ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-19022/12 от 19.12.2012 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410031, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-19022/2012

21 декабря 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19.12.2012 г.

Полный текст решения изготовлен 21.12.2012 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» (г.Саратов)

заинтересованные лица:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области (г.Саратов),

ФБУ ГосНИИЭНП (г.Саратов)

о признании незаконными и подлежащими отмене постановления №2182-9 о наложении административного наказания и представления №2182-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя ФИО2 (доверенность №420 от 12.12.2011 года), ФИО3 (доверенность №44 от 30.01.2012 года),

представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области ФИО4 (доверенность №2434/ВИ от 15.10.2012 года), ФИО5 (доверенность №387/ВИ от 22.02.2012 года),

представителя ФБУ ГосНИИЭНП ФИО6 (доверенность №602-09 от 19.12.2012 г.)

У С Т А Н О В И Л:

 Открытое акционерное общество «Саратовнефтегаз» (далее по тексту ООО «Саратовнефтегаз» или Общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточнённом на основании ст.49 АПК РФ, о признании незаконными и подлежащими отмене постановления №2182-9 о наложении административного наказания и представления №2182-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных 04.09.2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в отношении Открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз».

Арбитражным судом на основании ст.49 АПК РФ приняты уточнения заявителем заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Определением от 05.12.2012 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБУ ГосНИИЭНП.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объёме.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области в судебном заседании высказали возражения против заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах, и указали на законность и обоснованность постановления №2182-9 о наложении административного наказания и представления №2182-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных 04.09.2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в отношении Открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз».

Представитель ФБУ ГосНИИЭНП в судебном заседании поддержал позицию Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области.

Материалами дела установлено, что 23.07.2012 года на основании поступившего 13.07.2012 года обращения координатора Энгельсского районного отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» ФИО7 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области было вынесено определение №3-085/2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» (далее по тексту ОАО «Саратовнефтегаз» или Общество) с целью проверки сведений о том, что ОАО «Саратовнефтегаз» несанкционированно на муниципальных землях сельскохозяйственного назначения организовало в Энгельсском районе Саратовской области в 4,5 км. от п.Взлётный в пределах границ земельного отвода Центрального пункта сбора нефти и газа №12 Грязнушинской площади Левобережного ЦПТНГ, место временного хранения нефтесодержащих отходов (нефтешламовый амбар) площадью около 4000 м2.

В рамках административного расследования должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области 30.07.2012 года в присутствии представителя ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО3, действовавшего на основании доверенности №34 от 20.01.2012 года, с участием начальника отдела договорной и методологической работы ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2, мастера левобережного ФИО8 ФИО9, 07.08.2012 года в присутствии представителя ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО10, с участием мастера левобережного ФИО8 ФИО9, 21.08.2012 года в присутствии представителя ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО10, действовавшего на основании доверенности №160 от 20.08.2012 года, с участием мастера левобережного ФИО8 ФИО9, 24.08.2012 года в присутствии представителя ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО10, действовавшего на основании доверенности №160 от 20.08.2012 года, с участием мастера левобережного ФИО8 ФИО9, были произведены осмотры территории СП-12 Грязнушинской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз».

В ходе проведённых осмотров территории СП-12 Грязнушинской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» административным органом было установлено, что с южной стороны СП-12 Грязнушинской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» на удалении 3-х метров от ограждения имеется обвалованный котлован диаметром ориентировочно 80 метров с нефтесодержащей жидкостью. В соответствии с представленным технологическим регламентом котлован используется в качестве пруда-испарителя. Обваловка земляная, высотой более 2 метров, на высоту примерно 1,5 метра от поверхности жидкости внутренние стенки пруда загрязнены нефтепродуктами. По состоянию на время проведения административного расследования в котловане находится ориентировочно 700 м3 нефтесодержащей жидкости. Подъездных путей, позволяющих сбрасывать в котлован отходы из автотранспорта нет. Состояние обваловки в удовлетворительном состоянии. По поверхности обваловки в пруд-испаритель проложены трубопроводы, предназначенные для закачки и откачки. На удалении 2 метров от наружной стороны обваловки со стороны СП-12 установлен насосный агрегат. Действующими устройствами (нефтеловушками) для сбора и удаления всплывающих нефтепродуктов с поверхности пруд-испаритель не оборудован. В пруде находится маслянистая жидкость черного цвета, вблизи поверхности пруда и с подветренной стороны за пределами обваловки ощущается запах нефтепродуктов, диаметр зеркала жидкости, находящейся в пруде, 45 метров.

В ходе проведённых осмотров 07, 21 и 24 августа 2012 года были проведены отборы проб донных отложений пруда и из придонных слоёв пруда, что подтверждается актами отбора проб от 07.08.2012 года, 21.08.2012 года и от 24.08.2012 года.

Отобранные в ходе смотров пробы донных отложений пруда и из придонных слоёв пруда были направлены для исследования в Федеральное бюджетное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт промышленное экологии» (далее по тексту ФБУ «ГосНИИЭНП»).

По результатам проведенных сравнительных количественных химических экспертиз соответствия объекта ОАО «Саратовнефтегаз» требованиям природоохранного законодательства РФ ФБУ «ГосНИИЭНП» были даны экспертные заключения №1 от 16.08.2012 года, №2 от 24.08.2012 года, №3 от 28.08.2012 года.

В экспертном заключении №1 от 16.08.2012 года экспертами был сделан вывод о том, что жидкость, находящаяся на глубине от 0 до 0,3 м от поверхности пруда-испарителя пластовой воды СП-12 Грязнушенской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» по содержанию в ней нефтепродуктов, механических примесей и плотности не соответствует нормам, установленным дл пластовой воды Технологическим регламентом по эксплуатации установки подготовки нефти «Гразнушенская» ТР-УПН-02Л-2010. В пруду-испарителе на глубину 0,3 м от поверхности находится нефтепродукт плотностью 0,89 г/см3, содержанием механических примесей 1159,3 мг/кг и воды 21000 мг/л.

В экспертном заключении №2 от 24.08.2012 года экспертами был сделан вывод о том, что в жидкости, находящейся в пруде-испарителе пластовой воды на глубине 1 м от поверхности, содержание механических примесей, нефтепродуктов и плотность не соответствует нормативам, установленным для пластовой воды Технологическим регламентом по эксплуатации установки подготовки нефти «Гразнушенская» ТР-УПН-02Л-2010. Установлено превышение норм заявленных в Технологическом регламенте по эксплуатации установки подготовки нефти «Гразнушенская» ТР-УПН-02Л-2010. ПО содержанию нефтепродуктов норма превышена в 14467 раз, механическим примесям в 16 раз. Плотность отобранной пробы составляет 1,01 г/см3 - Технологическим регламентом установлено, что плотность пластовой воды – 1,158 г/см3.

В экспертном заключении №3 от 28.08.2012 года экспертами был сделан вывод о том, что донные отложения, находящиеся в пруде-испарителе пластовой воды на глубине 1 м, собственник ОАО «Саратовнефтегаз», представляют собой органоминеральную композицию с содержанием нефтепродуктов более 5%.

28.08.2012 года административным органом в адрес ОАО «Саратовнефтегаз» было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2. КоАП РФ.

30.08.2012 года государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области ФИО4 в присутствии представителя ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2, действовавшего на основании доверенности №161 от 20.08.2012 года, был составлен протокол №2182-9 об административном правонарушении в отношении ОАО «Саратовнефтегаз» по ст.8.2 КоАП РФ выразившегося в осуществлении в течение длительного времени хранение опасных для окружающее среды веществ нефтепродуктов – отходов производства на объекте для этой цели не предназначенном. При составлении указанного протокола представителю ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2, действовавшему на основании доверенности №161 от 20.08.2012 года, были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.24.2., 25.1., 25.4. КоАП РФ, что подтверждается наличием подписи представителя в протоколе №2182-9. Копия протокола №2182-9 об административном правонарушении от 30.08.2012 года была вручена представителю ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2 30.08.2012 года, что подтверждается наличием подписи представителя в протоколе №2182-9.

31.08.2012 года государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области ФИО4 было вынесено определение №3-085/2012 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанное определение было получено ОАО «Саратовнефтегаз» 03.09.2012 года.

04.09.2012 года государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области ФИО4 в присутствии представителя ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2, действовавшего на основании доверенности №175 от 04.09.2012 года, были рассмотрены материалы административного дела, протокол об административном правонарушении №2182-9 от 30.08.2012 года. Представителю ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2 были разъяснены права, предусмотренные ст.51 ФИО11, главами 25 и 30 КоАП РФ, что подтверждается наличием подписи представителя в постановлении №2182-9. При рассмотрении материалов административного дела, протокола об административном правонарушении №2182-9 от 30.08.2012 года, возражений ОАО «Саратовнефтегаз», государственный инспектор РФ по охране природы в Саратовской области ФИО4 пришёл к выводам о том, что ОАО «Саратовнефтегаз» течение длительного времени осуществляет хранение опасных для окружающее среды веществ нефтепродуктов – отходов производства на объекте для этой цели не предназначенном что является нарушением ч.1, ч.2, ст.39, ч.1, 2 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2012 года «Об охране окружающей среды», ст.ст.11, 12, ч.5 ст.18 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», п.10.3.15. Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений.

По результатам рассмотрения материалов административного дела, протокола об административном правонарушении №2182-9 от 30.08.2012 года государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области ФИО4 вынесено постановление №2182-9 от 04.09.2012 года о наложении административного наказания, в соответствии с которым ОАО «Саратовнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей. Копия постановления №2182-9 от 04.09.2012 года о наложении административного наказания была вручена представителю ОАО «Саратовнефтегаз» ФИО2 04.09.2012 года, что подтверждается наличием подписи представителя в постановлении №2182-9.

Кроме того, 04.09.2012 года государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области ФИО4 было вынесено представление №2182-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым на ОАО «Саратовнефтегаз» было возложено обязательство принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и в течение 30 рабочих дней с момента получения представления представить в Управление Росприроднадзора по Саратовской области информацию о принятых мерах.

ОАО «Саратовнефтегаз», считая незаконными и подлежащими отмене постановление №2182-9 о наложении административного наказания и представление №2182-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями. При этом заявитель указывает на то, что административным органом вина ОАО «Саратовнефтегаз» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2.. КоАП РФ, не доказана. Кроме того, заявитель указывает на то, что выводы о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения основаны на протоколах анализа проб №423 от 13.08.2012 года, №68 от 24.08.2012 года, №144 от 28.08.2012 года, №430 от 29.08.2012 года и экспертных заключениях №1 от 16.08.2012 года, №2 от 24.08.2012 года, №3 от 28.08.2012, которые являются недопустимыми доказательствами, так как отборы жидкости, донных отложений для анализа и экспертного исследования были проведены без понятых.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, изучив действующее законодательство арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьёй 8.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 ст.210 АПК РФ).

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения;

- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 3 статьи 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющимся в деле доказательств.

В силу положений статьи 27.8. КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.

В соответствии с частью 1 статьи 26.5. КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерк, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется статьями 26.5., 27.10 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 26.5. КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ. Так процедура взятия проб и образцов предусматривает составление протокола уполномоченным должностным лицом в присутствии двух понятых.

Из протокола об административном правонарушении №2182-9 от 30.08.2012 года и постановления о наложении административного наказания №2182-9 от 04.09.2012 года следует, что событие административного правонарушения по ст.8.2. КоАП РФ в отношении ОАО «Саратовнефтегаз» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области установлено на основании протоколов осмотров от 30.07.2012 года, 07.08.2012 года, 21.08.2012 года, 24.08.2012 года, протоколов анализа проб №423 от 13.08.2012 года, №68 от 24.08.2012 года, №144 от 28.08.2012 года, №430 от 29.08.2012 года и выводов экспертных заключений ФБУ «ГосНИИЭНП» №1 от 16.08.2012 года, №2 от 24.08.2012 года, №3 от 28.08.2012 года, основанных на актах отбора жидкости и донных отложений из пруда СП-12 Грязнушенской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» от 07.08.2012 года, 21.08.2012 года, 24.08.2012 года.

Арбитражным судом установлено, что протоколы осмотра пруда СП-12 Грязнушенской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» от 30.07.2012 года, 07.08.2012 года, 21.08.2012 года, 24.08.2012 года были составлены должностными лицами без участия понятых в нарушение требований статьи 27.8. КоАП РФ.

Арбитражным судом установлено, что акты отбора жидкости и донных отложений из пруда СП-12 Грязнушенской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» от 07.08.2012 года, 21.08.2012 года, 24.08.2012 года были составлены должностными лицами без участия понятых в нарушение требований статей 26.5., 27.10 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив представленные в материалы дела протоколы осмотра от 30.07.2012 года, 07.08.2012 года, 21.08.2012 года, 24.08.2012 года, акты отбора жидкости и донных отложений из пруда СП-12 Грязнушенской площади Левобережного ЦПТНГ ОАО «Саратовнефтегаз» от 07.08.2012 года, 21.08.2012 года, 24.08.2012 года, протоколы анализа проб №423 от 13.08.2012 года, №68 от 24.08.2012 года, №144 от 28.08.2012 года, №430 от 29.08.2012 года и экспертные заключения №1 от 16.08.2012 года, №2 от 24.08.2012 года, №3 от 28.08.2012 года, арбитражный суд пришёл к выводу о несоблюдении административным органом правил статей 26.4., 26.5., 27.10. КоАП РФ. Указанные протоколы осмотра, акты отбора жидкости и донных отложений, протоколы анализа проб и экспертные заключения не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку получены с нарушением закона, в связи с чем не могут являться доказательствами, подтверждающими наличие в действиях ОАО «Саратовнефтегаз» вмененного ему состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.8.2. КоАП РФ.

Несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Перечисленные выше процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установить, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

В данном случае, административный орган, привлекая ОАО «Саратовнефтегаз» к административной ответственности, нарушил установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).

В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Арбитражным судом установлено, что оспариваемое представление вынесено Управлением в связи с производством дела по признакам совершения Обществом административного правонарушения по ст.8.2. КоАП РФ, состав которого в действиях заявителя административным органом не доказан.

Таким образом, поскольку Управлением не представлено доказательств совершения Обществом вменённого правонарушения, у него не было основания ни для привлечения Общества к административной ответственности, ни для выдачи ей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Поскольку административным органом не доказан в установленном законом порядке факт совершения ОАО «Саратовнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, то постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области №2182-9 от 04.09.2012 года о наложении административного наказания и представление №2182-8 от 04.09.2012 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, являются незаконными.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требования ОАО «Саратовнефтегаз» о признании незаконными и подлежащими отмене постановления №2182-9 о наложении административного наказания и представления №2182-8 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенных 04.09.2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в отношении Открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз», подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статями 27, 110, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области от 04.09.2012г. № 2182-9 о наложении административного наказания, вынесенного в отношении ОАО «Саратовнефтегаз».

Производство по административному делу прекратить

Признать незаконным представление Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области от 04.09.2012г. № 2182-8 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении ОАО «Саратовнефтегаз».

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья арбитражного суда

Саратовской области Т.А. Лескина