), что нарушает требования п.п. 4.2., 9.1.6, 9.3.1., 9.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 года №80.
В нарушение требования п.1.14, 1.6, 2.1.4, 5.9.12 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, для трубопроводов и арматуры проектной организацией не установлены расчетные и назначенные сроки эксплуатации, отсутствуют технические решения и мероприятия, направленные на безопасную эксплуатацию, обоснованные расчетами и (или) заключениями экспертизы промышленной безопасности, не определена категория технологических трубопроводов, на трубопроводы не нанесена опознавательная окраска и маркировка трубопроводов.
В нарушение п.9.1.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, отсутствуют эксплуатационные журналы трубопроводов.
Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта - площадки хранения мазутного топлива моторвагонного депо Дирекции по тепловодоснабжению в месте осуществления Саратовская область, ст. Анисовка допущены нарушения требований ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а, следовательно, допущено нарушение требований подпунктов «а», «б» пункта 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 599.
Частью 4 ст.14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Примечанием к указанной норме установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Понятие грубого нарушения лицензионных требований и условий установлено Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 года №599, к грубым нарушениям относятся нарушения требований подпунктов «а», «б» пункта 5 названного Положения.
По факту выявленных грубых нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), прокуратурой, в соответствии с ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, 26 декабря 2011г. в присутствии уполномоченного представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 в отношении ОАО «Российские железные дороги» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, вышеназванный объект зарегистрирован ОАО «Российские железные дороги» в качестве опасного производственного объекта. Федеральный закон №116-ФЗ, а также принятые во исполнение указанного закона правовые акты вступили в силу с 1998 по 2008 год, что позволяет сделать вывод о том, что у ОАО «Российские железные дороги» в течение календарного года имелась возможность для соблюдения установленных требований и условий, однако обществом не были предприняты меры по их соблюдению.
Местом совершения правонарушения, является место осуществления обществом в лице своего обособленного подразделения деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта с грубым нарушением лицензионных требований и условий - Саратовская область, ст.Анисовка, площадка хранения мазутного топлива моторвагонного депо Дирекции по тепловодоснабжению.
В силу ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Длящимся правонарушением является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, следовательно, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, является длящимся правонарушением, и срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, исчисляется с момента выявления правонарушения.
Период проведения прокурорской проверки - 11 октября по 23 декабря 2011г., дата вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении – 26.12.2011г.
Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности в настоящий момент не истек.
В силу ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Отягчающие обстоятельства прокуратурой не выявлены, однако судом установлено, что к моменту вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Обществом уже были предприняты ряд мер по устранению нарушений действующего законодательства (01.12.2011г. Обществом был заключен договор на разработку плана ликвидации аварийных ситуаций), что суд считает возможным учесть в качестве смягчающих вину обстоятельств.
При данных обстоятельствах суд считает возможным примененить в качестве меры наказания, в данном случае, административный штраф, в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц ч.1 ст.14.1 КоААП РФ - 40000,00руб.
Руководствуясь ст.ст.205, 206 АПК РФ, ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (юридический адрес: 107174, <...>; фактический адрес: 107174, <...>), ИНН <***>, КПП 997650001, ОГРН <***>, к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Оплату штрафа произвести по следующим банковским реквизитам:
Получатель: Южная транспортная прокуратура,
КБК 415 1 16 900 1001 0000 140,
ИНН <***>
КПП 616701001
ОКАТО 60401000000
УФК МФ РФ по Ростовской области, счет получателя: 40101810400000010002
ГРКЦ Банка России по Ростовской области
БИК 046015001
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.206 АПК РФ.
Судья Арбитражного суда И.В.Пермякова