ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-18690/18 от 21.09.2018 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

28 сентября 2018 года

Дело №А57-18690/2018

Резолютивная часть решения оглашена – 21 сентября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен – 28 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Э. Сизовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры

заинтересованное лицо: МУП «СанСервис»

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя – Белов И.Ф. по доверенности от 20.04.2018г.

у с т а н о в и л: Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении МУП «СанСервис» к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о дате, времени и мессе проведения судебного заседания извещено в соответствии с требованиями 121-123 статей АПК РФ, требования признало.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

МУП «СанСервис» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию отходов 3-4 классов опасности от 29.07.2016г. № 64-00129 сроком действия – бессрочно и эксплуатирует полигон ТКО, который расположен по адресу: Саратовская обл., Лысогорский район, в 550 м восточнее ул. Зеленая д.15, р.п. Лысые Горы.

Основными видами деятельности предприятия являются: эксплуатация полигона ТБО; сбор, транспортировка и захоронение промышленных отходов III-IV классов опасности; Обслуживание жилищного фонда р.п. Лысые горы благоустройство территории населенного пункта и пр.

03.08.2018 года представителями прокуратуры со специалистами Управления Росприроднадзора по Саратовской области осуществлен выезд с целью проверки деятельности в области обращения с отходами МУП «СанСервис».

В соответствии с требованием прокуратуры о проведении проверки от 02.08.2018 года № 1-554в-2018 был представлен список транспортных средств и водителей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, а именно: их транспортирование.

Между тем, документов, подтверждающих наличие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности при проведении проверки представлено не было.

Таким образом, по мнению административного органа, водитель вакумной машины ЗИЛ 130 рег. номер х570то (ассенизатор) Гордеев Михаил Александрович, водитель вакумной машины Газ 53 рег. номер в613ам Юденков Виктор Борисович, водитель мусоровоза Газ53 рег. номер т 990 ае Собчук Алексей Николаевич допущены к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имея профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - IV классов опасности.

В соответствии с представленными документами, с вышеуказанными водителями заключены трудовые договоры: №8 от 13.02.2013 года (Юденков В.Б.), №92 от 13.11.2016 года (Гордеев М.А.), №80 от 06.04.2016 года (Собчук А.Н.).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1. должностных инструкцией водителей ассенизационных машин МУП «СанСервис» в должностные обязанности водителя включена обязанность выполнения маршрутного задания по откачке выгребных ям, канализационных колодцев и туалетов.

Пунктом 2.2. инструкции в обязанность водителей также включена транспортировка и выгрузка в местах утилизации жидких бытовых отходов.

Административный орган указал, что место совершения правонарушения - 412860, Саратовская область, Лысогорский район, р.п. Лысые Горы, ул. Железнодорожная, д. 17. В ходе проведения проверки в отношении МУП «СанСервис» прокуратурой выявлены нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления.

08.08.2018г Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам рассмотрения материалов проверки исполнения федерального законодательства об отходах производства и потребления в деятельности МУП «СанСервис» (юридический адрес: 412860, Саратовская область, Лысогорский район, р.п. Лысые Горы, ул. Железнодорожная, д. 17; ОГРН 1136438000016, ИНН 6419008383) вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура направила в Арбитражный суд Саратовской области указанное постановление и обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности МУП «СанСервис» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Применительно к рассматриваемой категории дел с учетом положений части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на административном органе, который составил протокол (постановление) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и подал в суд заявление о привлечении лица к административной ответственности, лежит обязанность доказать, что предприятием допущены грубые нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Из смысла части 1 статьи 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Подпунктом «а» пункта 4 Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" установлено, что допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности является грубым нарушением лицензионных требований.

В соответствии с приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IIV классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062, в перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IIV классов опасности входят:

1. Сбор отходов I- IV класса опасности;

2. Транспортирование отходов I- IV класса опасности;

3. Обработка отходов I- IV класса опасности;

4. Утилизация отходов I- IV класса опасности;

5. Обезвреживание отходов I- IV класса опасности;

6. Размещение отходов I- IV класса опасности.

В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» даны основные понятия, которые используются в настоящем Законе:

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Суд не находит нарушений процессуальных положений КоАП РФ в действиях административного органа.

Согласно письменным пояснениям, Предприятие признает вину в полном объеме и просит учесть, что в настоящее время сотрудники, осуществляющие деятельность по обращению с отходами Гордеев М.А., Юденков В.Б., Собчук А.Н. прошли обучение, что подтверждается копиями удостоверений о повышении квалификации.

При рассмотрении дела, суд учитывает, что деятельность предприятия не является прибыльной.

Суд учитывает позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении № 4-П от 25.02.2014г.

Суд проверил соблюдение административным органом процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества допущено не было, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены, данные факты подтверждены в ходе разбирательства.

Административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей является минимальной санкцией.

Оснований для применения в данном случае положений о малозначительности правонарушения не имеется.

При этом, суд учитывает особенность правонарушителя и степень его вины.

Подобный размер административного штрафа является значительным.

Наказание должно соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства. В результате для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьёзным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям.

Подобный размер административного штрафа является значительным, суд снижает его размер в два раза в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь МУП «СанСервис», ОГРН 1136438000016, ИНН 6419008383, регистрирующий орган: МРИ ФНС РФ № 19 по Саратовской области, адрес регистрации: 412860, Саратовская обл., Лысогорский район, рабочий поселок Лысые горы, ул. Железнодорожная, д. 17, регистрирующий орган: МРИ ФНС РФ № 19 по Саратовской области; дата регистрации: 22.01.2013г., к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности может быть обжалованы в порядке ст. 181, ч. 4.1 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Реквизиты Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, как администратора доходов федерального бюджета:

Получатель - УФК по Тверской области (Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура л/с 04361367830);

ИНН/КПП 6905010905/695001001;

р/сч 40101810600000010005 в отделении Тверь г. Тверь;

БИК 042809001; КБК 41511690010016000140;

ОКТМО 28701000.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Документ об оплате штрафа представить в суд.

Судья Огнищева Ю.П.